Image

От сайта-справочника до высокотехнологичных сервисов. Как развивались сервисы Сбера?

Сбербанк за последние 30 лет вывел свои онлайн-сервисы на новый уровень

Российский интернет 7 апреля празднует свое 30-летие — именно в этот день, в 1994 году появился домен .RU. За три десятка лет в рунете создавались и уходили в прошлое яркие проекты. В этом материале мы хотим рассказать о крупнейшем банке и технологической компании – Сбере, и на примере его сервисов показать развитие в сети отечественного бизнеса.

Интернет-сервисы
В 2002 году команда разработчиков Сбербанка запустила простые смс-сообщения на латинице: они сообщали клиенту информацию об операциях по карте и состоянии счета. В 2007 году банк начал внедрять «Электронную Сберкассу», с помощью которой клиент получал через интернет доступ к своим счетам, открытым в Москве. Спустя некоторое время появилась веб-версия СберБанк Онлайн, однако в ней можно было просматривать только счета, а в 2011 году запустилась мобильная версия приложения. И уже в ней стали доступны такие операции как оплата сотовой связи, переводы и другие опции.

Далее сервис стал стремительно обновляться, добавлялись новые продукты и услуги, а само приложение становилась все более удобным для клиентов.
Заставка стала динамичной и менялась в зависимости от времени суток или даты на календаре: банк стал поздравлять клиентов с общенациональными праздниками. В приложении появились сторис, аналитика, бюджет, голосовые ассистенты, баланс бонусов и многое другое.

Для предпринимателей онлайн-банк заработал в ноябре 2009 года, а мобильное приложение Сбербанк Бизнес Онлайн было запущено в 2014 году как сопутствующий продукт к интернет-банку в браузере. Сейчас СберБизнес — это самостоятельный канал, с его помощью корпоративные клиенты банка могут управлять процессами компании и вести бизнес со смартфона, а также пользоваться по меньшей мере 19 небанковскими сервисами, доступными в приложении (в веб-версии – 38). Количество пользователей уверенно превышает 1,27 млн.

По мере роста числа онлайн-покупок в 2019 году Сбер стал развивать семейство платежных методов SberPay с оплатой в один клик, потом одним из первых на рынке предложил делать покупки по QR-коду. Поэтому когда в стране перестали работать западные сервисы, у банка уже существовал ряд альтернативных решений, над развитием которых команда стала работать с новой энергией.

Так, в 2022 году пользователи смартфонов с операционной системой Android получили возможность вновь оплачивать покупки с помощью сервиса SberPay NFC
.

Сайт Сбербанка также претерпел серьезную эволюцию: он был зарегистрирован в конце 1990-х годов и изначально был похож на справочник – в нем содержалась информация об истории Сбера, территориальных банках, услугах, публиковались новости. С совершенствованием технологий сайт стал обрастать новыми функциями и мультимедиа – добавились картинки, видео, карты, ссылки на документы, а с наступлением эры смартфонов появилась и мобильная версия сайта.

Сегодня интернет развивается в сторону ИИ и генеративных моделей — нейросети встраивают в сайты, приложения, благодаря чему пользователь может получить ответ на свой вопрос за секунды.
За последние годы Сбербанк вывел на рынок нейросеть Kandninsky и генеративную модель GigaChat, которые доступны всем пользователям. Совокупная аудитория ИИ-сервисов компании достигла 18 млн клиентов. А с осени прошлого года сервис GigaChat также стал доступен бизнесу посредством интеграции интерфейса GigaChat API. Сегодня более 2000 компаний уже пользуются искусственным интеллектом Сбера.

Безопасность онлайн-сервисов
В конце прошлого века в банковскую отрасль пришли компьютерные технологии, внедрение и развитие которых вызвало необходимость их защиты. В 1995 году для обеспечения безопасности электронных расчетов в центральном офисе Сбера и во всех территориальных банках были созданы подразделения информационной безопасности. На первом этапе становления службы кибербезопасности основными задачами было организовать защищенный финансовый документооборот, а также юридически значимое электронное взаимодействие с юридическими лицами.

В XXI веке с развитием ИТ-технологий и новых банковских услуг, таких как карты, банкоматы, мобильный банкинг, появились и новые угрозы (вирусные атаки на мобильные устройства, «скимминг» на банкоматах, DDoS-атаки на веб-сервисы), которые поставили новые задачи для службы кибербезопасности.

С переводом клиентов на обслуживание в удаленные каналы возникло кибермошенничество и задачи по борьбе с ним.
Безопасность следует за ИТ, следовательно, централизация ИТ-технологий привела к тому, что в 2015 году все функции и процессы кибербезопасности были централизованы. Было создано ядро службы кибербезопасности, в состав которого вошли Операционный центр кибербезопасности (Security Operation Center, или SOC), Управление противодействия кибермошенничеству, Управление экспертизы кибербезопасности, Управление методологии кибербезопасности, также были созданы 5 региональных центров компетенций.

К 2019 году Сбербанк, обладая широкой инфраструктурой и учитывая отсутствие готовых актуальных продуктов кибербезопасности на рынке, принял решение о развитии сервисов кибербезопасности собственной разработки. Результатом стало создание собственной платформы киберразведки (Sberbank Threat Intelligence Platform), аналитической платформы кибербезопасности (ПКБ), продуктов по противодействию кибермошенничеству («Антифрод 360»), защите конфиденциальной информации (SberClassify) и многих других. К 2020 году в приложении СберБанк Онлайн был создан «хаб» кибербезопасности, объединяющий множество сервисов для защиты финансовых продуктов и клиентов банка (настройки безопасности продуктов, проверка входящих звонков, проверка телефона и почты на возможные утечки, обучающий раздел, канал «Осторожно, мошенники!» и др.).

Сегодня основная задача кибербезопасности Сбербанка — защита средств клиентов, и обеспечение безопасности банка.

Защиту средств клиентов от мошенничества осуществляет система фрод-мониторинга, основанная на алгоритмах искусственного интеллекта. Она принимает решения по более чем 370 млн транзакций в сутки и покрывает все каналы обслуживания физических и юридических лиц. Система позволяет предотвратить 99,9% попыток мошенничества. Таким образом, в 2023 году Сбер сохранил 200 млрд рублей своих клиентов.

Защиту инфраструктуры от кибератак осуществляет Центр киберзащиты, который в режиме 24/7 мониторит киберугрозы и реагирует на них. Защиту банковских продуктов обеспечивает подход, при котором они создаются со встроенной безопасностью. В каждой из продуктовых команд есть эксперт по кибербезопасности, который работает с командой начиная с самых ранних стадий разработки продукта, еще с этапа зарождения идеи. Это взаимодействие выведено на уровень культуры ведения бизнеса, поэтому любой продукт выходит на этап промышленной эксплуатации только после того, как эксперты кибербезопасности убедились, что продукт соответствует всем требованиям.

Источник: (Ссылка)


Image

Всероссийская ярмарка трудоустройства пройдет в Одинцово

Одинцово станет одной из основных площадок Всероссийской ярмарки трудоустройства, которая пройдёт по всей стране 28 июня.

Image

В Кемерове подведены итоги конкурса «Бренд Кузбасса»

11 июня в Кемерове, в Белом зале Правительства Кузбасса, прошло торжественное подведение итогов регионального конкурса «Бренд Кузбасса»....

Image

Педагоги смогут рассчитывать на льготную ипотеку

Представители Ассоциации негосударственного образования предлагают расширить программу льготной ипотеки для педагогов частных и государственных образовательных организаций. Об этом сообщила руководитель представительства организации в...

Image

Ассоциация негосударственного образования: росту числа иностранных студентов помогут частные вузы

Задачу Президента РФ по увеличению числа студентов-иностранцев до 500 тысяч человек могут решить частные вузы, считают в Ассоциации негосударственного...

Image

Педагогам частных школ и вузов предлагают засчитывать трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию

Педагогический стаж работников частных образовательных организаций до сих пор не учитывается при подсчете стажа для досрочного выхода на пенсию. Ситуацию необходимо исправлять,...

Image

В рамках ПМЭФ 2024 EKF и Владимирская область подписали соглашение о развитии завода в Александрове

Документ предусматривает инвестиции со стороны компании в объеме более 2 млрд рублей в увеличение мощности своего завода в г. Александрове Владимирской области....

Image

В Министерстве иностранных дел прошла презентация Кавказского инвестиционного форума

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации состоялся брифинг с участием глав и представителей дипломатических миссий иностранных государств в Российской Федерации, среди которых...

Image

Переводчики Южно-Уральской ТПП помогают найти «общий язык» инженерам из Китая и челябинским металлургам

Руководитель отдела переводов Южно-Уральской ТПП Анастасия Малых со знанием китайского языка участвовала в проекте шеф-монтажных и пуско-наладочных работ на производственной...

Image

Президент ЮУТПП озвучил предложения по развитию международного сотрудничества с ЮАР на ПМЭФ-24

Федор Дегтярев выступил на расширенном заседании Делового совета Россия-ЮАР. Заседание состоялось на проходящем в эти дни Петербургском экономическом...

Image

«ЛЮДИ ГОДА – 2024»: международный деловой журнал Russian Business Guide отметил лучших предпринимателей

Уже в шестой раз при поддержке ТПП РФ состоялось проведение церемонии награждения лауреатов премии «Russian Business Guide. ЛЮДИ...

Image

Форум «Россия – Турция: от импорта-экспорта – к инвестиционному взаимодействию»

31 мая 2024 года Ассоциация «Российско-Турецкий диалог» при поддержке Российско-Турецкого делового совета при ТПП РФ, Российско-Турецкой рабочей группы при РСПП и журнала Russian Business Guide провела...

Image

В Грозном состоялось выездное совещание по вопросам организации Кавказского инвестиционного форума

В Грозном состоялось совещание под председательством заместителя министра экономического развития Российской Федерации Сергея Назарова. На встрече обсудили вопросы готовности...

Image

Жителям Коломны откроют новые грани творчества Айвазовского

Цикл встреч под названием «Предприниматели — горожанам» организует Коломенская торгово-промышленная палата.

Image

EKF запустил службу технического сервиса

EKF запустил направление технического сервиса для клиентов и собственную сервисную лабораторию по ремонту оборудования. Лаборатория находится в г. Ногинске на территории склада EKF....

Image

Бизнес Ленинградской области познакомили с промышленностью Южного Урала

С 21 по 23 мая в Челябинске и Миассе работала делегация предпринимателей Ленинградской области. Бизнес-миссию организовали Южно-Уральская торгово-промышленная палата и АНО «Центр развития промышленности...

Image

Больше ста предпринимателей собрались в бизнес-центре «Александрийский дом», чтобы отметить свой профессиональный праздник

Обстановка была торжественной и одновременно деловой, организации не упустили возможность показать свои достижения и то, какую роль они играют в...

Актуальные комментарии