Отряд не заметил потери IKEA
Российский рынок мебели в целом достаточно спокойно пережил уход ряда западных компаний.
Российский рынок мебели в целом достаточно спокойно пережил уход ряда западных компаний.
Однако «правила игры» для отечественных мебельщиков по сравнению с прошлым годом серьезно изменились. Важно, чтобы крайним в данной ситуации не оказался покупатель.
После майского ажиотажа и летнего падения спроса ситуация на российском мебельном рынке начала стабилизироваться. С этим тезисом согласилось большинство участников II Всероссийской конференции производителей мебели производителей, прошедшей накануне в рамках деловой программы выставки «Мебель 2022».
В нишах надо закрепиться
Как отметил генеральный директор Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов, объемы поставки европейской мебели на российский рынок в последнее время вновь начали расти.
Всего за 9 месяцев 2022 года импортной мебели ввезли на 1114 млн долларов, против 1774 млн за аналогичный период года прошлого. На недружественные страны пришлось 257 млн долларов (578 млн год назад). При этом, согласно оперативным данным АМДПР, объем производства мебели в России за три квартала текущего года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2021-го на 1,4% и составил 36,9 млн штук. В стоимостном выражении объем мебели составил 258,4 млрд рублей, что выше прошлогодних результатов на 42,1 млрд рублей.
По словам представителей мебельного бизнеса, увеличению спроса на товары отечественных производителей способствовал весенний ажиотаж. С мая же спрос и само производство мебели пошли вниз. Такая динамика связана с уменьшением закупок материалов отечественными производствами, а также с запретом экспорта, которые ввели этим летом недружественные страны.
Что касается ухода с рынка самих крупных игроков мебельного рынка, главным образом — все той же IKEA, то данная ситуация оказала неоднозначное влияние не только на отечественных мебельщиков, но и их белорусских коллег. Об однозначной выгоде говорить, к сожалению, не приходится. Например, белорусская компания «Шведский стандарт», как и многие другие производители, выполняла большой объем заказов для IKEA. После ухода партнера по политическим причинам оказалось, что она была настолько интегрирована во взаимодействие со шведами, что фактически не имела альтернативных вариантов продаж своих изделий. На данный момент компания перестроилась, начав предлагать клиентам свою продукцию без сине-желтого посредника. Аналогичным образом поменяли направления работы и многие российские производители.
Теперь им, а также их конкурентам из дружественных стран необходимо застолбить за собой занятые на рынке ниши, потому что вероятность того, что IKEA вернется, все еще остается. При этом, согласно озвученному на мероприятии коллективному мнению, шведско-нидерландская компания, очевидно, теряла популярность у миллениалов, которые попросту не хотели ездить на окраины города в самые крупные торговые точки бренда. А внутригородской формат IKEА толком не выстрелил. Все это говорит о том, что у российских мебельщиков есть отличные шансы завоевать новых покупателей, покорив их собственными уникальными разработками.
Гендиректор Первой мебельной фабрики, президент АМДПР Александр Шестаков заметил, что уход IKEA сильно ни на его предприятии, ни на рынке в целом не отразился.
«В общем объеме производства мебели в России ее продукция составляла лишь 1%, и говорить о каком-то существенном влиянии не приходится. У компании было всего 3 завода в России. При этом в стране более 20 тысяч мебельных производств. Вся продукция IKEA производилась отечественными предприятиями. Первая мебельная фабрика, например, и теперь может реализовывать большую часть этих изделий», — рассказал он «Эксперту».
Другой явной проблемой стало падение спроса. Из-за сокращения платежеспособности населения и неуверенности в завтрашнем дне люди предпочитают подождать с покупкой новой мебели.
«При этом мощности наши предприятий (в том числе и Первой мебельной) на сегодняшний день недозагружены. Поэтому мы ждем, что мебель начнет продаваться в новостройках вместе с квартирами. Это откроет мебельщикам огромный рынок сбыта», — признал Александр Шестаков.
Он также подтвердил, что компания планирует развивать новое направление модульных кухонь. «Уход IKEA и экономическая нестабильность только подтолкнули нас к тоvу, что уже пора начинать работу в огромной нише — бюджетном сегменте. И нашим первым проектом здесь стали кухни “Лайт”. Теперь сразу после покупки потребители получают готовую мебель, которую остается только установить. Это позволяет сохранить нашим клиентам самое ценное — время», — резюмировал он.
Команды поднимать цены не было
Исполнительный директор «Ангстрем» Вадим Чернушкин сообщил, что компания, будучи одним из партнеров IKEA, сумела не только перестроиться, но и обнаружить новые для себя направления развития.
«IKEA была нашим партнером. 22 года мы поставляли им фасады и корпусную мебель. Мы даже присутствовали на открытии их первого мебельного салона в Химках. Но они покинули наш рынок, мы потеряли партнера и остались с большим запасом их продукции. В связи с этим мы были вынуждены перепрофилировать наши производства. Радует, что мы уже нашли решение и запустили “Ангстрем Pro”. Мы предлагаем аналогичный IKEA товар, но даже с более широким ассортиментом и готовы работать как по серийным контрактам, так и по оригинальным проектам», — подчеркнул он.
Вадим Чернушкин заметил, что на данный момент мебель «Ангстрем» может позволить себе практически каждый. При этом сомнения некоторых россиян в том, что предложения российских производителей будут априори дороже товаров шведского гиганта, неверны.
«Мебель “Ангстрем” не дороже IKEA. Да, был временный рост цен. В феврале по многим материалам и комплектующим произошел четырехкратный рост цены, мы были вынуждены закупать по этим ценам. Более того, мы закупились в запас. Мы понимали, что впереди проблемы с логистикой. Не выполнить заказы и остановить производство мы не могли, поэтому закупили по дорогой цене материалы, и до самого августа продавали продукцию дороже, чем в феврале. В августе после того, как отрегулировали логистические цепочки, мы вернули цены на февральский уровень. У некоторых есть ощущение, что даже если мы сделаем мебель, мы не сделаем ее дешевле, чем было при IKEA. Но дело в том, что. если бы они все же остались здесь, продавать мебель по той же цене, как было раньше, у них тоже не получилось бы. Как и все другие компании, IKEA везла бы материалы по сложным логистическим цепочкам, что может быть очень затратно. Мы пошли навстречу обстоятельствам и разработали несколько коллекций, которые попадают в интересы этой целевой аудитории ИКЕА. Конечно, это не копия IKEA, потому что мы делаем мебель со своим лицом и философией, но скандинавский стиль и присущий ему уют там, конечно же, есть», — полагает он.
Вадим Чернушкин отметил, что после майского повышенного спроса и летнего падения сейчас ситуация начинает стабилизироваться. «Когда мы зашли в осенний период, а это у мебельщиков традиционно высокий сезон, мы увидели ожидаемый рост. В том числе надо отметить, что осенью дела шли лучше, чем год назад, и это компенсировало летний спад. Год к году планируем выйти на сопоставимые показатели», — обещал он.
Всё еще остается некоторая проблема с оборудованием, которое в основе своей импортное. «У нас несколько производственных площадок, самая новая — фабрика фасадов — запущена в августе 2020 года во время пандемии. Мы успели оснастить ее современным автоматизированным оборудованием. Мы рады, что нам удалось «вытащить» свое оборудование. Также мы нашли аналоги оборудования, которые мы закупили в дружественных странах. Мы точно понимаем, что без оборудования мы не останемся. Хочется отметить, что важно как оборудование, так и программное обеспечение», — поделился исполнительный директор «Ангстрем».
Что касается российских производителей, то тут вопрос заключается в их возможностях. «Я очень надеюсь, что вскоре мы сможем использовать оборудование и материалы отечественного производства. Мы патриоты нашей страны и будем только рады», — добавил он. По мнению топ-менеджера, в перспективе у «Ангстрем» трехкратный рост компании: все возможности у нее для этого в наличии.
«Главное — у нас нет, не было и не будет задачи с уходом IKEA поднять цены на продукцию. Мы хотим развиваться, осваивать новые территории, увеличивать объем продаж у дилеров. Мы видим большой потенциал в маркетплейсах, онлайн-продажах. Также для нас важна меблировка готового жилья, отелей. Мы готовы сотрудничать с застройщиками, дизайнерами и архитекторами. А свои цены мы будем стараться держать на самом доступном уровне», — подытожил Вадим Чернушкин.
Источник: (Ссылка)
30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...
29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...
28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...
29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...
Уважаемая Ирина Вячеславовна ! Наша команда от всей души поздравляет...
24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...
23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....
23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...
22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...
Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....
В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...
Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...
Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...
Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...
Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...
30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.
Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...
16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.