Image

ФРАНШИЗА COFIX: счастливый брак по расчету

Новый виток экономического кризиса, начавшегося после беспрецедентного давления на российский бизнес, конечно, затронул и рынок франчайзинга. Впрочем, CEO Cofix Global БЛАЖЕЙ БЕРНАРД РАЙСС, не питая излишнего оптимизма, считает, что и в период турбулентности можно вполне успешно развиваться. Стратегия сети – в удачном сочетании человеческого фактора и цифровых технологий.

– Блажей, почему вы выбрали именно кофейный бизнес? Это произошло случайно, или же тут какая-то личная история?

– Вообще я кофеман и убежденный веган. Выбирая бизнес общественного питания, я, конечно, хотел способствовать популяризации plant- based продуктов. Но на этом личная история заканчивается, дальше только бизнес. Моя задача и задача Cofi x Global – принести на российский рынок лучшие мировые практики, собрать команду классных профессионалов, выстроить все процессы так, чтобы дело приносило прибыль, контролировать франчайзинговую сеть, чтобы наши партнеры развивались как предприниматели и росли как личности, формировали российский средний класс. А кофейные зерна выбирают те, кто по-настоящему любят и умеют это делать. Каждый занимается своим делом.

– Какие у вас прогнозы развития рынка франшизы в эти непростые времена?

– Прогнозирование – неблагодарное занятие во все времена, а сейчас особенно. Мы находимся в ситуации огромной неопределенности. Если честно, в настоящее время я не вижу больших перспектив для роста традиционного рынка франшиз. По крайней мере, таких, какими они были еще до пандемии. Падение платежеспособности населения, инфляция, ухудшение инвестиционного климата, санкции, которые непонятно, когда закончатся и неизвестно, какие еще будут… Это очень серьезные вещи, и затрагивают они не только Россию, как думают некоторые. Происходит большой передел мировой экономики. Эту ситуацию можно сравнить с тем, что происходило в начале XX века, накануне Первой мировой вой ны. Сегодня мы наблюдаем кризис в США, смену технологического уклада, целую серию конфликтов, дестабилизацию обстановки во многих странах. История повторяется, она нас ничему не учит, а мы при всем желании не можем извлечь уроки и что-то изменить – такова данность исторического процесса.

– Что сейчас происходит в сфере франчайзинга, каковы главные тенденции?

– Если вспомнить историю, множество транснациональных корпораций, задающих тон в мировом бизнесе, начинали свой путь именно тогда, в начале прошлого века. Возможно, мы станем свидетелями появления нового поколения глобальных бизнеслидеров, которые станут локомотивами экономики в следующие сто лет. Но в данный момент, в ситуации турбулентности, все работающие и потенциальные франчайзи будут консолидироваться вокруг компаний, способных предложить сильный, узнаваемый бренд, мощную управленческую структуру, систему IT-поддержки, четкие алгоритмы работы. Достаточно посмотреть, что сейчас происходит в европейском ритейле, на рынке HoReCa, в сегменте общепита. Крупные фонды активно «пылесосят» рынок – скупают маленькие, но успешные сети. Большие становятся богаче, а мелкие беднеют или вовсе пропадают. Это закономерный результат любого системного кризиса.

– Как сейчас развивается ваше франчайзинговое направление? Как меняет стратегию развития Cofi x в условиях этого кризиса?

– Мы тоже начали корректировать стратегию развития в соответствии с принципами M&A (сфера слияний и поглощений). Франчайзинговый бизнес остается нашим приоритетным направлением. Малое предпринимательство никуда не денется, напротив, мы рассчитываем увеличить количество лояльных франчайзи, предлагая им качественный продукт, грамотный маркетинг, надежную логистику и полный цикл поддержки на всех этапах развития бизнеса. Тем не менее, мы понимаем, что сейчас в основе успеха лежит диверсификация. У нас продвигаются три продукта для малого бизнеса.

Во-первых, «традиционная франшиза», не буду подробно говорить о ее условиях, их можно посмотреть на нашем сайте.

Во-вторых, так называемый «бизнес по подписке», когда мы сами строим кофейню под ключ, а партнер берет ее в управление. Его основной задачей становится руководство командой и контроль высокого уровня сервиса. Такая форма сотрудничества требует от франчайзи меньших финансовых вложений и в то же время дает им возможность стать предпринимателями. Эта модель не нова, но очень перспективна, отлично зарекомендовала себя, кстати, в пандемию. Так польская франчайзинговая сеть «Жабка» (ŻABKA), работающая в формате «магазин у дома», за прошлый год открыла тысячу магазинов, всего у них в сети сейчас более восьми тысяч точек.

Третий наш продукт – это «ребрендинг», в рамках которого мы предлагаем небольшим кофейням в регионах не просто поменять вывеску, а присоединиться к цифровой платформе Cofi x Business, воспользоваться технической, операционной, маркетинговой и, что сейчас особенно важно, логистической поддержкой бренда. То есть произвести полный апгрейд своего бизнеса. По нашим наблюдениям в результате такого ребрендинга кофейни увеличивают выручку в среднем на 30 процентов. Программа ребрендинга очень перспективна не только для развития Cofi x, но и для российской экономики. Малый бизнес сейчас переживает не лучшие времена, и когда предприниматели попадают под наше крыло, это спасает их от разорения, содействует укреплению региональной экономики, сохраняет рабочие места. В то же время мы стараемся учитывать особенности и наработки каждого конкретного бизнеса, вплоть до того, что оставляем продуктовую линейку, которая пришлась по вкусу местным жителям.

– Сейчас многие видят панацею в применении новых технологических решений. Поможет ли кофейням автоматизация?

– Пандемия подтвердила: люди – животные социальные. И в этом наша сила. Как бы государства ни старались закрыть общество в четырех стенах, человеку нужно общение, есть у него потребность выходить в свет. В том числе ему хочется общаться с бариста – для многих это неотъемлемая часть процесса употребления хорошего кофе. Поэтому я не верю в то, что роботизированные кофейные автоматы вытеснят традиционные кофейни. Кофе – это общение. К ому-то нужно, например, начать свой день с того, чтобы улыбнуться симпатичному тебе человеку, а кому-то наоборот, поругаться с кем-то, если плохое настроение. Технологии меняются, а люди – нет. Мы очень внимательно относимся к отзывам гостей, собираем их, анализируем. Вот, скажем, девушка пишет: «Совершенно невозможно общаться с бариста N, я больше к вам никогда не приду». А потом снова приходит и оставляет новый отзыв в таком же стиле…

– «Я три дня гналась за вами, чтобы доказать, до чего вы мне безразличны…» И все же, какие цифровые технологии вы применяете, чтобы как-то автоматизировать бизнес- процесс, ведь сеть довольно большая?

– Кофе, как я уже говорил, дает большой процент возврата посетителей, постоянных клиентов. Сейчас сделать хороший кофе – это вроде бы вещь несложная. Но это если у тебя три-пять точек продаж. Проблема начинается, если таких точек сотни. Представляете? Вам за один день нужно продать сто тысяч чашек кофе одинаково высокого качества. И продают это живые люди. А людям, как известно, свой ственно ошибаться. С одной стороны, человеческий фактор очень важен. Человек приходит к человеку. С другой стороны, нужно минимизировать риски, чтобы гарантировать высшее качество продукта, независимо от того, где он продается, и кто его готовит. Вот тут нам очень помогают кофейни Cofi x Flex, оснащенные технологиями IoT (Интернет вещей), которые позволяют замерять точное количество импульсов кофе-машины, чтобы настроить ее оптимально, спрогнозировать спрос, рассчитать расходы и определить нужный объем поставок, то есть оптимизировать все процессы. Кофейни Cofi x Flex собираются из отдельных модулей («кофе», «еда», «соки» и т. д.), комплектацию которых можно выбирать исходя из конкретной локации. Модульная конструкция позволяет установить кофейню на месте всего за 5 часов и при необходимости, быстро и полностью перенести ее на новое место без значительных финансовых потерь.

Технологии Cofi x Flex являются важной частью IT-экосистемы компании. Предлагая партнерам цифровые решения Cofi x, мы даем им надежные инструменты развития бизнеса. Человек может что-то забыть или не учесть – программа просто исключает такую ошибку. И самое главное, дает предпринимателю возможность, не отвлекаясь на технические вещи, сосредоточиться на организации бизнеса – управлении командой, масштабировании своего дела. Ведь он может держать две кофейни, а может и двадцать. Управлять этими точками наш партнер может посредством мобильного приложения в гаджете. Видеть все показатели, получать точные данные по заказам, понимать, какой средний чек и как на размер выручки влияет сезонность, все точно рассчитывать и планировать при условии, что качество продукта будет одинаково высоким. Через цифровую платформу Cofi x Business осуществляются и все коммуникации. А его кофейни могут физически находиться в одном городе, а могут располагаться в Москве, Алматы и Варшаве.

– Получается, Cofix нацелен на то, чтобы расширяться?

– Да, наша главная задача – создавать и развивать быстро масштабируемый бизнес, в основе которого сообщество предпринимателей, выбравших в качестве сферы применения своей активности кофейный бизнес.

– Небольшое резюме: как бы вы определили суть франчайзинга – что это для вас?

– Франчайзинг в нашем понимании – это не просто дать свою вывеску, взять паушальный взнос и потом получать роялти. Это своего рода счастливый брак по расчету, где стороны несут ответственность друг перед другом, понимают, что могут разойтись в любой момент, но не расходятся, потому что в этом браке их все устраивает. В результате у нас большой процент франчайзи, которые развиваются с нами уже много лет, открыв 15–20 кофеен Cofix. Мне кажется, это говорит о многом.

Image

В Самарской области готовы начать выпуск экзоскелетов, позволяющих повысить возможности человеческого тела

Резидент "Жигулевской долины" в Тольятти разработал и готов выпускать экзоскелеты, которые могут применяться в медицине, промышленной, строительной, аэрокосмической и...

Image

В Красноярске определили приоритеты развития креативных индустрий в крае

Подведению итогов развития сферы креативных индустрий в Красноярском крае в 2022 году и определению задач на 2023 год была посвящена специальная стратегическая сессия, которую провели Федерации креативных...

Image

«Свеза» удваивает финансовую поддержку проектов в Тотемском округе

«Свеза» удвоит объем финансирования и направит средства на развитие образовательных учреждений в Тотемском муниципальном округе Вологодской области. В 2023 году компания планирует реализовать два крупных проекта –...

Image

Разработки Тольяттинского госуниверситета послужат минерально-сырьевому комплексу России

Тольяттинский госуниверситет (ТГУ), член Торгово-промышленной палаты г. Тольятти, вошёл в консорциум «Недра» – общественно-профессиональное сообщество технических вузов. ...

Image

Катера на подводных крыльях создадут в ОЭЗ «Дубна» с помощью крупнейшего в России 3D-принтера

Месяц назад экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил запуск серийного производства катеров в подмосковной Дубне....

Image

Общественники поддержали инициативы ЮУТПП по институциональному импортозамещению

Экспертное сообщество Челябинской области обсудило проекты по замещению международных институтов, блокирующих развитие российской экономики, на альтернативные рыночные площадки. На совместном заседании...

Image

Инвесторы в коммерческую недвижимость переориентируются из центра Петербурга на Ленобласть

Крупнейшие ТРК постепенно пустеют, а стрит-ритейл в новых кварталах наоборот развивается, привлекая новых инвесторов. Уже сформировавшийся в Москве тренд теперь отмечается и в Петербурге,...

Image

Roto Frank Dachsystem-Technologie: 2022 год будет успешным

Roto Frank Dachsystem-Technologie продолжает развиваться

Image

В Ульяновской области разместится предприятие по производству буровых машин

Соглашение о намерениях по инвестированию в создание нового производства подписали сегодня на Совете по инвестициям в присутствии главы региона Алексея Русских генеральный директор Корпорации развития региона...

Image

В ПОЭЗ «Ульяновск» будет создано новое производство изделий из композитных материалов

Соглашение о намерениях по инвестированию в создание производства листового трудногорючего стеклопластика подписали в присутствии Губернатора Ульяновской области Алексея Русских на Совете по...

Image

Как найти площадку для инвестиционного проекта на территории Самарской области?

В Самарской области проводится планомерная работа по внедрению Регионального инвестиционного стандарта по поддержке...

Image

Предприниматель из Кинеля развивает социальный проект - кафе русской кухни, получив региональный грант

Приглашаются предприниматели и представители социального бизнеса из Самарской области для участия в ежегодном конкурсе грантов....

Image

В ОЭЗ «Дубна» появится первое в России производство пероксидных растворов для контактных линз

Компания «Окей Вижен Технологии» расширяет производство и направления деятельности.

Image

Резидент ОЭЗ «Дубна» запустил производство экспресс-тестов для животных

Компания «Уайт Сервис» (входит в «White Product Group») расширяет ассортимент продукции.

Актуальные комментарии