Image

Юрий Михайличенко: «В России, с моей точки зрения, сейчас самое прогрессивное законодательство в области франчайзинга»

Российская ассоциация франчайзинга, созданная ещё в далёком 1997 году, в первые десятилетия своего существования большое значение уделила популяризации и региональному развитию, что послужило толчком к бурному росту франчайзинга, который за последние десять лет увеличился почти в 4 раза как по абсолютным, так и по относительным показателям. Как менялись задачи РАФ в соответствии с изменениями рынка? Когда произошёл особый рост интереса к использованию франшиз? и как сегодня развивается франчайзинг в России? Узнали у исполнительного вице-президента российской ассоциации франчайзинга Михайличенко Юрия Николаевича.

– По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным Российской Ассоциации франчайзинга на территории России работает более 60 000 франчайзинговых точек и около 2000 франчайзеров. Что способствовало стремительному развитию направления? Как вы оцениваете российский рынок франшизы сегодня?

– Стремительному развитию направления способствовало достаточно кропотливое и долгое стратегическое развитие как по популяризации, так и по законодательной базе развития франчайзинга. Кроме того, была проделана работа с партнёрскими организациями, в том числе с органами государственной и региональной власти, с развивающими структурами, такими как Корпорация МСП, Минэкономразвития, фонды поддержки предпринимательской деятельности регионов, а также с ключевыми партнёрами, такими как Сбербанк, Промсвязьбанк, Внешэкономбанк. И эта планомерная работа по многим направлениям продолжается. Кроме того, РАФ достаточно большое значение уделяет интеграции в глобальный рынок и во взаимодействие с другими ассоциациями франчайзинга, что тоже оказывает благотворительное действие на рынок франчайзинга.

– Что такое франчайзинг по-российски? Отличается ли он чем-нибудь, допустим,
от американского или европейского?

– Франчайзинг по-российски в принципе ничем не отличается от общемировой практики. Поскольку на территории России работают зарубежные компании, Россия глубоко интегрирована в глобальный рынок, происходит обмен, и, собственно, те российские франшизы, которые сейчас появляются на нашем рынке, базируются на том опыте, который франчайзинговое сообщество накопило более чем за столетнюю историю. Нельзя сказать, что зарубежные франшизы лучше или наши франшизы лучше, – используем мировой опыт, используем схемы операционной деятельности; бизнесы более-менее похожи, и даже визуализация не отстаёт от зарубежных аналогов. Поэтому смело можно сказать, что Россия работает по международным стандартам и по тем правилам, которые в принципе приняты в мировом сообществе. Кроме того, российское законодательство является одним из самых прогрессивных в области франчайзинга во всём мире, несмотря на то, что франчайзинг в России именуется коммерческой концессией. С точки зрения участников рынка, у нас сейчас наблюдается один из самых прогрессивных ростов в мире, то есть динамика сейчас находится на уровне 16%.

– На Западе практически все сети общественного питания — это как раз система
франчайзинга. У нас же многие предпочитают собственный бизнес — сильны амбиции или мало достойных предложений?

– На Западе не все точки общественного питания работают по системе франчайзинга, хотя франчайзинг является одним из основных методов развития общественного питания или так называемой индустрии гостеприимства. Та же история наблюдается и в России. То есть очень много достойных сетей по количественному показателю не отстают от западных темпов развития или от доли рынка. Например, такие сети, как «Иль Патио»,«Стардогс», «Шикари», «Шоколадница», – они по количественным показателям имеют хорошую динамику и занимают достаточно большую долю рынка. То есть франчайзинговые сети в России занимают примерно такую же долю рынка, как и западные. Поэтому говорить о том, что мы отстаём или у нас другая тенденция, в принципе не следует. Сейчас набирают обороты небольшие форматы, такие как «кофе to go» или предприятия совсем быстрого питания (fast casual), поэтому здесь следует говорить про эффективность моделей бизнеса. Если модель устойчивая и прогрессивная, нравится потребителю, и у неё высокая лояльность, то она будет развиваться. А если у кого-то есть амбиции развивать собственный ресторан, то это, конечно, приветствуется, поскольку должно быть определённое разнообразие на вкусы потребителей и на разную клиентуру.

– Насколько благоприятна сегодня правовая среда в России для развития франчайзинга? Есть ли у нас какие-то законы регулирующие эту область бизнеса? Каких, по вашему мнению, законопроектов и законодательных норм не хватает для развития программы франчайзинга в России?

– В России, с моей точки зрения, сейчас самое прогрессивное законодательство в области франчайзинга, несмотря на то, что, как я ранее упоминал, оно имеет название коммерческой концессии. Правовая основа для работы именно франчайзинговых компаний в России наиболее благоприятная. Это благодаря тому, что РАФ в 2011 году успешно изменил законодательство, правовое регулирование, сделал его максимально адаптированным к отношениям, которые сложились на рынке. Всех участников рынка это законодательство устраивает.

– Дайте совет нашим читателям, как правильно выбрать франчайзинговую программу? На что обращать внимание потенциальному франчайзи при ведении переговоров о покупке франшизы?

– Обратите внимание, как компания работает на рынке, долго ли, успешно ли. Кроме того, полезно побывать в действующих точках, которые есть в списке контактов у франчайзера, и посмотреть, как у них всё устроено. Зачастую предложения, которые делают франчайзеры, не имеют ничего общего с теми объектами, которые у них существуют. В первую очередь, объекты должны быть реально существующими. Далее должен быть зарегистрирован товарный знак и комплект документов, ,который включает в себя правовую часть. Также должно присутствовать лицензионное соглашение о передаче товарного знака, план операционной деятельности, т. е. инструкция по эксплуатации бизнеса, объекты визуализации, то есть брендбук или бизнес-бук. Должны быть включены инструменты поддержки и сопровождения, что тоже оговаривается вместе с франчайзером. Если компания нацелена на успешное развитие и показывает такую динамику достаточно долго, значит, это правильный выбор.

Image

Прямой эфир «О преимуществах Международного коммерческого арбитражного суда в городе Красноярске»

21 января в 11.00 на инстаграм-канале @cstpp состоится прямой эфир с первым вице-президентом Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты, руководителем Отделения МКАС в г....

Image

50 миллионов анализов крови выполнено с использованием пробирок резидента ОЭЗ «Дубна» в 2021 году

За прошлый год в лечебные учреждения России поставлено свыше 50 миллионов пробирок UNIVAC®. Сегодня на складе компании-производителя «Эйлитон» есть все наиболее востребованные типы...

Image

Президент ЦС ТПП Рафаэль Шагеев провёл рабочую встречу с руководителем частной клиники «Effi» - члена Центрально-Сибирской ТПП

Встреча президента Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэля Шагеева и генерального директора многопрофильного медицинского центра...

Image

Digital Horizon представляет исследование «Финтех-тренды 2022: новые векторы развития»

Эксперты рассказали, как мы будем платить внутри метавселенных, что придет на смену big data, почему миру нужна тотальная токенизация и какую роль играют финтехи в реализации...

Image

ОЭЗ «Дубна» – флагман российских ОЭЗ по темпам прироста инвесторов

18 января ОЭЗ «Дубна» исполнилось 16 лет. В последние годы технико-внедренческая зона регулярно признается самой эффективной площадкой подмосковного региона и входит в число лидеров по инвестиционной привлекательности в...

Image

Фонд развития промышленности одобрил заем в размере 2 млрд рублей ООО «Архбум тиссью групп»

Экспертный совет Фонда развития промышленности (ФРП) поддержал проект строительства второй очереди завода по производству санитарно-гигиенической продукции в индустриальном парке «Ворсино»...

Image

Digital Horizon повторно инвестировал в чекаут-платформу Bolt в новом раунде на $355 млн

За три месяца, прошедших с раунда D, оценка компании удвоилась.

Image

Дмитровские компании приняли участие в работе IV Всероссийского форума семейного предпринимательства «Успешная семья — успешная Россия»

В Экспоцентре завершился IV Всероссийский форум семейного предпринимательства «Успешная семья — успешная Россия», организованный ТПП...

Image

Готовится визит исполнительного директора Российско-Британской торговой палаты Алфа Торрентса в Красноярск

17 декабря состоялась онлайн-встреча президента Центрально-Сибирской ТПП Рафаэля Шагеева с представителем ТПП РФ в Российско-Британской торговой палате Сергеем Авериным....

Image

Инвалиды будут автоматически получать компенсацию за ОСАГО

В Госдуме пояснили, что беззаявительный порядок выплаты компенсации по ОСАГО для людей с ограниченными возможностями здоровья направлен на создание комфортных условий взаимодействия граждан с...

Image

Digital Horizon инвестировал в поставщика инфраструктуры для инвестиционных решений WealthKernel в раунде A+ на $ 7 млн

Привлеченные средства компания использует для выхода на европейские рынки, запуск внутридневной торговли и дальнейшее развитие...

Image

В Челябинской области проведут эксперимент по единому налоговому платежу для бизнеса

С 2023 года бизнес перейдет на новый способ уплаты налогов. Сборов и страховых взносов. Приятие соответствующего законопроекта ожидается в этом году. Для простоты и прозрачности расчетов с налоговой...

Image

Президент ЦС ТПП Рафаэль Шагеев встретился с менеджером управления прямых продаж «Сбербанка»

17 декабря состоялась рабочая встреча президента Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Рафаэля Шагеева с новым менеджером по продаже зарплатных проектов управления...

Image

Кадровое агентство «ЦИБИТ»: решение главной проблемы Вашего бизнеса

По данным экспертов «ЦИБИТ», в кадровой индустрии страны количество запросов на подбор персонала выросло на 20–30%. Аналитики предполагают, что услуга по поиску сотрудников будет всё более востребована в 2022 году. Это...

Image

Высокоточные экспресс-тесты от резидента ОЭЗ «Дубна»

Определить статус заболевания COVID-19 за 15 минут помогают экспресс-тесты производства компании «Уайт Сервис». В планах резидента ОЭЗ «Дубна» на 2022 год не только расширить линейку тест-систем для определения инфекционных заболеваний,...

Image

Спортивный курорт «Сорочаны»

Спортивный курорт «Сорочаны» является самым современным спортивным курортом Московской области. Здесь Вас ждет гора высотой 225 м, 10 трасс с перепадом высот до 90 м, шириной до 70 м и протяженностью до 1050...

Image

Семейные компании ЦС ТПП на Всероссийский Форуме семейного бизнеса «Успешная семья — успешная Россия!»

14 января на площадке АО «Экспоцентр» в Москве состоялся IV Всероссийский Форум семейного бизнеса «Успешная семья — успешная...

Актуальные комментарии
  • Image

    «Святогор» потратит 1,6 млрд рублей на охрану природы

    В 2022 году АО «Святогор» направит 1,6 млрд рублей на реализацию природоохранных мероприятий. Большая часть запланированных работ пройдет на севере Свердловской области.

  • Image

    Кто вошёл в ESG эксперты Госдумы

    Комитет Госдумы по финрынкам утвердил положение и списочный состав экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию, сообщил 19 января сайт нижней палаты. В него вошли 59 человек.

  • Image

    «Роснефть» разработала уникальное ПО для защиты трубопроводов от коррозии

    Специалисты АО «Самотлорнефтегаз» и научного института ООО «РН-БашНИПИнефть» (входят в состав «Роснефти»), при участии компании bp, разработали уникальное программное обеспечение для защиты внутрипромысловых трубопроводов от внутренней коррозии.

  • Image

    ВТБ и «Уралхим» договорились сотрудничать в климатическом проекте по поглощению парниковых газов

    ВТБ будет содействовать развитию лесного климатического проекта нового типа, инициированного АО «ОХК «Уралхим». Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали руководитель Департамента по работе с клиентами рыночных отраслей — старший вице-президент ВТБ Дмитрий Снесарь и заместитель генерального директора — директор по стратегии АО «ОХК «Уралхим» Михаил Генкин.

  • Image

    Nestle в России полностью перейдет на энергию ветра

    Nestle переведет российские фабрики в семи регионах на ветряные электростанции

  • Image

    Четыре завода Русала сертифицированы по ESG стандартам

    Четыре предприятия РУСАЛа прошли сертификацию по стандартам международной организации Aluminium Stewardship Initiative (ASI), сообщил 19 января концерн.

  • Image

    Huhtamaki: «Мы верим в защиту людей и планеты!»

    МЕНЯЕТСЯ МИР, МЕНЯЕТСЯ УПАКОВКА... Пока газеты и журналы прощаются с бумагой, постепенно переходя в виртуальное пространство, пищевая промышленность, торговля, сфера общественного питания, наоборот, говорят ей: «И снова здравствуйте!» «Снова», потому что в далёкие советские годы в магазинах всё заворачивалось именно в бумагу, хорошо если в упаковочную, а не в газетные страницы, что журналистам того времени, было, наверное, вдвойне неприятно... Безусловно одно: вид и качество той упаковки не шли ни в какое сравнение с упаковкой современной, в частности с тем, что выпускает компания Huhtamaki. Сегодня мы беседуем с генеральным директором Хухтамаки Фудсервис Россия и СНГ Натальей Валуховой и директором по стратегическому развитию экоупаковки Европа-Азия Океания Галой Мансуровой.

  • Image

    Минприроды заявило о льготах в климатических проектах

    Об этом рассказал глава Ведомства Александр Козлов, раскрывший планы властей привлечь частный бизнес в лесоклиматические проекты.