Развитие брендов в регионах затормозили дефицит кадров и дороговизна материалов
Доля креативных индустрий в ВВП страны составила четыре процента, или 7,5 триллиона рублей в денежном выражении. Такие цифры озвучили в федеральном правительстве.
Доля креативных индустрий в ВВП страны составила четыре процента, или 7,5 триллиона рублей в денежном выражении. Такие цифры озвучили в федеральном правительстве.
При этом все большее значение приобретает так называемый культурный код, который дизайнеры, художники, модельеры, музыканты и режиссеры стараются вплести в свои продукты. Насколько национальные мотивы могут быть рентабельными и почему региональные бренды пока не рискуют полностью уходить в это направление, выяснял корреспондент "РГ".
Спрос на русскую культуру определенно есть. По словам генерального директора Российского экспортного центра Вероники Никишиной, сама по себе она является мощным экспортным товаром. "Когда мы вплетаем национальные мотивы и наши культурные смыслы в продукт, то автоматически привлекаем к нему внимание. Здесь крайне важен региональный колорит", - отметила эксперт.
В этом отношении далеко шагнула Мордовия. Местные дизайнеры оцифровали исторические изображения с национальными мотивами, после чего грамотно интегрировали их в коллекции одежды и аксессуаров. Тренд "выстрелил" и пришелся по душе не только отечественным, но и зарубежным покупателям.
На Северо-Западе с модными тенденциями дела обстоят сложнее. Причем проблемы кроются не в отсутствии креатива или нежелании работать с культурным кодом, а в дефиците кадров и дороговизне самих материалов.
- К сожалению, пока это исключительно нишевые продукты, не рассчитанные на широкий сектор регионального рынка. В Калининградской области, например, создали коллекцию одежды из янтаря, который смело можно считать культурным кодом российского эксклава. Однако это эксклюзивный, штучный товар, не рассчитанный на то, что его будут носить каждый день. Кроме того, он априори не может быть доступным за счет используемых материалов и ручной работы. Пока это выглядит как некий способ продвижения янтарного производства и бренда Калининградской области в целом, - прокомментировал финансовый аналитик Артур Поляков.
Если говорить о массовом производстве, то все упирается в нехватку рабочих рук. Только за последние четыре года в Калининградской области закрылось свыше 50 текстильных производств. Бизнесмены отмечают, что найти сегодня швею порой сложнее, чем хорошего инженера. Учитывая, что именно эта профессия является главным двигателем любого швейного производства, кадровый голод существенно тормозит развитие индустрии.
Предприниматель Ксения Соломонова раскрутила в самом западном регионе страны собственный бренд льняной одежды в 2019 году. Главным хитом ее компании стала знаменитая косоворотка, которую носил тогда еще губернатор, а теперь министр промышленности и торговли России Антон Алиханов. Вещи получились аутентичные, узнаваемые и, что самое главное, базирующиеся на национальной культуре и исторических фасонах.
Однако чем активнее развивалась компания, тем сложнее стало находить новых специалистов. Чтобы решить проблему, Ксении даже пришлось перенести производство в город Гусев на восток области. По счастливому стечению обстоятельств там как раз закрылась местная швейная фабрика, и люди перешли на новое место работы. Это стало настоящим подарком судьбы.
- Сейчас в Калининградской области практически невозможно найти швей. Не стоит путать эту специальность с портным, который полностью собирает вещь. Швея вынуждена много раз шить одно и то же. К сожалению, операционная система работы у нас очень слабо развита, - рассказала дизайнер.
Сейчас в Калининградской области практически невозможно найти швей - не стоит путать с портным
Позицию коллеги разделяет дизайнер из Санкт-Петербурга Максим Евстафьев. По его словам, грамотно вплести культурный код региона можно только в качественную вещь, сделанную из хороших материалов. Однако компаниям, которые не могут похвастаться большими объемами и миллионными охватами, сделать это крайне сложно.
- Достаточно посмотреть на хлопок. В промышленных масштабах его сегодня выращивают в Ставропольском крае, однако это капля в море, не способная перебить поставки из азиатских стран или Турции. То же касается качественной фурнитуры. Пока наша страна только развивается в этом направлении. Трудности возникают даже с поиском хорошей синтетической ткани, которая отвечала бы соотношению "цена - качество". На мой взгляд, прежде чем думать о создании коллекций с национальным колоритом, нужно решить вопрос с сырьем, - заключил Евстафьев.
Чтобы запустить национальный культурный код в массовое производство, необходима поддержка государства. Как отметил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, за четыре года поддержку получили более четырех тысяч проектов сферы креативных индустрий. Однако лишь 190 из них - модная российская одежда. Это говорит о том, что индустрия пока только развивается и нащупывает свой путь на рынке.
Кстати
Большинство экспертов сходятся во мнении, что сильнее остальных в сфере креативных индустрий страдает мужская мода. Причина в ее неразвитости и менталитете россиян. Согласно последнему опросу, который проводили компании по производству нижнего белья, мужчины в России не готовы тратить на пару боксеров условные три тысячи рублей, когда на кассе супермаркета можно купить аналогичный набор в два, а то и в три раза дешевле.
Цифра
36,9 тысячи производителей одежды зарегистрированы в России на начало 2025 года.
Источник: (Ссылка)
8 октября члены Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК: президент Одинцовской ТПП...
Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...
7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...
7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....
7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...
В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...
Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....
25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...
8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....
«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»
Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025 в номинации «Инфлюенс-маркетинг» с...
Россия и Африка работают над созданием безбарьерной среды и расширением экономического взаимодействия. Об этом заявил директор Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Павел Калмычек на...
Приглашаем вас на самое значимое ежегодное событие в сфере командного коучинга в русскоязычном пространстве! С 2019 года мы собираем лучших экспертов и практиков, чтобы поделиться с вами передовым опытом и эффективными...
29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025.
1 октября в Москве состоялось деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет...
Дорогая Анна Владимировна! Издательско-коммуникационная группа "Бизнес-Диалог Медиа" от всей души поздравляет Вас с Днем...
С 29 по 31 октября 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоится XXIХ Международный форум-выставка «Российский промышленник», который является федеральной площадкой, объединяющей руководителей...
2 октября в представительстве Кузбасской ТПП в Новокузнецке состоялся круглый стол на тему: «Создание и использование парковок (парковочных мест), расположенных на...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.