Image

Компания «АМИРА»: свет как искусство

Представьте: над Древним Римом царит тёплая звёздная июльская ночь. В честь Нептуналий – праздника, посвященного Нептуну — хозяин богатой виллы приготовил в саду изысканный стол. Гости возлежат на ложах, расположенных вокруг него в форме буквы “П”, звучит приятная музыка, по саду расставлены рабы с факелами, красиво подсвечивающими кроны экзотических деревьев… Это и есть первое в мире садовопарковое освещение – эффектное, но пока ещё технически крайне несовершенное. С тех пор оно изменялось – медленно, но верно, чтобы в ХХ, а ещё пуще в ХXI веке достигнуть удивительного совершенства. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на фото ночных парков Парижа, Лондона, Токио… Но и парки Москвы и Санкт-Петербурга не менее красивы. Об освещении последних много знают представители компании «Амира». Об этом мы побеседовали с генеральным директором Андреем Сарамудом и техническим директором Владимиром Харьковым.

- Впервые освещать свои сады после захода солнца пытались ещё египетские фараоны и римские патриции, обожавшие ужинать на свежем воздухе при свете факелов. Да и европейская традиция новых времён берет начало от свечных и масляных фонарей 16 века. Однако лишь в последние десятилетия садово-парковое освещение превратилось в подлинное искусство. Каковы передовые тенденции в нём?

Андрей Сарамуд: – Не соглашусь, что подлинным искусством садово-парковое освещение стало только в последние десятилетия. Сама суть такого освещения в декорации. Ведь садово-парковое освещение одно из важнейших атрибутов инфраструктуры городов. Исторически сложилось, что парковое освещение придает как парку, так и городу определенный статус, и именно к нему притягиваются отдыхающие и просто прогуливающиеся люди.

Садово-парковое освещение неразрывно связано с модой и стилем ансамбля, частью которого он является. Повсеместная мода на светодиодное освещение не должна нарушать единую городскую концепцию оформления. Посмотрите на старинные фонари в центре Санкт-Петербурга. Это же настоящее искусство, которое можно проследить с XVIII века. Конечно, поменялось их внутреннее
содержание: масляные, керосиновые, газовые фонари заменили на светодиодные, но форма корпусов сохраняется до сих пор. Компания «АМИРА» уже 27 лет занимается освещением, в том числе и историческим. Мы делаем светильники для Невского проспекта, улицы Пестеля, Дворцового, Литейного моста… Список можно продолжать бесконечно. Кстати, сохранение исторического освещения – это один из современных трендов.

– Большинство наших читателей удивятся, узнав, какие сложные схемы позволяют им любоваться ночными аллеями и подсвеченными клумбами. В систему освещения парков и садов входят общий, локальный, декоративный и маркировочный свет. Расскажите немного о каждом из этих компонентов.

Владимир Харьков: – Конечно, садово-парковые ансамбли освещают не как придется, а по определенной схеме, разрабатываемой в соответствии с конкретными задачами и ландшафтом. Локальный свет в садах и парках применяется для подсвечивания с небольшого расстояния отдельных элементов, установленных в парке (фигурный куст, памятник, какое-нибудь интересное дерево, изгородь), в общем, все то, что подчеркивает изюминку парка.

Декоративное освещение – это собственно наружное освещение, о котором мы говорили выше. Здесь сама опора и светильник являются декоративными элементами, соответствующими стилю парка. Соответственно, в реконструированном историческом парке или саду – аутентичные опоры и светильники (естественно, с современными источниками света); в парке в стиле хай-тек – какиенибудь алюминиевые, хромированные опоры с необычными светильниками.

Маркировочный свет обозначает границы дорожек. Как правило, это невысокие (до одного метра) световые столбики или опоры со светильниками.

– Какие общие законы необходимо соблюдать при освещении садов и парков? И как должно различаться освещение главной аллеи парка и укромного уголка городского сада, частного садика на дачном участке?

Андрей Сарамуд: – Кроме непосредственных требований по нормам освещения, проектировщику следует помнить, что светильник с опорой должен быть выполнен в едином стиле и создавать цельную картинку. Здесь очень важно, чтобы в проект включался дизайнер, архитектор. Для пешеходных пространств внутри современных жилых микрорайонов вполне подойдут футуристические осветительные комплексы, но для парков чаще всего подойдут именно классические светильники на декоративных опорах.

Разница в освещении главной аллеи парка и дачного участка будет, прежде всего, в мощности оборудования и габаритах опор. Что уместно для аллеи – в частном садике может смотреться явно громоздко.

– Какие типы светильников применяются при садово-парковом освещении? Наверняка в этой области за последние годы внедрено немало инноваций?

Владимир Харьков: – Основным инструментом освещения парковых и садовых зон до сих пор являются торшерные светильники, устанавливаемые на опоры высотой от 3 до 4 метров вдоль пешеходных дорожек и площадок отдыха. Несмотря на значительный прогресс в светодиодных источниках света и постепенный отказ от газоразрядных ламп, светильники в ретростиле остаются очень популярными. В результате потребитель имеет возможность получить светильник, выглядящий в классическом стиле, который будет иметь внутри самую современную светодиодную технику.

Конечно, немало инноваций внедрено, но еще есть куда расти. В светильниках со светодиодным освещением как правило, применяется линза одного типа, дающая точечный свет. Мы же в компании стараемся применять линзы, дающие рассеянный свет («бабочка»). То есть свет идет вперед и в стороны, обеспечивая тем самым безопасную среду, и немного назад. Такая схема хорошо подходит для садово-паркового освещения, т.к. может освещать одновременно и главную аллею, и дополнительно давать небольшой свет на какую-нибудь боковую дорожку.

– Одно из непременных условий организации уличного освещения – безопасность, ведь речь идёт о местах общего пользования, и при этом техника находится под постоянным воздействием стихий. Насколько эффективно современные производители решают эту проблему?

Владимир Харьков: – Отвечая на предыдущие вопросы, мы уже немного коснулись темы безопасности. Резюмируя, важно отметить, что светильник декоративного освещения, это всё-таки электрический прибор, поэтому вопрос герметизации светильника и правильного заземления опоры стоит на первом месте. Светильники не должны перегреваться, для этого, например, производители делают корпуса сетки.

И не забывает про основную функцию светильника – все-таки он должен давать необходимую освещенность дороги, а не подсвечивать небо.

– Одной из актуальных проблем в больших городах называют «световое загрязнение». Что это такое, насколько опасно и как его избежать?

Владимир Харьков: – Если углубиться в историю, то можно проследить эволюцию садовых фонарей. Так как компания «АМИРА» петербургская, то удобнее сделать это на примере Петербурга. Начиная с XVIII века, осветительные комплексы проектировали как невысокие сооружения высотой от 3 до 4 метров, с небольшим источником света (стеариновые свечи, керосин, масло, газ и т.д.). Но такие комплексы играли роль декоративных фонарей для украшения променада. С появлением новых источников света от подобных фонарей получили больший эффект. Теперь они смогли освещать не только себя, но и пространство вокруг на 4-5 метров. Давая тем самым искомую безопасность.

Когда же появилось понимание того, что светильник должен обеспечивать освещенность и создавать безопасную среду, возник термин «световое загрязнение». Ведь старые источники света в светильниках 70% света отдавали вверх и в стороны, т.е. подсвечивали небо. С появлением миниатюрных светодиодных осветительных приборов их установка стала более рациональной, но не избавила город от «светового загрязнения».

Как член международной ассоциации городского освещения LUCI компания «АМИРА» ежегодно участвует в общих мероприятиях, где практически на каждом поднимается проблема «светового загрязнения». В Европе проводили исследования на эту тему. И выяснилось, что избыток искусственного света влияет на здоровье человека; флору и фауну. Биологические процессы ведь никто не отменял, и для здоровья человека по-прежнему важна смена дня и ночи. А ночь мы как раз и теряем. В 1988 году даже была создана международная ассоциация по сохранению темного ночного неба.

Конечно, есть и экономическая сторона вопроса. Использование новых технологий (светодиодные светильники, датчики движения) значительно сокращают издержки по эксплуатации.

– Отличается ли как-то сезонное освещение садов и парков? А также – будничное и праздничное, например, новогоднерождественское?

Андрей Сарамуд: – Правильнее всетаки говорить о праздничном оформлении. «Будничное освещение» обычное утилитарное. Его основная задача – осветить путь. Но это, кстати, не мешает ему быть оригинально оформленным. Будничным освещением занимаются в соответствии с генеральным планом города, здесь на первом плане необходимые нормы освещенности и соответствие единой городской концепции освещения.

Праздничное же оформление выполняет несколько функций: декорирование пространства и, как следствие, привлечение жителей и туристов. Такое оформление, как правило, более свободное. Недаром специалисты отмечают, что источником света может быть что угодно: скамейка, куст, дерево, дорожка и т.д. Поэтому на различных фестивалях можно увидеть и инсталляции, и светящиеся скамейки и деревья, и т.н. мэпинг (на здания проецируются различные образы). Но зачастую после праздников все это убирают.

– Современного горожанина нелегко удивить, но, думаю, вы постараетесь! Чем именно?

Андрей Сарамуд: – Группа компаний «АМИРА» много лет занимается развитием городского освещения: ищем новые формы. Обо всех проектах не буду рассказывать, скажу только, что для садов и парков мы готовим ажурные светодиодные осветительные комплексы с динамической подсветкой. Такие стелы и сами по себе будут являться арт-объектом и давать нужную освещенность, даже цветную. И, естественно, мы продолжаем работу над реконструкциями исторического освещения.

Беседовала Елена Александрова

Image

22 марта в Коломне состоится Муниципальный Форум Креативных индустрий - «КреативТерра»

Ключевая тема форума: «Креативные индустрии как драйвер развития территории».

Image

ПИЩЁВКА3D: ВМЯСО – открываем новые горизонты

Главная независимая конференция для мясопереработчиков «ПИЩЁВКА3D: ВМЯСО» пройдет 3-5 апреля 2024 в Красной Поляне на высоте 960 метров.

Image

EKF продолжает наращивать складские мощности

EKF в 2023 году расширил площади складских комплексов на 37%. Увеличились объемы хранения, мощности по обработке товаров, повысилась доступность электротехнической, IT продукции и комплексных...

Image

СИТЕК, разработчик 1С:WMS Логистика. Управление складом примет участие в выставке TransRussia 2024

Компания СИТЕК, разработчик 1С:WMS Логистика. Управление складом примет участие в выставке TransRussia 2024.

Image

СПК в области сварки провело заседание в канун 10-летия НСК

12 марта в рамках деловой программы XXIV Международной выставки «Металлообработка. Сварка ‒ Урал» состоялось пленарное заседание, посвященное десятилетию Национальной системы квалификаций. Организатором встречи выступил Совет по...

Image

В МИД РФ прошла встреча с послами стран Организации исламского сотрудничества

На встрече присутствовали Чрезвычайные и полномочные послы иностранных государств в России, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Духовные управления мусульман и...

Image

Всего неделя до конференции, после которой статистики вырастут!

Конференция «PRO деньги для медбизнеса» для тех, кто хочет:

Image

Республика Татарстан оказывает гуманитарную помощь

24 февраля 2022 г. – важная дата в истории России.

Image

РСПП и АНД провели XIII Всероссийский форум по корпоративному управлению «Пути развития в новом мире»

XIII Всероссийский форум по корпоративному управлению «Пути развития в новом мире» и торжественная церемония награждения победителей ХVIII Национальной премии «Директор года»...

Image

Журналисты России обсудят профессиональные вопросы на Форуме деловых СМИ

Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России и Медиагруппа «Россия сегодня» приглашают журналистов и руководителей СМИ принять участие в XV Всероссийском форуме деловых...

Image

V юбилейный творческий проект «Мир женщин» стартовал в г. Химки

Открытие мероприятия состоялось 1 марта в музейно-выставочном комплексе «Артишок» ПКиО им. Толстого. Завершение проекта состоится 31...

Image

Заседание Совета по развитию женского предпринимательства прошло в ЦС ТПП при участии коллег из Анапы и Хакасии

6 марта в ЦС ТПП состоялось заседание членов Совета по развитию женского предпринимательства под руководством председателя Совета, первого вице-президента палаты...

Image

В Москве объявлены победители XVIII Национальной премии «Директор года»

28 февраля 2024 года в отеле «Карлтон Москва» прошла торжественная церемония вручения XVIII Национальной премии «Директор года»....

Image

Международный форум женского бизнеса прошёл в Красноярске

5 марта в ДК «Свердловский» прошёл Международный межрегиональный форум деловых женщин стран БРИКС, БРИКС+ и Средней Азии, организованный Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой....

Image

Опубликован мониторинг рынков труда в сфере сельского хозяйства, ЖКХ и финансово-кредитной отрасли

В рамках мониторинга рынка труда-2023 Национальное агентство развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям провело социологические и экспертные опросы...

Image

Вышел мониторинг рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области

Национальное агентство развития квалификаций опубликовало результаты исследования рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области, проведенного в целях развития Национальной системы...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Актуальные комментарии