Image

Проверка на дорогах

Одна из традиционных бед России с давних времен - это ее дороги, точнее, их состояние. Большие пространства, неблагоприятный климат всегда сказывались на качестве российских дорог. Но в наше время главная причина неудовлетворительного состояния отдельных участков дорожной сети - это нарушение технологии дорожного строительства, несвоевременный ремонт. Ведь ни для кого не секрет – неправильно отремонтированную дорогу вскоре вновь придется ремонтировать, а это опять государственные затраты. Именно поэтому необходим тщательный профессиональный контроль дорожного строительства, соблюдения технологических процессов, использования качественных материалов, а также постоянный мониторинг состояния дорожной сети. Вот с такими бедами борется Государственное унитарное предприятие Московской области «ЛАБРАДОР» и занимается комплексным контролем строительства, ремонта и текущего состояния подмосковных дорог.

«ЛАБРАДОР» – это учреждение, где делают экспертизу качества выполненных дорожных работ по просьбе их заказчика и за его деньги, в роли которого, как правило, выступает государство в лице различных областных и муниципальных органов власти. Для такой экспертной оценки требуются квалифицированные специалисты и соответствующее оборудование. «ЛАБРАДОР» - одно из немногих
предприятий, кто может сегодня выполнить самый широкий спектр контрольных измерений и анализов. Появилось оно еще в 1994 году, но в первые годы своего существования ощутимо влиять на ситуацию с дорожным строительством еще не могло, так как в 90-е годы имело маленький штат сотрудников и слабую материально-техническую базу. С тех пор оно прошло ряд реорганизаций, постепенно росли его возможности и авторитет. На текущий момент предприятие располагает двумя прекрасно оборудованными лабораториями по испытанию дорожно-строительных материалов, 26 спецавтомобилями для обследования дорожного полотна на местах и другими техническими средствами. В его штате более 120 высококвалифицированных сотрудников, которым по плечу выполнение любых экспертиз и оценок состояния дорог. Сегодня предприятие «ЛАБРАДОР» стало важным инструментом в борьбе за качество дорожного строительства, ситуация с которым в Московской области постепенно улучшается.

«ЛАБРАДОР» БЕРЕТ СЛЕД

Хотелось бы рассказать о тех нарушениях в технологиях дорожного строительства, которые ведут к плохому качеству дорог, и какие методы есть в арсенале экспертов производственной лаборатории «ЛАБРАДОР» для выявления таких нарушений.

Качественная дорога начинается с правильно подготовленного основания, на которое укладывают асфальт. Из-под будущей дороги удаляется слой грунта, и на его место укладывается слой песка, который равномерно уплотняется. Затем на песок укладывается слой щебня. Его также уплотняют вибромашиной. В результате под будущей дорогой создается ровная твердая поверхность. Если технология нарушается, и слои песка и щебня уплотняются неравномерно или, хуже того, смешиваются с подлежащим грунтом, то под асфальтом будет основание с варьирующей плотностью от точки к точке. В таком случае неизбежны локальные просадки под дорогой, появление трещин даже в хорошем асфальте и быстрое его разрушение. Если технологические слои смешаны с грунтом, то содержащиеся в нем глинистые частицы разбухают при замерзании в зимний период, оказывая тем самым деформирующее воздействие на дорожное полотно, что также ведет к его быстрому разрушению. Эксперты «ЛАБРАДОРА» могут определить фактическое уплотнение слоев сыпучих материалов под дорогой, а также качественные характеристики использованного песка и щебня. Для песка и грунта есть 9 контролируемых показателей, например, определение содержания глинистых частиц методом набухания, содержания глины в комках. У щебня же таких показателей 10 (дроби мость, истираемость и т.д.). Дефекты могут быть выявлены и после завершения строительства дороги, но лучше осуществлять контроль еще в процессе строительства, когда устранение выявленных нарушений выполнить проще и дешевле.

Важнейшей составляющей качественного асфальтирования является строгое соблюдение условий проведения асфальтоукладочных работ. По технологии горячую асфальтобетонную смесь нужно
уложить при ее температуре в момент укладки не ниже +120°. Внешняя температура должна быть не ниже +5°, то есть укладку асфальта можно производить только в теплое время года. Если смесь переохладилась, то она не уплотнится и не прилипнет к основанию. В таком случае уложенный асфальт очень быстро разрушается. Эксперты «ЛАБРАДОРА» могут определить коэффициент сцепления жестких покрытий, плотность и прочность асфальта и выявить таким образом задним числом нарушения технологии дорожного строительства. Пойманные за руку на нарушении технологии дорожные компании должны все переделать за свой счет. Но более эффективно контролировать ход дорожных работ во время их проведения.

Укладка должна производиться на сухую, очищенную от пыли поверхность. Когда асфальт кладут в лужи, то замурованная под ним вода в зимний период замерзает и разрывает дорожное покрытие, так как лед больше по объему, чем жидкая вода. Набухают при замерзании и частицы пыли. В таком случае зима выступает в качестве неподкупного эксперта, но не обязательно ждать холодов. В лаборатории «ЛАБРАДОРА» легко определят повышенное влагосодержание асфальта по взятому образцу. Кроме того, имеющиеся в лабораториях климатические камеры позволяют моделировать циклы замерзания-оттаивания и определить непосредственно морозостойкость и трещиностойкость асфальта по взятым образцам.

Часто фирмы, осуществляющие дорожное строительство, стремятся сэкономить, укладывая асфальт меньшей толщины, чем требуется для дороги с определенным уровнем нагрузки. В результате дорожное полотно не выдерживает давления, в нем появляются многочисленные трещины. В трещины попадает вода, которая зимой замерзает. Такая дорога очень скоро приходит в негодность. Сотрудники «ЛАБРАДОРА»на месте контролируют толщину дорожных покрытий и оценивают плотность транспортного потока. На дорогах со средней интенсивностью движения толщина асфальта должна составлять не менее 6 см, а на дорогах с очень интенсивным движением требуется толщина уже 8 см и более.

Однако дело не только в толщине асфальта, но и в его составе. Асфальт, а правильнее асфальтобетонная смесь, состоит из ряда компонентов: песка, щебня, минерального порошка, битума. Асфальт требуемой по ГОСТу прочности и упругости получается только из качественных компонентов при правильной пропорции их смешения. У каждого компонента есть целый набор характеристик, определяющих его качество, и установленные ГОСТом их значения, которым должны соответствовать используемые компоненты. Все эти показатели могут быть определены в лабораториях «ЛАБРАДОРА». Для битума определяется 6 показателей, для щебня - 10, для минерального порошка – 5. Также в лабораториях «ЛАБРАДОРА» имеются прессы с цифровым управлением, которые выдают фиксированную нагрузку на образцы асфальта. По результатам испытаний определяется фактическая устойчивость дорожного полотна к нагрузкам, прочность, упругость и трещиностойкость асфальта (всего 10 различных показателей). Кроме того, в лаборатории при необходимости могут экстрагировать асфальтобетонную смесь, разложить ее на компоненты и выяснить в итоге причину плохого качества использованной смеси.

Контролируют специалисты «ЛАБРАДОРа» и геометрические параметры полотна дороги, наличие уклонов и прогибов, дают нормативно-техническую характеристику состояния дорожной разметки и дорожных знаков, определяют световозвращение дорожной разметки (то есть ее заметность при плохой видимости), испытывают дорожную разметку на износостойкость, оценивают качество противогололедной обработки.

ПАСПОРТИЗАЦИЯ ДОРОГ

На этом функции государственного предприятия «ЛАБРАДОР» не исчерпываются. Есть в его составе и служба инспекции дорог. Ведь государственным органам необходимо знать о состоянии подконтрольных им автодорог. Множество мобильных экипажей каждый день ведут обследование различных дорог Московской области разного подчинения: и муниципальных, и областных, и федеральных. Фиксируется общее состояние дорожного полотна, наличие дефектов - трещин и ям, состояние дорожной разметки, ограждений, светофоров и дорожных знаков, оценивается качество ночного освещения на трассах. Определяется соответствие недавно отремонтированных объектов
требованиям к качеству дорожного ремонта, выявляются факты некачественного ремонта, когда дорога в короткие сроки вновь становится дефективной. Обосновывается включение некачественных участков дорог в программу дорожного ремонта. Также служба инспекции дорог выезжает на дорожно-транспортные происшествия, если они случились по вине некачественного состояния самой дороги, ее разметки или плохого качества конструкций дорожной инфраструктуры. Отчеты о деятельности службы инспекции дорог еженедельно поступают в правительство Московской области. Об активности службы говорит тот факт, что за 2017 год ею было обследовано 46 тысяч километров подмосковных дорог, что сопоставимо с протяженностью Земли по экватору.

О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ

Как уже было сказано, дорожное строительство должно вестись и, как правило, ведется в теплое время года. В этот же период времени в основном востребована и экспертиза качества дорожных работ. А в холодное время года проводится полноценная подготовка оборудования и профессиональной техники лаборатории. Также, чтобы использовать зимнее время с пользой, лаборатория «ЛАБРАДОР» предложила заинтересованным компаниям, занимающимся дорожным строительством, сервис по подбору оптимального сочетания компонентов асфальтобетонной смеси. Дело в том, что свойства
отдельных компонентов такой смеси, имеющихся в распоряжении дорожностроительной компании, могут отличаться от стандартных. Речь, например, о песке или щебне. В результате изготовление
асфальтобетонных смесей с их участием по стандартной схеме может вести к несоответствию получившегося асфальта ГОСТу по ряду показателей. В таком случае компании приходится искать компонент необходимого качества на рынке, что ведет к значительным дополнительным расходам, или использовать некачественную асфальтобетонную смесь. Есть еще и третий выход – обратиться к сотрудникам лаборатории «ЛАБРАДОРа», и они опытным путем подберут такое сочетание имеющихся в распоряжении дорожностроительной компании компонентов асфальтобетонной смеси, что получившийся асфальт будет соответствовать всем показателям, требуемым ГОСТом. Соответствие получившегося асфальта всем требованиям ГОСТа сразу же проверяется в лаборатории. Полученный оригинальный рецепт изготовления асфальтобетонной смеси из имеющихся в наличии компонентов
обходится гораздо дешевле, чем дополнительная закупка компонента требуемого качества на рынке при стандартной схеме смешения. «ЛАБРАДОР» же получает таким путем дополнительное финансирование за счет рационального использования имеющегося в его распоряжении оборудования. Вырученные деньги идут на поддержание материально-технической базы и достойной зарплаты сотрудникам.

Основной проблемой, с которой сталкивается экспертное предприятие, – это
демпинг недобросовестных конкурентов на аукционах, где разыгрываются подряды на проведение экспертизы дорожных работ. Как правило, заказчиками строительства дорог являются различные государственные органы, которые обязаны выставлять на аукцион подряды как на выполнение требуемых дорожных работ, так и на экспертный контроль их качества.Выигрывает же аукцион тот подрядчик, который согласится выполнить работу за наименьшую цену. В результате дорожно-строительные работы выполняются на нижнем пределе стоимости, при котором трудно рассчитывать на высокое качество. И контроль над их выполнением выигрывает фирма, которая часто не имеет
собственной материально-технической базы для качественных лабораторных исследований. Цена, за которую соглашается работать победитель, объективно не позволяет выполнить добросовестную проверку всего объема работ. Поэтому и нет уверенности в качестве выполненных работ.

Аукционы были придуманы для экономии бюджетных средств, но в сложившейся ситуации они ведут только к их разбазариванию. Плохо сделанные или отремонтированные дороги вскоре потребуют
новых расходов на их восстановление. Их восстановление на тех же принципах приведет к тем же плачевным результатам. Выход видится в том, чтобы безупречно работающим компаниям, как
дорожно-строительным, так и экспертно-контрольным, выдавать специальные сертификаты. И, по крайней мере, к аукционам по наиболее важным подрядам допускать только фирмы, обладающие такими сертификатами. В этом случае фирмы будут бороться за снижение издержек не за счет качества работ, ибо в противном случае они утратят возможность вновь участвовать в таких аукционах. И
экономия бюджетных средств будет достигаться не за счет качества проведения общественно необходимых работ, как это порой еще случается сегодня.

Image

Замминистра образования Московской области Наталия Киселева: «ОЭЗ «Дубна» как территория для развития молодых талантов очень достойная площадка»

Заместитель министра образования Московской области Наталия Киселева побывала в ОЭЗ «Дубна». Цель визита – наладить ...

Image

Материалы к V Всероссийской неделе охраны труда

Выполнение поставленных Президентом Российской Федерации задач по повышению качества жизни граждан, обеспечению устойчивого роста экономики, повышению производительности труда неразрывно связано с обеспечением условий труда, отвечающим ...

Image

«ЯМЭФ несет миру правду о Крыме»: итоги V юбилейного Ялтинского международного экономического форума

В Крыму завершил работу V юбилейный Ялтинский международный экономический форум. В 2019 году тема одного из самых престижных деловых мероприятий в России была сформулирована как ...

Image

Талия Минуллина признана женщиной года в рамках мировой премии «Stevie Awards 2018»

Руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина в рамках премии «Stevie Awards 2018» удостоена награды «Женщины в бизнесе» (категория ...

Image

Резидент ОЭЗ «Дубна» GETMOBIT выпустит 20 тысяч «умных» док-станций для офисных рабочих мест на сумму более 1 млрд рублей

Компания GETMOBIT – российский разработчик в сфере «умных» корпоративных рабочих пространств, запустила серийное производство и продажи ...

Image

Предложения уральских предпринимателей услышал Минфин РФ

Министерство финансов РФ разработало поправки в федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Изменения призваны урегулировать случаи ...

Image

В Сочи начинает работу Всероссийская неделя охраны труда

Пятая Всероссийская неделя охраны труда (22-26 апреля 2019 г., Главный медиацентр г. Сочи) проводится по инициативе Минтруда России и при поддержке Правительства России. Оргкомитет Недели возглавляет Заместитель Председателя ...

Image

Форум «Сады России 2019» в цифрах и фактах

Второй ежегодный международный форум и выставка «Сады России 2019» (22-23 мая 2019, Москва) – профессиональная международная площадка для обсуждения стратегий развития индустрии промышленного садоводства России, заключения новых взаимовыгодных ...

Image

ВНОТ: Оценка квалификаций руководителей - практика работы центров оценки квалификации

На протяжении последнего десятилетия в России интенсивно происходит формирование национальной системы профессиональных квалификаций. В течение этого времени независимая оценка квалификаций ...

Image

Вьетнам рассматривает ОЭЗ «Дубна» как будущего партнера

Представительная делегация из Вьетнама посетила ОЭЗ «Дубна». Гости побывали на обеих площадках и увидели изнутри работу современного производства и медицинскую продукцию завода компании-резидента «ПАСКАЛЬ ...

Image

17 апреля в Дмитровской ТПП прошел семинар для экспортеров.

Если компания не может увеличить продажи в России, к примеру, не удается попасть в торговые сети, но за качество продукта краснеть не приходиться – стоит попробовать свои силы на международном ...

Image

В Великом Новгороде открылся универсальный бизнес-инкубатор

17 апреля, в Великом Новгороде открылся бизнес-инкубатор на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства. На кабинет и консультативную поддержку в нём может претендовать любой начинающий предприниматель, который ...

Image

Город Боровичи стал территорией опережающего социально-экономического развития

Это вторая ТОСЭР в Новгородской области. Напомним, что в Окуловском районе действует территория опережающего социально- экономического развития «Угловка» ...

Image

«Дары Азербайджана» появятся на Урале

На площадке Уральской ТПП прошла презентация проекта «Дары Азербайджана». Он предполагает создание в Свердловской области сети магазинов, торгующих азербайджанской продукцией. В презентации принял участие Генеральный консул Азербайджанской Республики в ...

Image

Реестр социальных проектов будет создан в столице Урала

Комитет по социальным проектам при Уральской ТПП приступил к составлению реестра «Топ 100 социальных проектов – Екатеринбург», в который будут включены лучшие инициативы предпринимателей Свердловской области, направленные на решение ...

Image

Китайские и российские регионы готовы к долгосрочному сотрудничеству в сфере здравоохранения

В Уральской ТПП прошла встреча с вице-президентом Генеральной Торговой Палаты провинции Хэйлунцзян Чжу Сюйбинем и начальником отдела экономики Ассоциации промышленников и торговцев ...

Актуальные комментарии