Image

Проверка на дорогах

Одна из традиционных бед России с давних времен - это ее дороги, точнее, их состояние. Большие пространства, неблагоприятный климат всегда сказывались на качестве российских дорог. Но в наше время главная причина неудовлетворительного состояния отдельных участков дорожной сети - это нарушение технологии дорожного строительства, несвоевременный ремонт. Ведь ни для кого не секрет – неправильно отремонтированную дорогу вскоре вновь придется ремонтировать, а это опять государственные затраты. Именно поэтому необходим тщательный профессиональный контроль дорожного строительства, соблюдения технологических процессов, использования качественных материалов, а также постоянный мониторинг состояния дорожной сети. Вот с такими бедами борется Государственное унитарное предприятие Московской области «ЛАБРАДОР» и занимается комплексным контролем строительства, ремонта и текущего состояния подмосковных дорог.

«ЛАБРАДОР» – это учреждение, где делают экспертизу качества выполненных дорожных работ по просьбе их заказчика и за его деньги, в роли которого, как правило, выступает государство в лице различных областных и муниципальных органов власти. Для такой экспертной оценки требуются квалифицированные специалисты и соответствующее оборудование. «ЛАБРАДОР» - одно из немногих
предприятий, кто может сегодня выполнить самый широкий спектр контрольных измерений и анализов. Появилось оно еще в 1994 году, но в первые годы своего существования ощутимо влиять на ситуацию с дорожным строительством еще не могло, так как в 90-е годы имело маленький штат сотрудников и слабую материально-техническую базу. С тех пор оно прошло ряд реорганизаций, постепенно росли его возможности и авторитет. На текущий момент предприятие располагает двумя прекрасно оборудованными лабораториями по испытанию дорожно-строительных материалов, 26 спецавтомобилями для обследования дорожного полотна на местах и другими техническими средствами. В его штате более 120 высококвалифицированных сотрудников, которым по плечу выполнение любых экспертиз и оценок состояния дорог. Сегодня предприятие «ЛАБРАДОР» стало важным инструментом в борьбе за качество дорожного строительства, ситуация с которым в Московской области постепенно улучшается.

«ЛАБРАДОР» БЕРЕТ СЛЕД

Хотелось бы рассказать о тех нарушениях в технологиях дорожного строительства, которые ведут к плохому качеству дорог, и какие методы есть в арсенале экспертов производственной лаборатории «ЛАБРАДОР» для выявления таких нарушений.

Качественная дорога начинается с правильно подготовленного основания, на которое укладывают асфальт. Из-под будущей дороги удаляется слой грунта, и на его место укладывается слой песка, который равномерно уплотняется. Затем на песок укладывается слой щебня. Его также уплотняют вибромашиной. В результате под будущей дорогой создается ровная твердая поверхность. Если технология нарушается, и слои песка и щебня уплотняются неравномерно или, хуже того, смешиваются с подлежащим грунтом, то под асфальтом будет основание с варьирующей плотностью от точки к точке. В таком случае неизбежны локальные просадки под дорогой, появление трещин даже в хорошем асфальте и быстрое его разрушение. Если технологические слои смешаны с грунтом, то содержащиеся в нем глинистые частицы разбухают при замерзании в зимний период, оказывая тем самым деформирующее воздействие на дорожное полотно, что также ведет к его быстрому разрушению. Эксперты «ЛАБРАДОРА» могут определить фактическое уплотнение слоев сыпучих материалов под дорогой, а также качественные характеристики использованного песка и щебня. Для песка и грунта есть 9 контролируемых показателей, например, определение содержания глинистых частиц методом набухания, содержания глины в комках. У щебня же таких показателей 10 (дроби мость, истираемость и т.д.). Дефекты могут быть выявлены и после завершения строительства дороги, но лучше осуществлять контроль еще в процессе строительства, когда устранение выявленных нарушений выполнить проще и дешевле.

Важнейшей составляющей качественного асфальтирования является строгое соблюдение условий проведения асфальтоукладочных работ. По технологии горячую асфальтобетонную смесь нужно
уложить при ее температуре в момент укладки не ниже +120°. Внешняя температура должна быть не ниже +5°, то есть укладку асфальта можно производить только в теплое время года. Если смесь переохладилась, то она не уплотнится и не прилипнет к основанию. В таком случае уложенный асфальт очень быстро разрушается. Эксперты «ЛАБРАДОРА» могут определить коэффициент сцепления жестких покрытий, плотность и прочность асфальта и выявить таким образом задним числом нарушения технологии дорожного строительства. Пойманные за руку на нарушении технологии дорожные компании должны все переделать за свой счет. Но более эффективно контролировать ход дорожных работ во время их проведения.

Укладка должна производиться на сухую, очищенную от пыли поверхность. Когда асфальт кладут в лужи, то замурованная под ним вода в зимний период замерзает и разрывает дорожное покрытие, так как лед больше по объему, чем жидкая вода. Набухают при замерзании и частицы пыли. В таком случае зима выступает в качестве неподкупного эксперта, но не обязательно ждать холодов. В лаборатории «ЛАБРАДОРА» легко определят повышенное влагосодержание асфальта по взятому образцу. Кроме того, имеющиеся в лабораториях климатические камеры позволяют моделировать циклы замерзания-оттаивания и определить непосредственно морозостойкость и трещиностойкость асфальта по взятым образцам.

Часто фирмы, осуществляющие дорожное строительство, стремятся сэкономить, укладывая асфальт меньшей толщины, чем требуется для дороги с определенным уровнем нагрузки. В результате дорожное полотно не выдерживает давления, в нем появляются многочисленные трещины. В трещины попадает вода, которая зимой замерзает. Такая дорога очень скоро приходит в негодность. Сотрудники «ЛАБРАДОРА»на месте контролируют толщину дорожных покрытий и оценивают плотность транспортного потока. На дорогах со средней интенсивностью движения толщина асфальта должна составлять не менее 6 см, а на дорогах с очень интенсивным движением требуется толщина уже 8 см и более.

Однако дело не только в толщине асфальта, но и в его составе. Асфальт, а правильнее асфальтобетонная смесь, состоит из ряда компонентов: песка, щебня, минерального порошка, битума. Асфальт требуемой по ГОСТу прочности и упругости получается только из качественных компонентов при правильной пропорции их смешения. У каждого компонента есть целый набор характеристик, определяющих его качество, и установленные ГОСТом их значения, которым должны соответствовать используемые компоненты. Все эти показатели могут быть определены в лабораториях «ЛАБРАДОРА». Для битума определяется 6 показателей, для щебня - 10, для минерального порошка – 5. Также в лабораториях «ЛАБРАДОРА» имеются прессы с цифровым управлением, которые выдают фиксированную нагрузку на образцы асфальта. По результатам испытаний определяется фактическая устойчивость дорожного полотна к нагрузкам, прочность, упругость и трещиностойкость асфальта (всего 10 различных показателей). Кроме того, в лаборатории при необходимости могут экстрагировать асфальтобетонную смесь, разложить ее на компоненты и выяснить в итоге причину плохого качества использованной смеси.

Контролируют специалисты «ЛАБРАДОРа» и геометрические параметры полотна дороги, наличие уклонов и прогибов, дают нормативно-техническую характеристику состояния дорожной разметки и дорожных знаков, определяют световозвращение дорожной разметки (то есть ее заметность при плохой видимости), испытывают дорожную разметку на износостойкость, оценивают качество противогололедной обработки.

ПАСПОРТИЗАЦИЯ ДОРОГ

На этом функции государственного предприятия «ЛАБРАДОР» не исчерпываются. Есть в его составе и служба инспекции дорог. Ведь государственным органам необходимо знать о состоянии подконтрольных им автодорог. Множество мобильных экипажей каждый день ведут обследование различных дорог Московской области разного подчинения: и муниципальных, и областных, и федеральных. Фиксируется общее состояние дорожного полотна, наличие дефектов - трещин и ям, состояние дорожной разметки, ограждений, светофоров и дорожных знаков, оценивается качество ночного освещения на трассах. Определяется соответствие недавно отремонтированных объектов
требованиям к качеству дорожного ремонта, выявляются факты некачественного ремонта, когда дорога в короткие сроки вновь становится дефективной. Обосновывается включение некачественных участков дорог в программу дорожного ремонта. Также служба инспекции дорог выезжает на дорожно-транспортные происшествия, если они случились по вине некачественного состояния самой дороги, ее разметки или плохого качества конструкций дорожной инфраструктуры. Отчеты о деятельности службы инспекции дорог еженедельно поступают в правительство Московской области. Об активности службы говорит тот факт, что за 2017 год ею было обследовано 46 тысяч километров подмосковных дорог, что сопоставимо с протяженностью Земли по экватору.

О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ

Как уже было сказано, дорожное строительство должно вестись и, как правило, ведется в теплое время года. В этот же период времени в основном востребована и экспертиза качества дорожных работ. А в холодное время года проводится полноценная подготовка оборудования и профессиональной техники лаборатории. Также, чтобы использовать зимнее время с пользой, лаборатория «ЛАБРАДОР» предложила заинтересованным компаниям, занимающимся дорожным строительством, сервис по подбору оптимального сочетания компонентов асфальтобетонной смеси. Дело в том, что свойства
отдельных компонентов такой смеси, имеющихся в распоряжении дорожностроительной компании, могут отличаться от стандартных. Речь, например, о песке или щебне. В результате изготовление
асфальтобетонных смесей с их участием по стандартной схеме может вести к несоответствию получившегося асфальта ГОСТу по ряду показателей. В таком случае компании приходится искать компонент необходимого качества на рынке, что ведет к значительным дополнительным расходам, или использовать некачественную асфальтобетонную смесь. Есть еще и третий выход – обратиться к сотрудникам лаборатории «ЛАБРАДОРа», и они опытным путем подберут такое сочетание имеющихся в распоряжении дорожностроительной компании компонентов асфальтобетонной смеси, что получившийся асфальт будет соответствовать всем показателям, требуемым ГОСТом. Соответствие получившегося асфальта всем требованиям ГОСТа сразу же проверяется в лаборатории. Полученный оригинальный рецепт изготовления асфальтобетонной смеси из имеющихся в наличии компонентов
обходится гораздо дешевле, чем дополнительная закупка компонента требуемого качества на рынке при стандартной схеме смешения. «ЛАБРАДОР» же получает таким путем дополнительное финансирование за счет рационального использования имеющегося в его распоряжении оборудования. Вырученные деньги идут на поддержание материально-технической базы и достойной зарплаты сотрудникам.

Основной проблемой, с которой сталкивается экспертное предприятие, – это
демпинг недобросовестных конкурентов на аукционах, где разыгрываются подряды на проведение экспертизы дорожных работ. Как правило, заказчиками строительства дорог являются различные государственные органы, которые обязаны выставлять на аукцион подряды как на выполнение требуемых дорожных работ, так и на экспертный контроль их качества.Выигрывает же аукцион тот подрядчик, который согласится выполнить работу за наименьшую цену. В результате дорожно-строительные работы выполняются на нижнем пределе стоимости, при котором трудно рассчитывать на высокое качество. И контроль над их выполнением выигрывает фирма, которая часто не имеет
собственной материально-технической базы для качественных лабораторных исследований. Цена, за которую соглашается работать победитель, объективно не позволяет выполнить добросовестную проверку всего объема работ. Поэтому и нет уверенности в качестве выполненных работ.

Аукционы были придуманы для экономии бюджетных средств, но в сложившейся ситуации они ведут только к их разбазариванию. Плохо сделанные или отремонтированные дороги вскоре потребуют
новых расходов на их восстановление. Их восстановление на тех же принципах приведет к тем же плачевным результатам. Выход видится в том, чтобы безупречно работающим компаниям, как
дорожно-строительным, так и экспертно-контрольным, выдавать специальные сертификаты. И, по крайней мере, к аукционам по наиболее важным подрядам допускать только фирмы, обладающие такими сертификатами. В этом случае фирмы будут бороться за снижение издержек не за счет качества работ, ибо в противном случае они утратят возможность вновь участвовать в таких аукционах. И
экономия бюджетных средств будет достигаться не за счет качества проведения общественно необходимых работ, как это порой еще случается сегодня.

Image

Кузбасская ТПП запустила новую услугу: подготовка технического отчета по работам, начатым до подачи извещения в стройнадзор

Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...

Image

В Чебоксарах обсудили роль навигационной безопасности в экономическом суверенитете России

В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...

Image

В Кузбасской ТПП вручены удостоверения слушателям курсов по управлению интеллектуальной собственностью

7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...

Image

TREND GUIDE: новые горизонты для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ»

Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....

Image

«Одно сердце, одна Родина, один флаг» — ЦС ТПП провела патриотическую акцию в Красноярске

6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.