Image

Мария Кулькова: «Безопасность на дороге – это общая забота её владельца и участников движения»

Мы привыкли к тому, что дороги и всё с ними связанное – сфера ответственности государства. Но это не всегда так: часто за проектирование и/или обслуживание каких-то дорожных объектов отвечают негосударственные структуры, такие как застройщики жилых комплексов и коттеджных посёлков, владельцы торговых центров и т. д. Об ответственности владельца дороги и о важности этапа её проектирования рассказала генеральный директор ООО «Драфт» Мария Кулькова.


Безопасность дорожного движения связана не только с его
непосредственными участниками, но и с состоянием дороги. Кто отвечает за это?
– Тема дорог довольно широкая и волнует всех, так как многие из нас являются
одновременно и пешеходами, и автолюбителями. Все мы пользуемся дорогами и
пешеходными переходами, взаимодействуем с общественным транспортом. При этом нет
целостного понимания того, что такое дорога, кто за неё отвечает, на что мы имеем право
и т. д. Поэтому для начала нужно объяснить какие-то общие вещи. Дорога сама по себе –
это линейно-капитальный объект, то есть объект недвижимости, поэтому нет
принципиальной разницы между зданием, ларьком и дорогой. Ещё недавно для того,
чтобы построить дорогу, необходимо было получить разрешение на строительство и на
ввод в эксплуатацию – то же самое, что и со зданиями. Сейчас вышло Постановление
Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 1816, которое даёт в этом
смысле некоторые послабления.
Все дороги делятся на категории: от первой до пятой. Чем больше полос, выше
интенсивность движения и нагрузка на дорожную сеть, тем выше и категория дороги. Так
как дорога – это, по сути, объект недвижимости, то под неё необходимо выделить землю
соответствующего назначения, которая, в свою очередь, должна быть размежёвана,
откадастрирована. Нужен и проект планировки территории. Этот объект должен кому-то
принадлежать, и здесь начинается самое интересное.
Принято считать, что за дороги отвечает государство, но далеко не всегда это так.
Кадастровый участок может, например, принадлежать торговому центру. Соответственно,
ему же принадлежит и дорога. И парковки, и примыкания – это его зона ответственности.
После определения участка под дорогу мы должны понять, что это будет за дорога:
какое покрытие, что с водоотведением, какая предполагается интенсивность движения
сейчас и в дальнейшем. Например, есть грунтовая дорога, принадлежащая сельскому
поселению, при этом рядом строится коттеджный посёлок, который пользуется ею. В этом
случае дорога должна быть реконструирована, её категорию следует повысить, условно
говоря, с пятой до третьей. И лучше сделать проектирование дороги заново.
В Московской области порядок следующий: если жилой комплекс примыкает к
дороге, он должен сначала согласовать СТО (схему транспортного обслуживания). Нужно
буквально математически высчитывать всё, что касается интенсивности движения.
Балансодержатель обязан постоянно держать на контроле вопросы, связанные с дорогой.
При этом, ещё раз повторю, у нас большое количество именно частных территорий, среди
которых – склады, строящиеся жилые комплексы, коттеджные посёлки. Ты можешь
понимать, как построить и продать здание, подключить газ и т. д., но когда речь заходит о
дороге, многие всё равно спрашивают: что это, зачем, надо ли этим заниматься?
– Разве можно сдать тот же жилой комплекс без дороги?
– К сожалению, на практике получается, что можно. В качестве примера приведу
ЖК «Мортонград Путилково», который начинал строить «Мортон» по инвестсоглашению
с администрацией Красногорска. Это соглашение обязывало застройщика реализовать
светофорный объект и уширение Пятницкого шоссе. После банкротства «Мортона»
объект достался ГК «ПИК», которая достроила здания, отдельно вводя в эксплуатацию
каждое из них. При этом улично-дорожная сеть реализована в тех границах, что были
«пройдены» в экспертизе ещё при «Мортоне». Но с того времени интенсивность движения
на дороге сильно возросла, к тому же появились новые обстоятельства в виде ещё одного
ЖК рядом. И обязательства по реконструкции Пятницкого шоссе не получается
отрегулировать, потому что перекрыть примыкание невозможно: для жителей это
неприемлемо. Поэтому данный пункт всем проще проигнорировать и ввести объект в
эксплуатацию.
На самом деле подобные вещи планируются застройщиком и изначально
закладываются в стоимость квартир, но когда дело доходит до воплощения, то часто оно
осуществляется силами госструктур. Хотя с 2017 года, когда ввели обязательную
реализацию СТО, застройщику гораздо труднее стало не исполнять свои обязательства в
полном объёме. Министерство транспорта совместно с Министерством жилищной
политики Московской области запрещает продажу квартир, пока у застройщика не решён
вопрос с дорогой, что, на мой взгляд, очень полезно. Хотя при этом не исключено, что
застройщик всё же будет продавать квартиры.
Поэтому, чтобы что-то построить, нужно иметь в проектной команде специалистов
по дорогам, электричеству, сетям, прокладке канализации и многим другим вопросам.
Часто застройщик даёт обещания, которые потом не может или не хочет
выполнять. На данный момент есть много случаев, когда надзорным органам не удавалось
заставить застройщика выполнять обязательства. Иногда получается, что Минстрой
вводит в эксплуатацию здания по одним только выданным техусловиям, однако это
просто бумажка, которая ничего не стоит, пока сами техусловия не будут выполнены.
Добросовестный застройщик, перед тем как планировать стройку, должен всё
просчитать и вложить в свою экономику все необходимые показатели.
К примеру, сейчас многие рекламируют свои ЖК таким образом: «У нас двор без
машин». Я не спорю, такие лозунги хорошо продают, хотя мне, как покупателю,
интереснее было бы услышать про то, что я в любой момент могу припарковать свою
машину: с парковкой у нас с каждым днём всё сложнее.
Застройщик вправе организовывать движение на своей территории так, как он
сочтёт нужным. В рамках законодательства, разумеется. Другое дело, когда он при этом
сталкивается с другим балансодержателем. Чтобы присоединить новую дорогу к уже
существующей, нужно запросить у её балансодержателя технические условия, выполнив
которые проект можно осуществить. Тут уже надо смотреть, как новая дорога повлияет на
интенсивность движения на том участке, куда её присоединяют.
Осенью я выступала на международном инвестиционном форуме Proestate 2020 как
раз на тему взаимодействия государства и застройщиков. Поскольку последние являются
моими основными заказчиками, я стараюсь работать так, чтобы им было комфортно. При
этом всегда стремлюсь донести до них, что организация дороги требует обязательных
вложений, это нужно воспринимать как проведение необходимых коммуникаций, таких
как вода и электричество. Сейчас нам надо сломать стереотип о том, что дорогу должно
организовывать и обслуживать исключительно государство. И госструктура не обязана
решать проблему какой-то новой дороги из-за того, что некий застройщик решил
обогатиться.
– Если вопрос проектирования дорог – это, по сути, вопрос коммуникаций, то
застройщики должны обращаться к вам как к проектировщикам на самом раннем
этапе строительства?
– К сожалению, этого не происходит, и чаще всего мы вынуждены работать с уже
построенным объектом. А тут есть небольшие претензии к архитекторам, которые
изначально прорисовывают всю застройку. Они ориентируются на свои ГОСТы,
выделяют мало места под дорогу, под организацию машино-мест, не всегда понимая, что
длина машино-места давно уже не пять метров, а 5,3 метра. При этом 10% от всех
машино-мест следует организовать для людей с ограниченными возможностями, и часть
из них, опять же, должна быть уширена.
Получается, что, подключаясь на позднем этапе, когда всё уже построено, мы не
можем физически ничего двигать, так как везде проложены коммуникации. И выходит,
что в таких случаях ничего не остаётся, кроме как организовать одностороннее движение.
– Всегда ли удаётся имеющиеся у заказчика проблемы решить вашими силами?
– Есть множество ухищрений, на которые мы идём, опираясь на законодательство
и нормативное право. Если у нас имеется возможность закольцевать, то можно
организовать одностороннее движение, при котором одна из сторон дороги остаётся
свободной, и мы создаём там парковочные места.
Часто приходится сталкиваться с проблемой пешеходных переходов около
социальных объектов, таких как школы, детские сады и игровые площадки. Знаки тут
должны быть дополнительно оборудованы световыми элементами. Сделать «моргающий»
знак, казалось бы, не представляет большой проблемы, но для этого нужно подвести к
нему электричество, а это уже дополнительные сложности. И таких сложностей в
процессе нашей работы возникает масса. К примеру, в зимний период в связи с
необходимостью уборки снега возможна следующая ситуация: установленных за немалые
деньги «лежачих полицейских» трактор просто срывает ковшом, а разметку счищает
щётками вместе со снегом.
– Когда, по вашему профессиональному мнению, настаёт идеальный момент
для того, чтобы застройщик обратился к проектировщику дорог?
– В моей идеальной картине мира это должно произойти тогда, когда возникает
идея построить определённый объект в определённом месте. В этот момент уже можно
прикинуть, в каком месте будет примыкание и сколько именно их будет, куда они будут
выходить. И дальше начнётся работа по вопросам земли и сетей, ведь часто бывает, что на
примыкании невозможно физически организовать переходно-скоростную полосу, так как
там проходит газ высокого давления. А перекладка – очень дорогой проект, который
может поставить под вопрос всё строительство. Этот вопрос надо продумывать заранее.
При организации дорожной сети внутри микрорайона также нужно планировать всё
заранее не с точки зрения архитектуры, а с точки зрения удобства автомобилистов.
Многие проблемы проще предотвратить на данном этапе, чем потом разгребать их
последствия. По-хорошему, дороги должны проектироваться даже до зданий.
– Вы упомянули, что чаще всего вашими заказчиками являются застройщики.
Какой перечень услуг вы им оказываете?
– К нам обращаются застройщики как коммерческой, так и некоммерческой
недвижимости. Когда есть соприкосновение территории заказчика с территорией
основной дороги, мы получаем у владельцев дорог технические условия на примыкание
объектов, делаем проект и согласовываем его в установленном порядке. Примыкание,
кстати, тоже не всегда возможно: нельзя их делать слишком близко друг к другу. Всё это
мы тоже отслеживаем. Также для внутренней территории объекта разрабатываем проект
организации дорожного движения и выполняем строительно-монтажные работы.
Как я уже говорила, при планировании застройки имеет смысл обращаться к нам
как можно раньше, потому что может оказаться, что на этом участке проходит газ, на
одной половине участка – лес, а на другой – пруд под защитой ЮНЕСКО, плюс есть
несколько примыканий к дороге – и больше ничего там уже не сделать.
– Компания «Драфт» работает в сфере проектирования дорог около восьми
лет. Расскажите о реализованных вами крупных проектах.
– Дело в том, что в тот момент, когда мы передаём проект заказчику, он перестаёт
быть нашей интеллектуальной собственностью и становится собственностью заказчика.
Поэтому, к сожалению, мы не может говорить о подробностях. Могу сказать лишь в
целом, что мы работаем с крупными девелоперами, такими как ГК «ПИК», Группа
«Эталон», ГК «Гранель», из коммерческой недвижимости – «АШАН», «Декатлон». Нам
интересно делать проекты под ключ: полностью разработать улично-дорожную сеть,
сделать на неё проектную документацию, пройти экспертизу проекта. Но часто мы
реализуем и какие-то отдельные элементы: светофоры, знаки, разметку.
– На что вы прежде всего обращаете внимание при подготовке проекта
дороги?
– В архитектуре существует триединство: прочность, польза и красота. Я
спроецировала эту концепцию на дороги, и получилось правило триединства для дорог:
безопасность, красота и удобство. От этого мы отталкиваемся в нашей работе.
Начнём с безопасности. В России есть целый ряд законов, регулирующих эту
сферу, и во всех содержится информация о том, что дорога обязана быть безопасной.
Поэтому хочу сказать, что мы по большому счёту не имеем права разыгрывать что-то,
связанное с дорогами, по № 44-ФЗ. Потому что согласно конкурсной процедуре компании
снижают цены, что совершенно не способствует безопасности. Например, я знаю, что
флюоресцентный знак стоит четыре тысячи рублей, и не могу выиграть контракт на его
покупку за меньшую стоимость: если опущусь ниже, то не смогу его купить. И либо я
сэкономлю на качестве, либо на количестве – и всё это отразится на безопасности.
В который раз подчеркну: собственник должен следить за своей дорогой. Это
значит, что нужно вовремя актуализировать проекты организации дорожного движения
(ПОДД), проводить паспортизацию и инвентаризацию, контролировать, чтобы никто
незаконно не примкнул к дороге, администрировать, устанавливать ТСОДД в
соответствии с утверждённым ПОДД, содержать, ремонтировать и много чего ещё.
Проблема в том, что не все балансодержатели в полном объёме выполняют свои
функции. ПОДД нужно обновлять раз в три года, а на какие-то дороги схемы датируются
концом 90-х или их нет вообще! Слабо ведётся контроль объектов придорожного сервиса,
которые примыкают к дороге, создавая дополнительную нагрузку на улично-дорожную
А ещё на дорогах то и дело появляются объекты, которые никакого отношения к
ОДД не имеют и, по-хорошему, должны быть демонтированы собственниками. И вообще,
владельцам не следует допускать появления таких объектов на дороге. Речь идёт,
например, о клумбах с цветами, негостированных полусферах и прочих элементах «не
дороги», к присутствию которых мы уже давно привыкли.
Что касается удобства. У нас несколько лет назад вышел так называемый
экспериментальный ГОСТ на дорожные знаки, где про это есть целый параграф. Он
касается и удобства организации дорожного движения, и удобства парковки, и т. д. Всё
это можно организовать, если грамотно и своевременно этим заниматься.
Население часто не знает о своих правах, о том, что можно требовать соблюдения
законов и правил. Если ты как пешеход или автомобилист чувствуешь, что есть какая-то
проблема, лучше сфотографировать такой сомнительный объект и отправить на портал
«Активный гражданин», на «Добродел», потому что без сигналов граждан ничего
решаться и делаться не будет.
Все мы должны понимать, что безопасность на дороге – это общая забота как
участников движения, так и владельца дороги.

Image

Методы линейной алгебры помогут эффективно использовать сырье на фанерном производстве «Свезы»

Петербургский комбинат «Свезы» внедряет специальную компьютерную программу для совершенствования планирования производства и снижения коэффициента расхода сырья. Она рассчитывает сколько...

Image

Евразийский банк реинвестирует прибыль прошлого года в проект трансформации своей платформы и сервиса

Единственный акционер Евразийского банка отказался от дивидендов за 2020 год и направил всю прибыль банка в его собственный...

Image

База типовых проектов как инструмент развития практики реализации муниципально-частного партнерства

11 июня в здании Государственной Думы состоялось заседание Комитета по муниципально-частному партнерству Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Тема повестки...

Image

Торгово-промышленные палаты УрФО подвели итоги двухлетней работы

Ассоциация ТПП Уральского федерального округа собралась на очередное заседание. Местом его проведения в этот раз стал город Курган. В работе заседания принял участие президент Торгово-промышленной палаты России Сергей...

Image

Калининградская ТПП подписала соглашение с ТПП Республики Таджикистан

В рамках визита делегации Генерального консульства Республики Таджикистан в Калининградскую область состоялось подписание соглашения о межпалатском сотрудничестве между Союзом «Калининградская торгово-промышленная...

Image

Комбинат «Свезы» в Свердловской области вложит 100 млн руб. в реконструкцию системы гидротермической обработки сырья

На комбинате «Свеза» в Верхней Синячихе (Свердловская область) стартовал инвестиционный проект по реконструкции бассейнов гидротермической обработки сырья....

Image

Эксперты ЮУТПП обсудили приемы поведения в суде с профессиональным юристом

Эксперты палаты, которым приходится участвовать в судебных заседаниях, получили практические рекомендации профессионального юриста. Обучающий семинар провел председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке...

Image

Заместитель Генерального прокурора России провел в Челябинске круглый стол по вопросам защиты прав бизнеса

В мероприятии принял участие вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Ермаков....

Image

В онлайн-формате состоялась бизнес-миссия немецких компаний в Кузбасс

В рамках программы торгово-экономической миссии прошел круглый стол с участием, а затем состоялись В2В-переговоры немецких и кузбасских компаний. Организаторами мероприятий выступили Российско-Германская...

Image

18 июня 2021 года в 17.00 пройдёт презентация книги, « Сила Мира в точке невозврата»

Книга написана Ириной Даниловой, психологом , предпринимателем, президентом благотворительного областного фонда « Доверяю», и имела своё Рождение 6 января 2021 года в...

Image

ПЕТЕРБУРГСКОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ ГАЗОВОМУ ФОРУМУ – 10 ЛЕТ!

Крупнейшее мероприятие газовой отрасли отметит свой юбилей. С 5 по 8 октября 2021 года на площадке Экспофорума пройдёт Х Юбилейный Петербургский международный газовый форум – место встречи лидеров отраслевого сообщества, один из...

Image

Бренды Fix Price стали лидерами ежегодной премии Private Label Awards

Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен, стала лауреатом ежегодной премии Private Label Awards...

Image

Наш фестиваль Калейдоскоп VкусоV в Ростове Великом превратиться в увлекательную тропу Ярких вкусов и незабываемых эмоций!

Мы подготовили для жителей и гостей города настоящий Калейдоскоп впечатлений : гастрономический ряд с различными...

Image

Россия и ОАЭ планируют развивать деловое сотрудничество

На площадке Петербургского международного экономического форума состоялась встреча советника Президента Российской Федерации Антона Кобякова с Государственным министром по вопросам международного сотрудничества ОАЭ, генеральным...

Актуальные комментарии
  • Image

    Алексей Якубовский: «За автоматикой будущее, ведь она уже является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни»

    Задача по автоматизации тех или иных производственных процессов рано или поздно встаёт перед многими предприятиями различных сфер деятельности. Ведь именно автоматизация помогает выполнить важную задачу: справиться с наибольшим объёмом работ за как можно более короткое время. Комплексная автоматизация – процесс, требующий особого внимания. Для того чтобы ускорить и отладить процесс производства, важно обратиться к квалифицированным специалистам, которые занимаются разработкой комплексной автоматизации не один год. О том, как в этом может помочь компания «ИПК «ИНДУСТРИЯ», нам рассказал генеральный директор предприятия Алексей Якубовский.

  • Image

    Виктор Богачёв: «Интеллектуальные транспортные системы предназначены для того, чтобы снизить нагрузку на человека и тем самым повысить безопасность, комфорт и экономичность дорожного движения»

    Повсеместная автоматизация коснулась и сферы дорожного движения: интеллектуальные транспортные системы, или ИТС, сегодня получают всё большее распространение. О том, какой путь прошла эта сфера в России, о современных решениях, а также о том, когда мы увидим на дорогах автомобили без водителей, нам рассказал генеральный директор АО «ТРАССКОМ» Виктор Богачёв.

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области

    Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области: «В Ярославской области за время пандемии коммуникация с потенциальными клиентами несколько снизилась, но не прекратилась. И мы для себя отметили, что они перешли на более качественный уровень. Обращения поступают более серьёзные, нежели когда пандемии не было. Некоторые инвесторы прощупывали почву, приходили, ещё не приняв решения. Сейчас нам повезло, мы работаем с инвесторами, которые осознанно идут в регион. Но такой очный форум нам в подспорье, так как мы со многими встретились лично. Те проекты, которые притормозились по объективным причинам, теперь набирают обороты. Работа в пандемию продолжалась благодаря средствам коммуникации. Общались, переписывались, обменивались документацией, готовили проектные решения, предложения. Уже сегодня-завтра эти наработки выходят в практическую плоскость, что является подписанием конкретного соглашения тех или иных проектов».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области, Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»

    Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»: «Я очень хорошо оцениваю потенциал Тюменского региона, потому что в нашем проекте приняло участие уже 93 тыс. человек из Тюменской области. И почти 500 человек стали победителями в данных проектах. Это очень серьёзный результат. Отдельно я бы хотел сказать большое спасибо руководству Тюменской области и всем жителям за гостеприимство и отличную организацию очных мероприятий. Мы уверены, что нас ждёт впереди очень много хороших проектов. Благодаря цифровой платформе у губернатора и его команды появится возможность получить доступ к информации об участниках и о том, насколько активно молодёжь принимает участие в тех или иных проектах, каких результатов она добивается». Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области: «В нашей стране много талантливых и амбициозных ребят, которые стремятся реализовать свои возможности. Именно поэтому по поручению президента была создана АНО «Россия – страна возможностей», которая реализует проекты в самых разных сферах, а также предоставляет платформу для личного и социального роста. Многие из участников данных проектов сегодня сделали серьёзные карьерные шаги. Мы готовы дальше реализовывать подобные проекты, так как у нас есть большой опыт по проведению мероприятий. Поэтому я уверен, что это соглашение будет полезным и взаимовыгодным».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Деметьев, директор агентство развития Новгородской области

    "На сегодняшний день мы видим, что коммуникация между инвесторами строится более активно, чем ранее. И, правда, предприниматели хотят больше инвестировать, принимать активное участие в проектах. С одной стороны, пандемия стала сложным периодом для всех регионов, но все же, постпандемийное время стало намного эффективнее".

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Михаил Николаевич Торгашин, министр промышленности и инновационной политики Пензенской области

    "Наше участие в форуме - это одной из первых постпандемийных событий. Именно поэтому мы представлены здесь! У нас запланировано ряд встреч и подписание соглашений, которые ранее мы не могли не совершили в связи с пандемийными ограничениями".

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Исурин, президент, председатель правления, ПАО «ТрансКонтейнер»

    "Я считаю, что сейчас пришла новая мода переходить "онлайн". Если раньше просьба провести ZOOM-конференцию считалась чем-то неприличным, то сегодня неприличной выглядит просьбой о личной встречи. 80% общения проходит посредствам электронной связи, и, тем приятнее, тем значимее, становятся личные встречи, как здесь"

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Дмитрий Николаевич Ворона Генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Крым"

    Дмитрий Николаевич Ворона Генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Крым" "Мы приглашаем инвесторов к нам в Крым, чтобы оценить красоты нашего региона, чтобы оценить наш бизнес , инвестиционный климат. Мы создали ряд продуктов, который позволяют нам на дистанционном уровне беседовать с инвесторами о потенциальных инвестиционных площадок и льготах и, естественно, о возможности инвестировать в регион.