Image

Мария Кулькова: «Безопасность на дороге – это общая забота её владельца и участников движения»

Мы привыкли к тому, что дороги и всё с ними связанное – сфера ответственности государства. Но это не всегда так: часто за проектирование и/или обслуживание каких-то дорожных объектов отвечают негосударственные структуры, такие как застройщики жилых комплексов и коттеджных посёлков, владельцы торговых центров и т. д. Об ответственности владельца дороги и о важности этапа её проектирования рассказала генеральный директор ООО «Драфт» Мария Кулькова.


Безопасность дорожного движения связана не только с его
непосредственными участниками, но и с состоянием дороги. Кто отвечает за это?
– Тема дорог довольно широкая и волнует всех, так как многие из нас являются
одновременно и пешеходами, и автолюбителями. Все мы пользуемся дорогами и
пешеходными переходами, взаимодействуем с общественным транспортом. При этом нет
целостного понимания того, что такое дорога, кто за неё отвечает, на что мы имеем право
и т. д. Поэтому для начала нужно объяснить какие-то общие вещи. Дорога сама по себе –
это линейно-капитальный объект, то есть объект недвижимости, поэтому нет
принципиальной разницы между зданием, ларьком и дорогой. Ещё недавно для того,
чтобы построить дорогу, необходимо было получить разрешение на строительство и на
ввод в эксплуатацию – то же самое, что и со зданиями. Сейчас вышло Постановление
Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 1816, которое даёт в этом
смысле некоторые послабления.
Все дороги делятся на категории: от первой до пятой. Чем больше полос, выше
интенсивность движения и нагрузка на дорожную сеть, тем выше и категория дороги. Так
как дорога – это, по сути, объект недвижимости, то под неё необходимо выделить землю
соответствующего назначения, которая, в свою очередь, должна быть размежёвана,
откадастрирована. Нужен и проект планировки территории. Этот объект должен кому-то
принадлежать, и здесь начинается самое интересное.
Принято считать, что за дороги отвечает государство, но далеко не всегда это так.
Кадастровый участок может, например, принадлежать торговому центру. Соответственно,
ему же принадлежит и дорога. И парковки, и примыкания – это его зона ответственности.
После определения участка под дорогу мы должны понять, что это будет за дорога:
какое покрытие, что с водоотведением, какая предполагается интенсивность движения
сейчас и в дальнейшем. Например, есть грунтовая дорога, принадлежащая сельскому
поселению, при этом рядом строится коттеджный посёлок, который пользуется ею. В этом
случае дорога должна быть реконструирована, её категорию следует повысить, условно
говоря, с пятой до третьей. И лучше сделать проектирование дороги заново.
В Московской области порядок следующий: если жилой комплекс примыкает к
дороге, он должен сначала согласовать СТО (схему транспортного обслуживания). Нужно
буквально математически высчитывать всё, что касается интенсивности движения.
Балансодержатель обязан постоянно держать на контроле вопросы, связанные с дорогой.
При этом, ещё раз повторю, у нас большое количество именно частных территорий, среди
которых – склады, строящиеся жилые комплексы, коттеджные посёлки. Ты можешь
понимать, как построить и продать здание, подключить газ и т. д., но когда речь заходит о
дороге, многие всё равно спрашивают: что это, зачем, надо ли этим заниматься?
– Разве можно сдать тот же жилой комплекс без дороги?
– К сожалению, на практике получается, что можно. В качестве примера приведу
ЖК «Мортонград Путилково», который начинал строить «Мортон» по инвестсоглашению
с администрацией Красногорска. Это соглашение обязывало застройщика реализовать
светофорный объект и уширение Пятницкого шоссе. После банкротства «Мортона»
объект достался ГК «ПИК», которая достроила здания, отдельно вводя в эксплуатацию
каждое из них. При этом улично-дорожная сеть реализована в тех границах, что были
«пройдены» в экспертизе ещё при «Мортоне». Но с того времени интенсивность движения
на дороге сильно возросла, к тому же появились новые обстоятельства в виде ещё одного
ЖК рядом. И обязательства по реконструкции Пятницкого шоссе не получается
отрегулировать, потому что перекрыть примыкание невозможно: для жителей это
неприемлемо. Поэтому данный пункт всем проще проигнорировать и ввести объект в
эксплуатацию.
На самом деле подобные вещи планируются застройщиком и изначально
закладываются в стоимость квартир, но когда дело доходит до воплощения, то часто оно
осуществляется силами госструктур. Хотя с 2017 года, когда ввели обязательную
реализацию СТО, застройщику гораздо труднее стало не исполнять свои обязательства в
полном объёме. Министерство транспорта совместно с Министерством жилищной
политики Московской области запрещает продажу квартир, пока у застройщика не решён
вопрос с дорогой, что, на мой взгляд, очень полезно. Хотя при этом не исключено, что
застройщик всё же будет продавать квартиры.
Поэтому, чтобы что-то построить, нужно иметь в проектной команде специалистов
по дорогам, электричеству, сетям, прокладке канализации и многим другим вопросам.
Часто застройщик даёт обещания, которые потом не может или не хочет
выполнять. На данный момент есть много случаев, когда надзорным органам не удавалось
заставить застройщика выполнять обязательства. Иногда получается, что Минстрой
вводит в эксплуатацию здания по одним только выданным техусловиям, однако это
просто бумажка, которая ничего не стоит, пока сами техусловия не будут выполнены.
Добросовестный застройщик, перед тем как планировать стройку, должен всё
просчитать и вложить в свою экономику все необходимые показатели.
К примеру, сейчас многие рекламируют свои ЖК таким образом: «У нас двор без
машин». Я не спорю, такие лозунги хорошо продают, хотя мне, как покупателю,
интереснее было бы услышать про то, что я в любой момент могу припарковать свою
машину: с парковкой у нас с каждым днём всё сложнее.
Застройщик вправе организовывать движение на своей территории так, как он
сочтёт нужным. В рамках законодательства, разумеется. Другое дело, когда он при этом
сталкивается с другим балансодержателем. Чтобы присоединить новую дорогу к уже
существующей, нужно запросить у её балансодержателя технические условия, выполнив
которые проект можно осуществить. Тут уже надо смотреть, как новая дорога повлияет на
интенсивность движения на том участке, куда её присоединяют.
Осенью я выступала на международном инвестиционном форуме Proestate 2020 как
раз на тему взаимодействия государства и застройщиков. Поскольку последние являются
моими основными заказчиками, я стараюсь работать так, чтобы им было комфортно. При
этом всегда стремлюсь донести до них, что организация дороги требует обязательных
вложений, это нужно воспринимать как проведение необходимых коммуникаций, таких
как вода и электричество. Сейчас нам надо сломать стереотип о том, что дорогу должно
организовывать и обслуживать исключительно государство. И госструктура не обязана
решать проблему какой-то новой дороги из-за того, что некий застройщик решил
обогатиться.
– Если вопрос проектирования дорог – это, по сути, вопрос коммуникаций, то
застройщики должны обращаться к вам как к проектировщикам на самом раннем
этапе строительства?
– К сожалению, этого не происходит, и чаще всего мы вынуждены работать с уже
построенным объектом. А тут есть небольшие претензии к архитекторам, которые
изначально прорисовывают всю застройку. Они ориентируются на свои ГОСТы,
выделяют мало места под дорогу, под организацию машино-мест, не всегда понимая, что
длина машино-места давно уже не пять метров, а 5,3 метра. При этом 10% от всех
машино-мест следует организовать для людей с ограниченными возможностями, и часть
из них, опять же, должна быть уширена.
Получается, что, подключаясь на позднем этапе, когда всё уже построено, мы не
можем физически ничего двигать, так как везде проложены коммуникации. И выходит,
что в таких случаях ничего не остаётся, кроме как организовать одностороннее движение.
– Всегда ли удаётся имеющиеся у заказчика проблемы решить вашими силами?
– Есть множество ухищрений, на которые мы идём, опираясь на законодательство
и нормативное право. Если у нас имеется возможность закольцевать, то можно
организовать одностороннее движение, при котором одна из сторон дороги остаётся
свободной, и мы создаём там парковочные места.
Часто приходится сталкиваться с проблемой пешеходных переходов около
социальных объектов, таких как школы, детские сады и игровые площадки. Знаки тут
должны быть дополнительно оборудованы световыми элементами. Сделать «моргающий»
знак, казалось бы, не представляет большой проблемы, но для этого нужно подвести к
нему электричество, а это уже дополнительные сложности. И таких сложностей в
процессе нашей работы возникает масса. К примеру, в зимний период в связи с
необходимостью уборки снега возможна следующая ситуация: установленных за немалые
деньги «лежачих полицейских» трактор просто срывает ковшом, а разметку счищает
щётками вместе со снегом.
– Когда, по вашему профессиональному мнению, настаёт идеальный момент
для того, чтобы застройщик обратился к проектировщику дорог?
– В моей идеальной картине мира это должно произойти тогда, когда возникает
идея построить определённый объект в определённом месте. В этот момент уже можно
прикинуть, в каком месте будет примыкание и сколько именно их будет, куда они будут
выходить. И дальше начнётся работа по вопросам земли и сетей, ведь часто бывает, что на
примыкании невозможно физически организовать переходно-скоростную полосу, так как
там проходит газ высокого давления. А перекладка – очень дорогой проект, который
может поставить под вопрос всё строительство. Этот вопрос надо продумывать заранее.
При организации дорожной сети внутри микрорайона также нужно планировать всё
заранее не с точки зрения архитектуры, а с точки зрения удобства автомобилистов.
Многие проблемы проще предотвратить на данном этапе, чем потом разгребать их
последствия. По-хорошему, дороги должны проектироваться даже до зданий.
– Вы упомянули, что чаще всего вашими заказчиками являются застройщики.
Какой перечень услуг вы им оказываете?
– К нам обращаются застройщики как коммерческой, так и некоммерческой
недвижимости. Когда есть соприкосновение территории заказчика с территорией
основной дороги, мы получаем у владельцев дорог технические условия на примыкание
объектов, делаем проект и согласовываем его в установленном порядке. Примыкание,
кстати, тоже не всегда возможно: нельзя их делать слишком близко друг к другу. Всё это
мы тоже отслеживаем. Также для внутренней территории объекта разрабатываем проект
организации дорожного движения и выполняем строительно-монтажные работы.
Как я уже говорила, при планировании застройки имеет смысл обращаться к нам
как можно раньше, потому что может оказаться, что на этом участке проходит газ, на
одной половине участка – лес, а на другой – пруд под защитой ЮНЕСКО, плюс есть
несколько примыканий к дороге – и больше ничего там уже не сделать.
– Компания «Драфт» работает в сфере проектирования дорог около восьми
лет. Расскажите о реализованных вами крупных проектах.
– Дело в том, что в тот момент, когда мы передаём проект заказчику, он перестаёт
быть нашей интеллектуальной собственностью и становится собственностью заказчика.
Поэтому, к сожалению, мы не может говорить о подробностях. Могу сказать лишь в
целом, что мы работаем с крупными девелоперами, такими как ГК «ПИК», Группа
«Эталон», ГК «Гранель», из коммерческой недвижимости – «АШАН», «Декатлон». Нам
интересно делать проекты под ключ: полностью разработать улично-дорожную сеть,
сделать на неё проектную документацию, пройти экспертизу проекта. Но часто мы
реализуем и какие-то отдельные элементы: светофоры, знаки, разметку.
– На что вы прежде всего обращаете внимание при подготовке проекта
дороги?
– В архитектуре существует триединство: прочность, польза и красота. Я
спроецировала эту концепцию на дороги, и получилось правило триединства для дорог:
безопасность, красота и удобство. От этого мы отталкиваемся в нашей работе.
Начнём с безопасности. В России есть целый ряд законов, регулирующих эту
сферу, и во всех содержится информация о том, что дорога обязана быть безопасной.
Поэтому хочу сказать, что мы по большому счёту не имеем права разыгрывать что-то,
связанное с дорогами, по № 44-ФЗ. Потому что согласно конкурсной процедуре компании
снижают цены, что совершенно не способствует безопасности. Например, я знаю, что
флюоресцентный знак стоит четыре тысячи рублей, и не могу выиграть контракт на его
покупку за меньшую стоимость: если опущусь ниже, то не смогу его купить. И либо я
сэкономлю на качестве, либо на количестве – и всё это отразится на безопасности.
В который раз подчеркну: собственник должен следить за своей дорогой. Это
значит, что нужно вовремя актуализировать проекты организации дорожного движения
(ПОДД), проводить паспортизацию и инвентаризацию, контролировать, чтобы никто
незаконно не примкнул к дороге, администрировать, устанавливать ТСОДД в
соответствии с утверждённым ПОДД, содержать, ремонтировать и много чего ещё.
Проблема в том, что не все балансодержатели в полном объёме выполняют свои
функции. ПОДД нужно обновлять раз в три года, а на какие-то дороги схемы датируются
концом 90-х или их нет вообще! Слабо ведётся контроль объектов придорожного сервиса,
которые примыкают к дороге, создавая дополнительную нагрузку на улично-дорожную
А ещё на дорогах то и дело появляются объекты, которые никакого отношения к
ОДД не имеют и, по-хорошему, должны быть демонтированы собственниками. И вообще,
владельцам не следует допускать появления таких объектов на дороге. Речь идёт,
например, о клумбах с цветами, негостированных полусферах и прочих элементах «не
дороги», к присутствию которых мы уже давно привыкли.
Что касается удобства. У нас несколько лет назад вышел так называемый
экспериментальный ГОСТ на дорожные знаки, где про это есть целый параграф. Он
касается и удобства организации дорожного движения, и удобства парковки, и т. д. Всё
это можно организовать, если грамотно и своевременно этим заниматься.
Население часто не знает о своих правах, о том, что можно требовать соблюдения
законов и правил. Если ты как пешеход или автомобилист чувствуешь, что есть какая-то
проблема, лучше сфотографировать такой сомнительный объект и отправить на портал
«Активный гражданин», на «Добродел», потому что без сигналов граждан ничего
решаться и делаться не будет.
Все мы должны понимать, что безопасность на дороге – это общая забота как
участников движения, так и владельца дороги.

Image

ОНПП «Технология» выступит организатором секции на VII Международной конференции «Аддитивные технологии: настоящее и будущее»

ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (Головная организация холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех) проведет тематическую...

Image

PLG запустила мобильное приложение для инвесторов

Девелоперская группа PLG выпустила мобильное приложение для инвесторов, которое стало первым этапом разработки IT-инфраструктуры сети инвест-отелей PLG. Приложение доступно для скачивания в App Store и Google...

Image

Артем Шадрин: Система профессиональных стандартов – ключевой механизм обновления образовательных программ

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин выступил на 24-ой Всемирной конференции TCI Global «Создавая устойчивое будущее в...

Image

ЮУТПП организовала встречу с региональными производителями промышленной продукции

Темой встречи стали нюансы процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ. Напомним, что итогом прохождения данной процедуры является наличие сведений о таких товарах в...

Image

Прекрасное самочувствие и вечная молодость. Узнайте, как этого достичь на Biohacking Conference Moscow 2021

Как продлить молодость, предотвратить болезни, чувствовать себя прекрасно и выглядеть так же? Узнайте на второй Biohacking Conference Moscow уже этой осенью! Мероприятие...

Image

W2 conference Moscow 2021: благополучие персонала как ключ к развитию компании

W2 conference Moscow 2021 посвящена применению принципов Workplace Wellness на практике и формированию корпоративного благополучия сотрудников. Конференция будет разделена на четыре блока, посвященных...

Image

Представители ЮУТПП принимают участие в работе Всероссийской выставки «СтройДорЭкспо»

Выставка строительно-дорожной и специализированной техники «СтройДорЭкспо» открылась в Челябинске, на аэродроме «Калачёво». Организатором мероприятия выступает Минпромторг России при поддержке...

Image

Семейные компании Смоленского региона объединились в Комитет

15 сентября 2021 в конференц-зале Торгово-промышленной палаты состоялось открытое заседание Комитета Смоленской ТПП по развитию семейного предпринимательства. Ранее Комитет был создан по инициативе смоленских участников...

Image

В ЮУТПП - новый патентный поверенный

Число патентных поверенных в Южно-Уральской торгово-промышленной палате растет. Соответствующий статус присвоен еще одному эксперту.

Image

Управление эффективностью персонала в условиях «новой нормальности»

Вопросы управления персоналом обсудили участники очередной конференции Сompensation & Benefits, которая состоялась в Москве 8-10 сентября. Своим опытом управления эффективностью сотрудников в условиях дистанционной...

Image

Эксперты рассказали, как не превратить Петербург будущего в бесформенное поле застройки

Экстенсивный рост Петербургской агломерации сопряжен с высокими рисками хаотичной, неконтролируемой застройки периферийных локаций. Для гармоничного территориального развития нужно создавать...

Image

ЮУТПП приглашает южноуральский бизнес в региональный Клуб экспортеров

Клуб экспортеров Челябинской области создается на площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по инициативе Правительства региона. Первое организационное заседание участников состоится 23 сентября в очном...

Image

Челябинская и Мурманская области развивают межрегиональное сотрудничество

Бизнес-делегация из Челябинской области побывала в Мурманске. Главная цель – расширение межрегионального сотрудничества. В рамках двухдневного визита южноуральцы изучили промышленный и инвестиционный потенциал...

Image

Bonava начинает продажу двухэтажного дома на набережной реки Охты

Шведский девелопер Bonava открыл продажи отдельностоящего двухэтажного дома в составе жилого комплекса Magnifika Residence в Красногвардейском районе. Уникальный особняк, состоящий из 4 квартир, будет продан как единый...

Image

Предприниматели подали 160 тысяч заявок на осмотр недвижимости через Инвестпортал Москвы

Сервисом онлайн-записи на осмотр объектов, выставленных на городские торги, с 2015 года воспользовались 160 тысяч раз, более 30 тысяч обращений поступило только в этом году. Такая опция...

Image

Центр компетенций по маркировке упакованной воды начал работу в Иркутской области

Инструкции и реальный опыт по внедрению маркировки и обороту продукции содержатся в обучающих материалах...

Image

Академия Isource проведет тренинги для менеджмента ФК «Зенит»

Академия Isource проведет до конца года обучение по закупкам для руководителей административных подразделений футбольного клуба «Зенит». Программа состоит из онлайн- и офлайн-тренингов и наполнена кейсами из закупочной...

Актуальные комментарии
  • Image

    КОРПОРАТИВНОЕ ТВ: МЕЖДУ HR и PR

    Мы продолжаем публикацию глав книги «Жить в бизнес-диалоге», посвящённой корпоративным коммуникациям. Книга Марии Суворовской официально выйдет в сентябре.

  • Image

    Цифровизация в строительной отрасли.

    В финал Всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли» вышел проект по цифровой экосистеме.

  • Image

    Главные компетенции 2021: куда пойти учиться

    В ближайшее десятилетие эксперты прогнозируют значительный рост IT-сферы на рынке труда России. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова на заседании совета по стратегическому развитию и проектам отметила, что к 2030 году в IT ожидается более двух миллионов дополнительных рабочих мест. Одним из наиболее перспективных в карьерном плане и растущих направлений становится кибербезопасность.

  • Image

    В. Матвиенко обратилась к участницам Форума Шанхайской организации сотрудничества по образованию и снижению бедности среди женщин

    Мероприятие прошло в Пекине в рамках празднования 20-летия ШОС. Организатором форума выступила Всекитайская федерация женщин.

  • Image

    Алексей Якубовский: «За автоматикой будущее, ведь она уже является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни»

    Задача по автоматизации тех или иных производственных процессов рано или поздно встаёт перед многими предприятиями различных сфер деятельности. Ведь именно автоматизация помогает выполнить важную задачу: справиться с наибольшим объёмом работ за как можно более короткое время. Комплексная автоматизация – процесс, требующий особого внимания. Для того чтобы ускорить и отладить процесс производства, важно обратиться к квалифицированным специалистам, которые занимаются разработкой комплексной автоматизации не один год. О том, как в этом может помочь компания «ИПК «ИНДУСТРИЯ», нам рассказал генеральный директор предприятия Алексей Якубовский.

  • Image

    Виктор Богачёв: «Интеллектуальные транспортные системы предназначены для того, чтобы снизить нагрузку на человека и тем самым повысить безопасность, комфорт и экономичность дорожного движения»

    Повсеместная автоматизация коснулась и сферы дорожного движения: интеллектуальные транспортные системы, или ИТС, сегодня получают всё большее распространение. О том, какой путь прошла эта сфера в России, о современных решениях, а также о том, когда мы увидим на дорогах автомобили без водителей, нам рассказал генеральный директор АО «ТРАССКОМ» Виктор Богачёв.

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области

    Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области: «В Ярославской области за время пандемии коммуникация с потенциальными клиентами несколько снизилась, но не прекратилась. И мы для себя отметили, что они перешли на более качественный уровень. Обращения поступают более серьёзные, нежели когда пандемии не было. Некоторые инвесторы прощупывали почву, приходили, ещё не приняв решения. Сейчас нам повезло, мы работаем с инвесторами, которые осознанно идут в регион. Но такой очный форум нам в подспорье, так как мы со многими встретились лично. Те проекты, которые притормозились по объективным причинам, теперь набирают обороты. Работа в пандемию продолжалась благодаря средствам коммуникации. Общались, переписывались, обменивались документацией, готовили проектные решения, предложения. Уже сегодня-завтра эти наработки выходят в практическую плоскость, что является подписанием конкретного соглашения тех или иных проектов».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области, Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»

    Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»: «Я очень хорошо оцениваю потенциал Тюменского региона, потому что в нашем проекте приняло участие уже 93 тыс. человек из Тюменской области. И почти 500 человек стали победителями в данных проектах. Это очень серьёзный результат. Отдельно я бы хотел сказать большое спасибо руководству Тюменской области и всем жителям за гостеприимство и отличную организацию очных мероприятий. Мы уверены, что нас ждёт впереди очень много хороших проектов. Благодаря цифровой платформе у губернатора и его команды появится возможность получить доступ к информации об участниках и о том, насколько активно молодёжь принимает участие в тех или иных проектах, каких результатов она добивается». Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области: «В нашей стране много талантливых и амбициозных ребят, которые стремятся реализовать свои возможности. Именно поэтому по поручению президента была создана АНО «Россия – страна возможностей», которая реализует проекты в самых разных сферах, а также предоставляет платформу для личного и социального роста. Многие из участников данных проектов сегодня сделали серьёзные карьерные шаги. Мы готовы дальше реализовывать подобные проекты, так как у нас есть большой опыт по проведению мероприятий. Поэтому я уверен, что это соглашение будет полезным и взаимовыгодным».