Image

Александр Субботин: «Залог успеха – в согласованности действий»

В сегодняшних экономических реалиях невозможно обойтись без скоординированных, согласованных действий, выработанных совместных правил сотрудничества и механизмов взаимодействия. Большая роль в интеграционном процессе отводится Евразийскому экономическому союзу, именно он призван решать вопросы единой экономической политики во всех сферах экономики государств-членов ЕАЭС в едином экономическом пространстве. О том, как обстоят дела, каких успехов удалось достигнуть, что происходит в ключевых отраслях экономики в рамках Союза, мы попросили рассказать Александра Субботина, члена Коллегии (министра) Евразийской экономической комиссии по промышленности и агропромышленному комплексу.

В сегодняшних экономических реалиях невозможно обойтись без скоординированных, согласованных действий, выработанных совместных правил сотрудничества и механизмов взаимодействия. Большая роль в интеграционном процессе отводится Евразийскому экономическому союзу, именно он призван решать вопросы единой экономической политики во всех сферах экономики государств-членов ЕАЭС в едином экономическом пространстве. О том, как обстоят дела, каких успехов удалось достигнуть, что происходит в ключевых отраслях экономики в рамках Союза, мы попросили рассказать Александра Субботина, члена Коллегии (министра) Евразийской экономической комиссии по промышленности и агропромышленному комплексу.

-Александр Михайлович, какое место занимает сельскохозяйственное машиностроение в деятельности Евразийского экономического союза?

– Сельскохозяйственное машиностроение является приоритетным в экономической деятельности стран Евразийского экономического союза, исходя из основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза, принятыми решением Евразийского межправительственного совета. В прошлом году подготовили и приняли на коллегии ЕЭК подробный доклад о состоянии рынка сельхозтехники в странах ЕЭАС, в рамках которого также был проведен мониторинг реализации странами Союза мер по развитию промышленного сотрудничества в сфере сельхозмашиностроения. В настоящее время Республика Беларусь является основным поставщиком сельскохозяйственной техники в страны ЕАЭС, на долю которой приходится более 70% взаимных поставок в страны Союза, из них около половины – это тракторная техника.

– Да, трактор «Беларусь» исторически считался легендарной машиной, работавшей на всех полях Советского Союза. Как сегодня развивается белорусский автопром и нуждаются ли в технике Беларуси страны-члены ЕАЭС?

– Безусловно, нуждаются. Производители сельхозтехники Республики Беларусь и сейчас активно развивают сборочные производства на территории стран ЕАЭС. Приведу примеры сотрудничества. Так, ОАО «Минский тракторный завод» имеет несколько крупных сборочных предприятий на территории России: Торговый дом «МТЗ-ЕЛАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод». По итогам 2018 года сборка МТЗ составила около 30% российского производства сельхозтракторов. Удачным примером сотрудничества является совместное российско-белорусское предприятие ЗАО СП «Брянсксельмаш», учредителем которого от Республики Беларусь является ОАО «Гомсельмаш».

ЗАО СП «Брянсксельмаш» имеет обширную товаропроводящую сеть – более 60 дилерских центров на территории России. Основные виды деятельности предприятия – производство и реализация зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов, запасных частей к ним, а также гарантийное и сервисное обслуживание, ремонт комбайнов. С 2007 года осуществляется кооперационное сотрудничество белорусского ОАО «Гомсельмаш» и казахстанского АО «АгромашХолдинг». В рамках проекта на мощностях АО «АгромашХолдинг» производятся зерноуборочные комбайны, созданные на базе белорусской линейки «ПАЛЕССЕ». По итогам 2018 года производство тракторной техники в Республике Беларусь выросло на 6,9%. Поставки в третьи страны в денежном выражении выросли на 17,8%, а взаимные поставки в страны ЕАЭС – на 35,1%. Такие результаты достигнуты благодаря принятым на государственном уровне отраслевым системным мерам. Принимаемые меры позволяют производить в Республике Беларусь надежную, конкурентоспособную и востребованную как в странах ЕАЭС, так на внешних рынках сельскохозяйственную технику.

– Один из недавних документов Евразийской экономической комиссии – рекомендация по развитию сотрудничества стран Союза в овощеводстве. Какие точки соприкосновения сегодня в отрасли сельского хозяйства?

– Да, коллегией комиссии странам Союза предложен перечень мер по развитию овощеводства. Это стало результатом изучения развития отрасли за последние пять лет, а также консультаций представителей уполномоченных органов, научных организаций и бизнес-сообщества государств-членов. Наш анализ показал, что отрасль динамично развивается – рост производства овощей в рамках Союза составил 13% в течение 2013-2017 гг., в том числе овощей защищенного грунта – 49%. К сожалению, к числу факторов, сдерживающих развитие овощеводства, можно отнести высокий удельный вес импортной составляющей в основных звеньях технологического процесса – до 70% по семенам овощных культур, до 50% – по средствам защиты растений, ввоз из третьих стран конструкций и оборудования для защищенного грунта. Но мощности действующих овощехранилищ и производство овощей защищенного грунта недостаточны, а это приводит к многократному увеличению импорта овощей в межсезонный период. Так, по нашим оценкам импортируется около 26% потребляемых в Союзе товарных томатов. Для обеспечения устойчивого развития отрасли и наращивания объемов взаимной торговли овощами в рамках Союза ЕЭК предлагает укреплять межгосударственное сотрудничество в сферах селекции и семеноводства овощных культур, биологических и химических средств защиты растений, тепличных конструкций и другого оборудования для защищенного грунта. Кроме этого, необходимо способствовать развитию органического овощеводства и общей евразийской сети оптово-распределительных центров.

– Веяние сегодняшнего времени – стремление к развитию экологически чистого вида транспорта. Стало известно, что Беларусь и Россия приступили к практической реализации плана стимулирования и развития электромобилей на 2018-2020 годы в странах Союза. Разработана ли уже дорожная карта по реализации этого плана, и находит ли проект поддержку у глав государств?

– Да, получается так, что принятый нами «План мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах-членах Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы» сам является единой дорожной картой в данной сфере во всех странах Союза. А государства-члены Союза и Евразийская экономическая комиссия для более четкой и скоординированной работы разрабатывают свои оперативные дорожные карты по реализации плана. В частности, мы в комиссии разработали и утвердили свою внутреннюю дорожную карту с обозначенными сроками по исполнению плана. В Беларуси такой дорожной картой можно считать Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 года №273 «О стимулировании использования электромобилей» и вышедшие в рамках его исполнения постановления правительства от 9 октября 2018 г. №726 и от 10 октября 2018 г. №731. Наши белорусские коллеги делают упор на создание разветвленной сети для зарядки электротранспорта. Исходя из принятых решений, в утвержденной программе создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей предусмотрено строительство на первом этапе (до конца 2021 года) 431 электрозаправочной станции в дополнение к 45 уже имеющимся в стране. А импортеры заправочных станций до конца 2020 года освобождаются от уплаты НДС. В Республике Казахстан Министерством индустрии и инфраструктурного развития также разработана и принята соответствующая дорожная карта. В России согласованная межведомственная дорожная карта в настоящее время находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, рабочая группа по совершенствованию законодательства Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» одобрила ряд изменений в «План мероприятий (дорожную карту) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации.

Предложения для включения в «Дорожную карту», подготовленные с участием ФГУП «НАМИ», Фонда «Сколково», ассоциации «Росспецмаш» и других организаций, включают в себя освобождение владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, право пользования бесплатными парковочными местами, оснащенными зарядными устройствами, льготного проезда по платным автодорогам и возможности передвижения по полосам для общественного транспорта. Среди мер, направленных на развитие объектов зарядной инфраструктуры: оснащение 10% российских стоянок зарядными станциями и снятие ограничений по размещению «автозарядок» рядом с железнодорожными станциями, а также уточнение нормативного регулирования продажи электроэнергии. В закупках транспорта для государственных и муниципальных нужд предлагается закрепить обязательство по покупке электромобилей на уровне не менее 20%, если приобретается более пяти машин.

К концу 2020 года предполагается выдача электромобилям номерных знаков зеленого цвета. Планируется, что после согласования с заинтересованными ведомствами эти предложения будут внесены в Правительство РФ, которое своим распоряжением введет их в действие. К тому же план по стимулированию развития электротранспорта на 2018-2020 годы и дорожные карты по его реализации принимаются на уровне премьер-министров, председателей правительств стран Союза.

– Без международной экономической интеграции в сегодняшней экономике трудно обойтись. Расскажите о взаимодействии и сотрудничестве с партнерами из других стран.

– После проведенного анализа нами признано, что одним из перспективных направлений развития отрасли является организация поставок отечественных комплектующих для производств зарубежной сельхозтехники на территориях стран Союза. Для этого в 2017 году был заключен Меморандум о сотрудничестве между ЕЭК и Ассоциацией производителей сельхозтехники Германии, входящей в Союз машиностроителей Германии (VDMA). При координации комиссии выстраиваются кооперационные цепочки национальных производителей с зарубежными партнерами, создаются новые производства сельхозтехники. Подтверждением этому – открытие в г. Чаплыгин (Липецкая область) завода компании HORSCH (Германия) по производству посевной и почвообрабатывающей техники, запуск строительства в Воронежской области завода по производству сельхозтехники компанией «КУН» (Франция). Одним из наиболее перспективных направлений, на наш взгляд, является реализуемый ЕЭК совместно с компанией John Deere пилотный проект по организации поставок комплектующих, производимых в странах ЕАЭС, на конвейер John Deere. Экспертами John Deere уже проведен аудит технологического уровня 13 белорусских машиностроительных предприятий, а его результаты показали, что около половины компаний соответствуют требованиям по технологиям и качеству этой компании. Сейчас ведется работа в формате B2B по включению данных предприятий в глобальный перечень Поставщиков, комплектующих John Deere.

– Крупный немецкий производитель сельскохозяйственной техники CLAAS расширяет линейку поставок комплектующих. Насколько это актуально для сотрудничества по линии Союза?

– Да, мы начали этот проект, пока он находится в стадии проработки экспертами, но уже сейчас мы готовы предоставить нашим зарубежным партнерам детальную информацию о 27 белорусских и казахстанских предприятиях, заинтересованных в сотрудничестве с этой компанией.

– Исходя из данных статистики, наблюдается тенденция снижения производства зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Почему так происходит?

– Да, к сожалению, цифры подтверждают это. По итогам 2018 года объем поставок на рынок Российской Федерации самоходных комбайнов снизился на 16,6% по сравнению с 2017 годом. По мнению экспертов, снижение отгрузок техники обусловлено низким уровнем цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке и сокращением доходов сельхозпроизводителей.

– Как ЕЭК может способствовать улучшению ситуации в интеграционном механизме?

– Приняты меры по развитию отрасли, обеспечивающие равные условия доступа производителей сельхозтехники на рынки государств-членов, поддержку производителей сельхозтехники и повышение их конкурентоспособности, а также совместный выход производителей государств Союза на рынки третьих стран, стимулирование спроса на сельхозтехнику. Эти подходы закреплены в шести нормативных актах Союза, три из них приняты на уровне премьер-министров стран ЕАЭС. В Российской Федерации одним из наиболее действенных механизмов поддержки производителей сельхозтехники является федеральная программа, утвержденная Постановлением Правительства №1432, в рамках которой с целью повышения доступности сельскохозяйственной техники производителям, реализующим такую технику со скидкой, предоставляются субсидии из федерального бюджета в размере до 25%. Суммарный объем субсидий на 2019 год составит 8 млрд руб. Отмечу также, что, несмотря на снижение объемов выпуска зерноуборочных комбайнов в Российской Федерации, поставки их в третьи страны выросли почти на 30%.

Продвижение сельхозтехники на рынки третьих стран – одно из ключевых направлений развития отрасли, за счет которого расширяется потенциал внутреннего рынка и формируется растущий спрос на инвестиционные конкурентоспособные товары, повышается их качество до уровня лучших мировых аналогов. Выработаны общие подходы по координации деятельности национальных экспортнокредитных агентств по развитию перестрахования экспортных рисков при реализации совместных проектов и подписан Меморандум о их сотрудничестве. Уверен, что совместными усилиями ЕЭК и стран ЕАЭС будет обеспечен рост спроса, а также необходимый уровень качества и конкурентоспособности производимой в странах Союза сельхозтехники.

– Какие еще меры предусмотрены для стимулирования взаимной торговли стран Союза в агропромышленном комплексе?

– С момента создания Союза совокупный объем взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в 2018 году достиг 8,7 млрд долл. США. Это свидетельствует о положительном эффекте совместных мер по реализации агропромышленной политики Союза и государств-членов. На основе единой методологической базы мы ежегодно формируем евразийские прогнозные балансы спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, таким как зерно, мясо, молоко, сахар, растительные масла, овощи, фрукты и другие. Несмотря на то, что сегодня в рамках Союза созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, на практике такое свободное движение не всегда возможно. Препятствия и барьеры в торговле связаны, как правило, с большим числом разрешительных документов при поставках некоторых товаров, а также с правом сторон вводить в одностороннем порядке специальные экономические меры.

Поэтому мы совместно с государствамичленами Союза активно работаем над совершенствованием нормативной базы во всех сферах. Формирование единого рынка семян будет способствовать снижению финансовой и временнόй нагрузки на бизнес при взаимных поставках, наращиванию объемов взаимной торговли и снижению зависимости от импортного посевного материала. Это позволит хозяйствующим субъектам ежегодно экономить в целом по Союзу порядка 1-1,5 млн долл. США и сократить сроки межгосударственной поставки партий семян. Кроме того, проектом соответствующего соглашения мы предусмотрели подходы к унификации проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными. Реализация положений этого документа также будет способствовать развитию взаимной торговли наших стран за счет снятия существующих ограничений. Ежегодный общий экономический эффект по Союзу может составить около 1,3 млрд долл. США.

– Ваши прогнозы на текущий год по развитию сотрудничества в сфере АПК среди стран ЕАЭС? – На сегодняшний день мы можем судить об эффективности взаимодействия наших стран по положительным результатам развития агропромышленного производства и торговли продукцией АПК в Союзе. За 2016-2018 годы в целом по Союзу сельхозпроизводство приросло на 6,7%. Производство зерна увеличилось на 7%, молока – на 1,5%, скота и птицы в убойном весе – на 11%. Общий рынок насыщен собственным зерном, растительным маслом, сахаром, куриным яйцом. За последние три года отрицательное сальдо внешней торговли по продукции АПК сократилось на 7,4 млрд долл. США или в 2,4 раза.

Взаимная торговля в 2018 году достигла 8,7 млрд долл. США. В текущем году мы продолжим совместно с государствами-членами системную работу по реализации семи основных направлений согласованной агропромышленной политики, а также отдельное внимание уделим развитию перспективных направлений сотрудничества в АПК. В 2019 году в интеграционную повестку вошли вопросы выстраивания механизмов взаимодействия по чувствительным сельскохозяйственным товарам.

Перечень этих товаров определен сторонами, по каждому из них проводятся консультации представителей государств-членов и бизнес-сообществ, на их основе разрабатываются предложения по устойчивому развитию производства и повышению конкурентоспособности. В 2018-2019 годах приняты рекомендации Комиссии по развитию сотрудничества стран Союза в сфере производства масличных культур и масложировой продукции, продукции птицеводства, мяса крупного рогатого скота, овощеводства и плодоводства.

В ближайшее время будут приняты рекомендации по выработке совместных мер в области производства свинины и молочной продукции. (внесены на Коллегию ЕЭК на 2 июля 2019 г.). Продолжается работа по развитию сотрудничества государств-членов Союза в научно-инновационной сфере. Среди перспективных «треков» – взаимодействие по формированию общих подходов к комплексному развитию аквакультуры и Евразийской сети оптово-распределительных центров, выработка согласованной политики по обеспечению продовольственной безопасности Союза, а также определение подходов по созданию общего рынка органической продукции. Вся экономическая политика ЕАЭС направлена на повышение конкурентоспособности национальных экономик и повышение жизненного уровня населения государств-членов единого экономического пространства.

Материал подготовила Татьяна Чемоданова.

Image

В Челябинске обсудили вопросы развития креативных индустрий

24 и 25 апреля в Челябинске прошла «Российская креативная неделя — Урал». На этой федеральной площадке проектируется будущее национальной креативной экономики, отмечаются ключевые достижения и презентуются новые инициативы и...

Image

Опубликована архитектура деловой программы Кавказского инвестиционного форума

На официальном сайте Кавказского инвестиционного форума опубликована архитектура деловой программы.

Image

В Кемерове прошло заседание Ассоциации торгово-промышленных палат Сибирского федерального округа

Во встрече, организованной 25 апреля на площадке Кузбасской ТПП, приняли участие руководители территориальных торгово-промышленных палат Алтайского и Красноярского краев, Омской и...

Image

Торгпредство России в Узбекистане встретилось с челябинским бизнесом

На площадке Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия» прошла встреча делегации Челябинской области с заместителем Торгового представителя России в Узбекистане. Региональные компании поделились...

Image

ЮУТПП провела бизнес-миссию на крупнейшую торговую ярмарку Китая

В Гуанчжоу, на 135-ю Международную Кантонскую ярмарку Южно-Уральская торгово-промышленная палата собрала делегацию из 16 компаний из Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Златоуста, а также Ханты-Мансийска и Твери. В Китай...

Image

Открыт сбор предложений по темам для Петербургского международного юридического форума – 2024

На крауд-платформе идея.росконгресс.рф стартует сбор предложений по программе Петербургского международного юридического форума, который пройдет с 26 по 28 июня 2024 года. Организаторы...

Image

Челябинская область официально приглашена на Российско-Китайское ЭКСПО

Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...

Image

Юристы-третьекурсники побывали на экскурсии в ЮУТПП

Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...

Image

Южно-Уральская ТПП провела проектную сессию РЖД

Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...

Image

Представители Южно-Уральской ТПП побывали в Государственном ракетном центре

Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...

Image

В Ташкенте прошло совместное заседание деловых советов России и Узбекистана

9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...

Image

Студенты получают шанс стать бизнес-представителями России на мировых рынках

На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....

Image

Почти две тысячи человек пожелали стать волонтерами KazanForum 2024

1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...

Image

15 мая в Казани откроется крупнейшая в стране выставка Russia Halal Expo

Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...

Image

Сотрудничество предприятий агропромышленного комплекса РФ с Азербайджаном

22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Актуальные комментарии