Image

Семейный бизнес делает из людей граждан

Генеральный директор компании «Очки для вас» Михаил Фейгин принял участие в первом российском Форуме семейных предпринимателей «Успешная семья – успешная Россия!». Мероприятие, организованное Торгово-промышленной палатой РФ, своей главной целью преследовало популяризацию семейного бизнеса, который, как утверждают аналитики, в развитых странах прогнозирует более высокие темпы роста, чем экономика в целом.

- Михаил Донатович, Вы возглавляете компанию, которую основал Ваш отец. В семейном бизнесе Вы уже более двадцати лет и поэтому, без сомнения, можете сказать, чем он отличается от бизнеса обычного…
- Такого понятия, как семейный бизнес, в законодательстве нет, но это, безусловно, иная бизнес-модель. Классический бизнес начинается со стартапа, проходит стадии развития, а потом выгодно продается. Как правило, им занимаются те, кто умеет генерировать идеи и превращать их в деньги. Мне лично интересны семейные компании, которые находятся в одних руках длительное время. Недавно мне довелось побывать на ферме, которой более 1000 лет. Это бизнес, который строился на века. Его характерной чертой является очень осторожная политика в сфере управления рисками. Семейное предприятие не может брать на себя гигантских обязательств в расчете на быстрый рост и развитие. В отличие от международных крупных компаний, которые могут работать в убыток ради будущей капитализации, семейное предприятие ведет только те проекты, которые не подрывают его финансовую устойчивость.
- Консервативная модель бизнеса, очевидно, оказывает влияние и на корпоративную культуру?
- Да, в деятельности компании, как правило, участвуют все члены семьи, которые, по сути, заменяют наемных работников. Это налагает определенный отпечаток на отношения внутри компании.
Мне кажется, в компаниях, которые создаются не для продажи, менеджеры действуют с точки зрения долгосрочных интересов бизнеса, а не своих сиюминутных. Им не нужно отчитываться перед акционерами и рисовать красивые презентации о росте капитализации. Это же не секрет, что управленцы приходят в крупную корпорацию на два-три года, достигают каких-то показателей и уходят на повышение в другую компанию. Такая модель чревата неприятными последствиями. Например, SONYутратила свои позиции на рынке аудиозаписей, потому что в корпорацию пришли менеджеры, главной задачей которых было сокращение расходов, а не развитие. Им нужно было показать привлекательные результаты, и компания досокращалась до того, что конкуренты обошли ее на рынке, на котором она занимала лидирующие позиции.
Я сам работал в крупных международных корпорациях и видел, как из далекого центрального офиса спускаются решения. Выглядело это примерно так же, как в годы сталинских репрессий, когда в область присылали разнарядку расстрелять 1000 человек. Кого расстрелять и для чего – уже неважно. Так поступают и нынешние менеджеры: приказывают сократить по всему миру 25 офисов и 4 тысячи сотрудников. А уволенные, возможно, могли бы внести свой вклад в развитие, но это неважно: главное – сократить расходы, чтобы выросла стоимость акций.
- А конкурентоспособность растет у таких компаний?
- Сейчас многое построено не на операционной деятельности компании, а на гонке за ростом капитализации. Это реалии современного мира: деньги делают на производных финансовых инструментах. И многие компании, которые приносят убытки, тем не менее, зарабатывают на игре с акциями. Часто это связано с обманом акционеров: игры на финансовых инструментах кого-то разоряют, а кого-то и обогащают. Для некоторых менеджеров важнее не позиции компании на рынке, а позиции компании на биржевых графиках.
- В связи с этим вопрос: семейные компании не проигрывают акционерным компаниям, поскольку проводят более консервативную политику?
- Бывает – проигрывают, бывает – выигрывают. Все зависит от компетенции компании. Может, она занимает такую нишу, в которой крупная компания тягаться в принципе не может. Наша компания не стремится к глобальной экспансии. Мы сделали ставку на персональный подход к клиенту и высококлассный сервис. Сетевые компании, как правило, работают на массового потребителя, но с расширением бизнеса качество управления падает, снижается уровень сервиса. Мы выигрываем с точки зрения сохранения своей устойчивости. С приходом в наш регион федеральных сетей мы не теряем долю рынка, а даже увеличиваем, потому что не полагаемся на длинный финансовый рычаг, которым располагают крупные компании. Если смотреть на рост выручки и количество магазинов, то да, есть компании, которые круче нас. Но для нас важнее отношение клиентов и готовность обратиться к нам снова.
- На ваш взгляд, государство должно поддерживать семейный бизнес, тиражировать его?
- Это вопрос больше к аналитикам. Я узнал на форуме предпринимателей, что рост семейного бизнеса в мире прогнозируется в разы выше, чем у бизнеса вообще. Это значит, что темпы роста семейных компаний опережают темпы роста экономики во всех странах. Почему так происходит –большой вопрос. Может, семейные компании находят нишу, может, это история про теорию малых дел, когда множество успешных малышей дают больший экономический эффект, чем масштабные проекты крупных предприятий. Возможно, это повод государству обратить внимание на семейный бизнес.
Тут есть еще одна сторона. В России сейчас преобладают люди, которые не привыкли владеть собственностью, и это накладывает свой негативный отпечаток на отношения наших граждан к своей стране. В Австрии вы не встретите горы мусора в лесу, потому что каждый клочок земли кому-то принадлежит. Люди там следят за территорией как настоящие хозяева, в то время как у нас большинству на все наплевать – в том числе и на свою судьбу. Владение собственностью, мне кажется, кардинально влияет на уровень гражданкой ответственности. Собственники стараются следить за тем, кого они выбирают и за что голосуют – в отличие от тех, кого экономические программы в принципе не интересуют.
- Как, по-Вашему, следует поддерживать семейный бизнес?
- Специально поддерживать семейные компании не надо. Иначе мы получим пять семей, которые будут всем управлять. Необходимо создавать условия для ведения бизнеса, тиражировать лучшие практики. Нынешняя политика контролирующих органов развитию условий совершенно не способствует. При наших законах сегодня можно разорить любого предпринимателя – в то время как улучшение делового климата в стране и защита частной собственности позволит снизить риски и повысить инвестиционную активность бизнеса.
Кроме того, следует обратить внимание на имидж предпринимателя. На форуме отмечалось, что сейчас он ассоциируется с жуликом. Государство с его пропагандистскими возможностями должно помогать предпринимателю создавать иной имидж – имидж созидателя, чтобы было престижно заниматься бизнесом. Это позволит изменить отношение к стране и самих россиян, и иностранных граждан, что обязательно скажется и на развитии экономики.

Image

В Дмитрове прошел Форум – выставка «Кадры для экономики – 2019».

Практически все учреждения профессионального образования Дмитровского городского округа приняли участие в выставке. Около 900 старшеклассников посетили экспозицию Форума. ...

Image

19 марта состоялось очередное "Деловое утро с Орловской ТПП".

На этот раз вопросом бизнес-завтрака стала тема исполнительного производство как способ защиты от недобросовестных контрагентов. ...

Image

11 апреля в ТПП РФ состоится X Всероссийский форум деловых СМИ

11 апреля 2019 года Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России и МИА «Россия сегодня» приглашают журналистов и руководителей СМИ принять участие в X Всероссийском форуме деловых ...

Image

Онлайн-университет блокчейн-технологий KICKVARD выпустил 2 поток студентов

KICKVARD — международный онлайн-университет, специализирующийся на теме блокчейн-технологий, учебные занятия которого проводят преподаватели из ведущих мировых университетов. ...

Image

Наличие работников с подтвержденной квалификацией становится важным условием цифровой трансформации

В рамках ежегодной Недели российского бизнеса состоялся Форум по цифровой трансформации, в работе которого принял участие генеральный директор Национального агентства развития ...

Image

22 марта в 11.00 в Пресс-центре ТАСС состоится пресс-конференция с ключевыми спикерами в сфере закупок

В преддверие Юбилейного XV Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» проект ОНФ «ЗА честные закупки» совместно с организаторами форума проведут пресс-конференцию, главной темой ...

Image

Четвертая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»

Как автоматизация планирования, бюджетирования и управленческого учета помогает повысить эффективность этих процессов, как избежать ошибок при подготовке технического задания на внедрение, выборе вендора и использовании ...

Image

Государственный музей Востока и Азербайджанский музей ковра представляют выставку «Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана».

В залах на Никитском бульваре будут экспонироваться более ста предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций ...

Image

Первая компания из Италии может стать инвестором ОЭЗ «Дубна»

Итальянская фирма «Flame Sргеу» заинтересована в развитии своего бизнеса в России и рассматривает подмосковную ОЭЗ «Дубна» в качестве площадки для локализации на ее территории высокотехнологичного производства по нанесению ...

Image

22 марта в ТПП РФ пройдут финалы VI студенческого конкурса «ВАВТ 2019 - Международная купля-продажа»

22 марта 2019 года в 10.00 в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоятся финалы VI студенческого конкурса по международному коммерческому арбитражу ...

Image

Работодатели должны играть более активную роль в управлении рынком труда

13 марта в рамках Недели российского бизнеса состоялся Социальный форум «Взаимодействие государства и бизнеса в целях устойчивого развития: социальный аспект» на тему «Новые инструменты участия бизнеса в ...

Image

На ВДНХ проходит Фестиваль Франшиз 2019

С 19 по 21 марта на ВДНХ проходит 11‑я Международная выставка Фестиваль Франшиз 2019. Ее официальным информационным партнером выступает журнал Russian Business Guide. ...

Image

Вологодский бизнес поставил «отлично» организации выставки «СРМ. Премьера моды в Москве - 2019. ВЕСНА»

С 25 по 28 февраля четыре производителя льняной одежды и изделий из Вологды приняли участие в Collection Première Moscow (CPM ...

Image

Резидент ОЭЗ «Дубна» вошел в состав Медико-технического кластера

Еще один резидент ОЭЗ «Дубна» компания «Эверс» включена в состав Медико-технического кластера Московской области (МТК МО). В 2019 году на левобережной площадке ОЭЗ инвестор планирует запустить производство инновационных ...

Image

Уральская ТПП и «ЭКСПОЦЕНТР» объединили усилия для продвижения интересов бизнеса

Уральская ТПП подписала соглашение о сотрудничестве с АО «ЭКСПОЦЕНТР». Стороны решили объединить усилия для продвижения товаров и услуг производителей Свердловской области на новые рынки, используя ...

Image

В Екатеринбурге обсудили новации в сфере государственных закупок

В Ельцин Центре прошла конференция для государственных заказчиков «Новации законодательства в сфере федеральной контрактной системы. Практика применения», организованная АО «Российский аукционный дом», НП «Профессионалы ...

Image

Театр «Человек» сыграет спектакль «Москва без башни (Сухарева башня)» в стиле сторителлинг

23 марта в рамках акции «Ночь театров» Театр «Человек» сыграет спектакль «Москва без башни (Сухарева башня)» в стиле сторителлинг в Культурном Центре «Зодчие» в 21:00 по адресу: Партизанская ...

Image

В Росмедпроме состоялось собрание участников медико-технического кластера

14 марта в офисе Ассоциации Росмедпром состоялось собрание участников Медико-технического кластера Московской области под председательством Президента ассоциации Росмедпром Юрия ...

Актуальные комментарии