Image

Сначала была мотособака «Помор»

Для людей, проживающих в северных широтах нашей страны, наличие автомобиля вовсе не означает полноценное обеспечение комфорта. А вот иметь в личном пользовании мотобуксировщик – значит быть в любом месте и в любое время без промедления и задержки. Суровые природные условия вдохновили Анатолия Васильевича Фомичева на создание надёжного помощника человека – первой «мотособаки». Сегодня линейка этих машин значительна. Михаил Фомичев, сын легендарного изобретателя, главный конструктор ООО «Помор», рассказал нашему изданию об истории создания первой «мотособаки» и о том, как развивается производство мотобуксировщиков сегодня.


– Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как давно работает ваше производство? С чего началась ваша деятельность? И какой был ключевой момент, когда вы точно решили, что это то дело, которым хотите заниматься?

– Ещё в 1975 году мой отец Анатолий Фомичев, большой поклонник путешествий и рыбалки, придумал такой тягач, который заменил упряжку собак и тащил не меньший груз. Именно поэтому и название у машины было «мотособака». Отец попробовал заменить живую собаку двигателем, и ему удалось сконструировать средство передвижения, в котором не было животных.
Конструкция первой «мотособаки» очень простая: маломощный двигатель на санях, управляемых с помощью руля. В устройстве использовались двигатели от бензопил «Дружба», «Урал» мощностью 5 л. с. Габариты у этой «собаки» были небольшими, весила она от 40 до 65 кг.
Тогда я тоже принимал активное участие в создании первого образца. Машина получилась настолько удачной, что тот самый первый образец ездит до сих пор, а его последователи прочно завоевали нишу на рынке. Первую заявку на изобретение мы подали в 1979 году. Учёным понравилось изобретение Анатолия Фомичева, но в регистрации было отказано. Решено, что производиться она может только для отраслевого применения, например, в лесничествах.
В этом же году отец подал заявку на патент на данное изобретение, но получил его только в 1997 году, ровно через 18 лет. Так появился легендарный мотобуксировщик Фомичева. Но изобретатель не сидел на месте и показывал многим заинтересованным лицам свою «мотособаку». Он участвовал в известных в то время конкурсе вездеходов, организованном передачей «Это вы можете», и в мотор-шоу «Северные виражи». О новинке рассказал журнал «Моделист-конструктор». О надёжном и необходимом помощнике постепенно узнавали во всём северном регионе.
Сегодня у нас развёрнуто производство мотобуксировщиков под маркой «Помор», в основе конструкций которых лежит та самая первая «мотособака». ООО «Помор» специализируется на производстве мотобуксировщиков высокой проходимости.

– Расскажите о продукции, которую вы производите сейчас? Как мотобуксировщики изменились с тех пор?
– Процесс модернизации и доработок как начался тогда в 70-х годах прошлого века, так и идёт до сих пор. Сначала сделали «носик» («лыжеуплотнитель») – полый внутри металлический короб, что позволило увеличить проходимость «собаки» на 40%. После этого начались переделки гусениц, валов, корпуса, прицепного устройства.
Я помню, что в 90-е годы многие конструкторы пытались сделать машину похожую на «мотособаку» А. В. Фомичева, но мало кому это удавалось в такой степени, как отцу. Пока он остаётся единственным в своём роде, а всё остальное изготавливается по его шаблону.
Сегодняшние мотобуксировщики («мотособаки») «Помор» – это многоцелевые малогабаритные транспортные средства на гусеничном ходу, предназначенные для преодоления труднопроходимых участков, транспортировки за собой людей и грузов в прицепных устройствах (лыжах, лыжных модулях, санях или волокушах) по снежной целине, болоту или бездорожью.
У нас производятся мотобуксировщики различных модификаций. И на данный момент их уже 63 различные модели, от маленькой «мотособачки» до серьёзного вездехода. Нужно отметить, что базовая комплектация предполагает установку двигателей с вариатором различной мощности – от 9 до 15 лошадиных сил. Также представлены буксировщики «Помор» (POMOR) с двигателем 6,5 л. с. Для уменьшения переохлаждения двигателя во время движения и защиты от внешних негативных воздействий предусмотрен специальный капот, закрывающий двигатель.
Мотобуксировщик – востребованный товар в наших условиях. Мы делали пробный вариант мотобуксировщика для военных нужд. На нашем вездеходе в экспедицию ходил Фёдор Конюхов. Надёжность мотособаки «Помор» была много раз доказана, причём в самых суровых условиях.

– Сейчас на рынке очень много производств, которые создают и продают мотобуксировщики. В чём ваши конкурентные преимущества? Какие есть планы на будущее?
– Я, скорее всего, повторюсь, но без преувеличения скажу: это изначально наша «мотособака», для всех производителей шаблоном служила именно она. Уже опираясь на основную конструкцию, все идут дальше и придумывают различные модификации, но сначала был всё-таки «Помор». Даже крупные производители используют идеи и наследие Анатолия Фомичева.
У нас много конкурентов, однако мы стараемся держать высокую планку как по качеству, так и по уровню сервиса. Пока объёмы производства относительно небольшие и нам легко создавать новые модификации, совершенствовать свои модели и выполнять требования заказчика.

Главные и крупные наши конкуренты – пожалуй, производители снегоходов. Просто потому что снегоходы знают все, а аналогичные модели буксировщиков практически неизвестны. Особенно в южных регионах, где о буксировщиках вообще не слышали. Но если узнают об их преимуществах, думаю, мотобуксировщик легко выйдет в лидеры. Если сравнивать технические характеристики, то у нас много плюсов. Например, потребление бензина в 10 раз меньше, чем у снегохода – в среднем 2-3 литра в час. Техника гораздо легче и компактнее по размеру. Мотобуксировщик можно положить в багажник кроссовера и даже некоторых легковых автомобилей. Единственное: буксировщики серьёзно уступают снегоходам в скорости: 50 против 140 км в час. Вот здесь и будет понимание, где и какая машина пригодится больше: скоростная и тяжёлая либо более проходимая и малозатратная.

Сейчас главная задача для нас – не останавливаться на достигнутом. «Мотособаки» очень востребованы среди охотников и рыболовов, а также в отдалённых и сельских местностях, где их покупают для бытовых нужд: доставки воды, дров, продуктов питания. Здесь сверхскорости не так важны. Главное – надёжность и простота в эксплуатации. Тем более что у нас большое количество наработок ещё в запасе, энтузиазма нам не занимать.

Image

14 апреля свой День рождения отмечает Андрей Воробьёв, губернатор Московской области

Уважаемый Андрей Юрьевич! От имени всей редакции «Бизнес-Диалог Медиа» примите самые искренние поздравления с Днём...

Image

доклад «Как построить фабрику контента и продвигаться с помощью бесплатных публикаций в СМИ»

Как писать тексты и строить отношения с журналистами, чтобы они публиковали информацию о вашей компании бесплатно. Что делать с пресс-релизами. Как выбирать темы для публикаций. Чем...

Image

ПРЕСС-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ ВЫСТАВКИ

Москва, 8 апреля 2021 Возвращение в офлайн: выставку MosBuild 2021 посетило 66 588 человек из 41 страны и 82 регионов России

Image

Об изобретениях и изобретателях. Патентного поверенного ЮУТПП пригласили на прямой телеэфир

Директор центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской ТПП Людмила Солодкина рассказала телезрителям о товарных знаках, патентах и защите авторских прав. Экспертом она выступила на...

Image

ОНПП «Технология» из Калужской области подвело итоги участия в космических программах за 2020 год

В 2020 году ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (головная организация холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех) произвело более 750 единиц наукоёмкой...

Image

Тележурналистка из Кузбасса Анна Егорова стала победителем Всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"

В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» накануне состоялось чествование победителей Всероссийского конкурса журналистов...

Image

Челябинская журналистка стала победителем на Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»

Руководитель регионального пресс-центра «Аргументы и факты» Наталья Зверева получила диплом в авторской номинации конкурса деловых СМИ, который ежегодно проводят...

Image

CNH Industrial приобретает миноритарный пакет акций Augmenta

CNH Industrial N.V. (NYSE: CNHI / MI: CNHI) объявила о приобретении миноритарного пакета акций Augmenta. Компания Augmenta специализируется на разработке передовых технологий для аграрного сектора и уделяет первостепенное...

Image

Предприниматели и банкиры обсуждают разнообразие и доступность финансовых инструментов для бизнеса

На радиостанции «Business FM Челябинск» стартовала серия программ на тему доступности финансовых инструментов для развития малого и среднего бизнеса. О программе кредитования МСП...

Image

Кузбасская ТПП провела первый круглый стол в рамках готовящейся конференции по проблемкам региональных и муниципальных СМИ

На 27 апреля запланировано проведение межрегиональной конференции по проблемам развития региональных и муниципальных СМИ, организаторами которой...

Image

Экс-посол Казахстана в России станет Почетным Доктором знаменитой французской школы бизнеса ESAM

Директор бизнес школы ESAM вручит Тасмагамбетову звание Почетного доктора своего учреждения. Об этом говорится на сайте ESAM....

Image

ЭКСАР застраховал экспортные контракты на поставку фанеры в 52 страны мира

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР» и ООО «СВЕЗА-Лес» подписали договор страхования краткосрочной дебиторской задолженности в рамках поставки фанеры в 52 страны...

Image

В Fix Price доступна возможность оплаты покупок по QR-коду

09 апреля 2021 г. Москва Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен запустила современный способ приема платежей посредством графического QR-кода....

Image

Ключевые проекты нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока — получите бесплатный отчёт

Рады сообщить, что команда «Восток Капитал» подготовила отчет по результатам исследования «Ключевые проекты нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока», в котором...

Image

Президент ЮУТПП рассказал о стратегическом бизнес-партнерстве между Россией и Узбекистаном

В Ташкенте состоялось пятое совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов. Речь на нем шла о развитии двустороннего сотрудничества и новых задачах...

Image

Эксперты Калининградской ТПП - одни из лучших в стране

На заседании комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Калининградской области, состоявшемся 5 апреля 2021 года, отметили качество работы экспертов Калининградской...

Актуальные комментарии