Image

Сначала была мотособака «Помор»

Для людей, проживающих в северных широтах нашей страны, наличие автомобиля вовсе не означает полноценное обеспечение комфорта. А вот иметь в личном пользовании мотобуксировщик – значит быть в любом месте и в любое время без промедления и задержки. Суровые природные условия вдохновили Анатолия Васильевича Фомичева на создание надёжного помощника человека – первой «мотособаки». Сегодня линейка этих машин значительна. Михаил Фомичев, сын легендарного изобретателя, главный конструктор ООО «Помор», рассказал нашему изданию об истории создания первой «мотособаки» и о том, как развивается производство мотобуксировщиков сегодня.


– Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как давно работает ваше производство? С чего началась ваша деятельность? И какой был ключевой момент, когда вы точно решили, что это то дело, которым хотите заниматься?

– Ещё в 1975 году мой отец Анатолий Фомичев, большой поклонник путешествий и рыбалки, придумал такой тягач, который заменил упряжку собак и тащил не меньший груз. Именно поэтому и название у машины было «мотособака». Отец попробовал заменить живую собаку двигателем, и ему удалось сконструировать средство передвижения, в котором не было животных.
Конструкция первой «мотособаки» очень простая: маломощный двигатель на санях, управляемых с помощью руля. В устройстве использовались двигатели от бензопил «Дружба», «Урал» мощностью 5 л. с. Габариты у этой «собаки» были небольшими, весила она от 40 до 65 кг.
Тогда я тоже принимал активное участие в создании первого образца. Машина получилась настолько удачной, что тот самый первый образец ездит до сих пор, а его последователи прочно завоевали нишу на рынке. Первую заявку на изобретение мы подали в 1979 году. Учёным понравилось изобретение Анатолия Фомичева, но в регистрации было отказано. Решено, что производиться она может только для отраслевого применения, например, в лесничествах.
В этом же году отец подал заявку на патент на данное изобретение, но получил его только в 1997 году, ровно через 18 лет. Так появился легендарный мотобуксировщик Фомичева. Но изобретатель не сидел на месте и показывал многим заинтересованным лицам свою «мотособаку». Он участвовал в известных в то время конкурсе вездеходов, организованном передачей «Это вы можете», и в мотор-шоу «Северные виражи». О новинке рассказал журнал «Моделист-конструктор». О надёжном и необходимом помощнике постепенно узнавали во всём северном регионе.
Сегодня у нас развёрнуто производство мотобуксировщиков под маркой «Помор», в основе конструкций которых лежит та самая первая «мотособака». ООО «Помор» специализируется на производстве мотобуксировщиков высокой проходимости.

– Расскажите о продукции, которую вы производите сейчас? Как мотобуксировщики изменились с тех пор?
– Процесс модернизации и доработок как начался тогда в 70-х годах прошлого века, так и идёт до сих пор. Сначала сделали «носик» («лыжеуплотнитель») – полый внутри металлический короб, что позволило увеличить проходимость «собаки» на 40%. После этого начались переделки гусениц, валов, корпуса, прицепного устройства.
Я помню, что в 90-е годы многие конструкторы пытались сделать машину похожую на «мотособаку» А. В. Фомичева, но мало кому это удавалось в такой степени, как отцу. Пока он остаётся единственным в своём роде, а всё остальное изготавливается по его шаблону.
Сегодняшние мотобуксировщики («мотособаки») «Помор» – это многоцелевые малогабаритные транспортные средства на гусеничном ходу, предназначенные для преодоления труднопроходимых участков, транспортировки за собой людей и грузов в прицепных устройствах (лыжах, лыжных модулях, санях или волокушах) по снежной целине, болоту или бездорожью.
У нас производятся мотобуксировщики различных модификаций. И на данный момент их уже 63 различные модели, от маленькой «мотособачки» до серьёзного вездехода. Нужно отметить, что базовая комплектация предполагает установку двигателей с вариатором различной мощности – от 9 до 15 лошадиных сил. Также представлены буксировщики «Помор» (POMOR) с двигателем 6,5 л. с. Для уменьшения переохлаждения двигателя во время движения и защиты от внешних негативных воздействий предусмотрен специальный капот, закрывающий двигатель.
Мотобуксировщик – востребованный товар в наших условиях. Мы делали пробный вариант мотобуксировщика для военных нужд. На нашем вездеходе в экспедицию ходил Фёдор Конюхов. Надёжность мотособаки «Помор» была много раз доказана, причём в самых суровых условиях.

– Сейчас на рынке очень много производств, которые создают и продают мотобуксировщики. В чём ваши конкурентные преимущества? Какие есть планы на будущее?
– Я, скорее всего, повторюсь, но без преувеличения скажу: это изначально наша «мотособака», для всех производителей шаблоном служила именно она. Уже опираясь на основную конструкцию, все идут дальше и придумывают различные модификации, но сначала был всё-таки «Помор». Даже крупные производители используют идеи и наследие Анатолия Фомичева.
У нас много конкурентов, однако мы стараемся держать высокую планку как по качеству, так и по уровню сервиса. Пока объёмы производства относительно небольшие и нам легко создавать новые модификации, совершенствовать свои модели и выполнять требования заказчика.

Главные и крупные наши конкуренты – пожалуй, производители снегоходов. Просто потому что снегоходы знают все, а аналогичные модели буксировщиков практически неизвестны. Особенно в южных регионах, где о буксировщиках вообще не слышали. Но если узнают об их преимуществах, думаю, мотобуксировщик легко выйдет в лидеры. Если сравнивать технические характеристики, то у нас много плюсов. Например, потребление бензина в 10 раз меньше, чем у снегохода – в среднем 2-3 литра в час. Техника гораздо легче и компактнее по размеру. Мотобуксировщик можно положить в багажник кроссовера и даже некоторых легковых автомобилей. Единственное: буксировщики серьёзно уступают снегоходам в скорости: 50 против 140 км в час. Вот здесь и будет понимание, где и какая машина пригодится больше: скоростная и тяжёлая либо более проходимая и малозатратная.

Сейчас главная задача для нас – не останавливаться на достигнутом. «Мотособаки» очень востребованы среди охотников и рыболовов, а также в отдалённых и сельских местностях, где их покупают для бытовых нужд: доставки воды, дров, продуктов питания. Здесь сверхскорости не так важны. Главное – надёжность и простота в эксплуатации. Тем более что у нас большое количество наработок ещё в запасе, энтузиазма нам не занимать.

Image

«Как сказка в дом приходит»

Как 70 предпринимателей Одинцовского городского округа стали волшебниками для 500 детей многодетных семей и с ограниченными возможностью здоровья....

Image

Кузбасская ТПП провела вебинар о возможностях цифрового рубля

15 декабря в формате вебинара прошло заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Цифровой рубль — новые возможности для бизнеса». В мероприятии, организованном в смешанном...

Image

Финансовый форум и премия «Банки года»: диалог бизнеса и финансовых институтов

12 февраля 2026 года в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ деловой журнал Russian Business Guide совместно с финансовым маркетплейсом для бизнеса - YoFin проведет Финансовый форум. В рамках...

Image

Владимирский инвестиционный конгресс: укрепление деловых связей с Азербайджаном

11-12  декабря в Суздале на «Суздаль-Арене» прошел VI  Владимирский инвестиционный конгресс. При поддержке Почетного представительства ТПП РФ в Азербайджанской Республике главное ежегодное деловое...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили актуальные вопросы ремесленной деятельности

11 декабря в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Ремесленная деятельность: от законодательства до рынка сбыта», в котором в смешанном формате приняли участие более...

Image

ТПП Смоленской области на круглом столе Общественной палаты обсудила проблемы бизнеса с маркировкой «Честный знак»

Руководство Торгово-промышленной палаты Смоленской области приняло участие в заседании круглого стола Комиссии Общественной палаты региона по вопросам экономики,...

Image

ТПП РФ приглашает принять участие в конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2025 года

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...

Image

Объявлены победители призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций»

5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

В Московской области профессиональное образование для автомобильной отрасли выходит на новый уровень

9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...

Image

"Step by step" и Arneg.

7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....

Image

Кузбасская ТПП присоединилась к Антикоррупционному диктанту

9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...

Image

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Кузбасской ТПП и Министерством образования Кузбасса

9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....

Image

Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности

8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.