Image

Сначала была мотособака «Помор»

Для людей, проживающих в северных широтах нашей страны, наличие автомобиля вовсе не означает полноценное обеспечение комфорта. А вот иметь в личном пользовании мотобуксировщик – значит быть в любом месте и в любое время без промедления и задержки. Суровые природные условия вдохновили Анатолия Васильевича Фомичева на создание надёжного помощника человека – первой «мотособаки». Сегодня линейка этих машин значительна. Михаил Фомичев, сын легендарного изобретателя, главный конструктор ООО «Помор», рассказал нашему изданию об истории создания первой «мотособаки» и о том, как развивается производство мотобуксировщиков сегодня.


– Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как давно работает ваше производство? С чего началась ваша деятельность? И какой был ключевой момент, когда вы точно решили, что это то дело, которым хотите заниматься?

– Ещё в 1975 году мой отец Анатолий Фомичев, большой поклонник путешествий и рыбалки, придумал такой тягач, который заменил упряжку собак и тащил не меньший груз. Именно поэтому и название у машины было «мотособака». Отец попробовал заменить живую собаку двигателем, и ему удалось сконструировать средство передвижения, в котором не было животных.
Конструкция первой «мотособаки» очень простая: маломощный двигатель на санях, управляемых с помощью руля. В устройстве использовались двигатели от бензопил «Дружба», «Урал» мощностью 5 л. с. Габариты у этой «собаки» были небольшими, весила она от 40 до 65 кг.
Тогда я тоже принимал активное участие в создании первого образца. Машина получилась настолько удачной, что тот самый первый образец ездит до сих пор, а его последователи прочно завоевали нишу на рынке. Первую заявку на изобретение мы подали в 1979 году. Учёным понравилось изобретение Анатолия Фомичева, но в регистрации было отказано. Решено, что производиться она может только для отраслевого применения, например, в лесничествах.
В этом же году отец подал заявку на патент на данное изобретение, но получил его только в 1997 году, ровно через 18 лет. Так появился легендарный мотобуксировщик Фомичева. Но изобретатель не сидел на месте и показывал многим заинтересованным лицам свою «мотособаку». Он участвовал в известных в то время конкурсе вездеходов, организованном передачей «Это вы можете», и в мотор-шоу «Северные виражи». О новинке рассказал журнал «Моделист-конструктор». О надёжном и необходимом помощнике постепенно узнавали во всём северном регионе.
Сегодня у нас развёрнуто производство мотобуксировщиков под маркой «Помор», в основе конструкций которых лежит та самая первая «мотособака». ООО «Помор» специализируется на производстве мотобуксировщиков высокой проходимости.

– Расскажите о продукции, которую вы производите сейчас? Как мотобуксировщики изменились с тех пор?
– Процесс модернизации и доработок как начался тогда в 70-х годах прошлого века, так и идёт до сих пор. Сначала сделали «носик» («лыжеуплотнитель») – полый внутри металлический короб, что позволило увеличить проходимость «собаки» на 40%. После этого начались переделки гусениц, валов, корпуса, прицепного устройства.
Я помню, что в 90-е годы многие конструкторы пытались сделать машину похожую на «мотособаку» А. В. Фомичева, но мало кому это удавалось в такой степени, как отцу. Пока он остаётся единственным в своём роде, а всё остальное изготавливается по его шаблону.
Сегодняшние мотобуксировщики («мотособаки») «Помор» – это многоцелевые малогабаритные транспортные средства на гусеничном ходу, предназначенные для преодоления труднопроходимых участков, транспортировки за собой людей и грузов в прицепных устройствах (лыжах, лыжных модулях, санях или волокушах) по снежной целине, болоту или бездорожью.
У нас производятся мотобуксировщики различных модификаций. И на данный момент их уже 63 различные модели, от маленькой «мотособачки» до серьёзного вездехода. Нужно отметить, что базовая комплектация предполагает установку двигателей с вариатором различной мощности – от 9 до 15 лошадиных сил. Также представлены буксировщики «Помор» (POMOR) с двигателем 6,5 л. с. Для уменьшения переохлаждения двигателя во время движения и защиты от внешних негативных воздействий предусмотрен специальный капот, закрывающий двигатель.
Мотобуксировщик – востребованный товар в наших условиях. Мы делали пробный вариант мотобуксировщика для военных нужд. На нашем вездеходе в экспедицию ходил Фёдор Конюхов. Надёжность мотособаки «Помор» была много раз доказана, причём в самых суровых условиях.

– Сейчас на рынке очень много производств, которые создают и продают мотобуксировщики. В чём ваши конкурентные преимущества? Какие есть планы на будущее?
– Я, скорее всего, повторюсь, но без преувеличения скажу: это изначально наша «мотособака», для всех производителей шаблоном служила именно она. Уже опираясь на основную конструкцию, все идут дальше и придумывают различные модификации, но сначала был всё-таки «Помор». Даже крупные производители используют идеи и наследие Анатолия Фомичева.
У нас много конкурентов, однако мы стараемся держать высокую планку как по качеству, так и по уровню сервиса. Пока объёмы производства относительно небольшие и нам легко создавать новые модификации, совершенствовать свои модели и выполнять требования заказчика.

Главные и крупные наши конкуренты – пожалуй, производители снегоходов. Просто потому что снегоходы знают все, а аналогичные модели буксировщиков практически неизвестны. Особенно в южных регионах, где о буксировщиках вообще не слышали. Но если узнают об их преимуществах, думаю, мотобуксировщик легко выйдет в лидеры. Если сравнивать технические характеристики, то у нас много плюсов. Например, потребление бензина в 10 раз меньше, чем у снегохода – в среднем 2-3 литра в час. Техника гораздо легче и компактнее по размеру. Мотобуксировщик можно положить в багажник кроссовера и даже некоторых легковых автомобилей. Единственное: буксировщики серьёзно уступают снегоходам в скорости: 50 против 140 км в час. Вот здесь и будет понимание, где и какая машина пригодится больше: скоростная и тяжёлая либо более проходимая и малозатратная.

Сейчас главная задача для нас – не останавливаться на достигнутом. «Мотособаки» очень востребованы среди охотников и рыболовов, а также в отдалённых и сельских местностях, где их покупают для бытовых нужд: доставки воды, дров, продуктов питания. Здесь сверхскорости не так важны. Главное – надёжность и простота в эксплуатации. Тем более что у нас большое количество наработок ещё в запасе, энтузиазма нам не занимать.

Image

EKF продолжает наращивать складские мощности

EKF в 2023 году расширил площади складских комплексов на 37%. Увеличились объемы хранения, мощности по обработке товаров, повысилась доступность электротехнической, IT продукции и комплексных...

Image

«United Medical Tourism Expo» - место встречи лидеров медицинского туризма со всего мира!

22 и 23-го мая 2024-го года в столице Азербайджана - Баку в отеле Hyatt Regency состоится очередная международная выставка медицинского туризма “United Medical Tourism Expo”....

Image

22 марта в Коломне состоится Муниципальный Форум Креативных индустрий - «КреативТерра»

Ключевая тема форума: «Креативные индустрии как драйвер развития территории».

Image

ПИЩЁВКА3D: ВМЯСО – открываем новые горизонты

Главная независимая конференция для мясопереработчиков «ПИЩЁВКА3D: ВМЯСО» пройдет 3-5 апреля 2024 в Красной Поляне на высоте 960 метров.

Image

СИТЕК, разработчик 1С:WMS Логистика. Управление складом примет участие в выставке TransRussia 2024

Компания СИТЕК, разработчик 1С:WMS Логистика. Управление складом примет участие в выставке TransRussia 2024.

Image

СПК в области сварки провело заседание в канун 10-летия НСК

12 марта в рамках деловой программы XXIV Международной выставки «Металлообработка. Сварка ‒ Урал» состоялось пленарное заседание, посвященное десятилетию Национальной системы квалификаций. Организатором встречи выступил Совет по...

Image

В МИД РФ прошла встреча с послами стран Организации исламского сотрудничества

На встрече присутствовали Чрезвычайные и полномочные послы иностранных государств в России, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Духовные управления мусульман и...

Image

Всего неделя до конференции, после которой статистики вырастут!

Конференция «PRO деньги для медбизнеса» для тех, кто хочет:

Image

Республика Татарстан оказывает гуманитарную помощь

24 февраля 2022 г. – важная дата в истории России.

Image

РСПП и АНД провели XIII Всероссийский форум по корпоративному управлению «Пути развития в новом мире»

XIII Всероссийский форум по корпоративному управлению «Пути развития в новом мире» и торжественная церемония награждения победителей ХVIII Национальной премии «Директор года»...

Image

Журналисты России обсудят профессиональные вопросы на Форуме деловых СМИ

Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России и Медиагруппа «Россия сегодня» приглашают журналистов и руководителей СМИ принять участие в XV Всероссийском форуме деловых...

Image

V юбилейный творческий проект «Мир женщин» стартовал в г. Химки

Открытие мероприятия состоялось 1 марта в музейно-выставочном комплексе «Артишок» ПКиО им. Толстого. Завершение проекта состоится 31...

Image

Заседание Совета по развитию женского предпринимательства прошло в ЦС ТПП при участии коллег из Анапы и Хакасии

6 марта в ЦС ТПП состоялось заседание членов Совета по развитию женского предпринимательства под руководством председателя Совета, первого вице-президента палаты...

Image

В Москве объявлены победители XVIII Национальной премии «Директор года»

28 февраля 2024 года в отеле «Карлтон Москва» прошла торжественная церемония вручения XVIII Национальной премии «Директор года»....

Image

Международный форум женского бизнеса прошёл в Красноярске

5 марта в ДК «Свердловский» прошёл Международный межрегиональный форум деловых женщин стран БРИКС, БРИКС+ и Средней Азии, организованный Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой....

Image

Опубликован мониторинг рынков труда в сфере сельского хозяйства, ЖКХ и финансово-кредитной отрасли

В рамках мониторинга рынка труда-2023 Национальное агентство развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям провело социологические и экспертные опросы...

Image

Вышел мониторинг рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области

Национальное агентство развития квалификаций опубликовало результаты исследования рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области, проведенного в целях развития Национальной системы...

Актуальные комментарии