Image

Сначала была мотособака «Помор»

Для людей, проживающих в северных широтах нашей страны, наличие автомобиля вовсе не означает полноценное обеспечение комфорта. А вот иметь в личном пользовании мотобуксировщик – значит быть в любом месте и в любое время без промедления и задержки. Суровые природные условия вдохновили Анатолия Васильевича Фомичева на создание надёжного помощника человека – первой «мотособаки». Сегодня линейка этих машин значительна. Михаил Фомичев, сын легендарного изобретателя, главный конструктор ООО «Помор», рассказал нашему изданию об истории создания первой «мотособаки» и о том, как развивается производство мотобуксировщиков сегодня.


– Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как давно работает ваше производство? С чего началась ваша деятельность? И какой был ключевой момент, когда вы точно решили, что это то дело, которым хотите заниматься?

– Ещё в 1975 году мой отец Анатолий Фомичев, большой поклонник путешествий и рыбалки, придумал такой тягач, который заменил упряжку собак и тащил не меньший груз. Именно поэтому и название у машины было «мотособака». Отец попробовал заменить живую собаку двигателем, и ему удалось сконструировать средство передвижения, в котором не было животных.
Конструкция первой «мотособаки» очень простая: маломощный двигатель на санях, управляемых с помощью руля. В устройстве использовались двигатели от бензопил «Дружба», «Урал» мощностью 5 л. с. Габариты у этой «собаки» были небольшими, весила она от 40 до 65 кг.
Тогда я тоже принимал активное участие в создании первого образца. Машина получилась настолько удачной, что тот самый первый образец ездит до сих пор, а его последователи прочно завоевали нишу на рынке. Первую заявку на изобретение мы подали в 1979 году. Учёным понравилось изобретение Анатолия Фомичева, но в регистрации было отказано. Решено, что производиться она может только для отраслевого применения, например, в лесничествах.
В этом же году отец подал заявку на патент на данное изобретение, но получил его только в 1997 году, ровно через 18 лет. Так появился легендарный мотобуксировщик Фомичева. Но изобретатель не сидел на месте и показывал многим заинтересованным лицам свою «мотособаку». Он участвовал в известных в то время конкурсе вездеходов, организованном передачей «Это вы можете», и в мотор-шоу «Северные виражи». О новинке рассказал журнал «Моделист-конструктор». О надёжном и необходимом помощнике постепенно узнавали во всём северном регионе.
Сегодня у нас развёрнуто производство мотобуксировщиков под маркой «Помор», в основе конструкций которых лежит та самая первая «мотособака». ООО «Помор» специализируется на производстве мотобуксировщиков высокой проходимости.

– Расскажите о продукции, которую вы производите сейчас? Как мотобуксировщики изменились с тех пор?
– Процесс модернизации и доработок как начался тогда в 70-х годах прошлого века, так и идёт до сих пор. Сначала сделали «носик» («лыжеуплотнитель») – полый внутри металлический короб, что позволило увеличить проходимость «собаки» на 40%. После этого начались переделки гусениц, валов, корпуса, прицепного устройства.
Я помню, что в 90-е годы многие конструкторы пытались сделать машину похожую на «мотособаку» А. В. Фомичева, но мало кому это удавалось в такой степени, как отцу. Пока он остаётся единственным в своём роде, а всё остальное изготавливается по его шаблону.
Сегодняшние мотобуксировщики («мотособаки») «Помор» – это многоцелевые малогабаритные транспортные средства на гусеничном ходу, предназначенные для преодоления труднопроходимых участков, транспортировки за собой людей и грузов в прицепных устройствах (лыжах, лыжных модулях, санях или волокушах) по снежной целине, болоту или бездорожью.
У нас производятся мотобуксировщики различных модификаций. И на данный момент их уже 63 различные модели, от маленькой «мотособачки» до серьёзного вездехода. Нужно отметить, что базовая комплектация предполагает установку двигателей с вариатором различной мощности – от 9 до 15 лошадиных сил. Также представлены буксировщики «Помор» (POMOR) с двигателем 6,5 л. с. Для уменьшения переохлаждения двигателя во время движения и защиты от внешних негативных воздействий предусмотрен специальный капот, закрывающий двигатель.
Мотобуксировщик – востребованный товар в наших условиях. Мы делали пробный вариант мотобуксировщика для военных нужд. На нашем вездеходе в экспедицию ходил Фёдор Конюхов. Надёжность мотособаки «Помор» была много раз доказана, причём в самых суровых условиях.

– Сейчас на рынке очень много производств, которые создают и продают мотобуксировщики. В чём ваши конкурентные преимущества? Какие есть планы на будущее?
– Я, скорее всего, повторюсь, но без преувеличения скажу: это изначально наша «мотособака», для всех производителей шаблоном служила именно она. Уже опираясь на основную конструкцию, все идут дальше и придумывают различные модификации, но сначала был всё-таки «Помор». Даже крупные производители используют идеи и наследие Анатолия Фомичева.
У нас много конкурентов, однако мы стараемся держать высокую планку как по качеству, так и по уровню сервиса. Пока объёмы производства относительно небольшие и нам легко создавать новые модификации, совершенствовать свои модели и выполнять требования заказчика.

Главные и крупные наши конкуренты – пожалуй, производители снегоходов. Просто потому что снегоходы знают все, а аналогичные модели буксировщиков практически неизвестны. Особенно в южных регионах, где о буксировщиках вообще не слышали. Но если узнают об их преимуществах, думаю, мотобуксировщик легко выйдет в лидеры. Если сравнивать технические характеристики, то у нас много плюсов. Например, потребление бензина в 10 раз меньше, чем у снегохода – в среднем 2-3 литра в час. Техника гораздо легче и компактнее по размеру. Мотобуксировщик можно положить в багажник кроссовера и даже некоторых легковых автомобилей. Единственное: буксировщики серьёзно уступают снегоходам в скорости: 50 против 140 км в час. Вот здесь и будет понимание, где и какая машина пригодится больше: скоростная и тяжёлая либо более проходимая и малозатратная.

Сейчас главная задача для нас – не останавливаться на достигнутом. «Мотособаки» очень востребованы среди охотников и рыболовов, а также в отдалённых и сельских местностях, где их покупают для бытовых нужд: доставки воды, дров, продуктов питания. Здесь сверхскорости не так важны. Главное – надёжность и простота в эксплуатации. Тем более что у нас большое количество наработок ещё в запасе, энтузиазма нам не занимать.

Image

«Свеза» в Петербурге модернизировала системы видеонаблюдения и планирует развивать Face ID для повышения уровня безопасности

На петербургском комбинате «Свезы» завершена модернизация системы видеонаблюдения. Работы продолжались 2,5 года. Инвестиции в проект составили 13 млн...

Image

Инвест-отель IN2IT получил награду European Property Awards

I очередь инвест-отеля IN2IT, который девелоперская группа PLG построила в Московском районе, стала одним из победителей European Property Awards – престижной европейской профессиональной награды в сфере...

Image

Владимир Слипенькин: «Меры государственной поддержки формируют спрос, который бизнес должен обеспечить адекватным предложением»

Выступая на форуме "Россия зовет", президент страны Владимир Путин отдельно уделил внимание вопросам устойчивого развития и попросил правительство...

Image

Кузбасская ТПП второй год подряд занимает пятую позицию в общероссийском рейтинге судебно-экспертных компаний

Ежегодно Общероссийская общественная организация содействия судебно-экспертной деятельности «Судебно-экспертная палата Российской Федерации» формирует Единый реестр...

Image

Национальное агентство назвало лучших журналистов и СМИ, пишущих о развитии национальной системы квалификаций

18 ноября Национальное агентство развития квалификаций и Союз журналистов России подвели итоги Конкурса «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ»....

Image

Завершил работу VII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»

«НСК – перезагрузка: приоритеты, перспективы, возможности» – сквозная тема, объединившая все дискуссии и выступления VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России», состоявшегося...

Image

Предприятия Челябинской и Омской областей провели онлайн-переговоры

Мероприятие прошло по инициативе Администрации города Омска и Омской торгово-промышленной палаты при участии Южно-Уральской ТПП. Взаимный интерес к сотрудничеству проявили более 40 компаний и организаций из двух...

Image

ЮУТПП стала лауреатом профессиональной премии

Подведены итоги ежегодной профессиональной премии Russian Business Travel & MICE Award. Союз «Южно-Уральская торгово-промышленная палата» стал обладателем диплома лауреата в номинации «Лучшая региональная ТПП в сфере развития...

Image

На заводе «Санатметал» в Обнинске начали выпуск компонента эндопротеза коленного сустава из российского сырья

26 ноября состоялась рабочая поездка в Россию Министра внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, в рамках которой он посетил Калужскую...

Image

STELLANTIS Евразия готовит «ПСМА Рус» к производству коробок передач в 2022 году

Следуя стратегическим планам по системному развитию производственного предприятия «ПСМА Рус», углублению локализации и увеличению объемов локального производства, Stellantis продолжает работать над...

Image

Свердловский комбинат «Свезы» внесен во «Всероссийскую Книгу Почета» и вошел в рейтинг надежных партнеров

Комбинат компании «Свеза» в Верхней Синячихе (Свердловская область) внесен в федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета» 2021г. Эксперты оценили деятельность...

Image

В инвест-отеле In2it открылся магазин сети «Икра и Рыба»

В I очереди инвест-отеля IN2IT открылся магазин сети «Икра и Рыба», специализирующейся на свежемороженой рыбе и морепродуктах. Арендатор будет совмещать сразу два формата – специализированный магазин и «магазин у...

Image

Инвестиционный потенциал Калужской области представлен на брифинге Американской торговой палаты в РФ

В Москве состоялась Региональная конференция Американской торговой палаты в РФ. В центре внимания – инвестиционные приоритеты Центральной...

Image

Компания «Ольховский деликатес» станет вторым резидентом ТОСЭР «Кондрово» Калужской области

24 ноября в Агентстве регионального развития Калужской области состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории...

Image

«Свеза» и власти Пермского края обсудили проект Программы социально-экономического развития Уральского

«Свеза» и власти Пермского края встретились в Уральском, чтобы обсудить будущую Программу социально-экономического развития моногорода. В ходе визита представители рабочей...

Image

Обновленный магазин «Askona» открылся в ТК «Невский Центр»

На пятом этаже торгового комплекса «Невский Центр» открылся обновленный магазин Группы компаний «Askona». После реконструкции его площадь увеличилась в два раза и составила 228 кв. м....

Image

Уральская ТПП расширяет для бизнеса рынки в Восточной Африке

Между Уральской торгово-промышленной палатой и национальной торгово-промышленной палатой Уганды будет подписано Соглашение. Об этом состоялась договоренность на встрече президента Уральской ТПП Андрея Беседина с Послом...

Image

Книжный магазин Эрмитажа теперь открыт в ТК «Невский Центр»

На пятом этаже торгового комплекса «Невский Центр» открылся книжный магазин сети Hermitage.books, где можно приобрести не только уникальные книги по искусству, но и каталоги выставок и многое...

Актуальные комментарии