Image

Бизнес предупредил о рисках роста цен на такси из-за локализации

РСПП предложил ввести отсрочку для так называемого законопроекта о локализации такси как минимум на год, до осени 2026 года. Среди рисков текущих планируемых сроков — ограничение выбора автомобилей и уход самозанятых водителей.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выразил опасения по поводу принятия в текущей редакции законопроекта, который обязывает таксопарки использовать автомобили отечественной сборки. Как следует из письма главы союза Александра Шохина (есть у РБК, подлинность подтвердил источник в РСПП) на имя помощника президента Ларисы Брычевой, это может привести к серьезным экономическим последствиям — значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок.

О требованиях к уровню локализации
Авторами инициативы о локализации машин для такси выступили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Законопроект, который был принят в первом чтении в январе 2024 года, позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси; для оценки предлагается ввести балльную систему. Ожидается, что для такси будут использовать только машины с высокой долей российской сборки, что вызывает обеспокоенность участников рынка. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению, дата рассмотрения пока не известна.

По данным РСПП, в прошлом году в отрасль такси поступили более 90 тыс. автомобилей российского производства, включая 56 тыс. марки Lada. Исходя из формулировок законопроекта, для целей перевозки легковым такси может использоваться лишь транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более, а сроки вступления требований в силу — 1 октября 2025 года. Сегодня этому критерию соответствуют только четыре модели одного производителя — АвтоВАЗа: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura. Бизнес-сообщество считает, что такие сжатые сроки не позволяют увеличить предложение на рынке ввиду длительности организации производства локализованных автомобилей.

rbc.group
Реклама 00:00
00:00 / 01:52
Пропустить рекламу можно через
«Необходимо предусмотреть отсрочку вступления закона в силу не ранее 1 сентября 2026 года, а также совершенствование госпрограмм поддержки закупок автомобилей для такси, в рамках которой можно было бы предусмотреть более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы», — следует из письма.

Кроме того, предложение локализованных российских авто в некоторых ценовых сегментах ограничено, например для бизнес-класса под критерии подходит только Lada Aura. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 млн руб. для машин, к которым применимо требование о локализации,

Кроме того, в союзе предложили устанавливать повышающие требования с учетом региональных особенностей и структуры парка транспортных средств, чтобы обеспечить «единство условий ведения предпринимательской деятельности».

РСПП призывает оценить влияние новых условий на самозанятых водителей и тех, кто работает как индивидуальные предприниматели и составляет значительную часть перевозчиков в России. Более 75% автомобилей в такси отечественные, отмечается в письме, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Это может привести к значительному сокращению числа самозанятых, а также к росту цен на услуги перевозки. РСПП предупреждает, что уход 100 тыс. таких водителей может повлечь за собой повышение цен на пассажирские перевозки на 15%. «Наиболее целесообразным представляется проведение дополнительной оценки последствий принятия законопроекта для самозанятых перевозчиков такси», — отмечается в письме.

В письме также отмечается, что законопроект не учитывает перспективы развития альтернативных источников топлива. РСПП призвал доработать его с учетом замечаний.

Реакция на законопроект
Ранее ассоциация «Национальный совет такси» обвинила АвтоВАЗ в завышении цен на автомобили Lada Granta (в 1,6 раза за 2021–2023 годы) и Lada Vesta (в 1,8 раза), что создало финансовую зависимость от ценовой политики одного производителя. Таксисты попросили Федеральную антимонопольную службу дать оценку законности таких действий. Позднее сообщалось, что Объединение самозанятых России (ОСР) также обратилось к президенту Владимиру Путину с просьбой не принимать законопроект в текущем виде и разработать механизмы, которые сбалансируют интересы автопроизводителей и перевозчиков.

Представитель АвтоВАЗа сообщил РБК, что компания не единственный поставщик автомобилей для такси, а таксопарки могут выбирать их из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины. По его словам, таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах и крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринга или корпоративного парка). При этом доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%. В компании также напомнили, что в минувшем декабре цены на такси в годовом выражении выросли на 16%, а стоимость Lada за тот же период была проиндексирована всего на 4,3%. При этом представитель АвтоВАЗа отметил, что в Москве, которая занимает 30% всего рынка такси, почти не представлены их автомобили. Он сослался на рост цен на авто китайских марок, распространенных на столичном рынке.

В центральной части страны на отечественные машины приходится 20–40% таксомоторного парка, на Урале и в Сибири — около 30%, в восточных регионах — не более 5%, а в Приморье всего 0,3%, говорит Максим Шушарин, директор управляющей организации сервиса «Максим». При этом в большинстве населенных пунктов от 95% до 100% заказов выполняют частные водители на личных автомобилях, которые используют их и для подработки. Они готовы платить налоги как самозанятые, но по формальным и финансовым причинам не могут выполнить требование о локализации.

В сервисе обратили внимание на то, что с декабря 2024 года региональные минтрансы начали массово аннулировать разрешения на деятельность такси. Например, в Сахалинской области реестр перевозчиков одномоментно сократился более чем наполовину, и в регионе осталось около сотни таксомоторных перевозчиков, в основном в формате ИП. Если такая тенденция сохранится, к концу 2025 года такси как легальный бизнес вне Москвы может исчезнуть.

Шушарин напомнил, что с начала 2020 года продукция АвтоВАЗа подорожала в 3 раза. В регионах средний чек поездок в 5-6 раз меньше, чем в Москве, что делает приобретение нового транспортного средства недоступным для региональных перевозчиков.

Для выработки сбалансированного решения необходим диалог таксопарков и автопроизводителей, сообщил РБК представитель «Яндекс Такси», добавив, что опасения и риски в связи с законопроектом о принудительной локализации автомобилей в такси вполне обоснованы. «Мы готовы создать площадку для обсуждения и вместе выработать варианты, как обеспечить развитие такси с учетом задач поддержки отечественного автопрома», — заявили в компании.

РБК направил запросы в РСПП, администрацию президента, а также крупнейшим участникам рынка такси.

Источник: (Ссылка)

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.