Image

Бизнес предупредил о рисках роста цен на такси из-за локализации

РСПП предложил ввести отсрочку для так называемого законопроекта о локализации такси как минимум на год, до осени 2026 года. Среди рисков текущих планируемых сроков — ограничение выбора автомобилей и уход самозанятых водителей.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выразил опасения по поводу принятия в текущей редакции законопроекта, который обязывает таксопарки использовать автомобили отечественной сборки. Как следует из письма главы союза Александра Шохина (есть у РБК, подлинность подтвердил источник в РСПП) на имя помощника президента Ларисы Брычевой, это может привести к серьезным экономическим последствиям — значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок.

О требованиях к уровню локализации
Авторами инициативы о локализации машин для такси выступили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Законопроект, который был принят в первом чтении в январе 2024 года, позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси; для оценки предлагается ввести балльную систему. Ожидается, что для такси будут использовать только машины с высокой долей российской сборки, что вызывает обеспокоенность участников рынка. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению, дата рассмотрения пока не известна.

По данным РСПП, в прошлом году в отрасль такси поступили более 90 тыс. автомобилей российского производства, включая 56 тыс. марки Lada. Исходя из формулировок законопроекта, для целей перевозки легковым такси может использоваться лишь транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более, а сроки вступления требований в силу — 1 октября 2025 года. Сегодня этому критерию соответствуют только четыре модели одного производителя — АвтоВАЗа: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura. Бизнес-сообщество считает, что такие сжатые сроки не позволяют увеличить предложение на рынке ввиду длительности организации производства локализованных автомобилей.

rbc.group
Реклама 00:00
00:00 / 01:52
Пропустить рекламу можно через
«Необходимо предусмотреть отсрочку вступления закона в силу не ранее 1 сентября 2026 года, а также совершенствование госпрограмм поддержки закупок автомобилей для такси, в рамках которой можно было бы предусмотреть более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы», — следует из письма.

Кроме того, предложение локализованных российских авто в некоторых ценовых сегментах ограничено, например для бизнес-класса под критерии подходит только Lada Aura. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 млн руб. для машин, к которым применимо требование о локализации,

Кроме того, в союзе предложили устанавливать повышающие требования с учетом региональных особенностей и структуры парка транспортных средств, чтобы обеспечить «единство условий ведения предпринимательской деятельности».

РСПП призывает оценить влияние новых условий на самозанятых водителей и тех, кто работает как индивидуальные предприниматели и составляет значительную часть перевозчиков в России. Более 75% автомобилей в такси отечественные, отмечается в письме, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Это может привести к значительному сокращению числа самозанятых, а также к росту цен на услуги перевозки. РСПП предупреждает, что уход 100 тыс. таких водителей может повлечь за собой повышение цен на пассажирские перевозки на 15%. «Наиболее целесообразным представляется проведение дополнительной оценки последствий принятия законопроекта для самозанятых перевозчиков такси», — отмечается в письме.

В письме также отмечается, что законопроект не учитывает перспективы развития альтернативных источников топлива. РСПП призвал доработать его с учетом замечаний.

Реакция на законопроект
Ранее ассоциация «Национальный совет такси» обвинила АвтоВАЗ в завышении цен на автомобили Lada Granta (в 1,6 раза за 2021–2023 годы) и Lada Vesta (в 1,8 раза), что создало финансовую зависимость от ценовой политики одного производителя. Таксисты попросили Федеральную антимонопольную службу дать оценку законности таких действий. Позднее сообщалось, что Объединение самозанятых России (ОСР) также обратилось к президенту Владимиру Путину с просьбой не принимать законопроект в текущем виде и разработать механизмы, которые сбалансируют интересы автопроизводителей и перевозчиков.

Представитель АвтоВАЗа сообщил РБК, что компания не единственный поставщик автомобилей для такси, а таксопарки могут выбирать их из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины. По его словам, таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах и крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринга или корпоративного парка). При этом доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%. В компании также напомнили, что в минувшем декабре цены на такси в годовом выражении выросли на 16%, а стоимость Lada за тот же период была проиндексирована всего на 4,3%. При этом представитель АвтоВАЗа отметил, что в Москве, которая занимает 30% всего рынка такси, почти не представлены их автомобили. Он сослался на рост цен на авто китайских марок, распространенных на столичном рынке.

В центральной части страны на отечественные машины приходится 20–40% таксомоторного парка, на Урале и в Сибири — около 30%, в восточных регионах — не более 5%, а в Приморье всего 0,3%, говорит Максим Шушарин, директор управляющей организации сервиса «Максим». При этом в большинстве населенных пунктов от 95% до 100% заказов выполняют частные водители на личных автомобилях, которые используют их и для подработки. Они готовы платить налоги как самозанятые, но по формальным и финансовым причинам не могут выполнить требование о локализации.

В сервисе обратили внимание на то, что с декабря 2024 года региональные минтрансы начали массово аннулировать разрешения на деятельность такси. Например, в Сахалинской области реестр перевозчиков одномоментно сократился более чем наполовину, и в регионе осталось около сотни таксомоторных перевозчиков, в основном в формате ИП. Если такая тенденция сохранится, к концу 2025 года такси как легальный бизнес вне Москвы может исчезнуть.

Шушарин напомнил, что с начала 2020 года продукция АвтоВАЗа подорожала в 3 раза. В регионах средний чек поездок в 5-6 раз меньше, чем в Москве, что делает приобретение нового транспортного средства недоступным для региональных перевозчиков.

Для выработки сбалансированного решения необходим диалог таксопарков и автопроизводителей, сообщил РБК представитель «Яндекс Такси», добавив, что опасения и риски в связи с законопроектом о принудительной локализации автомобилей в такси вполне обоснованы. «Мы готовы создать площадку для обсуждения и вместе выработать варианты, как обеспечить развитие такси с учетом задач поддержки отечественного автопрома», — заявили в компании.

РБК направил запросы в РСПП, администрацию президента, а также крупнейшим участникам рынка такси.

Источник: (Ссылка)

Image

В рамках областного фестиваля «100% креатив» наградили победителей Всероссийского Кубка креативных бизнес-проектов

15 августа подмосковный Орехово-Зуево стал центром притяжения предпринимателей, стартаперов, творцов и любителей местной культуры. Здесь прошел форум-фестиваль...

Image

Подписано Соглашение между Кузбасской ТПП и Кемеровским региональным отделением Союза машиностроителей России

26 августа состоялась рабочая встреча руководства Кузбасской ТПП с представителями региональной машиностроительной отрасли, в ходе которой было подписано Соглашение...

Image

В Кемерове состоялось вручение портфелей в рамках акции «Помоги собраться в школу»

26 августа в Кемерове, в городском Центре социальной помощи семье и детям «Семейный центр», в рамках акции «Помоги собраться в школу» состоялось вручение ранцев со школьными принадлежностями детям из...

Image

Вопросы регулирования ремесленной деятельности обсудили на заседании Комитета Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий

27 августа в Кузбасской ТПП состоялось очередное заседание недавно созданного Комитета по развитию креативных индустрий с темой: «Ремесленная...

Image

ЕВРАЗИЙСКАЯ ПРЕМИЯ «АСCАМБЛЕИ АВТОМОБИЛИСТОВ»

Главная автомобильная радиопередача страны «Ассамблея автомобилистов» (ВГТРК, радио «Маяк»), «Аргументы и факты Петербург» и агентство «Евразийский стратегический альянс» объявляют о проведении первой евразийской премии «Ассамблеи...

Image

III Международный форум особых экономических зон пройдет в Нижнем Новгороде

III Международный форум особых экономических зон («ОЭЗ-2025») пройдет 18 сентября в Нижнем Новгороде.

Image

БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СТАНОВИТСЯ ПРОСТРАНСТВОМ РОСТА ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕВРАЗИИ И ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА

В Москве завершил работу II Всемирный форум «Новая эпоха – новые пути». Главная тема – цивилизационная инициатива Владимира Путина – Большое...

Image

16 августа 2025 года в Пироговском лесопарке (г. Мытищи) состоялся благотворительный межрегиональный фестиваль творчества и спорта «Нежный ФЕСТ»

16 августа 2025 года в Пироговском лесопарке (г. Мытищи) состоялся благотворительный межрегиональный фестиваль творчества и...

Image

Шедевры из коллекции Государственного Русского музея впервые выставляются на ВДНХ

Это проект Государственного Русского музея, подготовленный ко дню рождения столицы в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и...

Image

В Кузбасской ТПП провели мастер-класс «Моя родословная»

21 августа в рамках деятельности Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству состоялся мастер-класс «Моя Родословная», посвящённый созданию родословного древа и изучению истории...

Image

Сегодня свой 13-й день рожденья отмечает компания «Драфт»!

Издательско-коммуникационная группа «Бизнес-Диалог Медиа» искренне поздравляет своих коллег и партнеров – всю команду компании «Драфт» – с...

Image

Круглый стол «Развитие сотрудничества в сфере франчайзинга»

13 августа 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» провёл круглый стол «Развитие сотрудничества в сфере франчайзинга. Как создать партнёрство?...

Image

«ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0» объединил дошкольное детство

Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0» состоялся!

Image

16 августа 2025 года в Мытищах пройдёт большой летний праздник — «Нежный ФЕСТ»

16 августа 2025 года в Мытищах пройдёт большой летний праздник — «Нежный ФЕСТ» — масштабное межрегиональное мероприятие, организованное Союзом «Содействие женскому предпринимательству» при поддержке...

Image

При содействии Кузбасской ТПП в регион доставлен многотонный груз с детским питанием от фонда имени Евгения Примакова

7 августа со склада-распределителя в Новосибирске для Кузбасса фондом было отгружено детское питание весом почти 40 тонн на сумму около 8 млн руб....

Image

Развитие сотрудничества в сфере франчайзинга

13 августа 2025 г. Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» проведет круглый стол «Развитие сотрудничества в сфере...

Image

Троеборье «ЮиП на регате»

Регата, турнир на меткость, творческий конкурс, пикник, музыка и яркие впечатления — все это ждет участников троеборья «ЮиП на регате».

Image

Надежное и безопасное электроснабжение для комфортного отдыха в Сочи

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, разработала эффективное решение для электроснабжения санатория «Кристалл», который построен в Сочи «Группой ЛСР» - — одним из крупнейших...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.