Image

Ираида Ласкина: «И вот уже много лет я каждый раз прихожу в одно и то же время, по одному и тому же адресу»

Образование – неотъемлемый старт в жизни каждого ребёнка, который определяет дальнейшее развитие личности и получение компетенций в той или иной области. Каждый хочет найти призвание и заняться делом жизни, однако не всем выпадает возможность правильно определиться с выбором профессии и достигнуть профессиональных высот ещё на этапе получения образования. О том, как сделать правильный выбор, какой климат учебного заведения оптимален для «взращивания высококлассных специалистов», рассказала директор многопрофильного Межрегионального центра квалификаций компетенций Ираида Анатольевна Ласкина.

– Вы возглавляете Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени
С. П. Королева более 20 лет. Как за это время изменился техникум? Какие
достижения пришлись на этот период?
– На самом деле это не совсем так. Наш центр – итог развития системы
профессионального образования за многие годы моей работы. Раньше здесь было обычное
строительное ПТУ. После объединения 5 образовательных учреждений в 2014 году мы
стали Техникумом им. С. П. Королева, а затем выиграли грант федерального конкурса
проекта «Образование» и стали вот таким большим центром. Это произошло в 2016 году.
На нашем примере можно изучить путь системы профессионального образования. Таких
центров в Российской Федерации всего 7
– Что их отличает?
– Каждое направление образования (промышленность, экономика, IT-технологии)
получило свой межрегиональный центр. Их задача – отработка новых риторик методик
обучения по своему направлению, работа с движением WorldSkills, включая подготовку
сборной команды
к чемпионатам, изучение и внедрение лучших практик
производственного обучения. Это такие центры, в которых фиксируются и проходят
апробацию новинки в сфере профессионального образования. Поэтому их всего 7: в
Королёве, Тюмени, Казани, Чебоксарах, Ульяновске,Комсомольске-на-Амуре и в
Екатеринбурге. То есть в каждой отрасли работает один межрегиональный центр
Российской Федерации. Кроме этого, мы обязаны проводить переподготовку, курсы
повышения квалификации мастеров, преподавателей, сотрудников отраслей. Все
необходимые
образовательные
услуги должны
реализовываться
Межрегионального центра компетенций.
– Получается такой центр в нашей стране единственный?
– Да. Большое значение для нас имеет развитие профобразования с использованием
движения WorldSkills, в которое Россия вступила в 2014 году. Поэтому знакомство и
участие в таком международном движении рабочих профессий требуют каких-то других
форматов, в их рамках и действует наш центр.
– Вы являетесь директором нескольких центров в городе Королёве и в
Пушкинском районе...
– Знаете, на самом деле центр один. Но он включает в себя несколько корпусов по
разным направлениям. Мы реализуем 27 программ профессий и специальностей. В одном
корпусе «располагается» строительная отрасль, в другом – машиностроение. Всё это в
Королёве, потому что мы работаем с корпорациями «Энергия», «Тактическое ракетное
вооружение». Кроме этого, у нас обучают и парикмахеров, и поваров, и дизайнеров.
Ивантеевский корпус готовит студентов по специальностям «дизайн» и «народный
промысел». Наша задача – сохранить народный промысел в части резьбы и рисунка по
дереву. А сейчас находимся на этапе объединения с городами Пушкино (рабочие
профессии и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов, логистика) и рабочим
посёлком Правдинский (Лесо-технический техникум, которому уже 130 лет). Там мы
будем готовить кадры для лесной отрасли.
– Какими качествами должен обладать руководитель профессионального
образовательного учреждения? Какие навыки являются ключевыми?
– Знаете, темп жизни сейчас другой. Если раньше можно было взять время на
принятие решения, то в нынешних условиях нужно сразу подумать, поговорить и принять
решение. То есть необходима, прежде всего, скорость мышления.
Второе важное качество руководителя – чувство ответственности за принятое
решение, даже несмотря на то, что ты работаешь в команде и не один. Третье – быть в
курсе происходящих изменений и предусматривать их, находиться на шаг впереди.
Руководитель должен понимать, что будет с экономикой и промышленностью за те 4 года,
пока он подготавливает студентов. Для этого надо изучать отрасли, новые тренды и
инновации.
Ну и самое важное и всегда необходимое – любить мальчишек и девчонок, которые
приходят к тебе учиться, хотеть сделать их творческими Личностями, умеющими работать
руками, любящими труд. Если этого нет, то всё остальное не имеет смысла!
– Сектор малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется и
претерпевает разные законодательные, экономические изменения. Мне хотелось бы
уточнить, есть ли какой-то образ студента, который мог бы после окончания
вашего заведения трудоустроиться?
– Здесь интересная история. Вся педагогика начинается с представления образа
выпускника и разработки образовательной программы под него. Для меня на первом
месте всегда человеческие качества. Если человек хороший и порядочный, его и учить
приятно, и научить можно. А если человек не обладает этими качествами, всё остальное
становится неинтересным и бессмысленным.
Наши студенты – совсем юные парни и девушки. Они имеют право на ошибки,
переосмысление своих задач, изменение траектории развития, и нам, как педагогам, надо
быть готовыми к таким событиям. Если мы подготавливаем человека для большого
базового предприятия, например, для корпорации «Тактические ракетные вооружения»,
это не значит, что хороший фрезеровщик не может открыть собственный бизнес. Но при
этом он должен обладать несколько иными чертами характера, чтобы работать в другой
системе.
Также важно воспитывать большую самостоятельность в студентах, чем ранее.
Всё-таки сейчас существует много неопределённостей в жизни: отношение к миру и
самим себе, понимания того, что они должны сами принимать решения. Никто, кроме
самого человека, не сделает его счастливым. Прежде гарантий для устойчивого развития
молодёжи было несколько больше. Сейчас же они выходят в жизнь и должны быть готовы
к любым изменениям. Чем отличается скорость от ускорения? Если раньше мы
ориентировались на скорость развития человеческой жизни, то теперь должны научить
работать с ускорением. Вот насколько быстро меняется мир.
И экономика в нынешние времена тоже другая. Есть и больше возможностей:
государственная поддержка, собственный бизнес, масса иных вариантов для реализации
по разным направлениям.
Мы должны учитывать эти условия, а наши студенты – быть к ним готовы. Это
одна из самых сложных задач для педагогов, поскольку опытный педагог сам-то ничего не
менял в своей жизни и работал в одном месте, а ему надо понимать, как идёт жизнь за
окнами школы или техникума. Для этого существует целая политика переподготовки и
повышения квалификации педагогов.
Вот почему важно, чтобы дети и педагоги были хорошими людьми.
– После девятого класса к вам приходят ещё дети. Не каждый взрослый
может чётко озвучить, чего он хочет от жизни и кем хочет быть. А детские
мечты чаще рассыпаются под натиском реальности. Какую роль в такой ситуации
играет образовательное учреждение?
– Безусловно, бывает и так, что наши студенты понимают: это не то, чего бы они
хотели. И тут есть два пути развития событий.
Если в школе не было хорошей профориентационной работы, то абитуриенты чаще
ошибаются в выборе профессии. На самом деле это не страшно, и вполне возможно для их
возраста. Это их право. Учительская задача состоит немного в другом. Если ребёнок
выбрал профессию, значит, на то были причины: это не слепой выбор, хотя бы по
наименованию. Нам, педагогам, необходимо сразу же раскрыть красоту этой профессии,
развивать интерес к ней, что мы и делаем уже на первом курсе. Сначала рассказываем о
том, что за профессию выбрал студент, за что её можно любить, и если ребёнок начинает
проникаться к профессии любовью и уважением, он будет развиваться дальше.
Обязательна и встреча с ветеранами профессии, чтобы студенты понимали, как можно
достойно прожить всю жизнь. Как правило, тогда ребёнок идёт к своей профессии с
осознанностью и любовью.
Бывает и второй путь, когда студент слышит на введении в специальность всё про
профессию и понимает, это не то, чего он ожидал. Наша задача – как можно раньше дать
ему это понять. Тогда он быстрее изменит траекторию своего развития в выборе нужной
профессии. Важно не то, чтобы ребёнок и его родители поняли, что ошиблись, а чтобы
они как можно быстрее нашли его призвание. И мы должны помочь найти его у нас.
Никто не застрахован от ошибки, на это и дана молодость – найти себя.

Скажите, участвуете ли вы в салонах образования? Какую
профориентационную работу ведёте сами?
– Мы являемся участниками всех салонов образования уже несколько лет. Но там
больше говорим про само учреждение. А что касается профориентации, у нас есть
областная программа «Путёвка в жизнь» большой проект «Билет в будущее».
Врез: Проект Московской области «Путёвка в жизнь» выиграла конкурс
Агентства стратегических инициатив в 2020 году, став лучшей практикой ранней
профориентации.
Школьники 8-9 класса приходят к нам в учебное заведение, ходят на занятия и
осваивают ту или иную профессию. По окончании школы они могут получить сразу 2
документа об образовании – аттестат и диплом о среднем специальном образовании с
рабочей профессией. Это один проект.
Второй проект – «Билет в будущее». В этом году мы также активно принимаем
участие в этом глобальном проекте «Молодых профессионалов». Работа с детьми
начинается немного раньше – с шестого по восьмой класс. Здесь не только рассказывают
детям о профессии, но и в игровой форме проводят встречи и занятия, позволяющие
выстроить понимание о специфике нескольких профессий, уделяя особое внимание
профессиям будущего.
Мы очень часто возлагаем на кого-то ответственность за профориентацию ребёнка.
И очень часто я вижу один и тот же сценарий, когда в стены учебного заведения приходят
родители с ребёнком и говорят: «Мой ребёнок будет учиться тут». Или наоборот: «Я сама
актриса, но не хочу, чтобы мой ребенок связывал с этим жизнь». Многое идёт из семьи.
Поэтому необходимо работать как с детьми, так и с их родителями. В нашем же
многопрофильном центре мы устраиваем семейные выходные. В этот день ребёнок может
прийти со всей своей семьёй и провести с нами целый день. Притом занятие найдётся для
каждого члена семьи: младшие дети могут посмотреть мультики и позаниматься в
спортзале, папы – что-то смастерить, мамы – приготовить обед. А сам абитуриент может
осваивать новую профессию.
– В плоскости века 10-20 лет – небольшой срок. Однако этого времени было
достаточно для системы образования, чтобы полностью изменить стандарты
обучения. Дуальная система образования, обмен студентами, участие в проектной
деятельности – это те проекты, которые показали высокие результаты. Скажите,
а какие инновационные площадки действуют у вас?
– У нас есть всё! Нет современной инновационной программы образования,
которую мы бы не пробовали. Я могу рассказать о тех, которые мне нравятся больше
всего. Дуальное обучение – метод, предполагающий нахождение на предприятии
большую часть времени обучения. Здесь нам очень повезло. В Королёве есть
замечательные организации, которые дали нам возможность внедрить такие понятия, как
«учебный цех», «учебный центр на территории предприятия». Например, наших
студентов факультета ЧПУ (металлообработка) обучают в учебном цехе корпорации
«Тактическое ракетное вооружение» высококвалифицированные инженеры, которые
проводят теоретические и практические занятия. На предприятиях космической отрасли у
нас внедрена та же система, там обучаются радиомонтажники и специалисты электронной
техники. Аналогичная история у нас и по специальности «Аддитивные технологии», но
только с молодёжным малым предприятием «Роботмаш». Наши студенты приняли
участие в больших проектах, таких как строительство и оформление Музея Спорта в
Сочи.
Что касается обучения онлайн, мы давно используем его по всем предметам. И
переход на разные цифровые площадки в период режима самоизоляции не стал для нас
новшеством. Эта форма обучения уже нами апробирована, чётко выстроена база
«Цифрового колледжа Подмосковья, где имеется множество электронных ресурсов.
Естественно, нашим преимуществом является прекрасное оснащение. У нас самое
передовое оборудование от лучших производителей мира.
Врез: «У меня есть два жизненных принципа. Первый – принцип Тома Сойера.
Когда есть тяжёлая работа, людей нельзя словами вдохновить что-то делать.
Поэтому я начинаю трудовой путь сама, а за мной подтягиваются люди – и на них
можно положиться!
Второй принцип – строчки про узы из произведения «Маленький принц»
Антуана де Сент-Экзюпери. «Каждый день нужно приходить в одно и то же время, в
одно и то же место и садиться поближе, так и формируются крепкие узы. И вот
уже много лет я каждый раз прихожу в одно и то же время, по одному и тому же
адресу».
– Вы достигли больших высот в сфере образования и живёте своим делом.
Скажите, каков ваш жизненный девиз?
– А девиз мой таков: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я в ответе за тех, кого
приняла на работу. И моя обязанность – сделать так, чтобы специалист развивался и
самосовершенствовался. С 90-х годов у нас есть одно правило: тех, кто однажды от нас
уволился, мы не берём обратно. А также я в ответе за студентов. Ведь в наши стены они
приходят ещё детьми, а выходят из них молодыми людьми, и наша задача – сделать всё
для того, чтобы они возмужали внутренне, вышли с достойными знаниями и были
успешными в своей профессии.
Нам предстоит покорить больше высот, чем уже было достижений. У нас ещё всё
впереди!

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Актуальные комментарии