Image

Ираида Ласкина: «И вот уже много лет я каждый раз прихожу в одно и то же время, по одному и тому же адресу»

Образование – неотъемлемый старт в жизни каждого ребёнка, который определяет дальнейшее развитие личности и получение компетенций в той или иной области. Каждый хочет найти призвание и заняться делом жизни, однако не всем выпадает возможность правильно определиться с выбором профессии и достигнуть профессиональных высот ещё на этапе получения образования. О том, как сделать правильный выбор, какой климат учебного заведения оптимален для «взращивания высококлассных специалистов», рассказала директор многопрофильного Межрегионального центра квалификаций компетенций Ираида Анатольевна Ласкина.

– Вы возглавляете Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени
С. П. Королева более 20 лет. Как за это время изменился техникум? Какие
достижения пришлись на этот период?
– На самом деле это не совсем так. Наш центр – итог развития системы
профессионального образования за многие годы моей работы. Раньше здесь было обычное
строительное ПТУ. После объединения 5 образовательных учреждений в 2014 году мы
стали Техникумом им. С. П. Королева, а затем выиграли грант федерального конкурса
проекта «Образование» и стали вот таким большим центром. Это произошло в 2016 году.
На нашем примере можно изучить путь системы профессионального образования. Таких
центров в Российской Федерации всего 7
– Что их отличает?
– Каждое направление образования (промышленность, экономика, IT-технологии)
получило свой межрегиональный центр. Их задача – отработка новых риторик методик
обучения по своему направлению, работа с движением WorldSkills, включая подготовку
сборной команды
к чемпионатам, изучение и внедрение лучших практик
производственного обучения. Это такие центры, в которых фиксируются и проходят
апробацию новинки в сфере профессионального образования. Поэтому их всего 7: в
Королёве, Тюмени, Казани, Чебоксарах, Ульяновске,Комсомольске-на-Амуре и в
Екатеринбурге. То есть в каждой отрасли работает один межрегиональный центр
Российской Федерации. Кроме этого, мы обязаны проводить переподготовку, курсы
повышения квалификации мастеров, преподавателей, сотрудников отраслей. Все
необходимые
образовательные
услуги должны
реализовываться
Межрегионального центра компетенций.
– Получается такой центр в нашей стране единственный?
– Да. Большое значение для нас имеет развитие профобразования с использованием
движения WorldSkills, в которое Россия вступила в 2014 году. Поэтому знакомство и
участие в таком международном движении рабочих профессий требуют каких-то других
форматов, в их рамках и действует наш центр.
– Вы являетесь директором нескольких центров в городе Королёве и в
Пушкинском районе...
– Знаете, на самом деле центр один. Но он включает в себя несколько корпусов по
разным направлениям. Мы реализуем 27 программ профессий и специальностей. В одном
корпусе «располагается» строительная отрасль, в другом – машиностроение. Всё это в
Королёве, потому что мы работаем с корпорациями «Энергия», «Тактическое ракетное
вооружение». Кроме этого, у нас обучают и парикмахеров, и поваров, и дизайнеров.
Ивантеевский корпус готовит студентов по специальностям «дизайн» и «народный
промысел». Наша задача – сохранить народный промысел в части резьбы и рисунка по
дереву. А сейчас находимся на этапе объединения с городами Пушкино (рабочие
профессии и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов, логистика) и рабочим
посёлком Правдинский (Лесо-технический техникум, которому уже 130 лет). Там мы
будем готовить кадры для лесной отрасли.
– Какими качествами должен обладать руководитель профессионального
образовательного учреждения? Какие навыки являются ключевыми?
– Знаете, темп жизни сейчас другой. Если раньше можно было взять время на
принятие решения, то в нынешних условиях нужно сразу подумать, поговорить и принять
решение. То есть необходима, прежде всего, скорость мышления.
Второе важное качество руководителя – чувство ответственности за принятое
решение, даже несмотря на то, что ты работаешь в команде и не один. Третье – быть в
курсе происходящих изменений и предусматривать их, находиться на шаг впереди.
Руководитель должен понимать, что будет с экономикой и промышленностью за те 4 года,
пока он подготавливает студентов. Для этого надо изучать отрасли, новые тренды и
инновации.
Ну и самое важное и всегда необходимое – любить мальчишек и девчонок, которые
приходят к тебе учиться, хотеть сделать их творческими Личностями, умеющими работать
руками, любящими труд. Если этого нет, то всё остальное не имеет смысла!
– Сектор малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется и
претерпевает разные законодательные, экономические изменения. Мне хотелось бы
уточнить, есть ли какой-то образ студента, который мог бы после окончания
вашего заведения трудоустроиться?
– Здесь интересная история. Вся педагогика начинается с представления образа
выпускника и разработки образовательной программы под него. Для меня на первом
месте всегда человеческие качества. Если человек хороший и порядочный, его и учить
приятно, и научить можно. А если человек не обладает этими качествами, всё остальное
становится неинтересным и бессмысленным.
Наши студенты – совсем юные парни и девушки. Они имеют право на ошибки,
переосмысление своих задач, изменение траектории развития, и нам, как педагогам, надо
быть готовыми к таким событиям. Если мы подготавливаем человека для большого
базового предприятия, например, для корпорации «Тактические ракетные вооружения»,
это не значит, что хороший фрезеровщик не может открыть собственный бизнес. Но при
этом он должен обладать несколько иными чертами характера, чтобы работать в другой
системе.
Также важно воспитывать большую самостоятельность в студентах, чем ранее.
Всё-таки сейчас существует много неопределённостей в жизни: отношение к миру и
самим себе, понимания того, что они должны сами принимать решения. Никто, кроме
самого человека, не сделает его счастливым. Прежде гарантий для устойчивого развития
молодёжи было несколько больше. Сейчас же они выходят в жизнь и должны быть готовы
к любым изменениям. Чем отличается скорость от ускорения? Если раньше мы
ориентировались на скорость развития человеческой жизни, то теперь должны научить
работать с ускорением. Вот насколько быстро меняется мир.
И экономика в нынешние времена тоже другая. Есть и больше возможностей:
государственная поддержка, собственный бизнес, масса иных вариантов для реализации
по разным направлениям.
Мы должны учитывать эти условия, а наши студенты – быть к ним готовы. Это
одна из самых сложных задач для педагогов, поскольку опытный педагог сам-то ничего не
менял в своей жизни и работал в одном месте, а ему надо понимать, как идёт жизнь за
окнами школы или техникума. Для этого существует целая политика переподготовки и
повышения квалификации педагогов.
Вот почему важно, чтобы дети и педагоги были хорошими людьми.
– После девятого класса к вам приходят ещё дети. Не каждый взрослый
может чётко озвучить, чего он хочет от жизни и кем хочет быть. А детские
мечты чаще рассыпаются под натиском реальности. Какую роль в такой ситуации
играет образовательное учреждение?
– Безусловно, бывает и так, что наши студенты понимают: это не то, чего бы они
хотели. И тут есть два пути развития событий.
Если в школе не было хорошей профориентационной работы, то абитуриенты чаще
ошибаются в выборе профессии. На самом деле это не страшно, и вполне возможно для их
возраста. Это их право. Учительская задача состоит немного в другом. Если ребёнок
выбрал профессию, значит, на то были причины: это не слепой выбор, хотя бы по
наименованию. Нам, педагогам, необходимо сразу же раскрыть красоту этой профессии,
развивать интерес к ней, что мы и делаем уже на первом курсе. Сначала рассказываем о
том, что за профессию выбрал студент, за что её можно любить, и если ребёнок начинает
проникаться к профессии любовью и уважением, он будет развиваться дальше.
Обязательна и встреча с ветеранами профессии, чтобы студенты понимали, как можно
достойно прожить всю жизнь. Как правило, тогда ребёнок идёт к своей профессии с
осознанностью и любовью.
Бывает и второй путь, когда студент слышит на введении в специальность всё про
профессию и понимает, это не то, чего он ожидал. Наша задача – как можно раньше дать
ему это понять. Тогда он быстрее изменит траекторию своего развития в выборе нужной
профессии. Важно не то, чтобы ребёнок и его родители поняли, что ошиблись, а чтобы
они как можно быстрее нашли его призвание. И мы должны помочь найти его у нас.
Никто не застрахован от ошибки, на это и дана молодость – найти себя.

Скажите, участвуете ли вы в салонах образования? Какую
профориентационную работу ведёте сами?
– Мы являемся участниками всех салонов образования уже несколько лет. Но там
больше говорим про само учреждение. А что касается профориентации, у нас есть
областная программа «Путёвка в жизнь» большой проект «Билет в будущее».
Врез: Проект Московской области «Путёвка в жизнь» выиграла конкурс
Агентства стратегических инициатив в 2020 году, став лучшей практикой ранней
профориентации.
Школьники 8-9 класса приходят к нам в учебное заведение, ходят на занятия и
осваивают ту или иную профессию. По окончании школы они могут получить сразу 2
документа об образовании – аттестат и диплом о среднем специальном образовании с
рабочей профессией. Это один проект.
Второй проект – «Билет в будущее». В этом году мы также активно принимаем
участие в этом глобальном проекте «Молодых профессионалов». Работа с детьми
начинается немного раньше – с шестого по восьмой класс. Здесь не только рассказывают
детям о профессии, но и в игровой форме проводят встречи и занятия, позволяющие
выстроить понимание о специфике нескольких профессий, уделяя особое внимание
профессиям будущего.
Мы очень часто возлагаем на кого-то ответственность за профориентацию ребёнка.
И очень часто я вижу один и тот же сценарий, когда в стены учебного заведения приходят
родители с ребёнком и говорят: «Мой ребёнок будет учиться тут». Или наоборот: «Я сама
актриса, но не хочу, чтобы мой ребенок связывал с этим жизнь». Многое идёт из семьи.
Поэтому необходимо работать как с детьми, так и с их родителями. В нашем же
многопрофильном центре мы устраиваем семейные выходные. В этот день ребёнок может
прийти со всей своей семьёй и провести с нами целый день. Притом занятие найдётся для
каждого члена семьи: младшие дети могут посмотреть мультики и позаниматься в
спортзале, папы – что-то смастерить, мамы – приготовить обед. А сам абитуриент может
осваивать новую профессию.
– В плоскости века 10-20 лет – небольшой срок. Однако этого времени было
достаточно для системы образования, чтобы полностью изменить стандарты
обучения. Дуальная система образования, обмен студентами, участие в проектной
деятельности – это те проекты, которые показали высокие результаты. Скажите,
а какие инновационные площадки действуют у вас?
– У нас есть всё! Нет современной инновационной программы образования,
которую мы бы не пробовали. Я могу рассказать о тех, которые мне нравятся больше
всего. Дуальное обучение – метод, предполагающий нахождение на предприятии
большую часть времени обучения. Здесь нам очень повезло. В Королёве есть
замечательные организации, которые дали нам возможность внедрить такие понятия, как
«учебный цех», «учебный центр на территории предприятия». Например, наших
студентов факультета ЧПУ (металлообработка) обучают в учебном цехе корпорации
«Тактическое ракетное вооружение» высококвалифицированные инженеры, которые
проводят теоретические и практические занятия. На предприятиях космической отрасли у
нас внедрена та же система, там обучаются радиомонтажники и специалисты электронной
техники. Аналогичная история у нас и по специальности «Аддитивные технологии», но
только с молодёжным малым предприятием «Роботмаш». Наши студенты приняли
участие в больших проектах, таких как строительство и оформление Музея Спорта в
Сочи.
Что касается обучения онлайн, мы давно используем его по всем предметам. И
переход на разные цифровые площадки в период режима самоизоляции не стал для нас
новшеством. Эта форма обучения уже нами апробирована, чётко выстроена база
«Цифрового колледжа Подмосковья, где имеется множество электронных ресурсов.
Естественно, нашим преимуществом является прекрасное оснащение. У нас самое
передовое оборудование от лучших производителей мира.
Врез: «У меня есть два жизненных принципа. Первый – принцип Тома Сойера.
Когда есть тяжёлая работа, людей нельзя словами вдохновить что-то делать.
Поэтому я начинаю трудовой путь сама, а за мной подтягиваются люди – и на них
можно положиться!
Второй принцип – строчки про узы из произведения «Маленький принц»
Антуана де Сент-Экзюпери. «Каждый день нужно приходить в одно и то же время, в
одно и то же место и садиться поближе, так и формируются крепкие узы. И вот
уже много лет я каждый раз прихожу в одно и то же время, по одному и тому же
адресу».
– Вы достигли больших высот в сфере образования и живёте своим делом.
Скажите, каков ваш жизненный девиз?
– А девиз мой таков: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я в ответе за тех, кого
приняла на работу. И моя обязанность – сделать так, чтобы специалист развивался и
самосовершенствовался. С 90-х годов у нас есть одно правило: тех, кто однажды от нас
уволился, мы не берём обратно. А также я в ответе за студентов. Ведь в наши стены они
приходят ещё детьми, а выходят из них молодыми людьми, и наша задача – сделать всё
для того, чтобы они возмужали внутренне, вышли с достойными знаниями и были
успешными в своей профессии.
Нам предстоит покорить больше высот, чем уже было достижений. У нас ещё всё
впереди!

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

19 февраля в рамках церемонии открытия мероприятия состоится вручение премии “Инновация 2026”

Приглашаем Вас принять участие в международной VIII Инновационной школе эстетической медицины - уникальном мероприятии, которое откроет эксклюзивный доступ к главным инновациям 2026 года!...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.