Image

«Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щёлку»

Сон – необходимый и жизненно важный период суточного ритма каждого человека. Но, как известно, не всегда сонное состояние приходится ко времени и месту. И невелика беда, если в этот момент здоровью человека ничего не угрожает, однако одной из самых опасных ситуаций является та, когда засыпает водитель или машинист. Современные технологии позволяют исключить даже настолько страшную, на первый взгляд, ситуацию. Компания «Нейроком» на протяжении 30 лет создаёт приборы, позволяющие контролировать состояние водителей и машинистов во время движения. О том, как работают приборы, какие последние изобретения были созданы отечественным производителем, рассказал генеральный директор компании Валерий Дементиенко.

– С российскими железными дорогами предприятие работает с 1991 года. Расскажите, пожалуйста, с каким предложением компания обратилась на тот момент к Министерству путей сообщения, и как в дальнейшем развивалось ваше взаимодействие?

– Мы обратились в Министерство путей сообщения (с 2004 года – ПАО «РЖД») с предложением облегчить работу машинистов. Дело в том, что во всём мире существует система, которая проверяет их бдительность. Сама система работает однотипно: каждые 40-60 секунд машинист должен ответить на запрос. На наших российских железных дорогах машинисты отвечают на запросы, которые поступают на пульт каждые 60 секунд, путём нажатия на кнопку. Притом кнопка может быть тугой для исключения случайного нажатия во сне. Таким образом, за 8-10 часов работы машинист должен ответить на запросы от 480 до 600 раз.

И тогда мы выступили с предложением о внедрении системы контроля состояния человека. Она измеряет его электрофизические параметры. Это позволит снизить количество запросов на подтверждение бдительности: всего от 2 до 10 раз за смену. В МПС приняли наше предложение, и мы приступили к работе. Сначала мы развернули научно-исследовательскую деятельность, которая проводилась на испытуемых людях. К нам направляли машинистов, мы укладывали их спать на ночь. Записывали сигналы и состояние засыпания для чёткого анализа момента перехода в сон. Для нас было важно уловить момент начала самого засыпания, а не состояние человека, который уже засыпает. Такое состояние характеризуется общим состоянием расслабленности, снижением остроты реакций на внешние раздражители, но внешне человек выглядит работоспособным.

Эксперимент ставился на испытуемых, количество которых превысило 6000, а количество засыпаний составило чуть больше 10 000. Мы фиксировали и сверяли полученные показатели, которые помогли нам выработать алгоритм распознавания расслабленности машиниста и снижения уровня его бодрствования. Именно тогда и поступает запрос, отвечая на который, машинист активизируется, а уровень его бодрости повышается. Таким образом, была создана методика поддержания работоспособности.

Лабораторные работы длились 6 лет, и система начала эксплуатироваться в 1995 году после тщательной инженерной проверки. За счёт функции поддержания бодрости машиниста, помимо своего прямого назначения, система позволила снизить количество и других ошибок машиниста, например неадекватное восприятие сигналов светофора.

Стоит отметить, что система работает и в настоящее время. И за все годы работы не было ни одной аварии, допущенной машинистом из-за засыпания.

– Перейдём от железнодорожного транспорта к автомобильной отрасли. Какие именно нововведения компания «Нейроком» предложила устанавливать на большегрузные машины, и когда это произошло?

– Работа с автомобильным транспортом началась примерно в 2001-2002 гг. Прибор использовался тот же самый, что и на машинистах. Выяснилось, что водители по режиму работы и психофизиологическим характеристикам пусть и не сильно, но отличаются. Мы приступили к адаптации прибора, который в 2007 году стал новой и независимой единицей.

Суть самого прибора не изменилась. Нам было важно не допускать состояния глубокой релаксации у водителя. Ранее у водителей никогда не было подобных приборов. И если с машинистами было всё более понятно: изначально была кнопка, которая вызывала у них раздражение, – то здесь не было ничего. Более того, 80% водителей отрицают необходимость контроля их состояния, что значительно усложняет процесс внедрения. Здесь мы наглядно видим необходимость законодательных изменений, которые обязывали бы внедрить меры безопасности в связи с состоянием водителей. В настоящее время действительно существуют и другие системы контроля, основанные на иных принципах, например на сканировании видеоизображения, которые сообщают водителю о необходимости отдохнуть. Наши же системы более жёсткие, они – не помощники, а «надзиратели», которые просто обязывают человека выйти из состояния релакса.
– До какой степени в настоящий момент усовершенствованы ваши первые изобретения, и какую ценность они представляют для сохранения человеческой жизни?

– Совершенствование наших приборов касалось как принципа измерения самого сигнала, так и расширения его диапазона. Так, разница сопротивления между электродами у одного и того же человека меняется в десятки раз в течение всего дня. Это обусловлено как его эмоциональным состоянием, так и внешними факторами. Поэтому нам было крайне важно обеспечить максимальную точность измерений. И нам удалось создать точность до 0,001%. Таких показателей больше нигде нет. Помимо этого, очень важно оценивать состояние водителя и по его взаимодействию с органами управления. Дополнительно к этому получение видео изображения и его анализ позволяют увеличивать параметры маркера состояния водителя: направление взгляда, тонус мышц, моргание и т. п.

– Как много современных и технологичных устройств создала ваша компания за все эти годы, и какие из них наиболее практичны и широко используются на сегодняшний момент?

– В настоящее время у нас выпускаются 28 приборов, а также модификации к ним. Большинство из них связаны с безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Но если говорить о человеческом факторе, то хотелось бы отметить ещё один немаловажный прибор, который предназначен для профессионального ориентирования.

Мы создали универсальный психофизиологический комплекс, которым оборудованы все школы машинистов, железнодорожные медицинские центры. Абитуриент школы машинистов проходит тестирование на данном комплексе. Само тестирование занимает час и безошибочно определяет профессиональную пригодность.

Эти же приборы установлены и во многих автошколах. Отрицательные результаты тестирования не являются основанием для того, чтобы не выдавать права или отказать в прохождении обучения, однако такие результаты помогут проинформировать абитуриента о возможных опасностях для себя и окружающих, а также о способах компенсации при условии снижения определённых реакций. Так, если человек склонен к засыпанию за рулём, ему будет предложено отказаться от междугородних поездок, а тем, чьи реакции снижены, – выдерживать наибольшую дистанцию для предотвращения ДТП.

– Валерий Васильевич, расскажите о вашем коллективе. Чтобы внедрять современные и безопасные технологии в повседневную жизнь, на производстве нужны профессионалы высокого уровня. Что вы можете сказать о своих сотрудниках, насколько они квалифицированы?

– Создание нашей организации пришлось на период развала СССР. Именно тогда «за бортом» осталось очень много высококвалифицированных специалистов из Академии наук, отраслевых институтов и заводов. Многие ценные кадры остались без работы. Так у нас и сформировался сверхквалифицированный коллектив. Многие сотрудники уже ушли из стен предприятия на пенсию, что создало ряд трудностей для нас, потому что отобрать молодых высококвалифицированных специалистов оказалось довольно сложно. Мы к этому вопросу подходим очень тщательно. На нашем предприятии работают лучшие из лучших.

– Расскажите о ваших последних изобретениях. Какие тренажёры для водителей и машинистов были изобретены?

– Наши приборы постоянно совершенствуются и модифицируются. Но, несмотря на то, что их основные функции направлены на поддержание активности водителя, мы обнаружили, что, модифицировав нашу основную технологию, можем влиять и на качество сна. Таким образом, мы можем увеличить продолжительность фазы глубокого сна именно того периода, в котором человек полностью отдыхает. И тогда мы создали новый прибор. Сейчас он проходит все необходимые клинические испытания в одном из государственных медицинских центров, после чего будет выведен на рынок.

Что касается тренажёров, то хотелось бы рассказать о том, который помогает водителям улучшать свои профессионально важные психофизиологические качества. Такие ситуации происходят, как правило, после болезни человека, когда эти качества были, а потом ослабли. Тренируясь на нём, человек может вернуть их первоначальные параметры. Однако если на тренажёре занимается человек, у которого отсутствует одно или несколько качеств, заложенных в утробе матери или в раннем детстве, эффективность будет нулевой.

– Есть ли статистика, благодаря которой можно уверенно сказать, что АО «Нейроком» – компания, в которой люди действительно нуждаются, так как вы предотвращаете возможные трагедии?

– По нашим статистическим данным, в ДТП на дорогах по причине засыпания водителей ежегодно гибнет около 4000 человек. Если бы в автомобилях, выполняющих междугородние рейсы или ночные городские, были установлены наши системы, то все эти жизни нам удавалось бы спасать каждый год.



Image

Южно-Уральская торгово-промышленная палата и Федеральная торговая сеть «Пятерочка» договариваются о сотрудничестве

ЮУТПП заинтересована в максимальном вхождении местных производителей в федеральную сеть, «Пятерочка» - в расширении ассортимента свежей продукции по разумным...

Image

Финансовый регулятор одобрил блокчейн-проект «Норникеля»

В Центробанке одобрили цифровую платформу «Норникеля» по выпуску и обращению токенов, обеспеченных биржевыми металлами

Image

«Круглый стол»: роль и значимость предпринимательства и самозанятости в современной России

19 февраля 2020 года, в среду, в Общественной палате Российской Федерации (Москва, Миусская площадь, 7с1) с 15 до 18 часов по инициативе Опоры России, Московской Торгово-промышленной палаты,...

Image

Стартует новый этап городского проекта «Открой#Моспром»-2020

С 20 по 22 февраля в Москве пройдет пятый этап проекта «Открой#Моспром». В течение трех дней жители Москвы смогут бесплатно посетить 29 промышленных площадок столицы. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам...

Image

Анапа пригласила уральцев поправить здоровье в санатории «Урал»

Пансионат «Урал» из Анапы презентовал в Уральской ТПП новые тренды корпоративного отдыха и лечения. Построенный в конце прошлого века компанией «Пермтрансавто» для отдыха детей, «Урал» к настоящему времени превратился в...

Image

Промышленный экспорт Москвы вырос более чем на 31% в 2019 году

«Объем экспорта московской промышленной продукции в прошлом году составил $27,8 млрд долларов и вырос на 31,88% по сравнению с 2018 годом. Доля столицы в общем объеме российского экспорта составила более 43%, в том числе 20%...

Image

В Сокольниках построят два новых корпуса детской больницы святого Владимира

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы приняла решение о передаче АНО «Развитие социальной инфраструктуры» земельного участка площадью 2,1 га для строительства двух новых корпусов детской больницы...

Image

Две тысячи машино-мест выставлены на аукционы Москвы

На инвестиционном портале города Москвы жители города могут приобрести две тысячи машино-мест. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов....

Image

Стоимость романтического свидания в День Святого Валентина в Москве ниже, чем в Нью-Йорке в 2,5 раза

Москва заняла 50 место в рейтинге городов по стоимости свиданий. Рейтинг, опубликованный ко Дню Святого Валентина информационным ресурсом Upgraded Points, анализирует стоимость...

Image

Американские штаты налаживают деловые отношения с российскими регионами

Американский бизнес намерен значительно расширить свое присутствие на российском рынке. Как сообщил коммерческий атташе Посольства США в Российской Федерации Джеймс Голсен, дипломаты в настоящее время подбирают...

Image

Амбассадоры бренда как эффективный инструмент продвижения бизнеса

Самый эффективный метод продвижения в настоящее время — это создание мощного бренда.

Image

ТПП РФ презентовала в Париже заявку на право проведения Всемирного Конгресса Торговых Палат в Москве

В Париже прошла презентация заявки Торгово-промышленной палаты РФ на право проведения Всемирного конгресса торговых палат в Москве в 2023...

Image

ТПП РФ и десятый Арбитражный апелляционный суд заключили соглашение о сотрудничестве

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Десятый арбитражный апелляционный суд подписали Соглашение о...

Image

Сергей Катырин вошел в новый состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Указ Владимира Путина "Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава...

Image

ТК «Невский Центр» и Театр балета Бориса Эйфмана представляют совместный культурно-просветительский проект

Торговый комплекс «Невский Центр» и Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана представляют совместный просветительский проект,...

Image

В. Ефимов: за 3 года малый бизнес арендовал у города недвижимость более чем на 1 млрд рублей

«В 2019 году представители малого и среднего бизнеса арендовали в Москве 728 объектов общей площадью 88,3 тыс. кв.м. За три года действия льготных ставок аренды реализация объектов на...

Image

«АКРИХИН» объявляет о назначении Ольги Смазной на должность Коммерческого директора

В феврале 2020 года в должность Коммерческого директора компании «АКРИХИН» вступила Ольга Смазная.

Актуальные комментарии
  • Image

    Сфера транспорта и логистики в топе зарплатных лидеров

    По итогам 2019 года сфера транспорта и логистики заняла второе место после отрасли информационных технологий по темпу роста и уровню зарплатных предложений в стране. По данным портала «Работа.ру», годовая динамика оплаты труда в сфере перевозок превысила 7,8 %, обеспечив столичным специалистам среднемесячный доход за декабрь в размере 75,5 тыс. рублей. Зарплатный максимум для менеджера по транспортной логистике портал Superjob обозначил на уровне 120 тыс. рублей. При этом, по информации компании «Курьер Сервис Экспресс», логистические операторы постоянно нуждаются в менеджерах по работе с клиентами. К концу 2019 года показатель нехватки специалистов составил 27%. Заместитель исполнительного директора по клиентскому сервису КСЭ Мария Мартынова пояснила причины такого дефицита, а также выделила основные навыки и компетенции, которыми должен обладать квалифицированный кандидат в соответствии с последними трендами развития логистической отрасли.

  • Image

    Владимир Ефимов: Поправки в 44-ФЗ придадут новый импульс развитию конкуренции на рынке «малых» закупок

    С 1 июля 2020 года «малые» закупки товаров перейдут на федеральные электронные площадки. Их порог составит три миллиона рублей. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

  • Image

    Миллиард медицинских масок - не предел

    Коронавирус так или иначе затрагивает экономики всех стран мира. Особенно сильно вспышка неизвестной ранее пневмонии отразилась на рынке медизделий. За последние дни, когда ситуация с коронавирусом получила широкую огласку резко возросло количество заказов на медицинские маски. Представители одного из крупнейших b2b-маркетплейсов по промышленным товарам России Supl.biz рассказали о том, как изменился спрос и о каких размерах партий идет речь.

  • Image

    Люди не видят острой необходимости легализоваться

    С 1 января 2020 года специальный налоговый режим для самозанятых распространен на новые регионы. В прошлом году эксперимент показал неплохие результаты, но каковы главные проблемы предложенного режима нам рассказал руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов.

  • Image

    Коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы

    Предприниматели, чей бизнес пострадал от ситуации в Китае, могут получить сертификаты, подтверждающие неспособность выполнить контрактные обязательства из-за обстоятельств непреодолимой силы.

  • Image

    Правовые последствия вспышки коронавируса в Китае

    31 декабря Китая сообщил во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о выявлении нового респираторного заболевания. За месяц ситуация существенно изменилась, вирус распространился за территории Китая и заразил уже тысячи людей. В четверг по распоряжению премьер-министра для предупреждения распространения вируса Россия закрыла границы нa Дальнем Востоке и ограничила пути авиа и ж/д сообщения. Генеральный директор "Вектор Плюс", "Юристы в Китае" Наталья Владимировна Шупейко рассказала о том, как сложившаяся ситуация отразится на коммерческих контрактах предприятий.

  • Image

    Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин: подведены итоги работы по оценке регулирующего воздействия в 2019 году

    Торгово-промышленной палатой России подведены итоги работы по процедуре оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов (НПА) за 2019 год. Результаты работы представлены в формате «Дайджеста ОРВ» по лучшим практикам с участием экспертов системы ТПП РФ.

  • Image

    Социальный проект Алены Кичигиной «7 чудес жизни»

    Место для чуда есть в жизни каждого из нас и порой эти чудеса происходят в реальности. Но мы не верим в это, что не видимо собственными глазами.