Image

«Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щёлку»

Сон – необходимый и жизненно важный период суточного ритма каждого человека. Но, как известно, не всегда сонное состояние приходится ко времени и месту. И невелика беда, если в этот момент здоровью человека ничего не угрожает, однако одной из самых опасных ситуаций является та, когда засыпает водитель или машинист. Современные технологии позволяют исключить даже настолько страшную, на первый взгляд, ситуацию. Компания «Нейроком» на протяжении 30 лет создаёт приборы, позволяющие контролировать состояние водителей и машинистов во время движения. О том, как работают приборы, какие последние изобретения были созданы отечественным производителем, рассказал генеральный директор компании Валерий Дементиенко.

– С российскими железными дорогами предприятие работает с 1991 года. Расскажите, пожалуйста, с каким предложением компания обратилась на тот момент к Министерству путей сообщения, и как в дальнейшем развивалось ваше взаимодействие?

– Мы обратились в Министерство путей сообщения (с 2004 года – ПАО «РЖД») с предложением облегчить работу машинистов. Дело в том, что во всём мире существует система, которая проверяет их бдительность. Сама система работает однотипно: каждые 40-60 секунд машинист должен ответить на запрос. На наших российских железных дорогах машинисты отвечают на запросы, которые поступают на пульт каждые 60 секунд, путём нажатия на кнопку. Притом кнопка может быть тугой для исключения случайного нажатия во сне. Таким образом, за 8-10 часов работы машинист должен ответить на запросы от 480 до 600 раз.

И тогда мы выступили с предложением о внедрении системы контроля состояния человека. Она измеряет его электрофизические параметры. Это позволит снизить количество запросов на подтверждение бдительности: всего от 2 до 10 раз за смену. В МПС приняли наше предложение, и мы приступили к работе. Сначала мы развернули научно-исследовательскую деятельность, которая проводилась на испытуемых людях. К нам направляли машинистов, мы укладывали их спать на ночь. Записывали сигналы и состояние засыпания для чёткого анализа момента перехода в сон. Для нас было важно уловить момент начала самого засыпания, а не состояние человека, который уже засыпает. Такое состояние характеризуется общим состоянием расслабленности, снижением остроты реакций на внешние раздражители, но внешне человек выглядит работоспособным.

Эксперимент ставился на испытуемых, количество которых превысило 6000, а количество засыпаний составило чуть больше 10 000. Мы фиксировали и сверяли полученные показатели, которые помогли нам выработать алгоритм распознавания расслабленности машиниста и снижения уровня его бодрствования. Именно тогда и поступает запрос, отвечая на который, машинист активизируется, а уровень его бодрости повышается. Таким образом, была создана методика поддержания работоспособности.

Лабораторные работы длились 6 лет, и система начала эксплуатироваться в 1995 году после тщательной инженерной проверки. За счёт функции поддержания бодрости машиниста, помимо своего прямого назначения, система позволила снизить количество и других ошибок машиниста, например неадекватное восприятие сигналов светофора.

Стоит отметить, что система работает и в настоящее время. И за все годы работы не было ни одной аварии, допущенной машинистом из-за засыпания.

– Перейдём от железнодорожного транспорта к автомобильной отрасли. Какие именно нововведения компания «Нейроком» предложила устанавливать на большегрузные машины, и когда это произошло?

– Работа с автомобильным транспортом началась примерно в 2001-2002 гг. Прибор использовался тот же самый, что и на машинистах. Выяснилось, что водители по режиму работы и психофизиологическим характеристикам пусть и не сильно, но отличаются. Мы приступили к адаптации прибора, который в 2007 году стал новой и независимой единицей.

Суть самого прибора не изменилась. Нам было важно не допускать состояния глубокой релаксации у водителя. Ранее у водителей никогда не было подобных приборов. И если с машинистами было всё более понятно: изначально была кнопка, которая вызывала у них раздражение, – то здесь не было ничего. Более того, 80% водителей отрицают необходимость контроля их состояния, что значительно усложняет процесс внедрения. Здесь мы наглядно видим необходимость законодательных изменений, которые обязывали бы внедрить меры безопасности в связи с состоянием водителей. В настоящее время действительно существуют и другие системы контроля, основанные на иных принципах, например на сканировании видеоизображения, которые сообщают водителю о необходимости отдохнуть. Наши же системы более жёсткие, они – не помощники, а «надзиратели», которые просто обязывают человека выйти из состояния релакса.
– До какой степени в настоящий момент усовершенствованы ваши первые изобретения, и какую ценность они представляют для сохранения человеческой жизни?

– Совершенствование наших приборов касалось как принципа измерения самого сигнала, так и расширения его диапазона. Так, разница сопротивления между электродами у одного и того же человека меняется в десятки раз в течение всего дня. Это обусловлено как его эмоциональным состоянием, так и внешними факторами. Поэтому нам было крайне важно обеспечить максимальную точность измерений. И нам удалось создать точность до 0,001%. Таких показателей больше нигде нет. Помимо этого, очень важно оценивать состояние водителя и по его взаимодействию с органами управления. Дополнительно к этому получение видео изображения и его анализ позволяют увеличивать параметры маркера состояния водителя: направление взгляда, тонус мышц, моргание и т. п.

– Как много современных и технологичных устройств создала ваша компания за все эти годы, и какие из них наиболее практичны и широко используются на сегодняшний момент?

– В настоящее время у нас выпускаются 28 приборов, а также модификации к ним. Большинство из них связаны с безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Но если говорить о человеческом факторе, то хотелось бы отметить ещё один немаловажный прибор, который предназначен для профессионального ориентирования.

Мы создали универсальный психофизиологический комплекс, которым оборудованы все школы машинистов, железнодорожные медицинские центры. Абитуриент школы машинистов проходит тестирование на данном комплексе. Само тестирование занимает час и безошибочно определяет профессиональную пригодность.

Эти же приборы установлены и во многих автошколах. Отрицательные результаты тестирования не являются основанием для того, чтобы не выдавать права или отказать в прохождении обучения, однако такие результаты помогут проинформировать абитуриента о возможных опасностях для себя и окружающих, а также о способах компенсации при условии снижения определённых реакций. Так, если человек склонен к засыпанию за рулём, ему будет предложено отказаться от междугородних поездок, а тем, чьи реакции снижены, – выдерживать наибольшую дистанцию для предотвращения ДТП.

– Валерий Васильевич, расскажите о вашем коллективе. Чтобы внедрять современные и безопасные технологии в повседневную жизнь, на производстве нужны профессионалы высокого уровня. Что вы можете сказать о своих сотрудниках, насколько они квалифицированы?

– Создание нашей организации пришлось на период развала СССР. Именно тогда «за бортом» осталось очень много высококвалифицированных специалистов из Академии наук, отраслевых институтов и заводов. Многие ценные кадры остались без работы. Так у нас и сформировался сверхквалифицированный коллектив. Многие сотрудники уже ушли из стен предприятия на пенсию, что создало ряд трудностей для нас, потому что отобрать молодых высококвалифицированных специалистов оказалось довольно сложно. Мы к этому вопросу подходим очень тщательно. На нашем предприятии работают лучшие из лучших.

– Расскажите о ваших последних изобретениях. Какие тренажёры для водителей и машинистов были изобретены?

– Наши приборы постоянно совершенствуются и модифицируются. Но, несмотря на то, что их основные функции направлены на поддержание активности водителя, мы обнаружили, что, модифицировав нашу основную технологию, можем влиять и на качество сна. Таким образом, мы можем увеличить продолжительность фазы глубокого сна именно того периода, в котором человек полностью отдыхает. И тогда мы создали новый прибор. Сейчас он проходит все необходимые клинические испытания в одном из государственных медицинских центров, после чего будет выведен на рынок.

Что касается тренажёров, то хотелось бы рассказать о том, который помогает водителям улучшать свои профессионально важные психофизиологические качества. Такие ситуации происходят, как правило, после болезни человека, когда эти качества были, а потом ослабли. Тренируясь на нём, человек может вернуть их первоначальные параметры. Однако если на тренажёре занимается человек, у которого отсутствует одно или несколько качеств, заложенных в утробе матери или в раннем детстве, эффективность будет нулевой.

– Есть ли статистика, благодаря которой можно уверенно сказать, что АО «Нейроком» – компания, в которой люди действительно нуждаются, так как вы предотвращаете возможные трагедии?

– По нашим статистическим данным, в ДТП на дорогах по причине засыпания водителей ежегодно гибнет около 4000 человек. Если бы в автомобилях, выполняющих междугородние рейсы или ночные городские, были установлены наши системы, то все эти жизни нам удавалось бы спасать каждый год.



Image

«Актион-МЦФЭР» проведет экстренную конференцию «Как компаниям пережить весну 2020»

Медиагруппа «Актион-МЦФЭР» проведет экстренную онлайн-конференцию «Как компаниям пережить весну 2020». Она состоится 3 апреля и пройдет с 10:00 по 18:00 по московскому времени. Доступ бесплатный,...

Image

Время строить новый мир: Школа Бизнеса «Синергия» проводит антикризисный онлайн-форум

17–18 апреля пройдет антикризисный Synergy Online Forum. Основной темой события организаторы — Школа Бизнеса «Синергия» — называют разработку экстренных мер для бизнеса по адаптации к кризису и...

Image

Обзор Глобального плана ООН по гуманитарному р пандемию COVID-19

В Информационно-аналитической системе ROSCONGRESS.ORG опубликован обзор Глобального плана ООН по гуманитарному реагированию на пандемию COVID-19. В документе рассматриваются стратегические приоритеты ООН в гуманитарной...

Image

ГК «Технология Чистоты»: «Мы работаем ради вашего здоровья и благополучия!»

ГК «Технология Чистоты» является ведущим производителем и глобальным поставщиком профессиональных моющих, дезинфицирующих средств, антисептиков для рук для населения и государственных структур, для предприятий...

Image

2 апреля свой День рождения отмечает Виктория Попылькова, соучредитель и генеральный директор компании “Vitrina A".

От лица руководства и сотрудников издательско-коммуникационной группы "Бизнес-Диалог Медиа" поздравляем Викторию с Днем...

Image

«Гемотест» начал выполнять анализ на COVID-19 для московских ЛПУ

Москва, 2 апреля. –Лаборатория «Гемотест» 1 апреля заключила соглашение с Департаментом здравоохранения г. Москвы о выполнении анализов на новую коронавирусную инфекцию, вызванную вирусом SARS-CoV-2, для столичных...

Image

«Бизнес: инструкция по выживанию». Фонд Росконгресс, совместно с компанией EY проведет онлайн-конференцию по мерам поддержки малого и среднего бизнеса

Что делать бизнесу в условиях экстренных карантинных мер? Как сохранить свое дело, минимизировать потери и вернуться к...

Image

Колл-центр «Мы вместе» обработал более 160000 звонков со всей России

В Санкт-Петербурге продолжает свою работу общероссийская горячая линия по поддержке и координации помощи пожилым людям старше 60 лет, попавшим в группу риска в связи с распространением нового типа коронавируса...

Image

Крупнейшие компании поддержали инициативу #мывместе

Акция взаимопомощи во время пандемии коронавируса #мывместе привлекает все больше партнеров.

Image

Управление репутацией в интернете и работа с негативом. Онлайн курс от журнала «Пресс-служба»

24 апреля стартует специализированный обучающий онлайн-курс журнала «Пресс-служба» – «Управление репутацией в интернете и работа с негативом». Автор и ведущий курса – Тимур...

Image

Фонд развития цифровой экономики проведёт форум Forum.Digital: Coronavirus New Business Reality.

Он будет посвящён тому, как сохранить бизнес в условиях пандемии и карантина, какие онлайн-решения позволяют организовать удалённую работу, и в целом — как пандемия меняет ландшафт...

Image

В Калужской области определен первый пакет мер поддержки МСП

31 марта в рамках первого заседания экономического штаба под председательством главы Калужской области Владислава Шапши были определены меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, попавших в затруднительную ситуацию...

Image

Фонд Росконгресс объявил о создании B2B-маркетплейса RCBusiness

Фонд Росконгресс запускает платформу B2B-маркетплейса RCBusiness – forbusiness.roscongress.org.

Image

Компания Alliance Legal CG празднует 9-летие со дня основания

От лица руководства и сотрудников издательско-коммуникационной группы "Бизнес-Диалог Медиа" поздравляем юридическую компанию Alliance Legal - Consulting Group с 9-летием со дня...

Image

Меры поддержки экономической сферы обсудили на федеральном уровне

31 марта в Калуге глава региона Владислав Шапша принял участие во всероссийском совещании, на котором обсуждались меры повышения устойчивости развития российской экономики в условиях распространения новой коронавирусной...

Image

Газпромбанк Лизинг стал владельцем лизинговой компании Carcade

Газпромбанк Лизинг договорился с финансовой группой Getin Holding S.A. (Польша) о продаже российской лизинговой компании Carcade, 100% учредителем которой являлась польская...

Image

Средства индивидуальной защиты нужно производить и отгружать

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», а также необходимости предупреждения распространения на территории Российской Федерации...

Актуальные комментарии
  • Image

    Государство поддержит «крупняков» - а что делать малому бизнесу?

    Россия, как и весь мир находится в сложной экономической ситуации, которая вызвана целым рядом факторов. Предприятия и организации закрываются из-за введеного карантина, сотрудники переводятся на удаленную работу, спрос на многие товары и услуги падает. Что делать в таких условиях малому бизнесу и достаточно ли предложенных государством мер поддержки? На этот вопрос, специально для портала RBG отвечает генеральный директор компании ООО "Национальная Дистрибьюция", председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса Анна Вовк.

  • Image

    Откат назад после поправок будет невозможен

    Поправки к основному закону страны могут защитить Россию от политических кризисов. Президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты поделился мнением о новых полномочиях различных уровней власти.

  • Image

    Бесконтактная доставка в рекордные сроки завоевала популярность у клиентов

    Логистический оператор «Курьер Сервис Экспресс» («КСЭ») с начала марта текущего года ввел бесконтактную доставку отправлений для содействия профилактике распространения вирусных инфекций. Сервис доступен по запросу клиента на всей территории России. Сейчас на такой формат обслуживания приходится около 8-10% от всех предоплаченных заказов.

  • Image

    Профилактика – это просто!

    Не так давно мир столкнулся с глобальной угрозой, которая получила название «коронавирус». Вот уже несколько месяцев новости о распространении нового вида пневмонии занимают верхние строчки всех новостных лент. Отмахнуться от этой ситуации, конечно, нельзя, и власти разных стран, очевидно, совершенно правы, когда вводят превентивные и зачастую жёсткие меры. Но и паниковать совершенно незачем. Лучше воспользоваться поводом и вспомнить об элементарных мерах профилактики обычных вирусных инфекций. Эксперты ГК «Технология Чистоты» рассказали информационному порталу RBG о том, какие меры по профилактике вирусов могут предпринять работодатели.

  • Image

    Наступит ли дефицит лекарств из-за коронавируса?

    Скорее всего, вы не слышали ничего про коронавирус только в случае, если живете на другой планете (и то не факт). От всех этих новостей, конечно же, легче не становится, даже наоборот - они нагнетают обстановку больше, чем сама эпидемия. Лекарственный вопрос давно не стоял так остро, как сейчас. Некоторые люди даже прогнозируют дефицит лекарственных препаратов, но может на самом деле все не так печально? Менеджер департамента ВЭД фармацевтической компании МЕДАРГО Савостьянова Мария Игоревна оценила риски дефицита лекарственных средств в России и рассказала о том, как на самом деле сейчас обстоят дела в Китае.

  • Image

    Что изменится в Конституции . Главные поправки

    После одобрения сенаторами закона о поправках в Конституцию он будет направлен в Заксобрания регионов для рассмотрения. И это лишь треть пути конституционного процесса. Финальный – апрельское всероссийское голосование. Комментарий о том каковы главные поправки в основной закон изданию дал депутат Государственной Думы РФ Алексей Кобилев.

  • Image

    Географические указания станут объектом интеллектуальных прав

    Новый объект интеллектуальной собственности должен прямо указывать на место, где товар приобрел отдельные значимые для потребителя качества, и способствовать продвижению региональных брендов на внутреннем и международном рынках.

  • Image

    "Отрасль не рухнула": главный строительный итог года 2019

    Сегодня перед компаниями, работающими в области проектирования дорог, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры, стоят непростые задачи. Несколько лет подряд количество проектов в данной сфере увеличивалось, сохранилась ли эта тенденция в прошлом и нынешнем годах? Можно ли сказать что проекты становятся все более сложными и комплексными? Порталу RBG рассказывает генеральный директор ООО "Драфт" Мария Кулькова.