Image

Светлана Домнина: «Современная логистика построена на it-решениях»

Впервые слово «логистика» употребил в своих трактатах византийский император Лев VI (865 – 912). При дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Для жителей постсоветского пространства термин «логистика» пусть уже в целом и понятен, но ещё не стал полностью «родным», ведь все десятилетия плановой экономики в СССР специалисты по логистике назывались «народным» словом «снабженцы». «Снабженец» находился «при ресурсах» в условиях тотального дефицита, быть таковым считалось престижно, выгодно, но небезопасно, так как за их деятельностью бдительно следили сотрудники ОБХСС. Словцо приобрело в народе негативный оттенок жуликоватости. Яркий пример таких «снабженцев» выведен в кинокомедии Гайдая «Опасно для жизни!». У слова «логистика» в нашем языке никакого негативного оттенка нет, но существует оно пока в основном в офисно-деловом, а не в обиходном лексиконе. Можно даже подумать, что слово – новомодное. Однако ему уже больше тысячи лет! Впервые оно появилось в интендантской службе войск и происходит от греч. Λογιστική – «счётное искусство».

Развитые логистические методы можно обнаружить в культурах разных эпох. Например, испанский экономист XVI века Хуан де Ондегардо в 1572 году сообщал, что в Империи инков чиновниками-кипукамайоками вёлся учёт по необходимым поставкам для двора, причём учитывались место отправки, вид и количество продукции, срок доставки и расстояние.

В русский язык термин «логистика» ввёл вначале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини, и продержался он в обиходе до революции, заменившей «буржуазных» логистиков «демократичными» снабженцами.

Рынок логистических услуг действует сейчас в большинстве стран мира, и Россия – не исключение. Об особенностях его развития в нашей стране мы побеседовали со Светланой Домниной, генеральным директором компании «Севертранс», председателем Совета Гильдии логистических операторов.

– Светлана Викторовна, как, на ваш взгляд, себя чувствует российский рынок логистических услуг?

– По-разному: всё зависит от вида деятельности. Но в целом он испытывает серьёзные трудности, связанные с проблемами в российской экономике.

– Какие основные факторы влияют на эффективность логистики в России?

– Эффективность логистики связана с характеристиками спроса и предложения. От того, насколько они соответствуют друг другу, зависит эффективность использования ресурсов логистической отрасли и удовлетворённость грузовладельцев качеством логистических услуг. К сожалению, такого баланса нет, и по эффективности логистики мы серьёзно отстаём от лидеров в этой области.
Важным фактором является высокая налоговая нагрузка, которая не позволяет своевременно обновлять транспортные средства, внедрять современные технологии.
Среди тормозящих факторов можно отметить также неважное состояние инфраструктуры и низкую компетентность персонала.

– Какие ключевые тенденции в логистике удалось выявить за последние пять лет? Чем они объясняются?

– Из негативных приходится отметить разорение компаний и уход с рынка, старение парка транспортных средств, рост издержек при снижении ставок.

Происходит укрупнение транспортных компаний и уход с рынка малых предприятий.
Из позитивных тенденций: применение современных информационных технологий по передаче данных, способствующее получению компаниями оперативной информации.

– На рынок логистических услуг России в последнее время всё чаще заходят иностранные компании. Как вы оцениваете конкуренцию на российском рынке транспортно-логистических услуг? Насколько высоки здесь входные барьеры?

– Безусловно, иностранные логистические компании оказывают влияние на работу рынка и влияют на конкуренцию, заставляя всех участников повышать свой уровень. Что касается входных барьеров, то они очень различны на разных направлениях деятельности. Например, для того чтобы начать оказывать транспортно-экспедиторские услуги или осуществлять внутренние перевозки грузов автомобильным транспортом, препятствий практически нет. А вот для выполнения международных автомобильных перевозок требуется получение допуска к такой деятельности, для чего нужно отвечать определённым финансовым и репутационным требованиям. Оказание услуг в таможенной сфере также требует от компании соответствия чётким требованиям.

– Наш век ассоциируется с цифровизацией и инновационными технологиями. Как автоматизированные IT-решения изменяют принципы работы логистических операторов?

– IT-решения уже широко внедрены в нашу сферу, современная логистика построена на них, и без этого её невозможно представить. Часть подобных решений «спускается сверху», когда государство заставляет участников рынка работать в новых условиях. Например, внедрение электронного декларирования, предварительного информирования, электронной маркировки товаров заставляет участников рынка меняться, вооружаясь новыми технологиями.

С другой стороны, мы наблюдаем ужесточение требований грузовладельцев при получении оперативной информации о местонахождении груза. Это направление очень перспективное, задачи актуальные. Гильдия логистических операторов в 2015 году создала секцию по цифровой логистике, где обсуждаются данные проблемы.

– Существует мнение, что в следующие несколько лет рынок логистики будет расслаиваться на сегмент «стандартных» перевозок с низкой маржинальностью и большой конкуренцией и сегмент экспертной контрактной логистики с крупными логистическими бюджетами. Согласны ли вы с этим мнением? Ожидает ли рынок логистики расслоение?

– Расслоение уже существует, и этот сегмент успешно осваивают наши зарубежные партнёры, оставляя российским компаниям выполнять «чёрную работу» при повышенном риске. А ведь у нас достаточно своих подготовленных специалистов, которые могут эти задачи решать! Так что за этот сегмент надо бороться. Опыт участия в тендерах и реализации крупных проектов у наших компаний есть, но, к сожалению, об этом мало знают. Для продвижения на рынок московских компаний Гильдия логистических операторов приняла участие в отраслевой международной выставке в Мюнхене в этом году. Планируем также участие в международной выставке в Шанхае в 2020-м.

– Много критики обрушилось в первое время на систему «Платон». За время работы «Платона» можно ли сказать, что внедрение системы заметно повлияло на работу логистических компании? На ваш взгляд, не преувеличивали ли игроки рынка негативные последствия её появления?

– Система «Платон» изменила работу на рынке. Однако ею ещё не охвачена значительная его часть, не все перевозчики зарегистрированы. Затраты у легитимных перевозчиков увеличились, что отражается на цене товара.

В то же время система «Платон» позволяет получать информацию о характеристиках грузопотоков, что логично использовать при создании современной инфраструктуры. Грамотное использование подобной информации может принести большую пользу логистическим компаниям.

Подготовила Елена Александрова

Image

Практические аспекты внедрения системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров

В Минпродторге 24 января прошло обсуждение практических аспектов внедрения системы сплошной цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Депутаты фракции «ЕР» Государственной Думы РФ...

Image

Число ИП в Москве в 2019 году выросло на 10%

Все больше москвичей для ведения бизнеса регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. В 2019 году в Москве было зарегистрировано 73 тысячи индивидуальных предпринимателей – на 3,8% больше, чем в 2018 году, сообщил заместитель мэра...

Image

На Северо-Западе Москвы появится новый полиграфический комплекс

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы приняла решение о передаче ООО «Альфа-Дизайн» земельного участка площадью 0,85 га для строительства производственного комплекса по изготовлению полиграфической продукции....

Image

22-23 апреля в Москве форум Blockchain Life 2020 собирает 5000 участников и ведущие компании индустрии

Крупнейшее событие по блокчейну, криптовалютам и майнингу в Европе состоится на инновационной площадке Music Media...

Image

Blockchain Life 2020 welcomes 5000 participants and leading companies of the industry on April 22-23 in Moscow

The biggest event on blockchain, cryptocurrencies, and mining in Europe is taking place at an innovative venue — Music Media Dome.

Image

«Свеза» запустила программу корпоративного волонтерства для сотрудников

В прошлом году в компании «Свеза» стартовала программа «Свеза Актив», которая нацелена на развитие корпоративного волонтерства и амбассадорства. К программе уже присоединилось более 180 сотрудников, в планах –...

Image

Посетите заводы СНХЗ, Синтез-Каучук - 28 февраля

Рады сообщить, что в рамках 6-ой ежегодной конференции «Даунстрим 2020» (26-28 февраля, Уфа) подтвердились технические визиты на предприятия ТАУ НефтеХим: Стерлитамакский нефтехимический завод и Синтез-Каучук....

Image

Участники семинара АВОК побывали с инженерной экскурсией в «Лужниках»

Ассоциация АВОК провела мастер-класс по системам водоснабжения и внутреннего пожаротушения на базе многофункционального плавательного центра Олимпийского комплекса «Лужники». ...

Image

Электрообогрев головной компрессорной станции «Северного потока–2»

Инжиниринговая компания «ССТэнергомонтаж» (входит в ГК «ССТ») ведет проект по оснащению системами электрообогрева объектов головной компрессорной станции «Славянская» проекта «Северный поток–2». На данный момент...

Image

На форуме в Уфе обсудят стратегию промышленного развития

В девятнадцатый раз в столице Башкортостана пройдет Российский промышленный форум. Он и специализированные выставки «Машиностроение», «Инновационный потенциал Уфы» состоятся с 26 по 28 февраля 2020 года и традиционно откроют...

Image

В Москве будет построено 15 новых торговых объектов

По итогам аукционов, состоявшихся в 2016-2019 годах, было реализовано 15 земельных участков под строительство объектов торгового назначения общей площадью 5.8 га и совокупной арендной платой 470 млн рублей. Об этом сообщил заместитель...

Image

Владимир Ефимов: Москва пошла на опережение

Общий объем экспорта московской промышленной продукции за январь – ноябрь 2019 года составил $23,6 млрд долларов и вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по экономической...

Image

«Московский эндокринный завод» запустил новую линию по производству лекарств

22 января 2020 года на фармацевтическом предприятии Москвы запущена новая линия по производству жидких и растворимых лекарственных препаратов, а также глазных капель. Цех общей площадью почти 3 тысячи кв.м...

Image

Открыт прием заявок на участие в ежегодной Программе «Лучшие социальные проекты России»

1 декабря открыт прием заявок на VIII ежегодную Программу «Лучшие социальные проекты России». Победители Программы будут объявлены на торжественной Церемонии награждения в мае 2020 года в...

Image

Процедура рассмотрения поправок в Конституцию РФ

Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании 23 января приняли в первом чтении президентские поправки в Конституцию РФ. Однако, по словам депутата ГД РФ Алексея Кобилева, члена комитета Госдумы по контролю и Регламенту, работа над...

Image

Деловая программа выставки upakovka 2020

Посетите абсолютно бесплатно мероприятия деловой программы innovationparc! Сессии и конференции будут проходить параллельно на двух площадках: innovationparc 1 и 2 в павильоне «ФОРУМ»....

Актуальные комментарии