Image

Светлана Домнина: «Современная логистика построена на it-решениях»

Впервые слово «логистика» употребил в своих трактатах византийский император Лев VI (865 – 912). При дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Для жителей постсоветского пространства термин «логистика» пусть уже в целом и понятен, но ещё не стал полностью «родным», ведь все десятилетия плановой экономики в СССР специалисты по логистике назывались «народным» словом «снабженцы». «Снабженец» находился «при ресурсах» в условиях тотального дефицита, быть таковым считалось престижно, выгодно, но небезопасно, так как за их деятельностью бдительно следили сотрудники ОБХСС. Словцо приобрело в народе негативный оттенок жуликоватости. Яркий пример таких «снабженцев» выведен в кинокомедии Гайдая «Опасно для жизни!». У слова «логистика» в нашем языке никакого негативного оттенка нет, но существует оно пока в основном в офисно-деловом, а не в обиходном лексиконе. Можно даже подумать, что слово – новомодное. Однако ему уже больше тысячи лет! Впервые оно появилось в интендантской службе войск и происходит от греч. Λογιστική – «счётное искусство».

Развитые логистические методы можно обнаружить в культурах разных эпох. Например, испанский экономист XVI века Хуан де Ондегардо в 1572 году сообщал, что в Империи инков чиновниками-кипукамайоками вёлся учёт по необходимым поставкам для двора, причём учитывались место отправки, вид и количество продукции, срок доставки и расстояние.

В русский язык термин «логистика» ввёл вначале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини, и продержался он в обиходе до революции, заменившей «буржуазных» логистиков «демократичными» снабженцами.

Рынок логистических услуг действует сейчас в большинстве стран мира, и Россия – не исключение. Об особенностях его развития в нашей стране мы побеседовали со Светланой Домниной, генеральным директором компании «Севертранс», председателем Совета Гильдии логистических операторов.

– Светлана Викторовна, как, на ваш взгляд, себя чувствует российский рынок логистических услуг?

– По-разному: всё зависит от вида деятельности. Но в целом он испытывает серьёзные трудности, связанные с проблемами в российской экономике.

– Какие основные факторы влияют на эффективность логистики в России?

– Эффективность логистики связана с характеристиками спроса и предложения. От того, насколько они соответствуют друг другу, зависит эффективность использования ресурсов логистической отрасли и удовлетворённость грузовладельцев качеством логистических услуг. К сожалению, такого баланса нет, и по эффективности логистики мы серьёзно отстаём от лидеров в этой области.
Важным фактором является высокая налоговая нагрузка, которая не позволяет своевременно обновлять транспортные средства, внедрять современные технологии.
Среди тормозящих факторов можно отметить также неважное состояние инфраструктуры и низкую компетентность персонала.

– Какие ключевые тенденции в логистике удалось выявить за последние пять лет? Чем они объясняются?

– Из негативных приходится отметить разорение компаний и уход с рынка, старение парка транспортных средств, рост издержек при снижении ставок.

Происходит укрупнение транспортных компаний и уход с рынка малых предприятий.
Из позитивных тенденций: применение современных информационных технологий по передаче данных, способствующее получению компаниями оперативной информации.

– На рынок логистических услуг России в последнее время всё чаще заходят иностранные компании. Как вы оцениваете конкуренцию на российском рынке транспортно-логистических услуг? Насколько высоки здесь входные барьеры?

– Безусловно, иностранные логистические компании оказывают влияние на работу рынка и влияют на конкуренцию, заставляя всех участников повышать свой уровень. Что касается входных барьеров, то они очень различны на разных направлениях деятельности. Например, для того чтобы начать оказывать транспортно-экспедиторские услуги или осуществлять внутренние перевозки грузов автомобильным транспортом, препятствий практически нет. А вот для выполнения международных автомобильных перевозок требуется получение допуска к такой деятельности, для чего нужно отвечать определённым финансовым и репутационным требованиям. Оказание услуг в таможенной сфере также требует от компании соответствия чётким требованиям.

– Наш век ассоциируется с цифровизацией и инновационными технологиями. Как автоматизированные IT-решения изменяют принципы работы логистических операторов?

– IT-решения уже широко внедрены в нашу сферу, современная логистика построена на них, и без этого её невозможно представить. Часть подобных решений «спускается сверху», когда государство заставляет участников рынка работать в новых условиях. Например, внедрение электронного декларирования, предварительного информирования, электронной маркировки товаров заставляет участников рынка меняться, вооружаясь новыми технологиями.

С другой стороны, мы наблюдаем ужесточение требований грузовладельцев при получении оперативной информации о местонахождении груза. Это направление очень перспективное, задачи актуальные. Гильдия логистических операторов в 2015 году создала секцию по цифровой логистике, где обсуждаются данные проблемы.

– Существует мнение, что в следующие несколько лет рынок логистики будет расслаиваться на сегмент «стандартных» перевозок с низкой маржинальностью и большой конкуренцией и сегмент экспертной контрактной логистики с крупными логистическими бюджетами. Согласны ли вы с этим мнением? Ожидает ли рынок логистики расслоение?

– Расслоение уже существует, и этот сегмент успешно осваивают наши зарубежные партнёры, оставляя российским компаниям выполнять «чёрную работу» при повышенном риске. А ведь у нас достаточно своих подготовленных специалистов, которые могут эти задачи решать! Так что за этот сегмент надо бороться. Опыт участия в тендерах и реализации крупных проектов у наших компаний есть, но, к сожалению, об этом мало знают. Для продвижения на рынок московских компаний Гильдия логистических операторов приняла участие в отраслевой международной выставке в Мюнхене в этом году. Планируем также участие в международной выставке в Шанхае в 2020-м.

– Много критики обрушилось в первое время на систему «Платон». За время работы «Платона» можно ли сказать, что внедрение системы заметно повлияло на работу логистических компании? На ваш взгляд, не преувеличивали ли игроки рынка негативные последствия её появления?

– Система «Платон» изменила работу на рынке. Однако ею ещё не охвачена значительная его часть, не все перевозчики зарегистрированы. Затраты у легитимных перевозчиков увеличились, что отражается на цене товара.

В то же время система «Платон» позволяет получать информацию о характеристиках грузопотоков, что логично использовать при создании современной инфраструктуры. Грамотное использование подобной информации может принести большую пользу логистическим компаниям.

Подготовила Елена Александрова

Image

Эксперты Уральской ТПП приняли участие в фестивале качества хлеба

В Уральском государственном экономическом университете прошел ежегодный фестиваль качества хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий и тортов, организованный Центром «Гарантия качества» при поддержке администрации города...

Image

Контрактные специалисты Москвы обсудят перспективы развития рынка закупок

Изменения контрактной системы и электронизацию рынка закупок обсудят эксперты в рамках Отраслевой конференции «Контрактная система Москвы: вектор перемен» 20 ноября....

Image

Общемосковский студенческий квиз пройдет в столице в рамках Дней московской конкуренции

Москва впервые организовала интеллектуальную игру для студентов - квиз «Конкурент-мотиватор». Проект запускается в рамках масштабного городского мероприятия «Дни московской конкуренции». Об этом...

Image

Резиденты «Городского цифрового акселератора» реализуют пилотные проекты в городе и корпорациях

Завершился первый пилотный поток «Городского цифрового акселератора» (CDA), организованного «Клубом лидеров по продвижению инициатив бизнеса» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области....

Image

На выставке Agritechnica 2019 New Holland представляет первый в мире серийный трактор T6 с силовой установкой на метановом топливе

На выставке Agritechnica 2019 New Holland представляет первый в мире серийный трактор T6 с силовой установкой на метановом...

Image

Бренд New Holland представляет новую переднюю подвесную ось на тракторах специальной серии T4 V / N / F

Бренд New Holland представляет новую переднюю подвесную ось на тракторах специальной серии T4 V / N / F

Image

Строительную технику CASE представили в рамках 100+ Forum Russia

Строительную технику CASE представили в рамках 100+ Forum Russia

Image

Уральский бизнес считает, что рост налога на имущество ухудшит инвестиционный климат в регионах

В 2020 году налоговая нагрузка на торгово-офисные центры Среднего Урала может вырасти почти в три раза. Как сообщила Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской...

Image

Лечение, фармацевтика, наука, образование, туризм и инновационные технологии - в одном проекте

Возможности создания медицинского кластера на территории Челябинской области обсудили в Южно-Уральской...

Image

Энергосбережение с умом

«Свеза» продолжает последовательно проводить политику энергосбережения. В международный день энергосбережения, который отмечается 11 ноября, компания подвела итоги работы. Суммарный ожидаемый экономический эффект может достигнуть к 2025 году 230 млн...

Image

Москва нарастила производство металлоконструкций

За первые три квартала текущего года столичная промышленность в полтора раза увеличила производство металлических изделий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов....

Image

Александр Беглов: Мы планируем как можно больше госзаказов в промышленности отдать малому и среднему бизнесу

Александр Беглов: Мы планируем как можно больше госзаказов в промышленности отдать малому и среднему...

Image

Они уже в офисе: что делать? Предпринимателям Челябинска рассказали, как заранее подготовиться к визиту полицейских

В Южно-Уральской торгово-промышленной палате провели обучающий семинар для руководителей предприятий и...

Image

Предприниматели Вологодской области обсудили развитие кооперационных связей с делегациями из Франции и Германии

В Вологодской области был организован прием иностранных делегаций в рамках реверсных бизнес-миссий. Двухдневная программа включала в себя посещение предприятий, а...

Image

Санкт-Петербург покажут с необычного ракурса

В фокусе новой креативной концепции торгового комплекса «Невский Центр» появился город и его жители. Уникальная для отрасли рекламная кампания подчеркнет петербургский характер ТК и его вовлеченность в культурный...

Актуальные комментарии
  • Image

    Владимир Ефимов: 98% московского бизнеса обращается за госуслугами и сервисами в сфере земли и имущества онлайн через mos.ru

    Московские предприниматели могут обращаться в Департамент городского имущества за получением 21 государственной услуги и 5 электронных сервисов в земельно-имущественной сфере. На сегодняшний день почти все эти услуги переведены в электронный вид.

  • Image

    Соблюдение баланса частного и публичного. В каких вопросах это особенно важно?

    7 ноября 2019 года Верховный суд рассмотрел еще один занимательный кейс, в рамках которого суды пытались установить баланс публичных и частных интересов в отношениях, вытекающих из договора аренды. О том, где найти грань RBG рассказывает эксперт, юрист Юридической фирмы ФОСБИ Владислав Баландин.

  • Image

    Руководители ГБУ будут нести персональную ответственность за принимаемые решения

    Что такое кадастровая оценка объектов недвижимости, кто и как принимает решение о ее проведение, на такие вопросы ответить сможет не каждый. Но даже получив ответы на эти отнюдь не простые вопросы, многие задаются новыми, например: как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество. Об этом RBG рассказывает руководитель департамента «Оценки и финансово-экономической экспертизы» НЭБ, признанный европейский оценщик (REV, TEGoVA) Сергей Волосников.

  • Image

    «К Инвестициям на шпильках»

    "Осуществляйте свои мечты или кто-то наймёт вас для осуществления своих!" Принято считать, что самозанятость - это не про бизнес, и вообще подходит только для дополнительного заработка. Однако Борщева Елена - независимый финансовый советник и юрист смогла доказать обратное. Девушка сама работает в качестве самозанятой, а также помогает другим понять новую систему налогообложения. У Елены очень интересный карьерный путь, о котором она и рассказала нашему изданию.

  • Image

    Обучение сотрудников - польза компании

    Образовательный процесс – очень сложное и трудоемкое дело. Задача учебных центров состоит в том, чтобы выстроить максимально целостный процесс обучения определенной специальности, предоставив качественную услугу предприятию, чтобы клиент не просто остался доволен результатом, но и в будущем вновь обратился за помощью. Сегодня мы поговорим с руководителем учебного центра "Вертикаль", расположенного в городе Щелково, Христенко Гузалией о том, насколько важно профессиональное образование в ХХI веке и какие компетенции нужны сотрудникам?

  • Image

    Сладкая самозанятость – от медицины к выпечке

    «Официальный статус – это показатель серьезного отношения к своему делу»

  • Image

    Какая техника используется для асфальтирования?

    Часто, проезжая по дорогам Москвы, или стоя в пробке, мы наблюдаем как проводятся дорожно-строительные работы – много шума, пыли и громоздкая техника. Последняя, является не менее важной составляющей, чем качество материалов и квалификация рабочих. Чтобы увеличить срок эксплуатации покрытия, спецтехника должны быть правильно подобрана и иметь хорошее качество. Специалисты компании «Асфальт-Качество» помогут вам разобраться, какая техника применяется при асфальтировании и в чем ее предназначение. Статья подготовлена специалистами «Асфальт-Качество» https://asfalt-kachestvo.ru

  • Image

    Владимир Ефимов: Портал поставщиков станет «точкой входа» для самозанятых в российских регионах

    Самозанятые граждане активно участвуют в закупках малого объема, и Портал поставщиков помогает им расширять портфель заказов.