Image

"Прозрачный" бизнес

Пластик vs стекло. Этот спор, похоже, не имеет конца. У каждого вида тары свои почитатели. Но если пластиковые бутылки и упаковки в нашей жизни появились все же сравнительно недавно, то первая стеклянная бутылка датирована еще 1370 г. до РХ. Ее нашли археологи при раскопках египетской Тель-Амарны. О том, с какими проблемами сегодня сталкиваются производители стеклотары, как развивается отрасль в России, наш разговор с председателем президиума Ассоциации производителей стеклянной тары (АПСТ) Владимиром Долговым.

– Владимир Владимирович, рынок стеклотары России за последние 10 лет претерпел значительные изменения. От бурного роста в начале двухтысячных отрасль постепенно перешла к стагнации, испытав на себе значительные регуляционные влияния. Но что удивительно, пока рынок листового стекла процветает, стеклотара остается в упадке. На ваш взгляд, почему это происходит?

– Вы правы, рынок стеклотары до сих пор не восстановился и одна из причин - это регуляция рынков, использующих стеклотару, таких как пивоваренный и крепкий алкоголь, в основе которых стоит политика государства по деалкоголизации населения путем повышения акцизов, применения жестких мер по контролю над оборотом алкогольных напитков, запрета рекламы и каналов продаж. По сравнению с 2007-2008 годами, когда был расцвет производства пива и в то же время крепкого алкоголя, когда существовала реклама напитков на телевидении и других СМИ, когда можно было купить пиво в обычном ларьке, мы сейчас живем в другом мире, когда не то что пиво в ларьке не купить – и самих таких точек продаж уже почти нет. Как на это смотреть? С точки зрения государства, заботы о здоровье жителей, я уверен, хорошо, когда потребление чистого спирта на душу населения падает, и это очень важный показатель здоровья нации. С другой стороны, не совсем хорошо, когда заводы закрываются и люди оказываются на улице в поисках работы, а большинство стеклотарных предприятий все-таки это градообразующие компании в малых городах. Было бы правильно найти «золотую середину» в тот момент, когда принимались жесткие меры. В результате же падения спроса на стеклотару более 12 стеклотарных заводов оказались закрыты. В течение ряда лет наблюдалось перепроизводство стеклотары, что и приводило к закрытию мощностей, и только в последние годы мы приходим к некоторому балансу между потребностями и мощностями, хотя потенциал стеклотарного рынка и сегодня выше, чем спрос. Путь к этому балансу был крайне тяжелый, и на сегодняшний день он очень хрупок. Касательно же рынка листового стекла, я вижу успех в том, что опять-таки государство серьезно занимается инфраструктурными проектами, строительством различных объектов, которые требуют использования строительного или архитектурного стекла.

- Какие еще «болевые точки» вы бы обозначили в отрасли? Какие пути их решения вы видите?

– Самая главная боль – неопределенность. Сегодня мы говорим о полном ограничении ПЭТ – завтра мы разрешаем ПЭТ в определенных объемах, сегодня поддерживаем раздельный сбор – завтра мы исключаем города федерального назначения из схем по раздельному сбору отходов, сегодня мы вводим экологический сбор – завтра мы думаем о введении экологического налога вместо экологического сбора... Все это влияет как на спрос стеклотары, так и на переработку стеклотары, то есть на контроль и уменьшение себестоимости. Я хочу сказать, что сейчас нет какой-либо программы или плана, согласно которому инвесторы бы видели, как эта и сопутствующие отрасли будут или не будут развиваться. Например, во всем мире идет тенденция на запрет пластика, начиная с пластиковых трубочек и полиэтиленовых пакетов. Придет ли такое веяние к нам, никто не знает и не говорит. Если бы инвесторы понимали, что в течение 5 или 10 лет государство будет идти определенным путем, то и действия предпринимались бы соответствующие. Причем я не говорю – давайте что-то запрещать, я говорю лишь о том, что крайне важно определиться. Сейчас же абсолютно непонятно, чего ждать в разрезе ближайших 5-10 лет, надо ли инвестировать в стеклотару или, наоборот, сокращать присутствие на этом рынке.

– Ассоциация производителей стеклянной тары появилась сравнительно недавно. Чего-то уже удалось добиться, какие вопросы решить?

– Да, мы недавно отпраздновали год с момента создания Ассоциации, и за это время мы наладили связи с государственными и общественными организациями, в которых мы выступаем в качестве эксперта по стеклотаре, активно участвуем в обсуждениях различных законопроектов и инициатив, особенно по экологическим вопросам. Ведь наша основная цель при создании Ассоциации как раз и была взаимодействие со всеми общественными институтами для нахождения диалога, оказание профессиональной помощи в популяризации стеклотары как вида упаковки. Были и локальные успехи, конечно же, результаты которых видят наши коллеги и присоединяются к Ассоциации.

– Вы готовите законопроект об отмене НДФЛ для населения при сдаче стеклотары. Расскажите о законодательной инициативе.

– Данный законопроект мы готовим совместно с Общероссийским народным фронтом. Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которое предполагает освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от реализации ими стекла и изделий из стекла, образовавшихся в быту у населения и принадлежащих им на праве собственности. На сегодняшний день лишь около 12% отходов из стекла перерабатывается, остальной объем попадает на свалки и полигоны, загрязняя окружающую среду весь срок своего разложения, а это более тысячи лет. При этом количество таких отходов ежегодно возрастает. На наш взгляд, данный законопроект позволит увеличить собираемость отходов стекла и станет еще одним шагом в создании эффективной системы сбора вторичного сырья.

– Также Ассоциация подписала несколько соглашений о сотрудничестве с рядом общественных объединений. Какие цели вы преследуете?

– Самое главное – это взаимодействие, в результате которого и мы, и наши коллеги из смежных отраслей будут лучше понимать нужды и проблемы друг друга. Только так, путем диалога с профессиональными союзами, мы сможем добиться результата приемлемого для всех участников бизнеса, избежать излишней конкуренции и недопонимания, развивать общие проекты и более эффективно участвовать в общественной жизни страны.

– Насколько активно сегодня российские стеклопроизводители выходят на зарубежный рынок? Что мешает более широкому освоению? И что поможет российскому производителю?

– Когда у тебя дома спрос падает, то тебе остается либо согласиться с этим и закрыться через некоторое количество времени, либо искать выход на другие рынки или выстраивать свою новую стратегию на локальном рынке, основанную на своих преимуществах. Действительно многие производители стеклотары работают на экспорт либо начинают свое движение по этой дороге. Как человек, который этим практически занимался и занимается, скажу, что европейский рынок, хоть и крайне привлекателен сейчас, но также не очень прост. Существуют сертификация, технические аудиты, специфичные вопросы, связанные с параметрами по качеству, отгрузке, упаковке и так далее. Плюс не надо забывать доставку на дальние расстояния и таможенное оформление. Из-за введенных санкций упало предложение по контейнерным перевозкам, что повысило цену на логистические услуги, а в случае с экспортом логистика это же огромнейший пласт расходов. И, естественно, при стагнации отрасли мы все ждем поддержки от государства в виде субсидирования части транспортных расходов, что поможет нам утилизировать часть наших мощностей на экспорт, получать больше валюты и в результате не закрывать заводы, а продолжать на них работать и думать о дальнейшем росте.

– Какие цели и задачи Ассоциация ставит перед собой и участниками на наступивший год?

– Основной задачей по-прежнему остается популяризация стеклотары как самого экологичного типа упаковки, проверенного веками. Нам важно довести до потребителя, что, употребляя напитки и продукты, упакованные в стекло, мы не только получаем тот оригинальный вкус, который доносит до потребителя производитель продукта, но и повышаем качество своей жизни. К важным задачам мы также относим создание эффективной системы сбора и переработки отходов стекла. На сегодняшний день на стеклотарных предприятиях используется только 10-15% стеклобоя в составе шихты, при этом потенциальные мощности позволяют использовать как минимум в 2-3 раза больше. Еще одной приоритетной целью является получение государственных субсидий для развития экспорта российской стеклотары. Задач много и совместными усилиями, я надеюсь, нам под силу решить многое.

Беседовала Наталья Варфоломеева

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Актуальные комментарии