Image

ФРАНШИЗА COFIX: счастливый брак по расчету

Новый виток экономического кризиса, начавшегося после беспрецедентного давления на российский бизнес, конечно, затронул и рынок франчайзинга. Впрочем, CEO Cofix Global БЛАЖЕЙ БЕРНАРД РАЙСС, не питая излишнего оптимизма, считает, что и в период турбулентности можно вполне успешно развиваться. Стратегия сети – в удачном сочетании человеческого фактора и цифровых технологий.

– Блажей, почему вы выбрали именно кофейный бизнес? Это произошло случайно, или же тут какая-то личная история?

– Вообще я кофеман и убежденный веган. Выбирая бизнес общественного питания, я, конечно, хотел способствовать популяризации plant- based продуктов. Но на этом личная история заканчивается, дальше только бизнес. Моя задача и задача Cofi x Global – принести на российский рынок лучшие мировые практики, собрать команду классных профессионалов, выстроить все процессы так, чтобы дело приносило прибыль, контролировать франчайзинговую сеть, чтобы наши партнеры развивались как предприниматели и росли как личности, формировали российский средний класс. А кофейные зерна выбирают те, кто по-настоящему любят и умеют это делать. Каждый занимается своим делом.

– Какие у вас прогнозы развития рынка франшизы в эти непростые времена?

– Прогнозирование – неблагодарное занятие во все времена, а сейчас особенно. Мы находимся в ситуации огромной неопределенности. Если честно, в настоящее время я не вижу больших перспектив для роста традиционного рынка франшиз. По крайней мере, таких, какими они были еще до пандемии. Падение платежеспособности населения, инфляция, ухудшение инвестиционного климата, санкции, которые непонятно, когда закончатся и неизвестно, какие еще будут… Это очень серьезные вещи, и затрагивают они не только Россию, как думают некоторые. Происходит большой передел мировой экономики. Эту ситуацию можно сравнить с тем, что происходило в начале XX века, накануне Первой мировой вой ны. Сегодня мы наблюдаем кризис в США, смену технологического уклада, целую серию конфликтов, дестабилизацию обстановки во многих странах. История повторяется, она нас ничему не учит, а мы при всем желании не можем извлечь уроки и что-то изменить – такова данность исторического процесса.

– Что сейчас происходит в сфере франчайзинга, каковы главные тенденции?

– Если вспомнить историю, множество транснациональных корпораций, задающих тон в мировом бизнесе, начинали свой путь именно тогда, в начале прошлого века. Возможно, мы станем свидетелями появления нового поколения глобальных бизнеслидеров, которые станут локомотивами экономики в следующие сто лет. Но в данный момент, в ситуации турбулентности, все работающие и потенциальные франчайзи будут консолидироваться вокруг компаний, способных предложить сильный, узнаваемый бренд, мощную управленческую структуру, систему IT-поддержки, четкие алгоритмы работы. Достаточно посмотреть, что сейчас происходит в европейском ритейле, на рынке HoReCa, в сегменте общепита. Крупные фонды активно «пылесосят» рынок – скупают маленькие, но успешные сети. Большие становятся богаче, а мелкие беднеют или вовсе пропадают. Это закономерный результат любого системного кризиса.

– Как сейчас развивается ваше франчайзинговое направление? Как меняет стратегию развития Cofi x в условиях этого кризиса?

– Мы тоже начали корректировать стратегию развития в соответствии с принципами M&A (сфера слияний и поглощений). Франчайзинговый бизнес остается нашим приоритетным направлением. Малое предпринимательство никуда не денется, напротив, мы рассчитываем увеличить количество лояльных франчайзи, предлагая им качественный продукт, грамотный маркетинг, надежную логистику и полный цикл поддержки на всех этапах развития бизнеса. Тем не менее, мы понимаем, что сейчас в основе успеха лежит диверсификация. У нас продвигаются три продукта для малого бизнеса.

Во-первых, «традиционная франшиза», не буду подробно говорить о ее условиях, их можно посмотреть на нашем сайте.

Во-вторых, так называемый «бизнес по подписке», когда мы сами строим кофейню под ключ, а партнер берет ее в управление. Его основной задачей становится руководство командой и контроль высокого уровня сервиса. Такая форма сотрудничества требует от франчайзи меньших финансовых вложений и в то же время дает им возможность стать предпринимателями. Эта модель не нова, но очень перспективна, отлично зарекомендовала себя, кстати, в пандемию. Так польская франчайзинговая сеть «Жабка» (ŻABKA), работающая в формате «магазин у дома», за прошлый год открыла тысячу магазинов, всего у них в сети сейчас более восьми тысяч точек.

Третий наш продукт – это «ребрендинг», в рамках которого мы предлагаем небольшим кофейням в регионах не просто поменять вывеску, а присоединиться к цифровой платформе Cofi x Business, воспользоваться технической, операционной, маркетинговой и, что сейчас особенно важно, логистической поддержкой бренда. То есть произвести полный апгрейд своего бизнеса. По нашим наблюдениям в результате такого ребрендинга кофейни увеличивают выручку в среднем на 30 процентов. Программа ребрендинга очень перспективна не только для развития Cofi x, но и для российской экономики. Малый бизнес сейчас переживает не лучшие времена, и когда предприниматели попадают под наше крыло, это спасает их от разорения, содействует укреплению региональной экономики, сохраняет рабочие места. В то же время мы стараемся учитывать особенности и наработки каждого конкретного бизнеса, вплоть до того, что оставляем продуктовую линейку, которая пришлась по вкусу местным жителям.

– Сейчас многие видят панацею в применении новых технологических решений. Поможет ли кофейням автоматизация?

– Пандемия подтвердила: люди – животные социальные. И в этом наша сила. Как бы государства ни старались закрыть общество в четырех стенах, человеку нужно общение, есть у него потребность выходить в свет. В том числе ему хочется общаться с бариста – для многих это неотъемлемая часть процесса употребления хорошего кофе. Поэтому я не верю в то, что роботизированные кофейные автоматы вытеснят традиционные кофейни. Кофе – это общение. К ому-то нужно, например, начать свой день с того, чтобы улыбнуться симпатичному тебе человеку, а кому-то наоборот, поругаться с кем-то, если плохое настроение. Технологии меняются, а люди – нет. Мы очень внимательно относимся к отзывам гостей, собираем их, анализируем. Вот, скажем, девушка пишет: «Совершенно невозможно общаться с бариста N, я больше к вам никогда не приду». А потом снова приходит и оставляет новый отзыв в таком же стиле…

– «Я три дня гналась за вами, чтобы доказать, до чего вы мне безразличны…» И все же, какие цифровые технологии вы применяете, чтобы как-то автоматизировать бизнес- процесс, ведь сеть довольно большая?

– Кофе, как я уже говорил, дает большой процент возврата посетителей, постоянных клиентов. Сейчас сделать хороший кофе – это вроде бы вещь несложная. Но это если у тебя три-пять точек продаж. Проблема начинается, если таких точек сотни. Представляете? Вам за один день нужно продать сто тысяч чашек кофе одинаково высокого качества. И продают это живые люди. А людям, как известно, свой ственно ошибаться. С одной стороны, человеческий фактор очень важен. Человек приходит к человеку. С другой стороны, нужно минимизировать риски, чтобы гарантировать высшее качество продукта, независимо от того, где он продается, и кто его готовит. Вот тут нам очень помогают кофейни Cofi x Flex, оснащенные технологиями IoT (Интернет вещей), которые позволяют замерять точное количество импульсов кофе-машины, чтобы настроить ее оптимально, спрогнозировать спрос, рассчитать расходы и определить нужный объем поставок, то есть оптимизировать все процессы. Кофейни Cofi x Flex собираются из отдельных модулей («кофе», «еда», «соки» и т. д.), комплектацию которых можно выбирать исходя из конкретной локации. Модульная конструкция позволяет установить кофейню на месте всего за 5 часов и при необходимости, быстро и полностью перенести ее на новое место без значительных финансовых потерь.

Технологии Cofi x Flex являются важной частью IT-экосистемы компании. Предлагая партнерам цифровые решения Cofi x, мы даем им надежные инструменты развития бизнеса. Человек может что-то забыть или не учесть – программа просто исключает такую ошибку. И самое главное, дает предпринимателю возможность, не отвлекаясь на технические вещи, сосредоточиться на организации бизнеса – управлении командой, масштабировании своего дела. Ведь он может держать две кофейни, а может и двадцать. Управлять этими точками наш партнер может посредством мобильного приложения в гаджете. Видеть все показатели, получать точные данные по заказам, понимать, какой средний чек и как на размер выручки влияет сезонность, все точно рассчитывать и планировать при условии, что качество продукта будет одинаково высоким. Через цифровую платформу Cofi x Business осуществляются и все коммуникации. А его кофейни могут физически находиться в одном городе, а могут располагаться в Москве, Алматы и Варшаве.

– Получается, Cofix нацелен на то, чтобы расширяться?

– Да, наша главная задача – создавать и развивать быстро масштабируемый бизнес, в основе которого сообщество предпринимателей, выбравших в качестве сферы применения своей активности кофейный бизнес.

– Небольшое резюме: как бы вы определили суть франчайзинга – что это для вас?

– Франчайзинг в нашем понимании – это не просто дать свою вывеску, взять паушальный взнос и потом получать роялти. Это своего рода счастливый брак по расчету, где стороны несут ответственность друг перед другом, понимают, что могут разойтись в любой момент, но не расходятся, потому что в этом браке их все устраивает. В результате у нас большой процент франчайзи, которые развиваются с нами уже много лет, открыв 15–20 кофеен Cofix. Мне кажется, это говорит о многом.

Image

В ОЭЗ «Дубна» состоялся актуальный разговор о создании благоприятных условий для бизнеса

Свой профессиональный праздник предприниматели Дубны отметили в деловой атмосфере – их пригласили в Конгресс-центр ОЭЗ «Дубна» для участия в круглом столе, на котором обсуждались вопросы о...

Image

Осуществление контрольно-надзорной деятельности в рамках уменьшения количества проверок обсудили в рамках Недели российского предпринимательства

24 мая в Крайпотребсоюзе состоялся круглый стол для предпринимателей «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в рамках...

Image

На Неделе российского предпринимательства представили инвестиционные проекты

24 мая в рамках организованной Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой Недели российского предпринимательства в Крайпотребсоюзе состоялось дефиле инвестиционных...

Image

Вопросы импортозамещения и кооперации в Красноярском крае обсудили в ЦС ТПП

25 мая, во второй день мероприятий в рамках Недели Российского предпринимательства, в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Импортозамещение и кооперация в Красноярском крае...

Image

Умный костюм с защитой от пяти рисков представили на смотре-конкурсе «Россетей»

Группа компаний «Энергоконтракт» принимает участие в смотре-конкурсе средств защиты для электроэнергетиков, который стартовал сегодня в подмосковной...

Image

Депутаты Мособлдумы обсудили поправки в федеральный закон об ОЭЗ

24 мая в ОЭЗ «Дубна» состоялось заседание Комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Мособлдумы. Обсуждались вопросы правового регулирования деятельности ОЭЗ...

Image

ЧТО ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ ВО ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ?

Сотрудники компаний сегодня как никогда нуждаются в поддержке и информации.

Image

Парламентарий Владимир Кравченко: «Для большинства компаний ОЭЗ «Дубна» открылись новые горизонты развития»

ОЭЗ «Дубна» посетил член комитета СФ по экономической политике Владимир Кравченко. Цель визита – знакомство с деятельностью технико-внедренческой зоны, а также обсуждение...

Image

Формирование новых подходов к стратегическому развитию экосистем университетов в условиях новой реальности

Санкт-Петербургский государственный экономический университет и Президентская библиотека приглашают принять участие в V Национальной научно-методической конференции с...

Image

Мероприятия в рамках Недели российского предпринимательства в ЦС ТПП открылись круглым столом, посвящённым поддержке малого бизнеса

24 мая в рамках Недели российского предпринимательства, организованной Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой, в Крайпотребсоюзе...

Image

Центрально-Сибирская ТПП будет сотрудничать с краевым Центром крови

23 мая президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Рафаэль Шагеев, начальник научно-исследовательского центра палаты Юлия Кайзер и сотрудник отдела экспертизы Екатерина Носко посетили...

Image

Женский форум "Здоровье" пройдет 26 мая в Московской области

Мероприятие организовано Московским областным региональным отделением «Союза женщин России».

Image

28 мая. Первый этап открытого чемпионата Красноярского края по шоссейно-кольцевым мотогонкам Red Ring moto cup

28 мая на кольцевой гоночной трассе «Красное Кольцо» пройдёт первый этап открытого чемпионата Красноярского края по шоссейно-кольцевым мотогонкам Red Ring moto cup....

Image

24 мая. День бесплатных юридических консультаций в ЦС ТПП

Специалисты Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты разъяснят предпринимателям смысл и область применения конкретных положений действующего федерального и регионального законодательства....

Image

Устные консультации для членов ЦС ТПП, не требующие дополнительного изучения законодательства, предоставляются на безвозмездной основе. Кроме того, во вторник, 24 мая, предприниматели и представители организаций любой формы собственности могут воспользова

25 мая в Центрально-Сибирской ТПП (ул. Кирова, 26) состоится круглый стол «Импортозамещение и кооперация в Красноярском крае в 2022 году». Событие станет частью организованной палатой Недели российского...

Image

26 мая. Заседание регионального клуба предпринимателей «Меркурий»

26 мая в бизнес-центр «Грани» (ул. 2-я Брянская, 4) состоится заседание регионального клуба предпринимателей «Меркурий».

Актуальные комментарии