Image

Евгения Зябкина: «Франшиза – это единственный способ масштабирования бизнеса с минимизацией предпринимательских рисков»

Говоря о франчайзинге, люди часто думают исключительно об одном участнике – франчайзи, а также о тех вопросах, которые были бы связаны с условиями покупки франшизы. Однако, помимо такого важного аспекта, существует ещё один – продажа самой франшизы франчайзером. Сегодня мы общаемся с Евгенией Зябкиной, основателем одной из старейших компаний по созданию и выведению франшиз на рынок, ГК «Консалтика», и узнаем, как правильно научиться упаковывать франшизу, как сама компания поможет её продать, а также о том, как данный сегмент рынка пережил пандемию.

«Наша компания была основана семь лет назад в рамках общего тренда рынка. Тогда франчайзинг только появлялся в том виде, в каком мы его знаем сегодня. ГК «Консалтика» является одной из старейших компаний, которая занимается упаковкой франшиз. Предпосылкой к её созданию стало желание понять, почему произошли провалы франшиз на российском рынке. Таким ярким примером является крушение одного из амбассадоров франчайзингового рынка – «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Ёлки-Палки», «Маленькая Япония», «Восточный базар» и многие другие). Притом эта компания по праву считалась одной из старейших, развивающихся по франчайзингу и имела огромный опыт по франчайзинговому направлению на территории всей страны. Мы начали анализировать все бизнес-процессы франчайзинговой сети, а также то, как они создавались на тот момент. Оказалось, что около 95% компаний, которые тогда выходили на франчайзинговый рынок, занимались упаковкой франшизы самостоятельно, пытаясь придумать то, что, по сути, уже было придумано в Европе и США. Такой подход был крайне долгим, малоэффективным и не приносил существенных результатов, а франчайзи страдали от недостатка операционных рекомендаций и контроля качества оказания услуг. Данные обстоятельства и стали толчком для создания нашей компании, которая помогала бы создавать грамотную упаковку другим юридическим лицам. Вообще, создание франшиз – это огромный спектр задач, с которыми любой компании крайне сложно справиться собственными силами. Ведь в это понятие включены не только юридическая защита, дизайн, маркетинг, продвижение, но и инсталляция, работа с программным обеспечением, CRM, кадровое и делопроизводство, операционная деятельность и контроль.
Готовых решений на нашем рынке не существует, и я думаю, что в ближайшее время они и не появятся. Это связано в первую очередь с тем, что все компании уникальны, даже если находятся в одном сегменте: разные программное обеспечение, логистика, система выкладки продукции, разный товар и разное оборудование. Найти здесь стандарт крайне сложно. Одинакового пакета документов в принципе нет! Также это сопряжено и с разными тактиками продвижения своих товаров, доставкой, целевой аудиторией, оформлением торговых точек. А если говорить о детском магазине и магазине мясной продукции, то ни о какой стандартизации здесь не может быть и речи, это абсолютно разные сегменты.
Заказчик, который к нам обращается, получает пять крупных блоков под ключ:
1. Договорной раздел – это полный комплект договоров и вся юридическая защита. Сюда входят регистрация товарного знака, выбор стратегии масштабирования, подготовка договоров коммерческой концессии и развития деятельности, лицензионных договоров, договоров поставки и многого другого.
2. Пакет документов для продавца – презентация, финансовая модель, требования к помещению и локации, а также иные документы, которые могут потребоваться франчайзеру и отделу его продаж для взаимодействия с потенциальным покупателем франшизы.
3. Брендбук – руководство по использованию фирменного стиля, начиная от логотипа и заканчивая одеждой, расходными материалами, стандартами оформления розничной точки и многим другим.
4. Франчайзбук (или Учебник франчайзи) – документ, который описывает непосредственную операционную деятельность, открытие и управление розничной точкой.
5. План продвижения франшизы и практические рекомендации о том, как и где лучше продвигаться, сколько это стоит и с чего правильнее начать.
Ареал нашего присутствия – от Петропавловска-Камчатского до Казахстана, Кыргызстана. Мы работаем на территории всей Российской Федерации и в большинстве стран СНГ. Наши заказчики, как правило, – это те люди, которые только предпринимают первые шаги на пути масштабирования или те компании, которые уже работают по франчайзингу, но чувствуют сложности в управлении бизнесом, процессах стандартизации, фирменном стиле или в чём-либо ещё.
Конкуренция есть на любом рынке. На нашем, несмотря на его узость, конкуренты тоже имеются. Но с момента становления нашей компании, игроков, которые действительно занимаются упаковкой, не более десяти на территории нашей страны.
Наша компания имеет десятки различных наград и благодарностей за период работы. Мы работаем с такими структурами, как «Мой бизнес», «Малый бизнес Москвы», Центр поддержки предпринимателей, торгово-промышленные палаты, состоим в Российской ассоциации франчайзинга, имеем награды «за вклад в развитие франчайзинга в России» (2019 год).
Популярность франчайзинга сегодня настолько высока, что многие субъекты Российской Федерации поддерживают развитие франчайзинга в своих регионах на правительственном уровне. Ведь региональные франшизы – возможность для крупных региональных предприятий и начинающих предпринимателей усилить позиции как в своём регионе, так и за его пределами. Франшиза – это новые филиалы, это усиление предпринимательской грамотности, это увеличение рабочих мест, увеличение доходов населения. Франшиза – развитие в чистом виде. Именно по этой причине с каждым годом популярность франчайзинга только растёт, а выделяемые субсидии, направленные на развитие или покупку франшиз, только способствуют этому.
Интерес к франчайзингу высок не только благодаря минимизации предпринимательских рисков, увеличению доходов и масштабированию. Дело в том, что франчайзинг крайне необычно ведёт себя в кризис. Франшиза – единственный способ масштабирования бизнеса с минимизацией предпринимательских рисков. Как показывает практика, чем сильнее кризис, тем выше спрос на франшизу, так как люди стремятся инвестировать в бизнес и, естественно, желают снизить риски. Поэтому в пандемию спрос на франшизы не упал. Другое дело, что ситуация в 2020 году негативно повлияла на некоторые сегменты франшизы. Спрос на рестофраншизы практически во всех направлениях существенно снизился, а срок принятия решения возрос. Покупатели просто не хотят вкладывать деньги в сегмент, будущее которого ещё не сформировалось. Зато появилось огромное количество иных направлений, которые в 2020 году не только вышли на франчайзинговый рынок, но и получили огромный спрос. К таким направлениям можно отнести магазины продуктов импульсного и ежедневного спроса, консалтинг, онлайн-обучение. Появились новые тренды, которые изменили рынок франчайзинга. Но если смотреть на картину в целом, то 2020 год кратно увеличил интерес к франчайзингу. Такие же истории мы наблюдали и в другие кризисы, например в 2014 году. В этот год на рынок вышло огромное количество новых франшиз в сегменте услуг. Сформировались такие направления, как, например, барбершопы или ментальная арифметика.
Стоит отметить, что рынок франчайзинга в России только начинает активно развиваться и набирает обороты. Пока вы читаете эту статью, кто-то уже приобретает или создаёт свою франшизу. Наша компания тоже не отстаёт в вопросах развития, мы внедряем такое новое для себя направление, как обучение, где учим всех желающих самостоятельно создавать и упаковывать франшизы и деструктурировать понятие о том, что это сложно. Также мы проводим небольшие обучающие вебинары по популяризации франчайзинга абсолютно бесплатно.
В нашей команде каждый специалист занимается своим делом, а наша задача заключается в том, чтобы подобрать нужное количество специалистов, которые будут удовлетворять требования заказчиков. Мы стремимся к тому, чтобы каждый наш клиент получил ответы на все свои пожелания и вопросы в рамках нашей компании!»

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Image

Южноуральские и пермские предприниматели провели деловые переговоры

Бизнес-миссию в Челябинск организовали региональные торгово-промышленные палаты и городские администрации.

Актуальные комментарии