Image

Как сохранить бизнес через корпоративную культуру

Раньше у вас был успешный бизнес и сплоченная команда, нацеленная на результат. Однако пандемия и кризис ставят немало компаний в режим выживания, вынуждая проводить сокращение зарплат и штата. Как сохранить бизнес, опираясь на корпоративную культуру, рассказал корпоративный антрополог, автор новой книги «Время сильной компании. Почему привычки важнее стратегии» Марк Кукушкин накануне Synergy Online Forum, который состоится 17–18 апреля.

Мы являемся свидетелями рождения нового мира: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Как раньше уже не будет, это понимают все. Некоторым владельцам бизнесов кажется, что все пропало и люди готовы разбежаться. Однако сложившиеся в компании отношения и традиции зачастую влиятельнее, чем кажется на первый взгляд. В столь трудное время можно проверить веру в компанию и ее людей, а также свое умение конвертировать корпкультуру в бизнес-возможности.

Что делать руководителю?

Опора на историю
В трудные времена необходимо задействовать корпоративную культуру как актив. И опереться можно в первую очередь на то, что было сформировано до кризиса. Важно напомнить сотрудникам, что компания уже переживала и не такие кризисы. Лучше вспомнить конкретные истории, когда бизнес был почти на грани, но все же выжил.
У каждой организации были свои «печенеги» и «половцы», о которых лучше всего расскажут ветераны компании. Такие исторические «байки» укрепят уверенность сотрудников в том, что и в этот раз компания справится с неурядицами.

Первое лицо на экранах компании
Культура компании – проекция первых лиц. И в кризисной ситуации тоже. Важно не выпасть из взаимодействия. Владелец бизнеса должен быть рядом в ежедневной коммуникации с сотрудниками, партнерами, клиентами. Он постоянно включен в действие и сообщает о результатах. И если раньше он был дистанцирован от регулярной деятельности компании, то сейчас самое время в нее включиться.

Держим связь
Каждый день владельцу бизнеса стоит проводить онлайн-совещания, а раз в неделю (как минимум) – информировать команду о новостях компании.
Кризис – это время, когда разговоров становится больше. Инвестировать себя в это общение – задача владельца бизнеса. Постарайтесь найти слово поддержки для каждого ключевого сотрудника.

Задача для каждого
В трудное время нужно поддерживать рабочий ритм и занятость. Важно следить и за тем, чтобы у каждого сотрудника было достаточно задач: рабочих, проектных, задач в области собственного обучения и развития.

Рождение нового мира: гипотезы и прототипы
«Резать косты» и проводить оперативные штабы в кризис – мало. Нужно формировать идеи для будущего. Руководителю и команде важно постоянно искать новые идеи. В кризис рождается культура новой компании – культура «быстрого эксперимента». Нормой для компании становится тестировать более широкий круг гипотез и вести диалоги с клиентами, исследуя их опыт в новой ситуации.
Владельцу бизнеса стоит самому проявить активность и генерировать идеи, привлекая к этому процессу ключевых сотрудников компании. Чем шире круг сотрудников, которые занимаются адаптацией бизнеса к новому миру, тем вероятнее выживет компания.

Рискуя собственной шкурой
Бывают моменты, когда не остается ничего, кроме как сообщить о неоплачиваемых отпусках.
Сотрудники могут принять снижение оплаты и другие временные трудности, но только в том случае, если вы будете с ними в одной лодке.
Важно показать, что вы готовы делить тяготы. Например, владелец одной крупной сетевой пиццерии сообщил, что отныне его зарплата будет составлять один МРОТ. Вы должны показать, что тоже что-то теряете.

Дальше – интереснее
В ближайшие месяцы турбулентность будет только повышаться. И в такое время важно развивать жизнестойкость команды, с которой вы работаете. Выживут те бизнесы, где есть корпоративные ценности и выстроены надежные отношения с командой, на которую можно опираться в трудные времена. Те, кому удастся конвертировать накопленный капитал отношений в новые возможности.
И да, как раньше уже не будет. Но можно сохранить бизнес через отношения и сделать новый шаг в развитии компании. Правильное поведение владельца бизнеса и команды станет основой новой культуры, которая в будущем поможет пережить еще не один кризис.

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Image

НЕЖНЫЙ ГРАНТ – 2025

МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ТРЕНДАМ В БИЗНЕСЕ. МЫ ИХ СОЗДАЁМ!

Image

Спецкурс «Народные художественные промыслы и ремесла» ждет предпринимателей подмосковного региона

Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...

Image

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает услуги по оценке и экспертизе в сфере ЖКХ

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...

Image

«Миссия женщин-предпринимателей. Ценности в бизнесе и семье». Названы победительницы премии «BUSINESS WOMEN. LIFE. FAMILY»

28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....

Image

Бизнес-семинар "Уголовно-правовые риски бизнеса в сфере госзаказа и гособоронзаказа. Виды и способы защиты от них"

Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...

Image

Бизнес-семинар «Субсидиарная ответственность по долгам компании»

Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...

Image

Кузбасская ТПП проводит «Марафон креативных идей»: студенты СПО разрабатывают бизнес-идеи

20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...

Image

В Кузбассе проводятся семинары по ВЭД с участием спикеров из Санкт-Петербурга

25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.