Image

Александр Масько: «Мурманский морской торговый порт – центр новых идей и инноваций»

В первый день сентября 1915 года к пристани, ещё не имевшей названия, пришвартовался первый пароход под названием Drott, доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Тот далёкий день стал днём рождения Мурманского морского торгового порта. Порт старше города: Мурманск был официально основан больше года спустя, 4 октября 1916-го. Мурманский порт ждала долгая и замечательная история. Поистине, неоценимым стало его значение в годы Великой Отечественной. Первый союзный караван с военными грузами из Англии вошёл под охраной боевых кораблей в Кольский залив 21 декабря 1941 года. А последний полярный конвой, JW-67, прибыл сюда 20 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии. Работа портовиков во время войны была не только сложной, но и опасной: на трудовом посту погибли 103 человека, 317 получили ранения. Много славных страниц было вписано в историю порта и после войны, были у него и тяжёлые времена. В 2012 году во главе старейшего предприятия Мурманска встал новый руководитель. Новый этап развития порта потребовал качественно иных подходов в решении актуальных задач, поставленных временем. Об этом мы побеседовали с Александром Масько, до 2019 года – генеральным директором АО «Мурманский морской торговый порт», а с ноября 2019-го – заместителем директора по логистике и директором по управлению портовыми активами АО «СУЭК».

– Александр Вадимович, вы помните свой первый рабочий день в должности генерального директора Мурманского морского торгового порта и те чувства, которые испытывали в тот момент?

– Это был обычный пасмурный день. Про такие дни часто говорят, что они «нагоняют тоску». И было очень легко поддаться этим чувствам: ведь, с одной стороны, перед тобой предприятие со славной историей, с другой – не совсем понятным настоящим, и уж тем более – будущим. Лучший способ справиться с подобными эмоциями – включиться в работу. Для меня это был вызов, который я принял, и должен был найти ответы на вопросы, которые задавала жизнь.

– Какой из вопросов был самым сложным?

– Все! Потому что они все были связаны друг с другом, и решение одного зависело от других. Надо было просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд. Пожалуй, принципиальным и определяющим стал подход, который был положен в основу всех принимаемых решений: мы работаем на долгосрочную перспективу. Кстати, именно так рассуждали наши предшественники, когда в далёких 1914-1915 годах проводили первые изыскания на голых сопках и скалах побережья Кольского полуострова и с нуля начинали строительство порта в Арктике.

Наверное, тогда мало кто мог поверить, что спустя столетие именно Мурманский порт станет «воротами в Арктику». А они верили. Более того, недавно мы нашли и опубликовали первые чертежи, которые были созданы ими. Так вот, в наши дни причальная линия ММТП практически полностью соответствует этому плану! Как профессионал, я понимаю, что это высочайший класс работы. В прямом смысле – на века!

У меня и моей команды тоже простых задач не было. Мы одновременно занимались повышением эффективности деятельности предприятия, увеличением грузооборота, обновлением инфраструктуры, решением экологических проблем. Но всегда смотрели в сторону горизонта.

– Экология – особая тема. Чего удалось достичь?

– Мы начали с анализа ситуации. Зафиксировали наиболее проблемные точки, применили комплексный подход к решению вопросов. Объехали крупнейшие порты Китая, Японии, Австралии, Канады. Изучили их опыт. Результатом стала масштабная экологическая программа стоимостью свыше 3 млрд рублей. Она включает 12 мероприятий, в том числе: строительство по периметру производственной площадки пылеветрозащитного экрана высотой 20 метров и протяжённостью около 2 километров; внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта; использование системы орошения, состоящей из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения автодорожного полотна на территории порта. В настоящий момент ничего подобного нет ни в одном порту России.

Отмечу, что в мае этого года на базе АО «ММТП» состоялось расширенное совещание комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представители более двадцати ведущих стивидорных компаний Российской Федерации. Подобная встреча на базе Мурманского морского торгового порта проходила впервые. Поводом для неё стало завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. В значительной части именно опыт мурманских портовиков лёг в основу принятого справочника наилучших доступных технологий. При этом порядка 80% технологий, которые вошли в справочник, либо уже реализованы на площадке АО «ММТП», либо находятся в активной стадии реализации.

Столь же высокую оценку получил наш опыт по итогам посещения АО «ММТП» делегацией Общественной палаты РФ. Оно состоялось в августе 2019 года. Системная работа АО «ММТП» в сфере экологии была названа примером для других стабильно развивающихся стивидорных компаний.

– Мурманский порт принято называть «воротами в Арктику». Насколько эта фраза актуальна в наши дни?

– По итогам прошлого года, общий объём перевалки в направлении арктических территорий составил 335 тыс. тонн. Сейчас мы идём в графике прошлого года и даже ставим новые рекорды. В августе Мурманский морской торговый порт принял судно «Сибирь», на которое была погружена самая крупная за всю историю порта партия щебня – 24 205 тонн. Этот груз предназначен для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации масштабных инфраструктурных проектов. Доставка этого груза, как и других аналогичных, обеспечивалась по трассе Северного морского пути через Мурманский морской торговый порт.

Сегодня наш порт – это важнейший логистический узел, предназначенный для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоения Арктической зоны. Мы обеспечиваем перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатываем атомный лихтеровоз «Севморпуть», суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов. Развитие арктического направления является одним из приоритетов нашей деятельности. Мы активно развиваем его, формируем необходимую инфраструктуру для того, чтобы она соответствовала потребностям уже завтрашнего дня.

– Социальная программа АО «ММТП» составляет порядка 130 млн рублей ежегодно. Насколько правильно для коммерческого предприятия нести такие расходы?

– Конечно, мы акционерное общество, но мы являемся градообразующим предприятием, благодаря которому возник Мурманск. И мы просто не имеем права не выполнять те социальные функции, которые исторически принял Мурманский порт. Ежегодно мы активно участвуем в реализации важных для мурманчан проектов.

Например, в этом году состоялся первый выпуск 11-классников единственного в стране транспортно-логистического класса. Он был создан два года назад по инициативе АО «ММТП» в гимназии № 8 Мурманска.

– Если говорить про будущее: на что ориентируется Мурманский морской торговый порт в перспективе 10-20 лет?

– Могу сказать, что уже в следующем году в порту начнётся реализация проектов, результаты которых рассчитаны на период свыше 50 лет. Я имею в виду реконструкцию гидротехнических сооружений, срок службы которых минимум полвека. Так что наши горизонты рассчитываются исходя из таких категорий. Мы к этому готовы, потому что сделали Мурманский морской торговый порт центром новых идей и инноваций

Image

ОНПП «Технология» готово к росту объемов производства изделий для МС-21

В рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона «Макс-2021» генеральный директор ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в Ростех) Андрей Силкин и председатель правления Новикомбанка...

Image

Владислав Шапша обсудил с руководителями дивизионов Росатома создание глобального центра ядерного образования в Обнинске

21 июля в Обнинске губернатор Владислав Шапша провел рабочую встречу с представителями Госкорпорации «Росатом» и генеральным директором АО «Институт...

Image

Генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина посетила промышленные предприятия и «грузовую деревню» Калужской области

20 июля генеральный директор АО «РЭЦ» (АО «Российский экспортный центр») Вероника Никишина посетила ряд предприятий Калужской и...

Image

Калужский «ПСМА Рус»: старт производства фургонов на новой платформе и создание экспортного хаба в страны Европы

20 июля на калужском предприятии «ПСМА Рус» состоялось торжественное мероприятие, посвященное запуску проектов концерна Stellantis: ...

Image

«Невский Центр» объявил конкурс на создание концепции архитектурно-художественной подсветки фасадов здания ТК

ТК «Невский Центр» и Союз Архитекторов Санкт-Петербурга объявляют о старте конкурса на создание концепции архитектурно-художественной подсветки фасадов здания торгового...

Image

Утверждена проектная документация для строительства научно-образовательного центра ИТМО Хайпарк

Проект планировки территории для размещения в Пушкинском районе научно-образовательного инновационного центра мирового уровня «ИТМО Хайпарк» в городе-спутнике Южный утвержден на рабочем...

Image

Проекту реконструкции систем водоснабжения в Мантурове дали «зеленый свет»

В Мантурове идет активная фаза подготовки к реконструкции городских водозаборных и водоочистных сооружений в рамках принятой Программы социально-экономического развития. В настоящее время определен подрядчик,...

Image

Ряды ЮУТПП пополнились новыми организациями

Статус членов Южно-Уральской торгово-промышленной палаты получили еще 8 предприятий и организаций Челябинской области. Среди них – промышленные предприятия и представители малого...

Image

Руководство ЮУТПП побывало на заводе тяжелой спецтехники

Представители палаты посетили миасский завод «ГИРД» - компанию по монтажу крано-манипуляторных установок, производству специализированной и аэродромной спецтехники. На предприятии побывали президент ЮУТПП Федор Дегтярев, начальник...

Image

Стартует Конкурс «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ»

15 июля открывается прием заявок на V Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ». Организаторы - Национальное агентство...

Image

Россельхозбанк и «Иннопрактика» подготовят специалистов в сфере органического сельского хозяйства

«02» июня 2021 г. Россельхозбанк и негосударственный институт развития «Иннопрактика» договорились о продолжении сотрудничества в целях поддержки отечественной аграрной...

Image

Россельхозбанк и Российский экологический оператор создадут инфраструктуру по переработке твердых коммунальных отходов в АПК

«03» июня 2021 г. Россельхозбанк и Российский экологический оператор подписали соглашение о совместной поддержке...

Image

Россельхозбанк повышает процентные ставки по опциональным вкладам

«23» июня 2021 г. С 21 июня 2021 года Россельхозбанк повысил ставки до 0,4 п.п. по всей линейке рублевых вкладов с возможностью совершения приходных и расходных операций....

Image

Россельхозбанк: за пять лет Россия удвоила экспорт икры

«22» июня 2021 г. Расширение географии поставок, в первую очередь, за счет стран Северной Америки и Европы, позволило России значительно увеличить объем продаж икры на...

Image

Россельхозбанк предоставит возможность приобретения залогового сельхозимущества на площадке Своё Фермерство

«18» июня 2021 г. Залоговое имущество стало доступно для покупки на площадке Своё Фермерство. В постоянно пополняющемся каталоге...

Image

Улучшение условий в продуктах линейки «Выбери здоровье»

15 июня 2021 г. РСХБ-Страхование жизни сообщает о расширении страхового покрытия по программам

Image

Первая выплата по полису «Урожайная пора» всего через месяц после его оформления

15 июня 2021 г. Стартовали продажи нового полиса накопительного страхования жизни «Урожайная пора».

Image

Россельхозбанк: правовое регулирование гостевых домов увеличит инфраструктуру для сельского туризма до 61 тыс. мест в перспективе 2-3 лет

«15» июня 2021 г. Легализация деятельности гостевых домов будет способствовать развитию туристической инфраструктуры...

Актуальные комментарии
  • Image

    Главные компетенции 2021: куда пойти учиться

    В ближайшее десятилетие эксперты прогнозируют значительный рост IT-сферы на рынке труда России. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова на заседании совета по стратегическому развитию и проектам отметила, что к 2030 году в IT ожидается более двух миллионов дополнительных рабочих мест. Одним из наиболее перспективных в карьерном плане и растущих направлений становится кибербезопасность.

  • Image

    В. Матвиенко обратилась к участницам Форума Шанхайской организации сотрудничества по образованию и снижению бедности среди женщин

    Мероприятие прошло в Пекине в рамках празднования 20-летия ШОС. Организатором форума выступила Всекитайская федерация женщин.

  • Image

    Алексей Якубовский: «За автоматикой будущее, ведь она уже является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни»

    Задача по автоматизации тех или иных производственных процессов рано или поздно встаёт перед многими предприятиями различных сфер деятельности. Ведь именно автоматизация помогает выполнить важную задачу: справиться с наибольшим объёмом работ за как можно более короткое время. Комплексная автоматизация – процесс, требующий особого внимания. Для того чтобы ускорить и отладить процесс производства, важно обратиться к квалифицированным специалистам, которые занимаются разработкой комплексной автоматизации не один год. О том, как в этом может помочь компания «ИПК «ИНДУСТРИЯ», нам рассказал генеральный директор предприятия Алексей Якубовский.

  • Image

    Виктор Богачёв: «Интеллектуальные транспортные системы предназначены для того, чтобы снизить нагрузку на человека и тем самым повысить безопасность, комфорт и экономичность дорожного движения»

    Повсеместная автоматизация коснулась и сферы дорожного движения: интеллектуальные транспортные системы, или ИТС, сегодня получают всё большее распространение. О том, какой путь прошла эта сфера в России, о современных решениях, а также о том, когда мы увидим на дорогах автомобили без водителей, нам рассказал генеральный директор АО «ТРАССКОМ» Виктор Богачёв.

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области

    Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области: «В Ярославской области за время пандемии коммуникация с потенциальными клиентами несколько снизилась, но не прекратилась. И мы для себя отметили, что они перешли на более качественный уровень. Обращения поступают более серьёзные, нежели когда пандемии не было. Некоторые инвесторы прощупывали почву, приходили, ещё не приняв решения. Сейчас нам повезло, мы работаем с инвесторами, которые осознанно идут в регион. Но такой очный форум нам в подспорье, так как мы со многими встретились лично. Те проекты, которые притормозились по объективным причинам, теперь набирают обороты. Работа в пандемию продолжалась благодаря средствам коммуникации. Общались, переписывались, обменивались документацией, готовили проектные решения, предложения. Уже сегодня-завтра эти наработки выходят в практическую плоскость, что является подписанием конкретного соглашения тех или иных проектов».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области, Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»

    Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»: «Я очень хорошо оцениваю потенциал Тюменского региона, потому что в нашем проекте приняло участие уже 93 тыс. человек из Тюменской области. И почти 500 человек стали победителями в данных проектах. Это очень серьёзный результат. Отдельно я бы хотел сказать большое спасибо руководству Тюменской области и всем жителям за гостеприимство и отличную организацию очных мероприятий. Мы уверены, что нас ждёт впереди очень много хороших проектов. Благодаря цифровой платформе у губернатора и его команды появится возможность получить доступ к информации об участниках и о том, насколько активно молодёжь принимает участие в тех или иных проектах, каких результатов она добивается». Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области: «В нашей стране много талантливых и амбициозных ребят, которые стремятся реализовать свои возможности. Именно поэтому по поручению президента была создана АНО «Россия – страна возможностей», которая реализует проекты в самых разных сферах, а также предоставляет платформу для личного и социального роста. Многие из участников данных проектов сегодня сделали серьёзные карьерные шаги. Мы готовы дальше реализовывать подобные проекты, так как у нас есть большой опыт по проведению мероприятий. Поэтому я уверен, что это соглашение будет полезным и взаимовыгодным».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Деметьев, директор агентство развития Новгородской области

    "На сегодняшний день мы видим, что коммуникация между инвесторами строится более активно, чем ранее. И, правда, предприниматели хотят больше инвестировать, принимать активное участие в проектах. С одной стороны, пандемия стала сложным периодом для всех регионов, но все же, постпандемийное время стало намного эффективнее".

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Михаил Николаевич Торгашин, министр промышленности и инновационной политики Пензенской области

    "Наше участие в форуме - это одной из первых постпандемийных событий. Именно поэтому мы представлены здесь! У нас запланировано ряд встреч и подписание соглашений, которые ранее мы не могли не совершили в связи с пандемийными ограничениями".