Image

Александр Масько: «Мурманский морской торговый порт – центр новых идей и инноваций»

В первый день сентября 1915 года к пристани, ещё не имевшей названия, пришвартовался первый пароход под названием Drott, доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Тот далёкий день стал днём рождения Мурманского морского торгового порта. Порт старше города: Мурманск был официально основан больше года спустя, 4 октября 1916-го. Мурманский порт ждала долгая и замечательная история. Поистине, неоценимым стало его значение в годы Великой Отечественной. Первый союзный караван с военными грузами из Англии вошёл под охраной боевых кораблей в Кольский залив 21 декабря 1941 года. А последний полярный конвой, JW-67, прибыл сюда 20 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии. Работа портовиков во время войны была не только сложной, но и опасной: на трудовом посту погибли 103 человека, 317 получили ранения. Много славных страниц было вписано в историю порта и после войны, были у него и тяжёлые времена. В 2012 году во главе старейшего предприятия Мурманска встал новый руководитель. Новый этап развития порта потребовал качественно иных подходов в решении актуальных задач, поставленных временем. Об этом мы побеседовали с Александром Масько, до 2019 года – генеральным директором АО «Мурманский морской торговый порт», а с ноября 2019-го – заместителем директора по логистике и директором по управлению портовыми активами АО «СУЭК».

– Александр Вадимович, вы помните свой первый рабочий день в должности генерального директора Мурманского морского торгового порта и те чувства, которые испытывали в тот момент?

– Это был обычный пасмурный день. Про такие дни часто говорят, что они «нагоняют тоску». И было очень легко поддаться этим чувствам: ведь, с одной стороны, перед тобой предприятие со славной историей, с другой – не совсем понятным настоящим, и уж тем более – будущим. Лучший способ справиться с подобными эмоциями – включиться в работу. Для меня это был вызов, который я принял, и должен был найти ответы на вопросы, которые задавала жизнь.

– Какой из вопросов был самым сложным?

– Все! Потому что они все были связаны друг с другом, и решение одного зависело от других. Надо было просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд. Пожалуй, принципиальным и определяющим стал подход, который был положен в основу всех принимаемых решений: мы работаем на долгосрочную перспективу. Кстати, именно так рассуждали наши предшественники, когда в далёких 1914-1915 годах проводили первые изыскания на голых сопках и скалах побережья Кольского полуострова и с нуля начинали строительство порта в Арктике.

Наверное, тогда мало кто мог поверить, что спустя столетие именно Мурманский порт станет «воротами в Арктику». А они верили. Более того, недавно мы нашли и опубликовали первые чертежи, которые были созданы ими. Так вот, в наши дни причальная линия ММТП практически полностью соответствует этому плану! Как профессионал, я понимаю, что это высочайший класс работы. В прямом смысле – на века!

У меня и моей команды тоже простых задач не было. Мы одновременно занимались повышением эффективности деятельности предприятия, увеличением грузооборота, обновлением инфраструктуры, решением экологических проблем. Но всегда смотрели в сторону горизонта.

– Экология – особая тема. Чего удалось достичь?

– Мы начали с анализа ситуации. Зафиксировали наиболее проблемные точки, применили комплексный подход к решению вопросов. Объехали крупнейшие порты Китая, Японии, Австралии, Канады. Изучили их опыт. Результатом стала масштабная экологическая программа стоимостью свыше 3 млрд рублей. Она включает 12 мероприятий, в том числе: строительство по периметру производственной площадки пылеветрозащитного экрана высотой 20 метров и протяжённостью около 2 километров; внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта; использование системы орошения, состоящей из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения автодорожного полотна на территории порта. В настоящий момент ничего подобного нет ни в одном порту России.

Отмечу, что в мае этого года на базе АО «ММТП» состоялось расширенное совещание комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представители более двадцати ведущих стивидорных компаний Российской Федерации. Подобная встреча на базе Мурманского морского торгового порта проходила впервые. Поводом для неё стало завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. В значительной части именно опыт мурманских портовиков лёг в основу принятого справочника наилучших доступных технологий. При этом порядка 80% технологий, которые вошли в справочник, либо уже реализованы на площадке АО «ММТП», либо находятся в активной стадии реализации.

Столь же высокую оценку получил наш опыт по итогам посещения АО «ММТП» делегацией Общественной палаты РФ. Оно состоялось в августе 2019 года. Системная работа АО «ММТП» в сфере экологии была названа примером для других стабильно развивающихся стивидорных компаний.

– Мурманский порт принято называть «воротами в Арктику». Насколько эта фраза актуальна в наши дни?

– По итогам прошлого года, общий объём перевалки в направлении арктических территорий составил 335 тыс. тонн. Сейчас мы идём в графике прошлого года и даже ставим новые рекорды. В августе Мурманский морской торговый порт принял судно «Сибирь», на которое была погружена самая крупная за всю историю порта партия щебня – 24 205 тонн. Этот груз предназначен для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации масштабных инфраструктурных проектов. Доставка этого груза, как и других аналогичных, обеспечивалась по трассе Северного морского пути через Мурманский морской торговый порт.

Сегодня наш порт – это важнейший логистический узел, предназначенный для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоения Арктической зоны. Мы обеспечиваем перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатываем атомный лихтеровоз «Севморпуть», суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов. Развитие арктического направления является одним из приоритетов нашей деятельности. Мы активно развиваем его, формируем необходимую инфраструктуру для того, чтобы она соответствовала потребностям уже завтрашнего дня.

– Социальная программа АО «ММТП» составляет порядка 130 млн рублей ежегодно. Насколько правильно для коммерческого предприятия нести такие расходы?

– Конечно, мы акционерное общество, но мы являемся градообразующим предприятием, благодаря которому возник Мурманск. И мы просто не имеем права не выполнять те социальные функции, которые исторически принял Мурманский порт. Ежегодно мы активно участвуем в реализации важных для мурманчан проектов.

Например, в этом году состоялся первый выпуск 11-классников единственного в стране транспортно-логистического класса. Он был создан два года назад по инициативе АО «ММТП» в гимназии № 8 Мурманска.

– Если говорить про будущее: на что ориентируется Мурманский морской торговый порт в перспективе 10-20 лет?

– Могу сказать, что уже в следующем году в порту начнётся реализация проектов, результаты которых рассчитаны на период свыше 50 лет. Я имею в виду реконструкцию гидротехнических сооружений, срок службы которых минимум полвека. Так что наши горизонты рассчитываются исходя из таких категорий. Мы к этому готовы, потому что сделали Мурманский морской торговый порт центром новых идей и инноваций

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.