Image

Александр Масько: «Мурманский морской торговый порт – центр новых идей и инноваций»

В первый день сентября 1915 года к пристани, ещё не имевшей названия, пришвартовался первый пароход под названием Drott, доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Тот далёкий день стал днём рождения Мурманского морского торгового порта. Порт старше города: Мурманск был официально основан больше года спустя, 4 октября 1916-го. Мурманский порт ждала долгая и замечательная история. Поистине, неоценимым стало его значение в годы Великой Отечественной. Первый союзный караван с военными грузами из Англии вошёл под охраной боевых кораблей в Кольский залив 21 декабря 1941 года. А последний полярный конвой, JW-67, прибыл сюда 20 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии. Работа портовиков во время войны была не только сложной, но и опасной: на трудовом посту погибли 103 человека, 317 получили ранения. Много славных страниц было вписано в историю порта и после войны, были у него и тяжёлые времена. В 2012 году во главе старейшего предприятия Мурманска встал новый руководитель. Новый этап развития порта потребовал качественно иных подходов в решении актуальных задач, поставленных временем. Об этом мы побеседовали с Александром Масько, до 2019 года – генеральным директором АО «Мурманский морской торговый порт», а с ноября 2019-го – заместителем директора по логистике и директором по управлению портовыми активами АО «СУЭК».

– Александр Вадимович, вы помните свой первый рабочий день в должности генерального директора Мурманского морского торгового порта и те чувства, которые испытывали в тот момент?

– Это был обычный пасмурный день. Про такие дни часто говорят, что они «нагоняют тоску». И было очень легко поддаться этим чувствам: ведь, с одной стороны, перед тобой предприятие со славной историей, с другой – не совсем понятным настоящим, и уж тем более – будущим. Лучший способ справиться с подобными эмоциями – включиться в работу. Для меня это был вызов, который я принял, и должен был найти ответы на вопросы, которые задавала жизнь.

– Какой из вопросов был самым сложным?

– Все! Потому что они все были связаны друг с другом, и решение одного зависело от других. Надо было просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд. Пожалуй, принципиальным и определяющим стал подход, который был положен в основу всех принимаемых решений: мы работаем на долгосрочную перспективу. Кстати, именно так рассуждали наши предшественники, когда в далёких 1914-1915 годах проводили первые изыскания на голых сопках и скалах побережья Кольского полуострова и с нуля начинали строительство порта в Арктике.

Наверное, тогда мало кто мог поверить, что спустя столетие именно Мурманский порт станет «воротами в Арктику». А они верили. Более того, недавно мы нашли и опубликовали первые чертежи, которые были созданы ими. Так вот, в наши дни причальная линия ММТП практически полностью соответствует этому плану! Как профессионал, я понимаю, что это высочайший класс работы. В прямом смысле – на века!

У меня и моей команды тоже простых задач не было. Мы одновременно занимались повышением эффективности деятельности предприятия, увеличением грузооборота, обновлением инфраструктуры, решением экологических проблем. Но всегда смотрели в сторону горизонта.

– Экология – особая тема. Чего удалось достичь?

– Мы начали с анализа ситуации. Зафиксировали наиболее проблемные точки, применили комплексный подход к решению вопросов. Объехали крупнейшие порты Китая, Японии, Австралии, Канады. Изучили их опыт. Результатом стала масштабная экологическая программа стоимостью свыше 3 млрд рублей. Она включает 12 мероприятий, в том числе: строительство по периметру производственной площадки пылеветрозащитного экрана высотой 20 метров и протяжённостью около 2 километров; внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта; использование системы орошения, состоящей из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения автодорожного полотна на территории порта. В настоящий момент ничего подобного нет ни в одном порту России.

Отмечу, что в мае этого года на базе АО «ММТП» состоялось расширенное совещание комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представители более двадцати ведущих стивидорных компаний Российской Федерации. Подобная встреча на базе Мурманского морского торгового порта проходила впервые. Поводом для неё стало завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. В значительной части именно опыт мурманских портовиков лёг в основу принятого справочника наилучших доступных технологий. При этом порядка 80% технологий, которые вошли в справочник, либо уже реализованы на площадке АО «ММТП», либо находятся в активной стадии реализации.

Столь же высокую оценку получил наш опыт по итогам посещения АО «ММТП» делегацией Общественной палаты РФ. Оно состоялось в августе 2019 года. Системная работа АО «ММТП» в сфере экологии была названа примером для других стабильно развивающихся стивидорных компаний.

– Мурманский порт принято называть «воротами в Арктику». Насколько эта фраза актуальна в наши дни?

– По итогам прошлого года, общий объём перевалки в направлении арктических территорий составил 335 тыс. тонн. Сейчас мы идём в графике прошлого года и даже ставим новые рекорды. В августе Мурманский морской торговый порт принял судно «Сибирь», на которое была погружена самая крупная за всю историю порта партия щебня – 24 205 тонн. Этот груз предназначен для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации масштабных инфраструктурных проектов. Доставка этого груза, как и других аналогичных, обеспечивалась по трассе Северного морского пути через Мурманский морской торговый порт.

Сегодня наш порт – это важнейший логистический узел, предназначенный для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоения Арктической зоны. Мы обеспечиваем перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатываем атомный лихтеровоз «Севморпуть», суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов. Развитие арктического направления является одним из приоритетов нашей деятельности. Мы активно развиваем его, формируем необходимую инфраструктуру для того, чтобы она соответствовала потребностям уже завтрашнего дня.

– Социальная программа АО «ММТП» составляет порядка 130 млн рублей ежегодно. Насколько правильно для коммерческого предприятия нести такие расходы?

– Конечно, мы акционерное общество, но мы являемся градообразующим предприятием, благодаря которому возник Мурманск. И мы просто не имеем права не выполнять те социальные функции, которые исторически принял Мурманский порт. Ежегодно мы активно участвуем в реализации важных для мурманчан проектов.

Например, в этом году состоялся первый выпуск 11-классников единственного в стране транспортно-логистического класса. Он был создан два года назад по инициативе АО «ММТП» в гимназии № 8 Мурманска.

– Если говорить про будущее: на что ориентируется Мурманский морской торговый порт в перспективе 10-20 лет?

– Могу сказать, что уже в следующем году в порту начнётся реализация проектов, результаты которых рассчитаны на период свыше 50 лет. Я имею в виду реконструкцию гидротехнических сооружений, срок службы которых минимум полвека. Так что наши горизонты рассчитываются исходя из таких категорий. Мы к этому готовы, потому что сделали Мурманский морской торговый порт центром новых идей и инноваций

Image

В 2019 году в Петербурге было реализовано 35 элитных апартаментов

В 2019 году в Петербурге было реализовано 35 элитных апартаментов общей площадью 4,1 тыс. кв. м, это в 2,2 раза меньше показателя аналогичного периода 2018 года, когда было продано 9,2 тыс. кв. м и в 3,2 раза меньше...

Image

Отходы в доходы: бизнес с Финляндией становится счастливее

Сегодня в стенах Ленинградской областной ТПП прошел бизнес-семинар «Doing business with Finland».

Image

С 31 марта по 4 апреля приглашаем вас посетить салон «Деревянное домостроение» в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» (Москва, ст. метро «Выставочная»).

В рамках салона состоится Российский смотр-​конкурс с международным участием «Дерево в архитектуре». Организаторы: Союз архитекторов...

Image

Российская строительная неделя 2020

Очередная «Российская строительная неделя» и выставка RosBuild 2020 пройдут в ЦВК «Экспоцентр» с 31 марта по 3 апреля 2020 года и вновь объединят российских и зарубежных производителей строительной продукции и оборудования высокого качества и ознакомят с...

Image

Комбинат «Свеза» в Уральском проведет научно-практическую конференцию «Весенние чтения»

Комбинат «Свеза» в Уральском и школьное лесничество «Друзья леса» готовят проект – межшкольную научно-практическую конференцию «Весенние чтения». Это не первая совместная инициатива,...

Image

В Москве пройдет workshop для блогеров, где расскажут о лучших инструментах продвижения в Instagram и TikTok

13 марта в Москве, в Arbat Hall пройдет workshop для тех, кто хочет первым узнать о трендах 2020 года для продвижения в Instagram и TikTok....

Image

Новый уровень нетворкинга на форуме Blockchain Life 2020

22-23 апреля в Москве на уникальной медиа-площадке Music Media Dome состоится 5-й международный форум Blockchain Life 2020. Крупнейшее событие по блокчейну, криптовалютам и майнингу в России и Европе каждый год собирает более 5000...

Image

Подписано соглашение о запуске Серного проекта на НМЗ

«Норникель» подписал договор с ООО «СТЭП» на реализацию проекта по нейтрализации серной кислоты на Надеждинском металлургическом заводе. Это основной этап Серного проекта, крупнейшей экологической инициативы «Норникеля», направленной...

Image

«Норникель» объявляет аудированные консолидированные финансовые результаты по МСФО за 2019 год

ПАО «ГМК «Норильский никель», крупнейший мировой производитель палладия и высокосортного никеля, а также крупный производитель платины и меди, объявляет аудированные консолидированные...

Image

Молодые ученые стран СНГ знакомятся с ОЭЗ «Дубна»

Молодые ученые и специалисты стран СНГ - участники ежегодной стажировки в Дубне узнали о возможностях реализации инновационных проектов в подмосковной ОЭЗ и преимуществах локализации малого бизнеса на ее территории....

Image

Газпромбанк Лизинг профинансировал первый серийный вертолет Ми-38

Газпромбанк Лизинг и холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех продолжают сотрудничество: лизинговой компании передан первый серийный вертолет Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Эксплуатантом машины,...

Image

Неналоговые доходы бюджета Москвы выросли в 2019 году более чем на 8%

В 2019 году неналоговые доходы бюджета столицы увеличились на 8,3% по сравнению с 2018 годом и составили 276,6 млрд рублей, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных...

Image

Финалисты Open Innovations Startup Tour в Перми получили по 300 тысяч рублей

Региональный этап всероссийского Open Innovations Startup Tour состоялся в Перми 20 и 21 февраля.

Image

Конференция «Эффективная пресс-служба-2020»

Доклад депутата Пермской городской Думы Ильи Лисняка на международной практической конференции «Эффективная пресс-служба-2020», которая пройдет 23-24 апреля в...

Image

«Культура жить. Активное долголетие. Филатовские чтения»

Стартует масштабный проект «Года японо-российских межрегиональных и побратимских обменов».

Image

Интеллектуальную собственность надо защищать

В 2019 году, свидетельствует Центр интеллектуальной собственности Уральской ТПП, выросло количество запатентованных изобретений и международных регистраций товарных...

Актуальные комментарии