Image

Александр Масько: «Мурманский морской торговый порт – центр новых идей и инноваций»

В первый день сентября 1915 года к пристани, ещё не имевшей названия, пришвартовался первый пароход под названием Drott, доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Тот далёкий день стал днём рождения Мурманского морского торгового порта. Порт старше города: Мурманск был официально основан больше года спустя, 4 октября 1916-го. Мурманский порт ждала долгая и замечательная история. Поистине, неоценимым стало его значение в годы Великой Отечественной. Первый союзный караван с военными грузами из Англии вошёл под охраной боевых кораблей в Кольский залив 21 декабря 1941 года. А последний полярный конвой, JW-67, прибыл сюда 20 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии. Работа портовиков во время войны была не только сложной, но и опасной: на трудовом посту погибли 103 человека, 317 получили ранения. Много славных страниц было вписано в историю порта и после войны, были у него и тяжёлые времена. В 2012 году во главе старейшего предприятия Мурманска встал новый руководитель. Новый этап развития порта потребовал качественно иных подходов в решении актуальных задач, поставленных временем. Об этом мы побеседовали с Александром Масько, до 2019 года – генеральным директором АО «Мурманский морской торговый порт», а с ноября 2019-го – заместителем директора по логистике и директором по управлению портовыми активами АО «СУЭК».

– Александр Вадимович, вы помните свой первый рабочий день в должности генерального директора Мурманского морского торгового порта и те чувства, которые испытывали в тот момент?

– Это был обычный пасмурный день. Про такие дни часто говорят, что они «нагоняют тоску». И было очень легко поддаться этим чувствам: ведь, с одной стороны, перед тобой предприятие со славной историей, с другой – не совсем понятным настоящим, и уж тем более – будущим. Лучший способ справиться с подобными эмоциями – включиться в работу. Для меня это был вызов, который я принял, и должен был найти ответы на вопросы, которые задавала жизнь.

– Какой из вопросов был самым сложным?

– Все! Потому что они все были связаны друг с другом, и решение одного зависело от других. Надо было просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд. Пожалуй, принципиальным и определяющим стал подход, который был положен в основу всех принимаемых решений: мы работаем на долгосрочную перспективу. Кстати, именно так рассуждали наши предшественники, когда в далёких 1914-1915 годах проводили первые изыскания на голых сопках и скалах побережья Кольского полуострова и с нуля начинали строительство порта в Арктике.

Наверное, тогда мало кто мог поверить, что спустя столетие именно Мурманский порт станет «воротами в Арктику». А они верили. Более того, недавно мы нашли и опубликовали первые чертежи, которые были созданы ими. Так вот, в наши дни причальная линия ММТП практически полностью соответствует этому плану! Как профессионал, я понимаю, что это высочайший класс работы. В прямом смысле – на века!

У меня и моей команды тоже простых задач не было. Мы одновременно занимались повышением эффективности деятельности предприятия, увеличением грузооборота, обновлением инфраструктуры, решением экологических проблем. Но всегда смотрели в сторону горизонта.

– Экология – особая тема. Чего удалось достичь?

– Мы начали с анализа ситуации. Зафиксировали наиболее проблемные точки, применили комплексный подход к решению вопросов. Объехали крупнейшие порты Китая, Японии, Австралии, Канады. Изучили их опыт. Результатом стала масштабная экологическая программа стоимостью свыше 3 млрд рублей. Она включает 12 мероприятий, в том числе: строительство по периметру производственной площадки пылеветрозащитного экрана высотой 20 метров и протяжённостью около 2 километров; внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта; использование системы орошения, состоящей из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения автодорожного полотна на территории порта. В настоящий момент ничего подобного нет ни в одном порту России.

Отмечу, что в мае этого года на базе АО «ММТП» состоялось расширенное совещание комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представители более двадцати ведущих стивидорных компаний Российской Федерации. Подобная встреча на базе Мурманского морского торгового порта проходила впервые. Поводом для неё стало завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. В значительной части именно опыт мурманских портовиков лёг в основу принятого справочника наилучших доступных технологий. При этом порядка 80% технологий, которые вошли в справочник, либо уже реализованы на площадке АО «ММТП», либо находятся в активной стадии реализации.

Столь же высокую оценку получил наш опыт по итогам посещения АО «ММТП» делегацией Общественной палаты РФ. Оно состоялось в августе 2019 года. Системная работа АО «ММТП» в сфере экологии была названа примером для других стабильно развивающихся стивидорных компаний.

– Мурманский порт принято называть «воротами в Арктику». Насколько эта фраза актуальна в наши дни?

– По итогам прошлого года, общий объём перевалки в направлении арктических территорий составил 335 тыс. тонн. Сейчас мы идём в графике прошлого года и даже ставим новые рекорды. В августе Мурманский морской торговый порт принял судно «Сибирь», на которое была погружена самая крупная за всю историю порта партия щебня – 24 205 тонн. Этот груз предназначен для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации масштабных инфраструктурных проектов. Доставка этого груза, как и других аналогичных, обеспечивалась по трассе Северного морского пути через Мурманский морской торговый порт.

Сегодня наш порт – это важнейший логистический узел, предназначенный для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоения Арктической зоны. Мы обеспечиваем перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатываем атомный лихтеровоз «Севморпуть», суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов. Развитие арктического направления является одним из приоритетов нашей деятельности. Мы активно развиваем его, формируем необходимую инфраструктуру для того, чтобы она соответствовала потребностям уже завтрашнего дня.

– Социальная программа АО «ММТП» составляет порядка 130 млн рублей ежегодно. Насколько правильно для коммерческого предприятия нести такие расходы?

– Конечно, мы акционерное общество, но мы являемся градообразующим предприятием, благодаря которому возник Мурманск. И мы просто не имеем права не выполнять те социальные функции, которые исторически принял Мурманский порт. Ежегодно мы активно участвуем в реализации важных для мурманчан проектов.

Например, в этом году состоялся первый выпуск 11-классников единственного в стране транспортно-логистического класса. Он был создан два года назад по инициативе АО «ММТП» в гимназии № 8 Мурманска.

– Если говорить про будущее: на что ориентируется Мурманский морской торговый порт в перспективе 10-20 лет?

– Могу сказать, что уже в следующем году в порту начнётся реализация проектов, результаты которых рассчитаны на период свыше 50 лет. Я имею в виду реконструкцию гидротехнических сооружений, срок службы которых минимум полвека. Так что наши горизонты рассчитываются исходя из таких категорий. Мы к этому готовы, потому что сделали Мурманский морской торговый порт центром новых идей и инноваций

Image

К 80-летию Победы в Кузбасской ТПП реализован проект «История войны в моей семье»

На сайте Кузбасской ТПП в рамках проекта «История войны в моей семье» размещены семейные истории о защитниках Отечества и тружениках тыла, а также детские рисунки, посвященные 80-летию Великой...

Image

28-29 апреля 2025 года в Геленджике состоялся VII Черноморский конгресс по пластической хирургии и косметологии

Мероприятие объединило одних из лучших специалистов в области красоты и здоровья, чтобы поделиться своими знаниями и опытом, узнать о самых передовых методиках,...

Image

Руководство и сотрудники ТПП РФ почтили память павших в Великой Отечественной войне

В преддверии 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне глава ТПП РФ Сергей Катырин, и сотрудники Палаты, а также представители дочерних структур - ПАО <ЦМТ>, АО <Экспоцентр>, АНО...

Image

Опубликована архитектура деловой программы Молодежного международного юридического форума – 2025

Молодежный международный юридический форум состоится 21 мая 2025 года в КВЦ «Экспофорум» традиционно в рамках Петербургского международного юридического форума....

Image

Международная выставка недвижимости International Property Market (IPM) станет частью KazanForum 2025

Международная специализированная выставка и конференция в сфере недвижимости, девелопмента, архитектуры и дизайна International Property Market (IPM) пройдет в этом году c 14 по...

Image

В Москве успешно завершились XX Юбилейный Чемпионат и Первенство России по капоэйре

На территории спортивного комплекса "Новая Лига" собрались ведущие спортсмены из различных регионов страны, а также гости из трех зарубежных государств....

Image

Международная выставка «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и международное сотрудничество

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоялась 22-я Международная выставка...

Image

В Московской области прошел Региональный этап Ежегодного Федерального Форума «Частное образование»

25 апреля 2025 года в Российском Университете Кооперации (г. Мытищи) состоялся Региональный этап Ежегодного Федерального Форума Общественного Негосударственного Образования (ФОНО),...

Image

Уральская ТПП собрала бизнес и власть на квартирник, посвященный 80-летию Великой Победы

Без малого сто представителей бизнеса, власти, общественности приняли участие в музыкально-поэтическом вечере «А значит, нам нужна одна Победа», организованном Уральской торгово-промышленной...

Image

Россия и Узбекистан подписали меморандум о сотрудничестве в целях развития НСК

29 апреля в Ташкенте генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин и директор Института развития национальной системы квалификаций при Проектном офисе «Центр проектов в...

Image

В Кузбасской ТПП прошел традиционный турнир по быстрым шахматам среди работников СМИ и предпринимателей

23 апреля в Кемерове, в зале Штаба общественной поддержки ЕР, состоялся традиционный весенний турнир среди работников СМИ и предпринимателей по быстрым шахматам на Кубок...

Image

РМЭФ-2025: инновации и ключевые решения для энергетической отрасли

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга состоялся Российский международный...

Image

ПМЮФ-2025 пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»

XIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ-2025) пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»....

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева: «Партнерские связи с Национальной ТПП Монголии укрепляют экономические связи »

На минувшей неделе Кузбасс с официальным визитом посетила генеральный консул Монголии в Иркутске Батсух Ичинхорлоо. Наряду с официальными встречами в...

Image

Проект Уральской ТПП «Урал: Родины щит и меч», посвященный 80-летию Великой Победы, стартовал в резиденции губернатора Свердловской области

17 апреля 2025 года дан официальный старт большому юбилейному проекту «Урал: Родины щит и меч», разработанному Уральской...

Image

Практический вебинар по участию в международных выставках на территории Азербайджанской Республики

Торговое представительство Российской Федерации в Азербайджанской Республике информирует о проведении 23 апреля 2025 года в 10:00 (по московскому времени), пройдет вебинар по...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.