Image

Александр Масько: «Мурманский морской торговый порт – центр новых идей и инноваций»

В первый день сентября 1915 года к пристани, ещё не имевшей названия, пришвартовался первый пароход под названием Drott, доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Тот далёкий день стал днём рождения Мурманского морского торгового порта. Порт старше города: Мурманск был официально основан больше года спустя, 4 октября 1916-го. Мурманский порт ждала долгая и замечательная история. Поистине, неоценимым стало его значение в годы Великой Отечественной. Первый союзный караван с военными грузами из Англии вошёл под охраной боевых кораблей в Кольский залив 21 декабря 1941 года. А последний полярный конвой, JW-67, прибыл сюда 20 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии. Работа портовиков во время войны была не только сложной, но и опасной: на трудовом посту погибли 103 человека, 317 получили ранения. Много славных страниц было вписано в историю порта и после войны, были у него и тяжёлые времена. В 2012 году во главе старейшего предприятия Мурманска встал новый руководитель. Новый этап развития порта потребовал качественно иных подходов в решении актуальных задач, поставленных временем. Об этом мы побеседовали с Александром Масько, до 2019 года – генеральным директором АО «Мурманский морской торговый порт», а с ноября 2019-го – заместителем директора по логистике и директором по управлению портовыми активами АО «СУЭК».

– Александр Вадимович, вы помните свой первый рабочий день в должности генерального директора Мурманского морского торгового порта и те чувства, которые испытывали в тот момент?

– Это был обычный пасмурный день. Про такие дни часто говорят, что они «нагоняют тоску». И было очень легко поддаться этим чувствам: ведь, с одной стороны, перед тобой предприятие со славной историей, с другой – не совсем понятным настоящим, и уж тем более – будущим. Лучший способ справиться с подобными эмоциями – включиться в работу. Для меня это был вызов, который я принял, и должен был найти ответы на вопросы, которые задавала жизнь.

– Какой из вопросов был самым сложным?

– Все! Потому что они все были связаны друг с другом, и решение одного зависело от других. Надо было просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд. Пожалуй, принципиальным и определяющим стал подход, который был положен в основу всех принимаемых решений: мы работаем на долгосрочную перспективу. Кстати, именно так рассуждали наши предшественники, когда в далёких 1914-1915 годах проводили первые изыскания на голых сопках и скалах побережья Кольского полуострова и с нуля начинали строительство порта в Арктике.

Наверное, тогда мало кто мог поверить, что спустя столетие именно Мурманский порт станет «воротами в Арктику». А они верили. Более того, недавно мы нашли и опубликовали первые чертежи, которые были созданы ими. Так вот, в наши дни причальная линия ММТП практически полностью соответствует этому плану! Как профессионал, я понимаю, что это высочайший класс работы. В прямом смысле – на века!

У меня и моей команды тоже простых задач не было. Мы одновременно занимались повышением эффективности деятельности предприятия, увеличением грузооборота, обновлением инфраструктуры, решением экологических проблем. Но всегда смотрели в сторону горизонта.

– Экология – особая тема. Чего удалось достичь?

– Мы начали с анализа ситуации. Зафиксировали наиболее проблемные точки, применили комплексный подход к решению вопросов. Объехали крупнейшие порты Китая, Японии, Австралии, Канады. Изучили их опыт. Результатом стала масштабная экологическая программа стоимостью свыше 3 млрд рублей. Она включает 12 мероприятий, в том числе: строительство по периметру производственной площадки пылеветрозащитного экрана высотой 20 метров и протяжённостью около 2 километров; внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта; использование системы орошения, состоящей из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек, системы орошения автодорожного полотна на территории порта. В настоящий момент ничего подобного нет ни в одном порту России.

Отмечу, что в мае этого года на базе АО «ММТП» состоялось расширенное совещание комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представители более двадцати ведущих стивидорных компаний Российской Федерации. Подобная встреча на базе Мурманского морского торгового порта проходила впервые. Поводом для неё стало завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. В значительной части именно опыт мурманских портовиков лёг в основу принятого справочника наилучших доступных технологий. При этом порядка 80% технологий, которые вошли в справочник, либо уже реализованы на площадке АО «ММТП», либо находятся в активной стадии реализации.

Столь же высокую оценку получил наш опыт по итогам посещения АО «ММТП» делегацией Общественной палаты РФ. Оно состоялось в августе 2019 года. Системная работа АО «ММТП» в сфере экологии была названа примером для других стабильно развивающихся стивидорных компаний.

– Мурманский порт принято называть «воротами в Арктику». Насколько эта фраза актуальна в наши дни?

– По итогам прошлого года, общий объём перевалки в направлении арктических территорий составил 335 тыс. тонн. Сейчас мы идём в графике прошлого года и даже ставим новые рекорды. В августе Мурманский морской торговый порт принял судно «Сибирь», на которое была погружена самая крупная за всю историю порта партия щебня – 24 205 тонн. Этот груз предназначен для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации масштабных инфраструктурных проектов. Доставка этого груза, как и других аналогичных, обеспечивалась по трассе Северного морского пути через Мурманский морской торговый порт.

Сегодня наш порт – это важнейший логистический узел, предназначенный для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоения Арктической зоны. Мы обеспечиваем перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатываем атомный лихтеровоз «Севморпуть», суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов. Развитие арктического направления является одним из приоритетов нашей деятельности. Мы активно развиваем его, формируем необходимую инфраструктуру для того, чтобы она соответствовала потребностям уже завтрашнего дня.

– Социальная программа АО «ММТП» составляет порядка 130 млн рублей ежегодно. Насколько правильно для коммерческого предприятия нести такие расходы?

– Конечно, мы акционерное общество, но мы являемся градообразующим предприятием, благодаря которому возник Мурманск. И мы просто не имеем права не выполнять те социальные функции, которые исторически принял Мурманский порт. Ежегодно мы активно участвуем в реализации важных для мурманчан проектов.

Например, в этом году состоялся первый выпуск 11-классников единственного в стране транспортно-логистического класса. Он был создан два года назад по инициативе АО «ММТП» в гимназии № 8 Мурманска.

– Если говорить про будущее: на что ориентируется Мурманский морской торговый порт в перспективе 10-20 лет?

– Могу сказать, что уже в следующем году в порту начнётся реализация проектов, результаты которых рассчитаны на период свыше 50 лет. Я имею в виду реконструкцию гидротехнических сооружений, срок службы которых минимум полвека. Так что наши горизонты рассчитываются исходя из таких категорий. Мы к этому готовы, потому что сделали Мурманский морской торговый порт центром новых идей и инноваций

Image

Карандаш клей

Клей-карандаш, или как его еще называют, карандаш клей, является одним из наиболее удобных и широко используемых канцелярских инструментов в офисах, школах и дома. Этот тип клея произвел революцию в мире канцелярских товаров, предложив чистую, быструю и эффективную альтернативу...

Image

Победители конкурса подготовки кадров представили лучшие практики в ТАСС

4 сентября в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященной итогам Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в 2025...

Image

В КЗЦ «Миллениум» впервые пройдет «Неделя промышленности Ярославской области»

Главное экономическое событие года – «Неделя промышленности Ярославской области» – пройдет в Ярославле с 29 сентября по 3 октября в КЗЦ...

Image

Оценочная деятельность Кузбасской ТПП признана лучшей в номинации общероссийского конкурса «Лидеры оценки»

Кузбасская ТПП стала победителем в номинации «Лидер по участию в судебных экспертизах» общероссийского конкурса общественного признания Русского общества оценщиков...

Image

С вдохновением и новыми знаниями вернулась кузбасская делегация со Всероссийского семейного совета в Иркутске

Во Всероссийском семейном совете, который прошел в Иркутске с 24 по 29 августа, Кузбасс представляли шесть семейных компаний, которые работают в различных отраслях...

Image

Программа наставничества стартует в Подмосковье

Запуск новой волны Программы наставничества состоится 8 сентября в Доме Правительства Московской области в 15.30. Мероприятие объединит начинающих предпринимателей и опытных наставников, готовых поделиться своим успешным опытом ведения...

Image

Юридическое сопровождение бизнеса: налоги, консалтинг, аутсорсинг

10 сентября 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» проводит круглый стол на тему: «Юридическое сопровождение бизнеса:...

Image

В рамках областного фестиваля «100% креатив» наградили победителей Всероссийского Кубка креативных бизнес-проектов

15 августа подмосковный Орехово-Зуево стал центром притяжения предпринимателей, стартаперов, творцов и любителей местной культуры. Здесь прошел форум-фестиваль...

Image

Подписано Соглашение между Кузбасской ТПП и Кемеровским региональным отделением Союза машиностроителей России

26 августа состоялась рабочая встреча руководства Кузбасской ТПП с представителями региональной машиностроительной отрасли, в ходе которой было подписано Соглашение...

Image

В Кемерове состоялось вручение портфелей в рамках акции «Помоги собраться в школу»

26 августа в Кемерове, в городском Центре социальной помощи семье и детям «Семейный центр», в рамках акции «Помоги собраться в школу» состоялось вручение ранцев со школьными принадлежностями детям из...

Image

Вопросы регулирования ремесленной деятельности обсудили на заседании Комитета Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий

27 августа в Кузбасской ТПП состоялось очередное заседание недавно созданного Комитета по развитию креативных индустрий с темой: «Ремесленная...

Image

ЕВРАЗИЙСКАЯ ПРЕМИЯ «АСCАМБЛЕИ АВТОМОБИЛИСТОВ»

Главная автомобильная радиопередача страны «Ассамблея автомобилистов» (ВГТРК, радио «Маяк»), «Аргументы и факты Петербург» и агентство «Евразийский стратегический альянс» объявляют о проведении первой евразийской премии «Ассамблеи...

Image

III Международный форум особых экономических зон пройдет в Нижнем Новгороде

III Международный форум особых экономических зон («ОЭЗ-2025») пройдет 18 сентября в Нижнем Новгороде.

Image

БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СТАНОВИТСЯ ПРОСТРАНСТВОМ РОСТА ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕВРАЗИИ И ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА

В Москве завершил работу II Всемирный форум «Новая эпоха – новые пути». Главная тема – цивилизационная инициатива Владимира Путина – Большое...

Image

16 августа 2025 года в Пироговском лесопарке (г. Мытищи) состоялся благотворительный межрегиональный фестиваль творчества и спорта «Нежный ФЕСТ»

16 августа 2025 года в Пироговском лесопарке (г. Мытищи) состоялся благотворительный межрегиональный фестиваль творчества и...

Image

Шедевры из коллекции Государственного Русского музея впервые выставляются на ВДНХ

Это проект Государственного Русского музея, подготовленный ко дню рождения столицы в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и...

Image

В Кузбасской ТПП провели мастер-класс «Моя родословная»

21 августа в рамках деятельности Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству состоялся мастер-класс «Моя Родословная», посвящённый созданию родословного древа и изучению истории...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.