Image

«Покорители Арктики»

Россия – страна с большим потенциалом, раскинувшая свои широты от Финского залива до Берингова пролива. Она омывается 13 морями и двумя океанами, одним из которых является Северный Ледовитый. Арктика – место работы атомных ледоколов. Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» предназначено для обеспечения эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. О том, как зарождался флот, какие изменения претерпел и каковы перспективы развития, рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

− Первые ледоколы использовали в конце XIX-начале XX века, и, казалось бы, их наличием удивить сложно. Расскажите, когда появился первый атомный ледокол?

− Атомный ледокольный флот начал свою историю 3 декабря 1959 года – с момента ввода в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин». Тогда его основной задачей было обеспечение вывоза продукции Норильского комбината из города Дудинка транспортными судами по трассам Северного морского пути.

− Как давно Росатомфлот является оператором атомного ледокольного флота? Сколько на сегодняшний день атомоходов?

− До 28 августа 2008 года атомный ледокольный флот находился в доверительном управлении у ОАО «Мурманское морское пароходство». В 2008 году на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года) ФГУП «Атомфлот» вошло в состав Госкорпорации «Росатом» с передачей ему с 28 августа 2008 года в хозяйственное ведение судов с ядерной энергетической установкой и судов атомно-технологического обслуживания. При этом члены экипажей судов и технические береговые специалисты сохранили работу и продолжают трудиться на благо ледокольного флота.

В настоящее время в составе атомного флота России четыре действующих атомных ледокола («Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач») и единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой «Севморпуть».

− Какие сейчас направления работы предприятия являются ключевыми?

− Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются:
• ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов;
• ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ;
• оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта;
• транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть»;
• судоремонт собственного флота и судов внешних заказчиков;
• безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Сегодня ледокольное обеспечение крупнейших национальных арктических углеводородных проектов – главная задача Росатомфлота. В современных условиях конкурентного рынка услуг интенсивность работы атомных ледоколов составляет около 36 ледоколомесяцев, то есть в среднем каждый ледокол используется 9 месяцев в году. Клиенты атомного ледокольного флота отлично понимают, что обеспечить безопасную проводку с поддержанием коммерческой скорости могут только атомные ледоколы.

Наиболее значимый на текущий момент арктический проект по производству и морскому экспорту сжиженного природного газа с полуострова Ямал «Ямал СПГ». Атомный ледокольный флот под управлением ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом» заключил договор на осуществление ледокольной проводки судов в рамках проекта «Ямал СПГ» до 2040 года. Круглогодичная навигация в порту Сабетта была открыта 9 декабря 2013 года с приходом в акваторию порта а/л «Таймыр».

Помимо оказания услуг по ледокольной проводке, между ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Ямал СПГ» заключён договор на оказание комплекса услуг портового флота на акватории порта Сабетта. Проект «Портофлот» открыл новое направление деятельности предприятия − предоставление услуг по портовому обслуживанию танкеров-газовозов в порту Сабетта в условиях сложной ледовой обстановки. Сейчас «Портофлот» состоит из буксиров «Пур» и «Тамбей», ледокольных буксиров «Юрибей» и «Надым», а также портового ледокола «Обь». Все суда построены на российских верфях на внебюджетные средства, привлечённые ФГУП «Атомфлот» под поручительство Госкорпорации «Росатом».

− Какие задачи стоят перед судами портового флота?

− Ключевая задача «Портофлота» − обеспечение комплекса услуг в Обской губе. В частности, ледовые работы в порту и подходном судоходном канале, сопровождение танкеров для перевозки СПГ, буксировка несамоходных судов и плавучих сооружений, проводка судов в акватории портов и постановка к причалу, эскортные операции на скорости до 10 узлов, борьба с пожарами на судах и портовых сооружениях, участие в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти, а также перевозка палубных грузов.

− И всё же каковы главные задачи атомных ледоколов? Развивается ли строительство новых?

− При участии атомных ледоколов Росатомфлота в Арктике обеспечивается вывоз сырой нефти с Новопортовского месторождения, осуществляется вывоз готовой продукции ПАО «ГМК «Норильский никель», ведутся подготовительные работы по вывозу угля с полуострова Таймыр.

Для обеспечения своих обязательств Росатомфлотом при поддержке ГК «Росатом» продлены ресурсы действующих ледоколов до 200 тыс. часов, а также продолжаются работы по продлению до 260 тыс. часов. При этом ФГУП «Атомфлот» обеспечит развитие арктических проектов до ввода в эксплуатацию ледоколов серии УАЛ в 2020-2022 гг.

В настоящее время на АО «Балтийский завод» ведётся строительство головного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» и двух серийных – «Урал» и «Сибирь» (срок ввода в эксплуатацию 2020, 2021 и 2022 годы соответственно). 23 августа 2019 в Мурманске на базе ФГУП «Атомфлот» состоялось торжественное подписание договора на строительство третьего и четвёртого серийных атомных ледоколов проекта 22220 между ФГУП «Атомфлот» и АО «Балтийский завод». Принято принципиальное решение о строительстве сверхмощного ледокола «Лидер». Основной его задачей станет круглогодичное лидирование караванов в Арктике, а также одиночная проводка крупнотоннажных судов. Обладая мощностью 120 МВт и характеристиками (длина – 209 м, ширина – 47,5 м), ледокол «Лидер» откроет круглогодичную навигацию по всей акватории Северного морского пути.

Главная задача ФГУП «Атомфлот» − не сдерживать развитие крупнейших проектов в Арктике и двигаться в одном ритме с основными заказчиками.


Image

В России появится стандарт сервиса в отелях для деловых путешественников

Объем рынка бизнес-путешествий в денежном выражении превышает 1 трлн рублей, однако соответствующие объекты размещения мало стандартизированы. В России сформируют унифицированные стандарты сервиса для деловых...

Image

Правовые аспекты управления системой охраны труда: защита компании и руководителя

Семинар для руководителей компаний, осуществляющих складскую и производственную деятельность.

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.