Image

Профессия − Бизнес-тренер

Бизнес-тренеры обучают владельцев бизнеса, менеджеров и персонал знаниям и навыкам, полезным для развития дела. Например, работе с покупателями, управлению людьми, организации системы контроля внутри компании. Это относительно новая профессия, но уже снискавшая популярность в России. Она подойдёт людям, которым нравится мотивировать и убеждать других, готовым постоянно развиваться, учиться новому и передавать знания другим людям. Мы пообщались с генеральным директором компании «А-Консалтинг» Анной Гулимовой и расспросили её, что значит быть бизнес-тренером и как строится работа с людьми.

− Анна, расскажите о вашем деле, о том, чем вы занимаетесь. Как давно вы пришли в эту сферу, с чего начинали?

− Моя компания (и я лично) занимается сопровождением различных бизнес-структур с точки зрения управления персоналом. Мы − как HR-отдел, который не внутри, а снаружи. Мы участвуем в подборе и оценке персонала, развиваем его, консультируем руководителей по вопросам, связанным с персоналом, внедряем системы мотивации и так далее. Начинали как раз только с подбора – когда только открылись, в 2006 году, работали как кадровое агентство, а спустя несколько месяцев уже начали заниматься обучением. К моменту открытия у меня уже был трёхлетний тренерский опыт.

− У вас небольшая компания, но вы уже более 13 лет на рынке. За это время вы работали с крупными предпринимателями и небольшими фирмами. Есть ли разница в работе с ними? Какой подход у вас в работе с клиентами?

− Да, среди наших клиентов есть очень разные компании, бизнес разного масштаба и на разных стадиях роста. Конечно, есть две стороны медали: с одной стороны, каждая компания индивидуальна, обладает своими ценностями, особенностями и сложностями. С другой стороны, типовые сложности компаний совершенно не зависят от их размера и специфики деятельности. Например, сложности с мотивацией сотрудников везде приводят к скрытому саботажу, низкой результативности, ухудшению климата, сложностям в коммуникации. Интуитивное управление (когда руководителей не учили руководить) везде выливается в некачественное выполнение задач, обиды на обратную связь, нежелание нести руководителю инициативы и т.п.

Именно поэтому наш подход − сначала посмотреть на компанию, а потом уже определять, что ей необходимо. Посмотреть, конечно, часто не в прямом смысле (хотя, если задачи ставятся масштабные, мы начинаем с организационной диагностики), а, как минимум, поговорить с руководством, узнать предысторию, посмотреть на стилистику поведения компании во внешней среде (на клиентском и кадровом рынках). Даже если к нам обращаются за конкретным продуктом (нужен тренинг продаж), мы всегда задаемся вопросами: а точно ли он нужен? А он ли нужен? А почему именно он, и что даст? И порой, бывает, отказываемся от сотрудничества, если считаем, что клиент поступает себе во вред.

− Какие ваши главные принципы в работе или главная стратегия? Как вы можете доказать клиенту, что именно вы достойны стать его бизнес-тренером?

− Главный принцип, или даже скорее сказать, миссия – «мы учим людей говорить и договариваться». Кажется, что говорить – очень простой навык, однако это не так. Говорить – это и уметь слышать, и вести диалог, и управлять эмоциональным фоном, и доверять, и формировать правила, и очень много чего ещё, чему, к сожалению, всем нам ещё учиться и учиться.

Если клиенту отзывается такой подход, если он сам (в лице высшего руководителя или руководителя HR-службы) готов вести переговоры, прислушиваться, воспринимать обратную связь, − обычно он видит нашу открытость к диалогу и выбирает нас. Помню, один из клиентов после заключения договора признался, что встречался с пятью или шестью тренерами и компаниями и только со мной (тогда я вела переговоры) ему было чётко понятно, что и как будет происходить, для чего нужны те или иные действия, на каких условиях мы будем работать и ещё ряд других важных вещей. Это я и называю – говорить и договариваться.

− Если к вам за помощью обращается крупная фирма или холдинг, которая уже много лет на рынке, то с какими основными проблемами они к вам идут? Что в их системе управления может быть не так?

− У крупных компаний, которые давно на рынке, есть, пожалуй, два диаметральных комплекса сложностей. Один из них − это когда компании 15-20 лет, а она никогда системно не занималась персоналом. Всё строилось интуитивно, все правила «передавались из уст в уста», адаптация шла по принципу «выплывет - не выплывет», обучением подчас не занимались и пр. Тут всё нужно строить с нуля, не глядя на возраст компании.

Второй перекос – когда компания, наоборот, спешит за всеми новинками и трендами. Они уже и коучинговый стиль управления ввели, и расстановки среди топ-менеджеров практикуют, и нейрографику рисуют, и много всего другого, но в систему как таковую это не укладывается, всё очень разрозненно, хаотично, всего слишком много. Здесь обычно всё сложнее, потому что люди переучены, разочарованы, много знают на уровне информации, но ничего не успевают применять, и подчас строительство системы приходится начинать с какого-то одного небольшого, наиболее безопасного, краешка.

Что касается промежуточных вариантов – их масса, чаще всего западает конкретный навык. Например, сотрудники отдела продаж всё умеют, а вот «дожимать» клиента не умеют. Или руководители задачи ставят хорошо, а вот обратную связь дают слабо.

− Сейчас на рынке услуг очень много разного рода коучеров и бизнес-тренеров, как человеку выбрать действительно успешного, качественного профессионала и не попасть на мошенников? Есть ли какие-то отличительные черты или факторы работы, которые отличают грамотного специалиста от шарлатана?

− Очень сложный вопрос. Прежде всего, потому, что единого правильного ответа на него нет. Сказать, что нужно смотреть на опыт в годах/тренингах/компаниях, – неверно, есть молодые компании/школы, но очень качественные. Делать отсылку к отзывам − тоже бессмысленно, отзывы (даже реальные) берутся часто в эмоциональный момент, когда человеку всё нравится, и не учитывают результативность. Реальные рекомендации – «сарафанное радио» – да, работают более эффективно, но здесь есть риск промахнуться по стилистике: например, другой компании это подошло, а вам не подойдёт, потому что у вас другие ценности или другой язык.

Поэтому я рекомендую то, чему сама и учу, – разговаривать. Не стесняться тренеру или консультанту задавать все вопросы, которые кажутся важными: где он учился, что он думает по тому или иному вопросу, каких подходов/стилей придерживается, что считает главным в обучении/бизнесе/коучинге.

− Продолжаете ли вы своё личное обучение? Какие мероприятия посещаете, может быть, у вас есть свой «гуру», у которого вы узнаёте что-то новое для своей работы?

− Конечно, наше обучение (и моё собственное, и моих коллег) не прекращается ни на минуту. Каких-то своих гуру нет, а вот инструментарий мы пополняем и обновляем регулярно. Например, меньше года назад я обучилась на курсе «Игрофикация. Тренер-игротехник», так как игры как инструмент для бизнеса сейчас очень актуальны. Всегда по возможности посещаем профильные конференции, круглые столы, вебинары смотрим еженедельно, причём как на прямо профильные темы, так и обязательно на смежные. Обучение – это ведь не только прямое применение информации, но и поддержание мышления в тонусе, широкий кругозор и понимание особенностей рынка, что крайне важно для тренера и консультанта.

− Что в работе бизнес-тренера самое сложное? Бывали ли у вас моменты, когда вы оказывались в эмоциональном тупике и не знали, что делать дальше? Как находили выход?

− Работа бизнес-тренера вообще сложная. Без всяких оговорок. Начиная от физической составляющей, когда ты по 8-9 часов на ногах, постоянное говорение, постоянный контроль тела, до психологической – разные участники, в том числе недовольные, спорящие или, напротив, пассивные и игнорирующие.

Конечно, тупиковые ситуации бывают. С опытом их становится всё меньше, а первые годы бывало и такое, что рыдала в перерывах, уйдя в тренерскую комнату, и давала себе зароки уйти в какую-то более спокойную профессию. Однако если такие моменты случались или случаются, то сразу вспоминаю, как люди узнают меня (теперь уже спустя и 10-15 лет), подходят на улице, на мероприятиях, рассказывают, как годами хранят рабочие тетради с тренингов, или же собственники бизнеса ставят мою фамилию в ряд важнейших для них наставников, и становится легче. Ну и до сих пор все вместе с коллегами прокачиваем эмоциональную саморегуляцию.

− Откуда вы берёте энергию и вдохновение для своей работы? Что помогает вам снова и снова выходить к людям и передавать им свои знания?

− Для меня источником вдохновения являются сами люди, участники. Они очень классные, разные, интересные, вовлекаясь, они дают очень много энергии. Часто бывает такое, что на тренинг заходишь вялым и уставшим, а выходишь с него полным сил и желания свернуть горы.

Ну и отдельный источник лично моей энергии − конечно, мои дети. Как шутят иногда мои клиенты – тренирую на детях свои приемчики, и действительно, я очень многому у них учусь, наблюдаю, слушаю, смотрю и просто вместе радуюсь.

Image

Число ИП в Москве в 2019 году выросло на 10%

Все больше москвичей для ведения бизнеса регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. В 2019 году в Москве было зарегистрировано 73 тысячи индивидуальных предпринимателей – на 3,8% больше, чем в 2018 году, сообщил заместитель мэра...

Image

На Северо-Западе Москвы появится новый полиграфический комплекс

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы приняла решение о передаче ООО «Альфа-Дизайн» земельного участка площадью 0,85 га для строительства производственного комплекса по изготовлению полиграфической продукции....

Image

22-23 апреля в Москве форум Blockchain Life 2020 собирает 5000 участников и ведущие компании индустрии

Крупнейшее событие по блокчейну, криптовалютам и майнингу в Европе состоится на инновационной площадке Music Media...

Image

Blockchain Life 2020 welcomes 5000 participants and leading companies of the industry on April 22-23 in Moscow

The biggest event on blockchain, cryptocurrencies, and mining in Europe is taking place at an innovative venue — Music Media Dome.

Image

«Свеза» запустила программу корпоративного волонтерства для сотрудников

В прошлом году в компании «Свеза» стартовала программа «Свеза Актив», которая нацелена на развитие корпоративного волонтерства и амбассадорства. К программе уже присоединилось более 180 сотрудников, в планах –...

Image

Посетите заводы СНХЗ, Синтез-Каучук - 28 февраля

Рады сообщить, что в рамках 6-ой ежегодной конференции «Даунстрим 2020» (26-28 февраля, Уфа) подтвердились технические визиты на предприятия ТАУ НефтеХим: Стерлитамакский нефтехимический завод и Синтез-Каучук....

Image

Участники семинара АВОК побывали с инженерной экскурсией в «Лужниках»

Ассоциация АВОК провела мастер-класс по системам водоснабжения и внутреннего пожаротушения на базе многофункционального плавательного центра Олимпийского комплекса «Лужники». ...

Image

Электрообогрев головной компрессорной станции «Северного потока–2»

Инжиниринговая компания «ССТэнергомонтаж» (входит в ГК «ССТ») ведет проект по оснащению системами электрообогрева объектов головной компрессорной станции «Славянская» проекта «Северный поток–2». На данный момент...

Image

На форуме в Уфе обсудят стратегию промышленного развития

В девятнадцатый раз в столице Башкортостана пройдет Российский промышленный форум. Он и специализированные выставки «Машиностроение», «Инновационный потенциал Уфы» состоятся с 26 по 28 февраля 2020 года и традиционно откроют...

Image

В Москве будет построено 15 новых торговых объектов

По итогам аукционов, состоявшихся в 2016-2019 годах, было реализовано 15 земельных участков под строительство объектов торгового назначения общей площадью 5.8 га и совокупной арендной платой 470 млн рублей. Об этом сообщил заместитель...

Image

Владимир Ефимов: Москва пошла на опережение

Общий объем экспорта московской промышленной продукции за январь – ноябрь 2019 года составил $23,6 млрд долларов и вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по экономической...

Image

«Московский эндокринный завод» запустил новую линию по производству лекарств

22 января 2020 года на фармацевтическом предприятии Москвы запущена новая линия по производству жидких и растворимых лекарственных препаратов, а также глазных капель. Цех общей площадью почти 3 тысячи кв.м...

Image

Открыт прием заявок на участие в ежегодной Программе «Лучшие социальные проекты России»

1 декабря открыт прием заявок на VIII ежегодную Программу «Лучшие социальные проекты России». Победители Программы будут объявлены на торжественной Церемонии награждения в мае 2020 года в...

Image

Процедура рассмотрения поправок в Конституцию РФ

Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании 23 января приняли в первом чтении президентские поправки в Конституцию РФ. Однако, по словам депутата ГД РФ Алексея Кобилева, члена комитета Госдумы по контролю и Регламенту, работа над...

Image

Деловая программа выставки upakovka 2020

Посетите абсолютно бесплатно мероприятия деловой программы innovationparc! Сессии и конференции будут проходить параллельно на двух площадках: innovationparc 1 и 2 в павильоне «ФОРУМ»....

Image

По инициативе ТПП РФ в законодательство вводится понятие семейного предпринимательства

23 января заканчивается обсуждение законопроекта по закреплению понятия «семейный бизнес» в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской...

Актуальные комментарии