Image

«Центродорстрой»: опыт и традиции дорожного строительства, проверенные временем

Долгая история, успешные проекты, безупречная репутация и авторитет − вот четыре кита, на которых строится доверие заказчиков к большим и, как это принято говорить, долгоиграющим компаниям. В современной России такие организации есть, и одна из них − проверенный временем, надежный и испытанный «Центродорстрой» (ЦДС).

АО «ЦДС» является одним из ведущих российских подрядчиков, специализирующихся на строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос и прочих объектов транспортной инфраструктуры. Свою деятельность компания начала еще в 1956 году, за время ее существования было выполнено множество дорожных и аэродромных проектов разных масштабов и степеней сложности, в разных климатических условиях нашей страны.

Организация была создана в 1960-х для строительства Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). На рубеже 70-х и 80-х активно участвовала в подготовке инфраструктуры к Олимпиаде-80. В 1990-х вела реконструкцию МКАД. Затем последовали другие масштабные проекты – реконструкция магистралей М-2, М-4, М-5, возведение мостов и путепроводов, грандиозные работы по строительству и реконструкции аэропортов Московского авиаузла Шереметьево, Внуково, Домодедово, а также аэропортов в Калужской области, городах Иваново и Ейск, аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге.

Роль ЦДС в отечественном дорожном строительстве остается заметной. Так, компания подтвердила свою репутацию надежного партнера в ходе реконструкции аэропорта Храброво (г. Калининград), проводимой в рамках подготовки транспортной инфраструктуры страны к чемпионату мира по футболу 2018 года. Теперь аэродром аэропорта Храброво свободен от ограничений на прием любых воздушных судов. Последние несколько лет компания активно участвует в развитии улично-дорожной сети Новой Москвы, а именно в строительстве автодорог Марьино-Саларьево, Воскресенское-Каракашево-Щербинка и улично-дорожной сети административно-делового центра Коммунарка. С 2018 года «Центродорстрой» осуществляет строительство автодороги Симферополь-Евпатория Мирный, внося таким образом вклад в кардинальное улучшение состояния дорожной сети полуострова, находящейся сегодня в плачевном состоянии. Совсем недавно была начата реконструкция аэропорта Баландино (г. Челябинск) в рамках подготовки к саммиту Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
О том, что сейчас происходит в отрасли, как удается оставаться среди ее лидеров и почему зарубежные заказчики обращаются к российской компании, рассказывает генеральный директор АО «ЦДС» Пётр Ольховский.

− Пётр Васильевич, что можно сейчас сказать о состоянии дорожно-строительной отрасли в России? Есть ли какие-то тенденции и тренды, которые можно было бы выделить? На что они влияют? Затрагивают ли вашу работу?

− В целом состояние отрасли оставляет желать лучшего, и это обусловлено многими факторами. Так, сильно снизилось качество проектирования: в проекты закладываются устаревшие решения, порой недоступные материалы или другие ошибки. Это усложняет и растягивает процесс строительства. В некоторых случаях низкое качество проектной документации вообще ставит под сомнение реализацию проекта. И ситуация, к сожалению, не улучшается. Именно по этой причине мы создали свой проектный институт, задача которого − переломить данную негативную тенденцию.

Кроме того, в последнее время на рынке появилось большое число недобросовестных подрядчиков, которые демпингуют и за счет этого выигрывают контракты, но построить качественно по объективным причинам не могут. Такая ситуация складывается из-за слабой законодательной базы. Сейчас наметилась благоприятная тенденция по изменению законодательства, например, если говорить о 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но работать ещё есть над чем.

Ещё один критичный фактор − постоянно растущие цены на материалы, за которыми не успевают ни проектировщики, ни индексирование. Да и бюрократия вносит свою лепту. Итого: сроки срываются, качество падает, а страдает конечный потребитель − люди, для которых строятся дороги. Все эти моменты очень негативно влияют как на дорожно-строительный рынок в целом, так и на всех его участников, вызывая недоверие к отрасли как со стороны власти, так и со стороны потребителей, и снижая привлекательность этого бизнеса для тех, кто готов честно и качественно работать. Мы используем свой опыт и умение реализовывать крупные инфраструктурные проекты, и это помогает нам в какой-то мере преодолевать имеющиеся трудности. ЦДС не боится браться за серьезные проекты, в том числе за такие, за которые другие организации не берутся или не в состоянии их завершить. Мы показываем коллегам, к чему надо стремиться, как правильно решать поставленные задачи.

− Сейчас в региональном и муниципальном дорожном строительстве большие надежды возлагают на государственно-частные проекты. Как вы думаете, насколько это направление перспективно? Смогут ли концессионеры со временем составить вам ощутимую конкуренцию? Или, быть может, ваша компания начнет участвовать в ГЧП?

− Всем участникам рынка, и малым предприятиям, и холдингам, понятно, что именно за такой схемой реализации проектов − будущее. И речь о какой-то конкуренции здесь совсем не идёт. Просто со временем отрасль перейдёт на такую модель, и крупные подрядчики вынуждены будут либо принять новые правила игры, либо уйти с рынка. Я уверен, что многие крупные дорожно-строительные компании (и мы в их числе) так или иначе приспособятся к этой новой модели. Настоящая проблема пока кроется в поисках источников финансирования, ведь кто-то должен инвестировать в стройки! И здесь вот пока ясности нет. Ни одна, даже крупная, дорожно-строительная компания сама по себе не зарабатывает в сегодняшних условиях сверхприбыли и потому не сможет заниматься финансированием (или софинансированием) масштабных строительных проектов. Поэтому скорее нужно задаться вопросом, сможет ли модель ГЧП как таковая стать действительно работающим инструментом, более привлекательным для государства и бизнеса, чем есть сейчас.

− Какими важными объектами вы занимаетесь сейчас? На какой стадии реализации они находятся?

− Можно назвать три самых основных направления нашей работы на данный момент. Первое − это реконструкция аэропортового комплекса Баландино (Челябинск) в рамках подготовки к саммиту ШОС. Из-за очень сжатых сроков, ограниченных климатическими условиями, приходится работать быстро. Но эта работа нам знакома и принципиальных трудностей не вызывает. Сейчас проект находится в самой активной стадии реализации, выполнено уже около 60% объема работ. Завершен он должен быть в мае 2020 года.

Второе − строительство автодороги Симферополь − Евпатория − Мирный в Республике Крым в рамках Федеральной целевой программы развития этого субъекта Российской Федерации. Это интересная масштабная задача, но регион для нас новый, климатические условия незнакомые. Хотя климат Крыма для нас скорее плюс, потому что продолжительность строительного сезона здесь дольше чем в средней полосе и тем более в Предуралье. Дорожная сеть региона очень неразвита и находится в плохом состоянии. Протяжённость строящейся магистрали – 25 км, и в её состав входят 6 транспортных развязок с крупными искусственными сооружениями. Сейчас работы выполнены на 2/3, завершиться они должны в сентябре 2020 года.

Третье – работа на трех объектах в Новой Москве. Тут мы ведем строительство дорог на участках Марьино-Саларьево и Воскресенское-Каракашево-Щербинка, а также занимаемся улучшением улично-дорожной сети административно-делового центра Коммунарка. Эти территории активно развиваются, и там требуется плотная сеть хороших дорог. Все проекты находятся в разной стадии готовности − от 20 до 80 процентов.

− Каков был опыт вашей деятельности за рубежом? Есть ли интересные предложения сейчас?

− У нас был очень интересный проект в Индии − реконструкция участков скоростной дороги, соединяющей столицу Нью-Дели с городом Колката (бывшая Калькутта). Дорога строилась ещё во времена, когда Индия была британской колонией, и с тех пор только ремонтировалась. Кроме того, в начале 2000-х годов в Индии практически не было своих специалистов в дорожном строительстве. Так что, помимо самого процесса строительства, мы активно участвовали и в воспитании индийских специалистов в дорожной отрасли. С технической точки зрения проект не был сложным, но трудности были связаны с особенностями менталитета и уклада жизни в стране. В целом опыт был положительным, и мы с интересом рассматриваем предложения об участии в подобных проектах, которые регулярно поступают, в частности, из стран бывшего СССР и Азии. Однако в настоящее время ввиду большого количества интересных для нас проектов в России мы концентрируем свои усилия там, где мы лучше всего знаем, что и как сделать, а именно на объектах по строительству дорог в Москве, Московской области, Крыму и на объектах по реконструкции аэродромов по всей стране.

− Какие планы строите на ближайшее будущее?

− Мы начинаем проект (пока небольшой) по ремонту дорог в Крыму. В регионе, как я уже говорил, существует большая проблема как с развитостью сети дорог в целом, так и с состоянием существующих дорог. А в условиях возрастающей востребованности региона в качестве места притяжения в курортный сезон, этот вопрос будет становиться всё более и более острым. Хотелось бы закрепиться на этом рынке – наладить не только сам процесс качественного ремонтирования дорог, но и создать ресурсную базу для этого – производство качественного асфальтобетона.
Также хотелось бы продолжить работу в Новой Москве. Регион быстро развивается, тут запускаются всё новые и новые проекты. Работы много, она очень интересна. Да и промышленная база у нас здесь достаточно серьёзная.

В последние годы мы активно занимаемся своим любимым делом – реконструкцией аэропортов. Планируем расширить своё присутствие на этом рынке. Опять же, проектов сейчас по этому направлению в стране много. Все они более или менее интересны, со своими плюсами и минусами. Но мы трудностей не боимся, и, думаю, перспективы для нашей компании открываются хорошие.

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.