Image

«Кабала святош», или Ода Учителю

Пьесу «Кабала святош» о Ж.-Б. Мольере Михаил Булгаков написал для Художественного театра в октябре–декабре 1929 года. 19 января 1930 года Булгаков читал пьесу во МХАТе, и театр принял её к постановке. Но спустя два месяца советская цензура пьесу запретила. Только полутора годами позже, после того как состоялся разговор Сталина с автором и после дополнительного вмешательства Максима Горького, в октябре 1931 года постановка пьесы была разрешена.

В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене – Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю, Его Величеству. А за кулисами разворачивается личная драма…

Но к чему утомлять читателя пересказом «классики». Как говорится, лучше один раз увидеть. Московский театр на Юго-Западе начал новый год с премьеры – спектакля «Кабала святош».

Сколько раз ставили эту пьесу – на больших и малых сценах, в именитых театрах и не очень. Но постановка в театре на Юго-Западе оказалась особенной. В ней воедино сплелись люди, судьбы, свет, музыка, темперамент, выливаясь в какую-то невероятную экспрессию, способную растревожить чуткую душу зрителя. И потому сердце то замирает, то начинает биться учащенно в такт музыки и словам, когда созерцаешь трагедию более чем трехсотлетней давности… Всё кажется таким знакомым, современным и сиюминутным…

Театр на Юго-Западе ограничен компактным залом, где сцена совсем рядом со зрительскими креслами. И здесь зрители никак не наблюдатели со стороны, поскольку сцена и зал не разграничены. Они словно участвуют в жизни персонажей, так как всё свершается «здесь и сейчас». Действо разворачивается в сдержанных, но предельно многозначимых декорационных деталях, которых, по сути, и нет на сцене. Но все вокруг играет на руку актерам, играет вместе с ними на одной сцене – свет, музыка, костюмы, экспрессия…

Французский архитектор Шарль Эдуар ле Корбюзье как-то сказал: «Художника отличает то, что в его жизни бывают минуты, когда он ощущает себя больше, чем человеком». Быть может, в этом кроется загадка вечного конфликта власти и художника. Это столкновение – фундамент «Кабалы святош». Но, как известно, миром правит Любовь. И наряду с любовью к жизни, женщине в постановке театра на Юго-Западе преобладает любовь к сцене, к Мастеру и Учителю.

Действующие лица и исполнители:

Художественный руководитель театра, режиссер–постановщик, заслуженный артист РФ Леушин Олег

Жан–Батист Поклен де Мольер – заслуженный артист РФ Бородинов Сергей

Мадлена Бежар – заслуженная артистка РФ Иванова Ольга

Арманда Бежар – актриса Дмитриева Алина

Захария Муаррон – артист Тагиев Фарид

Корреспонденты СМИ.

Корреспондент: – О чем ваш спектакль?

Леушин Олег: – О памяти, о продолжении, о вере в то, что мы делаем, о корнях. В 1980 году Валерий Романович Белякович, основатель театра на Юго-Западе, выпустил спектакль «Мольер» как дань памяти своему учителю Борису Равенских. Эта постановка стала легендой нашего театра, со своей судьбой и своей гастрольной географией от Великобритании до США. Два года, как Беляковича с нами нет. И мне все это время эта мысль не давала покоя. Когда-то ещё при жизни я обещал Валерию Романовичу, что поставим спектакль, но не успели, так бывает... И мне хотелось этот материал восстановить в память о нашем мастере. Мы это сделали. И что-то произошло сегодня для меня…

Корреспондент: – Как пришла идея со светом? Он в спектакле выполняет функцию декораций и поэтому решает много задач…

Леушин Олег: – Я искал символ театра, даже сначала сделал декорации некоторые: Францию, арки, ложи, но до этого ещё шёл у меня занавес, кулисы и закулисье… Однако это нагромождение затмевало суть. Я обратился к своему художнику по свету с просьбой подобрать световой занавес, объяснил, что хочу из этого сделать декорацию. Надеюсь, у нас всё получилось. Свет создаёт объём. В нем много символов, поэтому он когда-то доминирует, где-то вкрапляется и сопровождает спектакль. Но он не везде, мы даём отдохнуть глазу зрителя.

Корреспондент: – В спектакле читается только Булгаков?

Леушин Олег: – Здесь и Булгаков, и Белякович, и Мольер. Много стихов звучит именно 17-го века, самого Мольера. Много чего пришлось перечитать и пересмотреть, готовясь к этому спектаклю.

Корреспондент: – В спектакле одним из героев является Музыка. Она полноправно царит на сцене вместе с артистами…

Леушин Олег: – Музыка – это, как всегда, Михаил Борисович Кротков. Это его подбор. Я сначала озвучиваю ему свои ощущения, свое настроение, а он где-то находит нужные композиции. Но, как правило, я сначала её не понимаю, не принимаю, а потом: попробуй-ка ты без этой музыки сыграть! Она идеальна, она передаёт всё, где-то помогает артистам, даёт толчок. Они филигранно с ней работают на сцене.

Корреспондент: – Вопрос к актерам. У вас практически нет положительных персонажей. Расскажите, насколько тяжело или легко, близко ли вам оказались ваши образы и как вы в них вживались?

Бородинов Сергей: – Как таковая близость героя, конечно, есть, потому что мы показываем театральную жизнь, хоть и несколько веков назад. А когда ты живешь театром, когда ты здесь по 12 часов каждый день – это тот же быт и это очень-очень близкая атмосфера, среда, в которой мы живем, в которой нам комфортно. Это есть история про нас. Однако чем мы больше разнимся со своим персонажем по характеру, по оценке жизни, тем интереснее прикасаться к нему, в прямом смысле этого слова, и становиться им, отходя от себя. Другой момент, когда это твоя роль и ты можешь одним пальцем её вытянуть и вообще ничего не делать, и все скажут, что это гениально! Это тоже хорошо, но как мне кажется, всё-таки лучше, когда ты перешагиваешь вот эту черту, когда перестаёшь быть собой.
Тагиев Фарид: – Станиславский сказал: «В каждой роли надо идти от себя, и чем дальше ты от себя уйдёшь, тем интереснее». Вот суть нашей профессии – уходить через себя от себя.

Корреспондент: – Фарид, вы испытываете сочувствие, сострадание в адрес своего персонажа? У вас все-таки один из самых сложных героев…

Тагиев Фарид: – У меня осталось только сочувствие, потому что мы с ним разного возраста: мне почти 40, а ему 23. В силу этого я уже мыслю и оцениваю некоторые вещи «по-взрослому». Но когда ты молод, юн, у тебя ещё не так много «тараканов» в голове, ты способен на импульсивные необдуманные поступки. Потому что только с возрастом ты приходишь к осознанию того, какой же ты был дурак, почему не поступил тогда так или так… Да, это вызывает сочувствие.

Корреспондент: – Весь спектакль идёт на высокой эмоциональной ноте, насколько это тяжело – все время держать такой уровень?

Бородинов Сергей: – Это принцип театра на Юго-Западе. Мы привыкли работать в такой форме, поэтому для нас это не ново и является привычным, обыденным. Такой высокий градус присутствует в каждом спектакле.

Корреспондент: – Как вы работали над ролью, что вы хотели сказать ею?

Бородинов Сергей: – Мы рассказывали о наших мастерах, о нашем театре, о том, как мы живём.
Корреспондент: – Это ваш Мольер говорит, да?

Бородинов Сергей: – Это говорю я, но, видимо, и Мольер так говорит. Что касается конкретно роли, то я ещё продолжаю над ней работу и надеюсь, с каждым спектаклем она обрастет новыми гранями. Мы все работаем над своими ролями, над этим спектаклем. Это только первая ступень, только первый шаг к тому, что называется созданием спектакля. Спектакль состоится, но не сейчас, чуть позже.
Корреспондент: – Ваш Мольер – он грешен?

Бородинов Сергей: – Человек – вещество тягучее. Он не может быть всегда добрым и добрым умереть, нет. Сегодня он добрый, завтра злой…

Корреспондент: – Алина, а ваша самая главная ниточка – что бы вы хотели передать зрителю, кто такая Арманда?

Дмитриева Алина: – Я тоже не могу сказать конкретную мысль этого персонажа, но мне кажется, что это женская сущность, её любовь – к театру, к искусству, к жизни, к Мольеру. А в целом мы все равны перед общей идеей. Сложно сейчас кого-то вычленять и приводить к общей идее, потому что мы очень хотели, чтобы всё состоялось целиком, все вместе. Это был некий посыл в космос нашему учителю.
Корреспондент: – Какой посыл?

Иванова Ольга: – Что мы живы, что мы работаем, творим. Мы – артисты! Для нас это было важно сделать. Посвящение мастеру, завершение его линии.

Корреспондент: – Вам как-то помогал в этом образ Булгакова?

Леушин Олег: – Нет, я о нем даже не думал, к счастью или к сожалению. Я много изучал и увидел, что по всей пьесе скользит обида. И вот эту обиду я отмёл категорически. Никакой обиды здесь и быть не может.

Корреспондент: – Великому творцу в современном мире есть ли место, признается ли он?

Леушин Олег: – Вот они (смотрит на своих артистов), все здесь, и место есть, и живут все, и здравствуют, и слава богу.

Хотя, конечно, нельзя не заметить, что тема Творца и власти сегодня актуальна как никогда. Я тоже через это прошёл лично и до сих пор иду по этому пути. Не только я, к сожалению, много таких людей. Всегда таких, кто чуть-чуть впереди, пытаются осадить, несмотря ни на что, извращая все, что происходит вокруг, извращая факты, время…

Корреспондент: – Ваш спектакль – это гимн театру, гимн творчеству, гимн художнику?

Леушин Олег: – Нет, здесь нет противостояния художника власти. У нас власть тоже находится в ситуации. В треугольнике – Мольер, Шарон и Король – доминанта – Шарон. Вот те ползучие твари, которые часто мешают процессу, происходящему на подмостках. Власть, когда она достаточно сильная, не боится художников. Только слабая власть опасается критики. Здесь король подходит к сильной власти, но мешает третья сила и сильной власти, и свободе слова, и свободе духа. Это и есть кабала, бездарность, низость человеческого духа, пошлость, искривлённость сознания, зависть, всё что угодно. Все человеческие пороки соберите в один мешок и суньте в Шарона, вот это кабала святош. И да, это актуально и сегодня.

Image

Новый инструмент для пиарщика

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА» и журнал «RBG - Russian Business Guide» при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ представляет систему публикации деловых новостей Public.RBGmedia. Система создана для органов власти, государственных и ...

Image

ОЭЗ «Дубна» планирует увеличить к 2025 году в 2 раза количество рабочих мест

Для подготовки новых кадров резиденты Особой экономической зоны (ОЭЗ) планируют более эффективно использовать возможности учебных заведений, расположенных на территории Дубны. Теме целового обучения была ...

Image

Зампред Правительства Подмосковья Вадим Хромов проведет встречу с бизнесом

31 июля 2019 года в 11.00 руководство Московской области организовывает очередное совещание с представителями бизнеса. Встречу проведет заместитель Председателя Правительства Московской области Вадим ...

Image

Солнечногорск, Химки и Красногорск стали лучшими по развитию предпринимательского климата во 2-ом квартале 2019 года

Министерство инвестиций и инноваций Московской области опубликовало итоги очередного мониторинга муниципальных образований региона по созданию условий для ...

Image

В Новгородской области открылся первый логистический комплекс

18 июля в деревне Чечулино Новгородского района открылся первый в регионе распределительный центр. Развивать логистическую инфраструктуру будет розничная компания X5 Retail ...

Image

В Новгородском районе планируется организовать производство лекарств

Препараты для лечения сердечных заболеваний и онкологии пойдут на внутренний и зарубежный рынки

Image

Новгородская делегация в эти дни находится в Японии

С 18 по 20 июля в Японии проходит визит делегации Новгородской области, состоящей из представителей правительства и бизнеса во главе с первым заместителем губернатора области Вероникой Мининой, организованный Japan External Trade ...

Image

В ТПП РФ прошёл круглый стол "Инновации в транспорте, логистике, дорожной инфраструктуре. Лучшие практики"

Сегодня в Торгово-промышленной палате РФ журнал "Russian Business Guide" совместно с ТПП РФ, при поддержке компании «Асфальт-Качество», при участии Министерства ...

Image

Высокий профессионализм сотрудника ГК «ССТ» отмечен Евразийской патентной организацией

4 июля 2019 года звание евразийского патентного поверенного получил Евгений Горбачевский, заместитель генерального директора по защите интеллектуальной собственности ГК ...

Image

Популярность налогового режима «патент» зависит от комфорта его использования

На площадке Торгово-промышленной палаты г.Новочеркасска в рамках работы комитета по развитию потребительского рынка состоялась совещание с участием администрации города, Городской Думы г.Новочеркасска, ...

Image

Посол Швейцарии в России Ив Россье посетил завод ГК «ССТ»

17 июля 2019 года Посол Швейцарской Конфедерации в России Ив Россье посетил подмосковный завод Группы компаний «Специальные системы и технологии» (ГК «ССТ») по производству систем ...

Image

Медицинская промышленность

16 июля на территории ГК «Исток-аудио» ОЭЗ Фрязино прошло заседание Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ...

Image

Стенд Уральской ТПП на ИННОПРОМ-2019 побил собственный рекорд посещаемости

Концептуальный стенд «Нейронная сеть российского бизнеса» Уральской торгово-промышленной палаты, Торгово-промышленной палаты РФ и АО «Экспоцентр» был одним из самых заметных и оживленных на международной ...

Image

Партнеры Уральской ТПП довольны итогами выставки ИННОПРОМ

На закрытии стенда Уральской ТПП на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ 2019» со-экспонентам стенда в торжественной обстановке были вручены дипломы. Состоялось также чествование членов палаты, которые, как и Уральская ...

Актуальные комментарии
  • Image

    Наталья Федотова: «Инвестирование можно сравнить со строительством дома»

    Для многих граждан России инвестирование остается чем-то сложным и непонятным. Несмотря на то, что во многих странах жители регулярно следят за изменением инвестиционного климата как в своем государстве, так и во всем мире, в РФ пока такой тенденции у среднего класса нет. О том, что тормозит россиян в вопросах инвестирования, специально для RBG рассказала Наталья Федотова, консультант Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности образования в Российской Федерации

  • Image

    Между Европой и Азией

    Постоянное улучшение отношений между Россией и странами Азии существенно меняют расстановку сил в мировой экономике. Для многих представителей бизнеса КНР Российская Федерация становится надежной базой с огромным потенциалом для укрепления и развития собственного бизнеса. О том, как это отражается на рынке инвестиций, RBG поговорил с кандидатом экономических наук Юлией Позднышевой.

  • Image

    Управляя рисками

    Инвестиционный рынок России за последнее десятилетие показывает стабильный рост. Многие иностранные инвесторы, несмотря на общий фон недоверия к российской экономике, продолжают вкладываться в новые проекты. О том, что нужно знать начинающему инвестору, специально для RBG рассказал Сергей Долганов, основатель ГК “ФИН-ЦЕНТР”

  • Image

    Образование как сотрудничество

    Образование – одна из самых дискуссионных тем нашего времени. Часто выпускники после окончания учебы сталкиваются с невостребованностью, а бизнес – с нехваткой кадров. Поэтому многие компании сотрудничают с техникумами и университетами, приглашая на практику студентов. О том, что сегодня происходит в учебных заведениях и как решаются большинство проблем, специально для RBG рассказал Гончаров Игорь, заместитель коммерческого директора ООО «Арнег».

  • Image

    Сказка на русский манер

    Национальные костюмы - один из главных трендов уже многих лет. Этнические мотивы успешно интегрируются многими модными домами, предавая некоторую индивидуальность современному образу. Кроме того, устав от глобализации, многие выбирают по-настоящему особенную одежду для многих праздников, в том числе свадеб. Уникальный образ недавно представила Нина Богдашина, со-основатель студии "Шкатулка сказов". О том, где брать идеи для таких образов, в специальном комментарии на RBG.

  • Image

    Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин: реализация проекта ОРВ набирает обороты

    Реализация процедурыоценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов (НПА) и экспертизы нормативных правовых актов со стороны Торгово-промышленной палаты России набирает обороты.

  • Image

    Перспективы поднебесной: как соглашения между Китаем и США повлияют на мировою экономику

    Буквально неделю назад весь мир с вниманием следил за событиями в Осаке, которые определяли будущее мировой политики и экономики. Среди всех событий, происходивших на саммите G20, особое место заняла встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина. Уже не первый год отношения США и КНР сложно назвать дружественными или даже партнерскими. Поэтому от того, как пройдет эта встреча, зависело многое, в том числе и развитие двух главных мировых рынков. О том, что происходило в Осаке и как это отразится на глобальной экономике, специально для RBG рассказала Наталья Шупейко, директор юридического бюро «Юристы в Китае».

  • Image

    Восток - дело перспективное

    Восточный экономический форум - ключевое событие для формирование будущего России. О том, как пройдет форум в этом году, какие темы будут обсуждаться в комментарии президента РАСПП Виталия Манкевича