Image

«Кабала святош», или Ода Учителю

Пьесу «Кабала святош» о Ж.-Б. Мольере Михаил Булгаков написал для Художественного театра в октябре–декабре 1929 года. 19 января 1930 года Булгаков читал пьесу во МХАТе, и театр принял её к постановке. Но спустя два месяца советская цензура пьесу запретила. Только полутора годами позже, после того как состоялся разговор Сталина с автором и после дополнительного вмешательства Максима Горького, в октябре 1931 года постановка пьесы была разрешена.

В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене – Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю, Его Величеству. А за кулисами разворачивается личная драма…

Но к чему утомлять читателя пересказом «классики». Как говорится, лучше один раз увидеть. Московский театр на Юго-Западе начал новый год с премьеры – спектакля «Кабала святош».

Сколько раз ставили эту пьесу – на больших и малых сценах, в именитых театрах и не очень. Но постановка в театре на Юго-Западе оказалась особенной. В ней воедино сплелись люди, судьбы, свет, музыка, темперамент, выливаясь в какую-то невероятную экспрессию, способную растревожить чуткую душу зрителя. И потому сердце то замирает, то начинает биться учащенно в такт музыки и словам, когда созерцаешь трагедию более чем трехсотлетней давности… Всё кажется таким знакомым, современным и сиюминутным…

Театр на Юго-Западе ограничен компактным залом, где сцена совсем рядом со зрительскими креслами. И здесь зрители никак не наблюдатели со стороны, поскольку сцена и зал не разграничены. Они словно участвуют в жизни персонажей, так как всё свершается «здесь и сейчас». Действо разворачивается в сдержанных, но предельно многозначимых декорационных деталях, которых, по сути, и нет на сцене. Но все вокруг играет на руку актерам, играет вместе с ними на одной сцене – свет, музыка, костюмы, экспрессия…

Французский архитектор Шарль Эдуар ле Корбюзье как-то сказал: «Художника отличает то, что в его жизни бывают минуты, когда он ощущает себя больше, чем человеком». Быть может, в этом кроется загадка вечного конфликта власти и художника. Это столкновение – фундамент «Кабалы святош». Но, как известно, миром правит Любовь. И наряду с любовью к жизни, женщине в постановке театра на Юго-Западе преобладает любовь к сцене, к Мастеру и Учителю.

Действующие лица и исполнители:

Художественный руководитель театра, режиссер–постановщик, заслуженный артист РФ Леушин Олег

Жан–Батист Поклен де Мольер – заслуженный артист РФ Бородинов Сергей

Мадлена Бежар – заслуженная артистка РФ Иванова Ольга

Арманда Бежар – актриса Дмитриева Алина

Захария Муаррон – артист Тагиев Фарид

Корреспонденты СМИ.

Корреспондент: – О чем ваш спектакль?

Леушин Олег: – О памяти, о продолжении, о вере в то, что мы делаем, о корнях. В 1980 году Валерий Романович Белякович, основатель театра на Юго-Западе, выпустил спектакль «Мольер» как дань памяти своему учителю Борису Равенских. Эта постановка стала легендой нашего театра, со своей судьбой и своей гастрольной географией от Великобритании до США. Два года, как Беляковича с нами нет. И мне все это время эта мысль не давала покоя. Когда-то ещё при жизни я обещал Валерию Романовичу, что поставим спектакль, но не успели, так бывает... И мне хотелось этот материал восстановить в память о нашем мастере. Мы это сделали. И что-то произошло сегодня для меня…

Корреспондент: – Как пришла идея со светом? Он в спектакле выполняет функцию декораций и поэтому решает много задач…

Леушин Олег: – Я искал символ театра, даже сначала сделал декорации некоторые: Францию, арки, ложи, но до этого ещё шёл у меня занавес, кулисы и закулисье… Однако это нагромождение затмевало суть. Я обратился к своему художнику по свету с просьбой подобрать световой занавес, объяснил, что хочу из этого сделать декорацию. Надеюсь, у нас всё получилось. Свет создаёт объём. В нем много символов, поэтому он когда-то доминирует, где-то вкрапляется и сопровождает спектакль. Но он не везде, мы даём отдохнуть глазу зрителя.

Корреспондент: – В спектакле читается только Булгаков?

Леушин Олег: – Здесь и Булгаков, и Белякович, и Мольер. Много стихов звучит именно 17-го века, самого Мольера. Много чего пришлось перечитать и пересмотреть, готовясь к этому спектаклю.

Корреспондент: – В спектакле одним из героев является Музыка. Она полноправно царит на сцене вместе с артистами…

Леушин Олег: – Музыка – это, как всегда, Михаил Борисович Кротков. Это его подбор. Я сначала озвучиваю ему свои ощущения, свое настроение, а он где-то находит нужные композиции. Но, как правило, я сначала её не понимаю, не принимаю, а потом: попробуй-ка ты без этой музыки сыграть! Она идеальна, она передаёт всё, где-то помогает артистам, даёт толчок. Они филигранно с ней работают на сцене.

Корреспондент: – Вопрос к актерам. У вас практически нет положительных персонажей. Расскажите, насколько тяжело или легко, близко ли вам оказались ваши образы и как вы в них вживались?

Бородинов Сергей: – Как таковая близость героя, конечно, есть, потому что мы показываем театральную жизнь, хоть и несколько веков назад. А когда ты живешь театром, когда ты здесь по 12 часов каждый день – это тот же быт и это очень-очень близкая атмосфера, среда, в которой мы живем, в которой нам комфортно. Это есть история про нас. Однако чем мы больше разнимся со своим персонажем по характеру, по оценке жизни, тем интереснее прикасаться к нему, в прямом смысле этого слова, и становиться им, отходя от себя. Другой момент, когда это твоя роль и ты можешь одним пальцем её вытянуть и вообще ничего не делать, и все скажут, что это гениально! Это тоже хорошо, но как мне кажется, всё-таки лучше, когда ты перешагиваешь вот эту черту, когда перестаёшь быть собой.
Тагиев Фарид: – Станиславский сказал: «В каждой роли надо идти от себя, и чем дальше ты от себя уйдёшь, тем интереснее». Вот суть нашей профессии – уходить через себя от себя.

Корреспондент: – Фарид, вы испытываете сочувствие, сострадание в адрес своего персонажа? У вас все-таки один из самых сложных героев…

Тагиев Фарид: – У меня осталось только сочувствие, потому что мы с ним разного возраста: мне почти 40, а ему 23. В силу этого я уже мыслю и оцениваю некоторые вещи «по-взрослому». Но когда ты молод, юн, у тебя ещё не так много «тараканов» в голове, ты способен на импульсивные необдуманные поступки. Потому что только с возрастом ты приходишь к осознанию того, какой же ты был дурак, почему не поступил тогда так или так… Да, это вызывает сочувствие.

Корреспондент: – Весь спектакль идёт на высокой эмоциональной ноте, насколько это тяжело – все время держать такой уровень?

Бородинов Сергей: – Это принцип театра на Юго-Западе. Мы привыкли работать в такой форме, поэтому для нас это не ново и является привычным, обыденным. Такой высокий градус присутствует в каждом спектакле.

Корреспондент: – Как вы работали над ролью, что вы хотели сказать ею?

Бородинов Сергей: – Мы рассказывали о наших мастерах, о нашем театре, о том, как мы живём.
Корреспондент: – Это ваш Мольер говорит, да?

Бородинов Сергей: – Это говорю я, но, видимо, и Мольер так говорит. Что касается конкретно роли, то я ещё продолжаю над ней работу и надеюсь, с каждым спектаклем она обрастет новыми гранями. Мы все работаем над своими ролями, над этим спектаклем. Это только первая ступень, только первый шаг к тому, что называется созданием спектакля. Спектакль состоится, но не сейчас, чуть позже.
Корреспондент: – Ваш Мольер – он грешен?

Бородинов Сергей: – Человек – вещество тягучее. Он не может быть всегда добрым и добрым умереть, нет. Сегодня он добрый, завтра злой…

Корреспондент: – Алина, а ваша самая главная ниточка – что бы вы хотели передать зрителю, кто такая Арманда?

Дмитриева Алина: – Я тоже не могу сказать конкретную мысль этого персонажа, но мне кажется, что это женская сущность, её любовь – к театру, к искусству, к жизни, к Мольеру. А в целом мы все равны перед общей идеей. Сложно сейчас кого-то вычленять и приводить к общей идее, потому что мы очень хотели, чтобы всё состоялось целиком, все вместе. Это был некий посыл в космос нашему учителю.
Корреспондент: – Какой посыл?

Иванова Ольга: – Что мы живы, что мы работаем, творим. Мы – артисты! Для нас это было важно сделать. Посвящение мастеру, завершение его линии.

Корреспондент: – Вам как-то помогал в этом образ Булгакова?

Леушин Олег: – Нет, я о нем даже не думал, к счастью или к сожалению. Я много изучал и увидел, что по всей пьесе скользит обида. И вот эту обиду я отмёл категорически. Никакой обиды здесь и быть не может.

Корреспондент: – Великому творцу в современном мире есть ли место, признается ли он?

Леушин Олег: – Вот они (смотрит на своих артистов), все здесь, и место есть, и живут все, и здравствуют, и слава богу.

Хотя, конечно, нельзя не заметить, что тема Творца и власти сегодня актуальна как никогда. Я тоже через это прошёл лично и до сих пор иду по этому пути. Не только я, к сожалению, много таких людей. Всегда таких, кто чуть-чуть впереди, пытаются осадить, несмотря ни на что, извращая все, что происходит вокруг, извращая факты, время…

Корреспондент: – Ваш спектакль – это гимн театру, гимн творчеству, гимн художнику?

Леушин Олег: – Нет, здесь нет противостояния художника власти. У нас власть тоже находится в ситуации. В треугольнике – Мольер, Шарон и Король – доминанта – Шарон. Вот те ползучие твари, которые часто мешают процессу, происходящему на подмостках. Власть, когда она достаточно сильная, не боится художников. Только слабая власть опасается критики. Здесь король подходит к сильной власти, но мешает третья сила и сильной власти, и свободе слова, и свободе духа. Это и есть кабала, бездарность, низость человеческого духа, пошлость, искривлённость сознания, зависть, всё что угодно. Все человеческие пороки соберите в один мешок и суньте в Шарона, вот это кабала святош. И да, это актуально и сегодня.

Image

В пять раз возрос интерес инвесторов к аренде городской земли по сравнению с прошлым годом

Количество заявок, поданных на участие в городских торгах за право аренды земельных участков из имущественной казны Москвы, увеличилось в пять раз по сравнению с прошлым годом....

Image

Прозрачная благотворительность. В Петербурге и Ленобласти запустили благотворительный blockchain-проект

Его реализует ГК «Галактика» совместно с благотворительным фондом «Место под солнцем». Соглашение об этом накануне подписали совладелец ГК «Галактика» Игорь Дю и председатель...

Image

Снять кардиограмму у животных стало проще

Резидент ОЭЗ «Дубна» компания «Нордавинд» представила на крупнейшей отраслевой выставке новый продукт – кардиофлешку для снятия электрокардиограммы у животных. Теперь владельцы домашних питомцев смогут самостоятельно контролировать работу их...

Image

«КРОЛЪ и К» приступила к расширению фермы в Гагаринском районе. Инвестиции более миллиарда рублей

К 2021 году ООО «КРОЛЪ и К» расширит кролиководческую ферму на базе новой откормочной площадки, расположенной вблизи с. Токарево Гагаринского района. После завершения строительства...

Image

Эксперты ОЭСР высоко оценили успехи Москвы в реализации городских программ

На состоявшемся 9 декабря 2019 года в Бонне, Германия, международном круглом столе «Города и регионы мира в достижении целей устойчивого развития ООН», заместитель главы столичного Департамента экономической...

Image

«ОКБ им. А.И. Микояна» празднует 80-летний юбилей

8 декабря 2019 года исполняется 80 лет Опытному конструкторскому бюро им. А.И. Микояна. Сегодня подразделение АО «РСК «МиГ» – одна из ведущих мировых научных школ в области разработки боевой авиационной...

Image

В Международный день борьбы с коррупцией в правительстве Челябинской области состоялся тематический круглый стол

Вице-президент Южно-Уральской ТПП Сергей Ульяновский озвучил участникам мероприятия некоторые результаты очередного этапа специального проекта ТПП РФ...

Image

Кенес Ракишев: "SIRIN LABS усовершенствовала криптокошелек FINNEY"

Швейцарско-израильская компания SIRIN LABS, представила обновление криптокошелька Finney, разработанного специально для смартфона SIRIN LABS FINNEY. Обновления коснулись работы с биткоинами, лайткойнами и криптовалютой...

Image

Количество промышленных комплексов Москвы увеличилось до 51

10 декабря 2019 года Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о присвоении статусов промышленных комплексов двум предприятиям столицы – ФГУП «ВИАМ» и АО «Меридиан». Таким образом, количество промышленных комплексов Москвы...

Image

Через Египет в Северную Африку

«Свеза» намерена увеличить поставки продукции в Северную Африку. Компания широко представлена на рынке Египта, но в ближайшем будущем будет наращивать свое присутствие во всем...

Image

Поступления в бюджет Москвы налога от патентной системы налогообложения за 9 месяцев 2019 года выросли на 11%

«Поступления в бюджет города Москвы от патентной системы налогообложения увеличились в январе-сентябре 2019 года на 10,6% к аналогичному периоду 2018 года и составили...

Image

11 декабря в Москве стартует первый Форум молодых инженеров PROMFEST «Нержавая профессия»

Организатором мероприятия выступает Департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы.

Image

АНО Роскачество и ТПП РФ приглашают производителей товаров и услуг побороться за главную награду в области качества

О правилах и преимуществах участия в конкурсе представители организаций рассказывают на выездных обучающих...

Image

В Royal Park откроется медицинский SPA-центр

Закрыта сделка по продаже коммерческих посещений в одном из корпусов элитного ком-плекса Royal Park на Петровском острове. К осени 2020 года здесь появится медицинский SPA-центр....

Image

Russian Business Guide вручил дипломы за особый вклад в развитие институтов гражданского общества

В городском округе Солнечногорск на базе парк-отеля «Солнечный» прошел третий всероссийский форум, по оценке регулирующего воздействия. По оценкам организаторов, в мероприятии...

Image

V Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» - идеология будущего, становящегося настоящим

5 декабря 2019 года состоялся уже ежегодный форум Национального совета при Президенте РФ «Национальная система квалификаций России» на площадке павильона № 57...

Актуальные комментарии
  • Image

    Ради покупки своей квартиры люди значительно ограничивают себя

    Макроэкономические исследования показывают, что реальные доходы населения не растут. Опасно ли повышать цены на новостройки в такой ситуации? Не отпугнет ли это потенциальных покупателей? На эти вопросы специально для RBG ответил Валерий Кузнецов, коммерческий директор RDI.

  • Image

    Лариса Романовская, «ВкусВилл»: «Не пытайтесь продать покупателю «почти» свежий продукт!»

    Более года назад сеть «ВкусВилл» запустила сервис доставки продуктов покупателям. Мы поговорили с Ларисой Романовской, управляющей направления электронной коммерции «ВкусВилл» о стандартах доставки, об эффективных моделях взаимодействия с партнерами, об эволюции клиентского поведения и, конечно, о перспективах развития услуги на российском рынке с в интервью с Ларисой Романовской, управляющей электронной коммерцией сети «ВкусВилл».

  • Image

    "Предприниматели должны выходить на международные цифровые платформы". Интревью Виктора Шамрая, президента ТПП Тольятти

  • Image

    Сколько стоит доля в квартире

    О том, сколько стоит доля в квартире, и от чего зависит ее стоимость, рассказал Сергей Волосников, руководитель департамента «Оценки и финансово-экономической экспертизы» АНО «Национальное экспертное бюро».

  • Image

    Достойно ответить на вызов

    С 20 по 21 ноября 2019 года Группа компаний «Специальные системы и технологии» представила свои разработки по освоению Арктики на Международном форуме МГТУ им. Н. Э. Баумана «Ключевые тренды в композитах: наука и технологии».Проректор по научно-инновационному развитию САФУ Марат Есеев, GR-директор ГК «ССТ» Артур Мирзоян рассказал о том, насколько значимо развитие арктических территорий.

  • Image

    12 млрд рублей для экс-чиновника

    «19» ноября 2019 г. 19ААС засилил Определение АС Воронежской области, которым первая инстанция взыскала с экс-замглавы Минсельхоза РФ Алексея Бажанова 12 млрд рублей субсидиарной ответственности по долгам подконтрольного ему ЗАО «Ойл Продакш». Юрист юридической фирмы ФОСБИ Владислав Баладин на конкретном примере рассказал нашему порталу о том, кто и при каких условиях привлекается к субсидиарной ответственности.

  • Image

    Здесь работают только лучшие

    Транспортная отрасль была, есть и всегда будет основой социального и экономического развития, единства и территориальной целостности страны, но в таком случае «основой основ» является кадровый состав транспортной отрасли – специалисты различных профилей, инженеры, исследователи, ученные. Ощущается ли в отрасли проблема высококвалифицированных кадров? На вопрос отвечает рассказал руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.

  • Image

    Как перераспределить публичный и частный земельные участки, и когда могут отказать в праве на перераспределение

    Довольно часто у собственников земли возникает необходимость перераспределить земельные участки, увеличить или уменьшить территорию общей площади, принять дополнительные наделы в собственность. При этом собственниками могут частные лица и компании, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. О том, как правильно перераспределить публичный и частный земельные участки, и когда могут отказать в праве на перераспределение, рассказала Руководитель практики земельных и имущественных отношений «Alliance Legal CG» Ольга Калинченко.