Бизнес заявил о риске банкротств и сокращений в дорожном строительстве
На какие меры поддержки рассчитывают компании
На какие меры поддержки рассчитывают компании
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний ожидает сокращений персонала и банкротств подрядчиков на фоне снижения объемов строительства после пиковых для отрасли двух лет. В Минстрое рассматривают меры поддержки отрасли
.
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) ожидает «деградации отрасли» и ряд негативных последствий для экономики в целом при отсутствии государственных мер поддержки. Об этом говорится в аналитическом обзоре организации «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития» (подготовлен на основе результатов опроса среди 15 компаний и групп компаний, занимающих более 50% рынка), с которым ознакомился РБК.
«Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один—три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом», — говорится в документе.
К негативным последствиям авторы обзора относят:
rbc.group
Реклама 00:00
00:00 / 01:52
Пропустить рекламу можно через
утрату подрядными организациями накопленных компетенций, персонала, техники, расформирование мощностей;
замедление экономического роста отрасли и снижение налоговых поступлений;
массовое высвобождение персонала, рост социальной напряженности в инфраструктурной отрасли и смежных отраслях;
рост убытков и банкротства подрядных организаций;
невозможность оперативной мобилизации отрасли в сжатые сроки в будущем.
Что случилось
«В целях своевременного и качественного исполнения возложенных государственных задач отрасль дорожно-мостового строительства к 2023–2024 годам достигла исторического пика своего развития. Подрядные организации нарастили парк техники, сформировали высококлассные трудовые коллективы», — говорится в обзоре.
Ухудшение показателей отрасли объясняется макроэкономическими факторами. У компаний выросли расходы на оплату труда сотрудников: среднемесячная заработная плата по организациям, вошедшим в выборку, увеличилась в 2023 году на 15,5%, а за девять месяцев 2024-го — на 29,6%. По данным Росстата, средняя зарплата в строительной отрасли в минувшем сентябре составила 84,1 тыс. руб., что на 18,5% больше, чем в прошлогоднем. Средняя зарплата за девять месяцев равнялась 81,1 тыс. руб., что на 20,7% больше, чем в январе—сентябре 2023-го. Более поздние данные на момент публикации не раскрывались.
Выросла долговая нагрузка, указывает НАИК: «По данным кредитных организаций, отношение суммы обязательств 25 крупнейших дорожно-строительных компаний к EBITDA без государственных гарантий составляет 1,6 (в 2023 году — 1,1), а с государственными гарантиями — 3,2 (в 2023 году — 2,7)».
На финансовые показатели также влияет увеличение объемов лизингового портфеля по отношению к 2022 году на 114% и удорожание по лизинговым договорам на 54,6%. Как указывали аналитики «Эксперт РА» в отчете по рынку лизинга за девять месяцев 2024 года, высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание предметов лизинга «на фоне роста неопределенности» в экономике ограничивают деловую активность бизнеса: количество заключенных сделок респондентов в январе—сентябре 2024-го не превысило прошлогоднего значения и составило 344 тыс.: «Повышение ключевой ставки и, как следствие, увеличение размера лизинговых платежей обусловили рост средней суммы лизингового договора с 12,4 млн до 15,8 млн руб., или на 28%, что кратно превышает официально заявленный уровень инфляции». Спрос на строительную технику уменьшился в связи с замедлением темпов роста строительного сектора на фоне завершения льготных ипотечных программ и снижения покупательской способности населения из-за удорожания недвижимости и высоких ставок по кредитам, указывали аналитики: «В текущих рыночных условиях строительные компании снижают инвестиционную активность, чтобы избежать в дальнейшем накопления нереализованных объектов недвижимости».
НАИК обращает внимание на то, что начиная с 2024 года наблюдается тенденция к значительному снижению объемов дорожно-строительных работ, которая станет «особо острой» с 2025 года после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12. «Объемы финансирования снижаются либо переносятся «вправо». По объектам, планировавшимся к заключению в 2024 году, стоимостью от 5 млрд руб. и выше финансирование перенесено на последующие годы. Остаток законтрактованных, но не выполненных работ (бэклог) по государственным контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в период 2022–2027 годов резко снижается», — указывает в обзоре ассоциация.
По данным НАИК, в этом году наблюдается снижение основных параметров отрасли. Совокупная выручка по итогам года составит 57,1% от уровня 2022-го. Остаток законтрактованных работ с 2024 по 2027 год снизится с 54,9 до 10,2%. Производственные и финансовые показатели падают параллельно с увеличением расходов на основные строительные материалы: щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо в 2023 году подорожали на 11,1%, а за три квартала 2024-года еще на 9,7%.
Что происходило с ценами на стройматериалы
По данным Росстата, индекс цен на щебень, приобретенный строительными организациями, в апреле 2024 года вырос на 16,38% к марту; в июле цены поднялись еще на 0,32%, а в сентябре снизились к августу на 34%. Индекс цен на приобретенные песчано-гравийные смеси в июле вырос на 9,25%, в остальные месяцы не менялся. Индекс цен на купленные строителями нефтяные битумы рос в мае на 15,3%, в июне — на 11,16%, в июле — на 2,29%. Начиная с последнего месяца лета показатель снижался — на 0,64% в августе, на 0,06% в сентябре и на 0,27% в октябре.
В обзоре со ссылкой на данные Росстата и расчеты НИУ ВШЭ говорится, что средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6–3,3%, тогда как в строительной отрасли, включая жилищное строительство, она достигает 9,2%.
Что предлагает НАИК
Для сохранения устойчивости отрасли ассоциация считает необходимым продлить на 2025 год возможность авансировать до 50% от цены государственного контракта на поставку товаров и оказание работ и услуг. Требуется также исключить увеличение сроков работ по контракту без индексации его цены, ввести систему оценки компаний для предоставления игрокам с высоким рейтингом мер поддержки, в числе которых право не предоставлять обеспечение под аванс или исполнение контракта.
Еще одна мера поддержки — разрешение компаниям отрасли направлять средства из лимита на непредвиденные расходы и затраты на оплату процентов по банковским кредитам в тех случаях, когда они привлекаются отраслевыми игроками для досрочного исполнения договора подряда или при отставании графика финансирования от графика строительно-монтажных работ.
В пресс-службе Минстроя РБК сообщили, что консолидированные предложения по продлению и введению новых мер поддержки строительной отрасли формируются при участии экспертного сообщества. Рассматриваются и предложения НАИК. «На текущий момент указанный перечень предложений по системным мерам поддержки направлен в отраслевые министерства для оперативного рассмотрения», — отметил представитель ведомства.
Что может помочь дорожным строителям
Как отмечал гендиректор компании «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов, лизинговые компании с «оптимизмом смотрят на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», «который продолжит мероприятия дорожного и жилищного нацпроектов»: «По прогнозам, на него будет направлено до 1,17 трлн руб. Бóльшая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог. Это поддержит положительную динамику сегмента дорожно-строительной техники».
Нацпроект разработан по поручению президента Владимира Путина. Вице-премьер Марат Хуснуллин на встрече с главой государства 31 октября говорил, что формирование нацпроекта утверждено и тот должен быть принят в декабре. Он состоит из 12 федеральных проектов, за пять из которых будет отвечать Минстрой, в том числе за мероприятия по дорожному строительству.
В 2025–2027 годах на нацпроект из бюджета будет направлено почти 4 трлн руб., из которых 1,17 трлн руб. запланировано на 2025 год.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что при переносе сроков финансирования у подрядчиков возникают кассовые разрывы, которые в условиях высокой ключевой ставки зачастую невозможно закрыть кредитными средствами. По его мнению, наименее вероятно разрешение игрокам рынка хранить авансы на банковских депозитах. При этом индексация цен госконтрактов и увеличение объемов авансирования в той или иной форме возможны.
Эксперт отмечает, что сегодня в России формируются два параллельных рынка — льготного и рыночного кредитования и маловероятно, что государство будет резко расширять рынок льготного кредитования, добавляя в него крупные инфраструктурные проекты: «Следующий год будет для отрасли таким же сложным, как 2024 год. С одной стороны, заявлены крупные проекты, например ВСМ. С другой стороны, их реализация может смещаться. При этом крупным инфраструктурным компаниям, по всей видимости, не дадут упасть, чтобы не допустить эффекта домино на подрядные и субподрядные организации».
РБК направил запросы в аппарат Хуснуллина и крупным игрокам отрасли — в «Нацпроектстрой», «Автобан», «Центрдорстрой», АБЗ-1 и другие компании.
Источник: (Ссылка)
4 сентября в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященной итогам Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в 2025...
Главное экономическое событие года – «Неделя промышленности Ярославской области» – пройдет в Ярославле с 29 сентября по 3 октября в КЗЦ...
Кузбасская ТПП стала победителем в номинации «Лидер по участию в судебных экспертизах» общероссийского конкурса общественного признания Русского общества оценщиков...
Во Всероссийском семейном совете, который прошел в Иркутске с 24 по 29 августа, Кузбасс представляли шесть семейных компаний, которые работают в различных отраслях...
Запуск новой волны Программы наставничества состоится 8 сентября в Доме Правительства Московской области в 15.30. Мероприятие объединит начинающих предпринимателей и опытных наставников, готовых поделиться своим успешным опытом ведения...
10 сентября 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» проводит круглый стол на тему: «Юридическое сопровождение бизнеса:...
15 августа подмосковный Орехово-Зуево стал центром притяжения предпринимателей, стартаперов, творцов и любителей местной культуры. Здесь прошел форум-фестиваль...
26 августа состоялась рабочая встреча руководства Кузбасской ТПП с представителями региональной машиностроительной отрасли, в ходе которой было подписано Соглашение...
26 августа в Кемерове, в городском Центре социальной помощи семье и детям «Семейный центр», в рамках акции «Помоги собраться в школу» состоялось вручение ранцев со школьными принадлежностями детям из...
27 августа в Кузбасской ТПП состоялось очередное заседание недавно созданного Комитета по развитию креативных индустрий с темой: «Ремесленная...
Главная автомобильная радиопередача страны «Ассамблея автомобилистов» (ВГТРК, радио «Маяк»), «Аргументы и факты Петербург» и агентство «Евразийский стратегический альянс» объявляют о проведении первой евразийской премии «Ассамблеи...
III Международный форум особых экономических зон («ОЭЗ-2025») пройдет 18 сентября в Нижнем Новгороде.
В Москве завершил работу II Всемирный форум «Новая эпоха – новые пути». Главная тема – цивилизационная инициатива Владимира Путина – Большое...
16 августа 2025 года в Пироговском лесопарке (г. Мытищи) состоялся благотворительный межрегиональный фестиваль творчества и...
Это проект Государственного Русского музея, подготовленный ко дню рождения столицы в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и...
21 августа в рамках деятельности Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству состоялся мастер-класс «Моя Родословная», посвящённый созданию родословного древа и изучению истории...
Издательско-коммуникационная группа «Бизнес-Диалог Медиа» искренне поздравляет своих коллег и партнеров – всю команду компании «Драфт» – с...
13 августа 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» провёл круглый стол «Развитие сотрудничества в сфере франчайзинга. Как создать партнёрство?...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.