Image

Проектирование пищевого производства: что нужно знать инвестору

С какими сложностями сталкиваются инвесторы при проектировании пищевого производства? О важных моментам поговорили Петр Чайрев, директор по маркетингу Astron Buildings, заместитель председателя сервисного комитета Ассоциации индустриальных парков и Евгений Ляшок, директор проекта компании АТП ТЛП «Архитекторы и инженеры».

Astron Buildings проектирует и производит стальные полнокомплектные здания уже более 55 лет. Компания АТП ТЛП «Архитекторы и инженеры» занимается проектированием полного цикла, на рынке уже более 50 лет.

Обязательно ли иметь готовую технологическую линию до обращения к проектировщикам?
Нет. Только 15-20% заказчиков имеют в голове понимание своей технологии. Как правило, заказчики говорят о мощностях и желаемом выходе готовой продукции.
С какими запросами заказчики обычно обращаются к проектной компании?

Это новое производство и модернизация, у нас примерно поровну. Мы знаем, что сейчас не очень простая ситуация на рынке. Есть, в том числе, перепроизводство. Поэтому люди хотят привести в порядок то, что есть: сделать так, чтобы работа была эффективнее, было больше продукции. Это значит расширение и пересмотр текущей концепции. Во-вторых, если заказчик уже строил что-то подобное, то он приходит с запросом разработать что-то новое с учетом последних мировых стандартов и норм.

Какие основные этапы реализации строительного проекта для пищевого производства?
Создание концепта, мастер-планирования, подбор технологической линии. Мы делаем проектирование целиком. У нас есть собственные российские технологи, а также зарубежные коллеги, которые хорошо разбираются в оборудовании, на 90% оно импортное. Это знание очень важно и является нашим козырем.
Всегда ли со стороны заказчика присутствует технолог?
Технолог не всегда присутствует. Те, у кого есть технологи, это, как правило, крупные холдинги и существующие производства, которым нужно расширение. Часто бывает такое, что мы общаемся с инвестором, который хочет диверсифицировать свой бизнес и вложить деньги в что-то новое. Например, клиент сейчас занимается приемкой молока, но решил расширить производство и начать делать сыры с плесенью. В нашем портфеле это 20-25% случаев.
Как выбрать поставщика оборудования для технологической линии?

Во-первых, нужно задать ожидаемый уровень качества продукта, от которого зависит жизнь продукта на полке, а также другие параметры, например, срок годности.
Следующее – срок поставки оборудования. Например, итальянские производители осуществят поставку оборудования в один срок, бразильцы в другой, немцы и голландцы в третий.
Цена, конечно, является важным фактором выбора. Хоть конкуренция и жесткая, по некоторым позициям не такая большая альтернатива.

Следующий фактор – формирование комплексной линии. Есть небольшое количество поставщиков, которые готовы поставить всю линию. Практически ни один поставщик не может оборудовать весь завод. Например, комплексно линию убоя и охлаждения не поставляет никто. Это как раз наша задача: комплексно сформировать линию по всем этапам, чтобы она была увязана. Это одна из наших ключевых компетенций.

После того, как заказчик определил параметры, что происходит дальше?
До начала мастер-планирования мы составляем вендор лист исходя из параметров. Далее осуществляем консультацию, для каких целей какой поставщик будет лучше. Что вы хотите: быструю поставку, но более высокую цену или готовы подождать и цена упадет на 20%? Есть линия, которая стоит Х, но она будет иметь ограничения по расширению, но есть линия 1,5Х, которая может увеличить скорость, и производительность вырастет, что вам может быть нужно на перспективу. Из этого формируется вендор лист для проекта.
Что составляет ключевую важность при проектировании?

Основное в технологии– обеспечение поточности. Чтобы не было перемешивания, все соответствовало санитарным нормам, хватало производственных мощностей, складских помещений и так далее. Все это позволяет обеспечить оптимальный производственный процесс, который минимизирует сроки доставки продукции от входа до полки. Одна из ключевых задач технологии – продление срока жизни на полке, чтобы продукция оставалась свежей как можно дольше.

Российский проектировщик должен состоять в СРО. А проектировщик технологии должен быть как-то регламентирован?
Необходим Технолог, сертифицированный в Ростехнадзоре на работу с пищевым сырьем
Можно ли типизировать производственные линии?
Какие-то производства между собой схожи, даже однотипные. Например, мясопереработка протекает достаточно линейно. Вопрос в том, что тяжело сделать архив решений, поскольку заказчик рассчитывает на конкретные мощности, а это сильно влияет на компоновку. Мощности он подбирает под долю рынка.

Как правильно определить необходимое финансирование?
Есть достаточно известное в проектировании название Front-end Engineering Design, оно распространено на западе. Это когда без серьезной проработки строительной части делается упор на технологическую часть, которая позволяет максимально точно определить параметры производства, рассчитать потребляемые ресурсы и подобрать оборудование. В нашей компании это называется мастер-планирование и занимает 1,5-2 месяца. Оно заключается прежде всего в расчетах площадей, оборудования, линии пищевого производства, места под персонал и так далее. Выстраивание первичной поточности: что будет на входе, на выходе.
Какой средний срок окупаемости пищевых производств?

В среднем мы говорим о сроке 5-7 лет, выше которого даже крупным холдингам неинтересно заниматься проектом. Поэтому 1-3 года для мастер-планирования это недостаточно.
Насколько строительство пищевого производства в индустриальном парке упрощает задачу?
Здесь надо четко понимать, что у парка, который приглашает к себе пищевое производство, должна быть определенная специализация. Объединять пищевые производства с непищевыми очень сложно, поскольку есть наложение санитарно-защитных зон. Все равно должен быть выделенный кластер под пищевые производства. Причем они также должны между собой сочетаться.
Например, в одном производстве могут использоваться определенные виды аллергенов, которые недопустимы для другого, как производство орехов и диетической продукции. Если рядом стоит шинный завод, то в 200 м от него нельзя поставить пищевое производство. Либо парк специализируется на пищевом производстве, либо выделяет землю на санитарно-защитную зону.
Большой плюс парка – наличие эколога в штате, который компонует различные виды производства. Это сильно облегчает задачу, если у парка есть стратегия по размещению производств.
О чем чаще всего инвестор меняет свое представление? Что он для себя узнает нового?

Прежде всего, это компоновка самой технологической линии. Все заказчики приходят с примерами того, что хотят получить. Например, «Был в Германии, видел завод, хочу такой же». На определенном этапе при проработке совместного задания о том, что он хочет получить, меняется представление о размерах.
Второе – обеспечение инженерными ресурсами. Есть либо переоценка, либо недооценка. А это ведет за собой увеличение требований к технопарку и оборудованию, которое по факту не требуется.

Достаточно часто мы встречаемся с существенной недооценкой бюджета. Очень важно сначала разобраться с технологическим оборудованием, с поточностью. Когда это происходит, то возникает переоценка проекта, он усложняется, что ведет к росту стоимости. На этом этапе более чем в 50% появляется необходимость в оптимизации. Здесь очень важно помочь заказчику верно сэкономить без ухудшения качества продукции. Есть вещи, на которых мнимая экономия достигается очень быстро, но по эксплуатационным расходам она догонится в течение 3-5 лет.
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

Строить долгосрочные планы развития и учитывать будущее расширение. Одна из основных ошибок, которую делают больше половины заказчиков - не очень качественный учет будущего расширения. Все достраивается кусками, когда есть деньги. Если при планировании не учитывать долгосрочную стратегию, то заказчик себе блокирует возможность для более глобального расширения, и это приводит к более серьезным затратам. Он себя окружает маленькими частями, которые не сливаются в единое целое. В пищевой промышленности это частое явление.
Не очень многие заказчики имеют долгосрочные планы развития, обычно не больше 3 лет. Мы начинаем общаться с клиентами и говорим: «Коллеги, весь проект постройки составляет 1,5 года, мы уже превышаем ваш горизонт планирования. Мы можем вам построить то, что вам уже будет не нужно». Наша задача в том, чтобы подсказать, как наиболее эффективно реализовать проект. Мы выстраиваем долгосрочное партнерство, и процент повторных заказов у нас велик.

Например, одному нашему клиенту по мясопереработке мы предложили основную линейку сделать как стержень, на который будут нанизываться соответствующие блоки по дополнительной переработке, которые могут возникнуть у заказчика, не затрагивая текущий процесс. Это очень важно, так как нельзя остановить поточное производство.

Учитывать чистые и грязные зоны при выборе площадки для строительства и проектировании. В нашем примере мастер-план был выполнен не нашей компанией. Клиент обратился к нам с хорошим концептом, который требовалось доработать и посадить на местности, но при выборе площадки был допущен ряд ошибок. Как мы знаем, в пищевых производствах есть чистые зоны и грязные зоны. Их нужно сажать на рельеф так, чтобы обеспечить максимально разделение между этими зонами и чтобы стоки были максимально самотечными, т.е. чистая зона должна быть выше на рельефе. Это не было выдержано заказчиком, поскольку он на основании мастер-планирования выбрал участок определенной формы, с которой нам пришлось работать. В результате появились дорогостоящие очистные сооружения.

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
Искать возможность делегировать согласования. Бывает, что заказчик переоценивает собственные силы в общении с согласующими инстанциями, а также при организации процесса строительства. Когда он понимает ресурсы, которые ему требуются (вода, электричество и т.д.) и когда он выходит на разговор с властями, у него есть определённый срок, в который надо уложиться. И вдруг он узнает, что газ подтянут через 5 лет. Электричество есть, но для этого надо реконструировать соседнюю подстанцию. Определенный ряд проблем, о которых он узнает только после вхождения в проект. Клиент – профессионал в пищевом производстве, но он не является специалистом по земле, он не знает, сколько может оформляться межевое дело в Рязанской области. Есть регионы, где работают Корпорации развития, это существенно упрощает задачу инвестору. Так же, как и строительство в Индустриальных парках и особых экономических зонах. Как мы говорили, зачастую оборудование импортное и ОЭЗ помогают вернуть таможенные пошлины. Самому этого добиться достаточно тяжело.

Полная видео версия интервью доступна по ссылке: (Ссылка)



Image

Второй Форум «Леди-Бизнес Одинцовского городского округа- 2021» «Когда в душе весна...»

Вы – успешная женщина - предприниматель или планируете ею стать? Значит – это мероприятие именно для...

Image

По дороге к здоровью

С каким бы праздником не поздравляли сейчас друг друга люди, первое и главное пожелание - «Здоровья!» О здравоохранении - его достижениях и его проблемах говорят сегодня все. Но лучше, когда это делают профессионалы. В 2019 году в России было создано межотраслевое...

Image

В витринах ТК «Невский Центр» можно увидеть световое шоу

Торговый комплекс «Невский Центр» провел сезонное обновление витрин. Вдохновением для весеннего оформления стали световые шоу, которые можно увидеть на больших концертах и современных театральных площадках. Основным приемом...

Image

Предпринимателям рассказали о последних изменениях на рынке транспортной логистики

Организатором обучающего мероприятия выступил комитет Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по транспорту и...

Image

Предприятиям Челябинской области предложили сотрудничество с Болгарией

На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошла онлайн-конференция о возможностях организации экспорта продукции региональных компаний. Соорганизатором мероприятия выступило Торговое представительство...

Image

В повестке дня – особенности работы предприятий с соцсетями

На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошел обучающий вебинар для сегмента В2В.

Image

Челябинских предпринимателей познакомили с эффективными инструментами для бизнеса

Обучающий вебинар совместно подготовили два общественных комитета Южно-Уральской торгово-промышленной...

Image

Павлом Калиновым руководителем отдела развития бизнеса и продуктового маркетинга Россия и страны ЕАЭС компании DENSO.

Павел отвечает за организацию работы специалистов по продукту и расширение рынков продаж DENSO. Присоединился к команде DENSO в 2011 г....

Image

Дипломатам представили инвестиционные возможности Свердловской области

Шигирского идола, паровую машину Ползунова, чугунный рельс, изготовленный на Демидовском заводе, модели пассажирского электропоезда «Ласточка» и легких самолетов Л 410 и Д 42Т– всё то, чем гордился и гордится Урал,...

Image

Россельхозбанк увеличивает процентную ставку по вкладу «Растущий доход»

В рамках акции «Весеннее предложение» Россельхозбанк повышает ставку по вкладу «Растущий доход» до 6,5% годовых. Предложение стартует 1 марта 2021...

Image

Clubhouse для фермеров: Россельхозбанк начинает давать видеоуроки агробизнеса

Аграрии смогут дистанционно осваивать все тонкости ведения сельского хозяйства с помощью видеоуроков. Весной Россельхозбанк полномасштабно запускает сервис «АгроЛайф» на платформе Своё Фермерство – первый...

Image

БПИФ под управлением ООО «РСХБ Управление Активами» стандарта ESG показал лучшую доходность среди биржевых фондов по итогам IV квартала 2020 года

По итогам IV квартала 2020 г. БПИФ РФИ «РСХБ – Индекс МосБиржи – РСПП Вектор устойчивого развития, полной доходности, брутто...

Image

Россельхозбанк вошел в топ-5 ESG-банков России

Рейтинговое агентство RAEX-Europe составило первый ESG-рэнкинг российских банков: Россельхозбанк вошел в пятерку российских финансовых институтов, чьи стандарты работы соответствуют принципам ESG: окружающая среда (Environmental), социальное...

Image

Братство кольца: 70% владельцев платежных колец от Россельхозбанка отдали предпочтение классическому черному цвету

За 2020 год продажи платежного кольца от Россельхозбанка выросли более чем в пять раз. 70% всех платежных колец были черного цвета, однако такой аксессуар...

Image

Россельхозбанк: каждый второй рубль на сезонные работы выдан по льготной ставке

В России полным ходом разворачиваются сезонно-полевые работы, значительный объем которых традиционно кредитует Россельхозбанк. При этом банк ежегодно наращивает финансирование. Так, в кризисном 2020-м...

Image

Умные часы, путешествия, цветы: на что клиенты Россельхозбанка потратили бонусные баллы в начале года

В январе 2021 года клиенты Россельхозбанка потратили в 2 раза больше бонусных баллов, начисленных за покупки по банковским картам, по сравнению с показателем прошлого года....

Актуальные комментарии