Image

Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии

Мы живем в современном мультикультурном обществе. Каждый день мы общаемся с людьми разного пола, расы, вероисповедания, с разными физическими и ментальными способностями. И нашим детям также предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе. Они должны быть к этому готовы. Условия современной жизни диктуют необходимость обучения и воспитания детей на основе принципов, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития независимо от их особенностей, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека.

Идеи равных прав и возможностей для всех без исключений объединились в стратегию Diversity and Inclusion (сокращенно D&I), в переводе это означает «Многообразие и вовлечение». Основой данной стратегии является позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим. С 2018 года популяризацией идей «Многообразия и вовлечения» в России занимается ассоциация «Равные права и равные возможности».
Ассоциация «Равные права и равные возможности» – первая в России коммуникационная площадка для коммерческих, некоммерческих организаций и лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации лиц на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.
Учитывая актуальность вопроса воспитания нового поколения в условиях мультикультурного социума, эксперты Ассоциации создали уникальную информационную брошюру, где собрана и систематизирована вся необходимая информация. Подготовка данной информации проходила при поддержке сообщества PROЖенщин и сети частных детских садов «Интересный детский сад».
«Мы разработали данное методическое пособие, чтобы им могли пользоваться и родители и, что очень важно, учебные заведения! К сожалению, во многих учебных заведениях занимаются только развитием академических навыков, совсем забывая о воспитании и развитии таких важных составляющих эмоционального интеллекта, как эмпатия. Забывая, что одна из основных современных педагогических функций - развить в ученике способность быть толерантным к разнообразию мира. Уметь общаться и принимать разность других людей. Помогать преодолевать ребенку психологическую неустойчивость. И чем раньше учебные заведения (желательно с детского сада) этим займутся, тем проще и комфортней будет жить людям в мире», - комментирует Жанна Казанская, учредитель сети детских садов «Интересный детский сад» и частной школы «Интересная Школа», основатель бренда детской одежды «Zhannaandanna».
Информационная брошюра «Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии» разработана на основе анализа последних российских и зарубежных исследований. В данной статье мы рассмотрим основные положения, представленные в ней.

Виды разнообразия. Что оно подразумевает, что значит быть «не таким».
Отличаться от других — это нормально.
Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный. Каждому даны свои особые таланты, перед каждым стоят уникальные задачи в жизни. Не нужно стесняться своих особенностей, так как зачастую именно они делают нас неповторимыми.
Разнообразие – это реальность, созданная отдельными людьми и группами из широкого спектра демографических и философских различий. Чрезвычайно важно поддерживать и защищать разнообразие, потому что, оценивая отдельных лиц и группы людей без предрассудков и создавая атмосферу, в которой справедливость и взаимное уважение являются неотъемлемой частью, мы создаем заботливое общество, основанное на сотрудничестве людей.
Разнообразие представляет собой набор сознательных практик, которые включают в себя:
● Понимание и оценка взаимозависимости человечества, культуры и окружающей среды;
● Практика взаимного уважения к качествам и опыту, которые отличаются от наших собственных;
● Признание того, что личная и культурная дискриминация создают и поддерживают привилегии для одних, создавая и поддерживая недостатки для других.
Таким образом, разнообразие включает в себя знание того, как относиться к тем качествам и условиям, которые отличаются от наших собственных и не входят в те группы, к которым мы принадлежим, но в то же время встречаются среди других людей.
Многообразие и вовлечение: стратегический подход
Одной из важнейших составляющих частей стратегии «Многообразие и вовлечения» является инклюзия. Мировая практика инклюзии давно доказала, что обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе дает положительные результаты как для самих детей, так и для одноклассников. У обычных детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с особенностями развития не воспринимаются как изгои.
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования», которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране находится на начальных этапах формирования. В связи с этим, на сегодняшний день, существует ряд проблем:
1.Отсутствие нормативных документов регламентирующих инклюзивное обучение.
2.Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.
3.Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии.
4.Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений.
5.Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Буллинг.
Внедрение инклюзии – это очень важный шаг в построении толерантного общества. Однако не все готовы принять необходимые изменения, что ведет к появлению таких проблем как буллинг.
Буллинг — это термин, который появился не так давно, однако он обозначает такое известное всем явление, как детская жестокость, травля одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах.
Долгое время считалось, что школьный буллинг якобы «закаляет»: пострадавший ребенок становится сильнее. Исследования последних десятилетий доказали, что травля разрушительна абсолютно для всех участников: жертв, свидетелей и агрессоров. Одни переживают тяжелые психологические травмы: растет риск депрессии и суицида, падает самооценка, возникают трудности в общении и пр. Другие привыкают подавлять окружающих, убеждать с помощью силы.
Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.
Чтобы помочь жертве буллинга, одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом. Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам:
1. Неодобрение одноклассников (75,5%)
2. Переживание собственной слабости (64,2%)
3. Желание самостоятельного решить проблему (58,8%).
То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения. Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы.

Мы все рождаемся разными, но права каждого человека — на образование и общение, творчество, участие в жизни общества — остаются неизменными и равными для всех.
«Сегодня среди нас всё меньше тех, кто отказывается признавать наше право на уникальность. Каждый из нас - личность со своим индивидуальным набором качеств, которые делают нас особенными и тем самым ценными. Об этом идея разнообразия и включённости каждого человека в активную социальную и экономическую жизнь. И когда мы разговариваем с детьми, выстраиваем диалог (по-моему, образование - это и есть диалог поколений) хорошо помнить о том, что наши дети - это не маленькие взрослые - они другие. Детство - самоценный период в жизни человека, а не просто подготовка ко взрослой жизни. И если мы хотим научить детей ценности каждого, уважению и праву на достойную жизнь каждого, всё что нам надо сделать - это самим увидеть в них равноценных. Надеюсь, наша методичка справится с этой задачей», - Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда, идеолог сообщества PROЖенщин.

Полный текст можно скачать в разделе исследования на официальном сайте Ассоциации «Равные права и равные возможности» - (Ссылка)

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Актуальные комментарии