Image

Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии

Мы живем в современном мультикультурном обществе. Каждый день мы общаемся с людьми разного пола, расы, вероисповедания, с разными физическими и ментальными способностями. И нашим детям также предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе. Они должны быть к этому готовы. Условия современной жизни диктуют необходимость обучения и воспитания детей на основе принципов, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития независимо от их особенностей, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека.

Идеи равных прав и возможностей для всех без исключений объединились в стратегию Diversity and Inclusion (сокращенно D&I), в переводе это означает «Многообразие и вовлечение». Основой данной стратегии является позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим. С 2018 года популяризацией идей «Многообразия и вовлечения» в России занимается ассоциация «Равные права и равные возможности».
Ассоциация «Равные права и равные возможности» – первая в России коммуникационная площадка для коммерческих, некоммерческих организаций и лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации лиц на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.
Учитывая актуальность вопроса воспитания нового поколения в условиях мультикультурного социума, эксперты Ассоциации создали уникальную информационную брошюру, где собрана и систематизирована вся необходимая информация. Подготовка данной информации проходила при поддержке сообщества PROЖенщин и сети частных детских садов «Интересный детский сад».
«Мы разработали данное методическое пособие, чтобы им могли пользоваться и родители и, что очень важно, учебные заведения! К сожалению, во многих учебных заведениях занимаются только развитием академических навыков, совсем забывая о воспитании и развитии таких важных составляющих эмоционального интеллекта, как эмпатия. Забывая, что одна из основных современных педагогических функций - развить в ученике способность быть толерантным к разнообразию мира. Уметь общаться и принимать разность других людей. Помогать преодолевать ребенку психологическую неустойчивость. И чем раньше учебные заведения (желательно с детского сада) этим займутся, тем проще и комфортней будет жить людям в мире», - комментирует Жанна Казанская, учредитель сети детских садов «Интересный детский сад» и частной школы «Интересная Школа», основатель бренда детской одежды «Zhannaandanna».
Информационная брошюра «Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии» разработана на основе анализа последних российских и зарубежных исследований. В данной статье мы рассмотрим основные положения, представленные в ней.

Виды разнообразия. Что оно подразумевает, что значит быть «не таким».
Отличаться от других — это нормально.
Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный. Каждому даны свои особые таланты, перед каждым стоят уникальные задачи в жизни. Не нужно стесняться своих особенностей, так как зачастую именно они делают нас неповторимыми.
Разнообразие – это реальность, созданная отдельными людьми и группами из широкого спектра демографических и философских различий. Чрезвычайно важно поддерживать и защищать разнообразие, потому что, оценивая отдельных лиц и группы людей без предрассудков и создавая атмосферу, в которой справедливость и взаимное уважение являются неотъемлемой частью, мы создаем заботливое общество, основанное на сотрудничестве людей.
Разнообразие представляет собой набор сознательных практик, которые включают в себя:
● Понимание и оценка взаимозависимости человечества, культуры и окружающей среды;
● Практика взаимного уважения к качествам и опыту, которые отличаются от наших собственных;
● Признание того, что личная и культурная дискриминация создают и поддерживают привилегии для одних, создавая и поддерживая недостатки для других.
Таким образом, разнообразие включает в себя знание того, как относиться к тем качествам и условиям, которые отличаются от наших собственных и не входят в те группы, к которым мы принадлежим, но в то же время встречаются среди других людей.
Многообразие и вовлечение: стратегический подход
Одной из важнейших составляющих частей стратегии «Многообразие и вовлечения» является инклюзия. Мировая практика инклюзии давно доказала, что обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе дает положительные результаты как для самих детей, так и для одноклассников. У обычных детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с особенностями развития не воспринимаются как изгои.
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования», которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране находится на начальных этапах формирования. В связи с этим, на сегодняшний день, существует ряд проблем:
1.Отсутствие нормативных документов регламентирующих инклюзивное обучение.
2.Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.
3.Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии.
4.Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений.
5.Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Буллинг.
Внедрение инклюзии – это очень важный шаг в построении толерантного общества. Однако не все готовы принять необходимые изменения, что ведет к появлению таких проблем как буллинг.
Буллинг — это термин, который появился не так давно, однако он обозначает такое известное всем явление, как детская жестокость, травля одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах.
Долгое время считалось, что школьный буллинг якобы «закаляет»: пострадавший ребенок становится сильнее. Исследования последних десятилетий доказали, что травля разрушительна абсолютно для всех участников: жертв, свидетелей и агрессоров. Одни переживают тяжелые психологические травмы: растет риск депрессии и суицида, падает самооценка, возникают трудности в общении и пр. Другие привыкают подавлять окружающих, убеждать с помощью силы.
Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.
Чтобы помочь жертве буллинга, одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом. Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам:
1. Неодобрение одноклассников (75,5%)
2. Переживание собственной слабости (64,2%)
3. Желание самостоятельного решить проблему (58,8%).
То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения. Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы.

Мы все рождаемся разными, но права каждого человека — на образование и общение, творчество, участие в жизни общества — остаются неизменными и равными для всех.
«Сегодня среди нас всё меньше тех, кто отказывается признавать наше право на уникальность. Каждый из нас - личность со своим индивидуальным набором качеств, которые делают нас особенными и тем самым ценными. Об этом идея разнообразия и включённости каждого человека в активную социальную и экономическую жизнь. И когда мы разговариваем с детьми, выстраиваем диалог (по-моему, образование - это и есть диалог поколений) хорошо помнить о том, что наши дети - это не маленькие взрослые - они другие. Детство - самоценный период в жизни человека, а не просто подготовка ко взрослой жизни. И если мы хотим научить детей ценности каждого, уважению и праву на достойную жизнь каждого, всё что нам надо сделать - это самим увидеть в них равноценных. Надеюсь, наша методичка справится с этой задачей», - Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда, идеолог сообщества PROЖенщин.

Полный текст можно скачать в разделе исследования на официальном сайте Ассоциации «Равные права и равные возможности» - (Ссылка)

Image

ОНПП «Технология» готово к росту объемов производства изделий для МС-21

В рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона «Макс-2021» генеральный директор ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в Ростех) Андрей Силкин и председатель правления Новикомбанка...

Image

Владислав Шапша обсудил с руководителями дивизионов Росатома создание глобального центра ядерного образования в Обнинске

21 июля в Обнинске губернатор Владислав Шапша провел рабочую встречу с представителями Госкорпорации «Росатом» и генеральным директором АО «Институт...

Image

Генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина посетила промышленные предприятия и «грузовую деревню» Калужской области

20 июля генеральный директор АО «РЭЦ» (АО «Российский экспортный центр») Вероника Никишина посетила ряд предприятий Калужской и...

Image

Калужский «ПСМА Рус»: старт производства фургонов на новой платформе и создание экспортного хаба в страны Европы

20 июля на калужском предприятии «ПСМА Рус» состоялось торжественное мероприятие, посвященное запуску проектов концерна Stellantis: ...

Image

«Невский Центр» объявил конкурс на создание концепции архитектурно-художественной подсветки фасадов здания ТК

ТК «Невский Центр» и Союз Архитекторов Санкт-Петербурга объявляют о старте конкурса на создание концепции архитектурно-художественной подсветки фасадов здания торгового...

Image

Утверждена проектная документация для строительства научно-образовательного центра ИТМО Хайпарк

Проект планировки территории для размещения в Пушкинском районе научно-образовательного инновационного центра мирового уровня «ИТМО Хайпарк» в городе-спутнике Южный утвержден на рабочем...

Image

Проекту реконструкции систем водоснабжения в Мантурове дали «зеленый свет»

В Мантурове идет активная фаза подготовки к реконструкции городских водозаборных и водоочистных сооружений в рамках принятой Программы социально-экономического развития. В настоящее время определен подрядчик,...

Image

Ряды ЮУТПП пополнились новыми организациями

Статус членов Южно-Уральской торгово-промышленной палаты получили еще 8 предприятий и организаций Челябинской области. Среди них – промышленные предприятия и представители малого...

Image

Руководство ЮУТПП побывало на заводе тяжелой спецтехники

Представители палаты посетили миасский завод «ГИРД» - компанию по монтажу крано-манипуляторных установок, производству специализированной и аэродромной спецтехники. На предприятии побывали президент ЮУТПП Федор Дегтярев, начальник...

Image

Стартует Конкурс «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ»

15 июля открывается прием заявок на V Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ». Организаторы - Национальное агентство...

Image

Россельхозбанк и «Иннопрактика» подготовят специалистов в сфере органического сельского хозяйства

«02» июня 2021 г. Россельхозбанк и негосударственный институт развития «Иннопрактика» договорились о продолжении сотрудничества в целях поддержки отечественной аграрной...

Image

Россельхозбанк и Российский экологический оператор создадут инфраструктуру по переработке твердых коммунальных отходов в АПК

«03» июня 2021 г. Россельхозбанк и Российский экологический оператор подписали соглашение о совместной поддержке...

Image

Россельхозбанк повышает процентные ставки по опциональным вкладам

«23» июня 2021 г. С 21 июня 2021 года Россельхозбанк повысил ставки до 0,4 п.п. по всей линейке рублевых вкладов с возможностью совершения приходных и расходных операций....

Image

Россельхозбанк: за пять лет Россия удвоила экспорт икры

«22» июня 2021 г. Расширение географии поставок, в первую очередь, за счет стран Северной Америки и Европы, позволило России значительно увеличить объем продаж икры на...

Image

Россельхозбанк предоставит возможность приобретения залогового сельхозимущества на площадке Своё Фермерство

«18» июня 2021 г. Залоговое имущество стало доступно для покупки на площадке Своё Фермерство. В постоянно пополняющемся каталоге...

Image

Улучшение условий в продуктах линейки «Выбери здоровье»

15 июня 2021 г. РСХБ-Страхование жизни сообщает о расширении страхового покрытия по программам

Image

Первая выплата по полису «Урожайная пора» всего через месяц после его оформления

15 июня 2021 г. Стартовали продажи нового полиса накопительного страхования жизни «Урожайная пора».

Image

Россельхозбанк: правовое регулирование гостевых домов увеличит инфраструктуру для сельского туризма до 61 тыс. мест в перспективе 2-3 лет

«15» июня 2021 г. Легализация деятельности гостевых домов будет способствовать развитию туристической инфраструктуры...

Актуальные комментарии
  • Image

    Главные компетенции 2021: куда пойти учиться

    В ближайшее десятилетие эксперты прогнозируют значительный рост IT-сферы на рынке труда России. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова на заседании совета по стратегическому развитию и проектам отметила, что к 2030 году в IT ожидается более двух миллионов дополнительных рабочих мест. Одним из наиболее перспективных в карьерном плане и растущих направлений становится кибербезопасность.

  • Image

    В. Матвиенко обратилась к участницам Форума Шанхайской организации сотрудничества по образованию и снижению бедности среди женщин

    Мероприятие прошло в Пекине в рамках празднования 20-летия ШОС. Организатором форума выступила Всекитайская федерация женщин.

  • Image

    Алексей Якубовский: «За автоматикой будущее, ведь она уже является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни»

    Задача по автоматизации тех или иных производственных процессов рано или поздно встаёт перед многими предприятиями различных сфер деятельности. Ведь именно автоматизация помогает выполнить важную задачу: справиться с наибольшим объёмом работ за как можно более короткое время. Комплексная автоматизация – процесс, требующий особого внимания. Для того чтобы ускорить и отладить процесс производства, важно обратиться к квалифицированным специалистам, которые занимаются разработкой комплексной автоматизации не один год. О том, как в этом может помочь компания «ИПК «ИНДУСТРИЯ», нам рассказал генеральный директор предприятия Алексей Якубовский.

  • Image

    Виктор Богачёв: «Интеллектуальные транспортные системы предназначены для того, чтобы снизить нагрузку на человека и тем самым повысить безопасность, комфорт и экономичность дорожного движения»

    Повсеместная автоматизация коснулась и сферы дорожного движения: интеллектуальные транспортные системы, или ИТС, сегодня получают всё большее распространение. О том, какой путь прошла эта сфера в России, о современных решениях, а также о том, когда мы увидим на дорогах автомобили без водителей, нам рассказал генеральный директор АО «ТРАССКОМ» Виктор Богачёв.

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области

    Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области: «В Ярославской области за время пандемии коммуникация с потенциальными клиентами несколько снизилась, но не прекратилась. И мы для себя отметили, что они перешли на более качественный уровень. Обращения поступают более серьёзные, нежели когда пандемии не было. Некоторые инвесторы прощупывали почву, приходили, ещё не приняв решения. Сейчас нам повезло, мы работаем с инвесторами, которые осознанно идут в регион. Но такой очный форум нам в подспорье, так как мы со многими встретились лично. Те проекты, которые притормозились по объективным причинам, теперь набирают обороты. Работа в пандемию продолжалась благодаря средствам коммуникации. Общались, переписывались, обменивались документацией, готовили проектные решения, предложения. Уже сегодня-завтра эти наработки выходят в практическую плоскость, что является подписанием конкретного соглашения тех или иных проектов».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области, Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»

    Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»: «Я очень хорошо оцениваю потенциал Тюменского региона, потому что в нашем проекте приняло участие уже 93 тыс. человек из Тюменской области. И почти 500 человек стали победителями в данных проектах. Это очень серьёзный результат. Отдельно я бы хотел сказать большое спасибо руководству Тюменской области и всем жителям за гостеприимство и отличную организацию очных мероприятий. Мы уверены, что нас ждёт впереди очень много хороших проектов. Благодаря цифровой платформе у губернатора и его команды появится возможность получить доступ к информации об участниках и о том, насколько активно молодёжь принимает участие в тех или иных проектах, каких результатов она добивается». Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области: «В нашей стране много талантливых и амбициозных ребят, которые стремятся реализовать свои возможности. Именно поэтому по поручению президента была создана АНО «Россия – страна возможностей», которая реализует проекты в самых разных сферах, а также предоставляет платформу для личного и социального роста. Многие из участников данных проектов сегодня сделали серьёзные карьерные шаги. Мы готовы дальше реализовывать подобные проекты, так как у нас есть большой опыт по проведению мероприятий. Поэтому я уверен, что это соглашение будет полезным и взаимовыгодным».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Деметьев, директор агентство развития Новгородской области

    "На сегодняшний день мы видим, что коммуникация между инвесторами строится более активно, чем ранее. И, правда, предприниматели хотят больше инвестировать, принимать активное участие в проектах. С одной стороны, пандемия стала сложным периодом для всех регионов, но все же, постпандемийное время стало намного эффективнее".

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Михаил Николаевич Торгашин, министр промышленности и инновационной политики Пензенской области

    "Наше участие в форуме - это одной из первых постпандемийных событий. Именно поэтому мы представлены здесь! У нас запланировано ряд встреч и подписание соглашений, которые ранее мы не могли не совершили в связи с пандемийными ограничениями".