Image

Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии

Мы живем в современном мультикультурном обществе. Каждый день мы общаемся с людьми разного пола, расы, вероисповедания, с разными физическими и ментальными способностями. И нашим детям также предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе. Они должны быть к этому готовы. Условия современной жизни диктуют необходимость обучения и воспитания детей на основе принципов, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития независимо от их особенностей, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека.

Идеи равных прав и возможностей для всех без исключений объединились в стратегию Diversity and Inclusion (сокращенно D&I), в переводе это означает «Многообразие и вовлечение». Основой данной стратегии является позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим. С 2018 года популяризацией идей «Многообразия и вовлечения» в России занимается ассоциация «Равные права и равные возможности».
Ассоциация «Равные права и равные возможности» – первая в России коммуникационная площадка для коммерческих, некоммерческих организаций и лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации лиц на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.
Учитывая актуальность вопроса воспитания нового поколения в условиях мультикультурного социума, эксперты Ассоциации создали уникальную информационную брошюру, где собрана и систематизирована вся необходимая информация. Подготовка данной информации проходила при поддержке сообщества PROЖенщин и сети частных детских садов «Интересный детский сад».
«Мы разработали данное методическое пособие, чтобы им могли пользоваться и родители и, что очень важно, учебные заведения! К сожалению, во многих учебных заведениях занимаются только развитием академических навыков, совсем забывая о воспитании и развитии таких важных составляющих эмоционального интеллекта, как эмпатия. Забывая, что одна из основных современных педагогических функций - развить в ученике способность быть толерантным к разнообразию мира. Уметь общаться и принимать разность других людей. Помогать преодолевать ребенку психологическую неустойчивость. И чем раньше учебные заведения (желательно с детского сада) этим займутся, тем проще и комфортней будет жить людям в мире», - комментирует Жанна Казанская, учредитель сети детских садов «Интересный детский сад» и частной школы «Интересная Школа», основатель бренда детской одежды «Zhannaandanna».
Информационная брошюра «Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии» разработана на основе анализа последних российских и зарубежных исследований. В данной статье мы рассмотрим основные положения, представленные в ней.

Виды разнообразия. Что оно подразумевает, что значит быть «не таким».
Отличаться от других — это нормально.
Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный. Каждому даны свои особые таланты, перед каждым стоят уникальные задачи в жизни. Не нужно стесняться своих особенностей, так как зачастую именно они делают нас неповторимыми.
Разнообразие – это реальность, созданная отдельными людьми и группами из широкого спектра демографических и философских различий. Чрезвычайно важно поддерживать и защищать разнообразие, потому что, оценивая отдельных лиц и группы людей без предрассудков и создавая атмосферу, в которой справедливость и взаимное уважение являются неотъемлемой частью, мы создаем заботливое общество, основанное на сотрудничестве людей.
Разнообразие представляет собой набор сознательных практик, которые включают в себя:
● Понимание и оценка взаимозависимости человечества, культуры и окружающей среды;
● Практика взаимного уважения к качествам и опыту, которые отличаются от наших собственных;
● Признание того, что личная и культурная дискриминация создают и поддерживают привилегии для одних, создавая и поддерживая недостатки для других.
Таким образом, разнообразие включает в себя знание того, как относиться к тем качествам и условиям, которые отличаются от наших собственных и не входят в те группы, к которым мы принадлежим, но в то же время встречаются среди других людей.
Многообразие и вовлечение: стратегический подход
Одной из важнейших составляющих частей стратегии «Многообразие и вовлечения» является инклюзия. Мировая практика инклюзии давно доказала, что обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе дает положительные результаты как для самих детей, так и для одноклассников. У обычных детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с особенностями развития не воспринимаются как изгои.
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования», которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране находится на начальных этапах формирования. В связи с этим, на сегодняшний день, существует ряд проблем:
1.Отсутствие нормативных документов регламентирующих инклюзивное обучение.
2.Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.
3.Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии.
4.Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений.
5.Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Буллинг.
Внедрение инклюзии – это очень важный шаг в построении толерантного общества. Однако не все готовы принять необходимые изменения, что ведет к появлению таких проблем как буллинг.
Буллинг — это термин, который появился не так давно, однако он обозначает такое известное всем явление, как детская жестокость, травля одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах.
Долгое время считалось, что школьный буллинг якобы «закаляет»: пострадавший ребенок становится сильнее. Исследования последних десятилетий доказали, что травля разрушительна абсолютно для всех участников: жертв, свидетелей и агрессоров. Одни переживают тяжелые психологические травмы: растет риск депрессии и суицида, падает самооценка, возникают трудности в общении и пр. Другие привыкают подавлять окружающих, убеждать с помощью силы.
Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.
Чтобы помочь жертве буллинга, одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом. Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам:
1. Неодобрение одноклассников (75,5%)
2. Переживание собственной слабости (64,2%)
3. Желание самостоятельного решить проблему (58,8%).
То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения. Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы.

Мы все рождаемся разными, но права каждого человека — на образование и общение, творчество, участие в жизни общества — остаются неизменными и равными для всех.
«Сегодня среди нас всё меньше тех, кто отказывается признавать наше право на уникальность. Каждый из нас - личность со своим индивидуальным набором качеств, которые делают нас особенными и тем самым ценными. Об этом идея разнообразия и включённости каждого человека в активную социальную и экономическую жизнь. И когда мы разговариваем с детьми, выстраиваем диалог (по-моему, образование - это и есть диалог поколений) хорошо помнить о том, что наши дети - это не маленькие взрослые - они другие. Детство - самоценный период в жизни человека, а не просто подготовка ко взрослой жизни. И если мы хотим научить детей ценности каждого, уважению и праву на достойную жизнь каждого, всё что нам надо сделать - это самим увидеть в них равноценных. Надеюсь, наша методичка справится с этой задачей», - Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда, идеолог сообщества PROЖенщин.

Полный текст можно скачать в разделе исследования на официальном сайте Ассоциации «Равные права и равные возможности» - (Ссылка)

Image

14 апреля свой День рождения отмечает Андрей Воробьёв, губернатор Московской области

Уважаемый Андрей Юрьевич! От имени всей редакции «Бизнес-Диалог Медиа» примите самые искренние поздравления с Днём...

Image

доклад «Как построить фабрику контента и продвигаться с помощью бесплатных публикаций в СМИ»

Как писать тексты и строить отношения с журналистами, чтобы они публиковали информацию о вашей компании бесплатно. Что делать с пресс-релизами. Как выбирать темы для публикаций. Чем...

Image

ПРЕСС-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ ВЫСТАВКИ

Москва, 8 апреля 2021 Возвращение в офлайн: выставку MosBuild 2021 посетило 66 588 человек из 41 страны и 82 регионов России

Image

Об изобретениях и изобретателях. Патентного поверенного ЮУТПП пригласили на прямой телеэфир

Директор центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской ТПП Людмила Солодкина рассказала телезрителям о товарных знаках, патентах и защите авторских прав. Экспертом она выступила на...

Image

ОНПП «Технология» из Калужской области подвело итоги участия в космических программах за 2020 год

В 2020 году ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (головная организация холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех) произвело более 750 единиц наукоёмкой...

Image

Тележурналистка из Кузбасса Анна Егорова стала победителем Всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"

В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» накануне состоялось чествование победителей Всероссийского конкурса журналистов...

Image

Челябинская журналистка стала победителем на Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»

Руководитель регионального пресс-центра «Аргументы и факты» Наталья Зверева получила диплом в авторской номинации конкурса деловых СМИ, который ежегодно проводят...

Image

CNH Industrial приобретает миноритарный пакет акций Augmenta

CNH Industrial N.V. (NYSE: CNHI / MI: CNHI) объявила о приобретении миноритарного пакета акций Augmenta. Компания Augmenta специализируется на разработке передовых технологий для аграрного сектора и уделяет первостепенное...

Image

Предприниматели и банкиры обсуждают разнообразие и доступность финансовых инструментов для бизнеса

На радиостанции «Business FM Челябинск» стартовала серия программ на тему доступности финансовых инструментов для развития малого и среднего бизнеса. О программе кредитования МСП...

Image

Кузбасская ТПП провела первый круглый стол в рамках готовящейся конференции по проблемкам региональных и муниципальных СМИ

На 27 апреля запланировано проведение межрегиональной конференции по проблемам развития региональных и муниципальных СМИ, организаторами которой...

Image

Экс-посол Казахстана в России станет Почетным Доктором знаменитой французской школы бизнеса ESAM

Директор бизнес школы ESAM вручит Тасмагамбетову звание Почетного доктора своего учреждения. Об этом говорится на сайте ESAM....

Image

ЭКСАР застраховал экспортные контракты на поставку фанеры в 52 страны мира

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР» и ООО «СВЕЗА-Лес» подписали договор страхования краткосрочной дебиторской задолженности в рамках поставки фанеры в 52 страны...

Image

В Fix Price доступна возможность оплаты покупок по QR-коду

09 апреля 2021 г. Москва Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен запустила современный способ приема платежей посредством графического QR-кода....

Image

Ключевые проекты нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока — получите бесплатный отчёт

Рады сообщить, что команда «Восток Капитал» подготовила отчет по результатам исследования «Ключевые проекты нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока», в котором...

Image

Президент ЮУТПП рассказал о стратегическом бизнес-партнерстве между Россией и Узбекистаном

В Ташкенте состоялось пятое совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов. Речь на нем шла о развитии двустороннего сотрудничества и новых задачах...

Image

Эксперты Калининградской ТПП - одни из лучших в стране

На заседании комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Калининградской области, состоявшемся 5 апреля 2021 года, отметили качество работы экспертов Калининградской...

Актуальные комментарии