Image

Сергей Мамыкин: «Мы можем обогнать Запад в сфере промышленности»

14 апреля 2020 года в Московской торгово-промышленной палате состоится круглый стол на тему «Влияние западных стандартов в сфере внедрения инноваций в промышленность России: особенности развития отечественного рынка». Об особенностях и проблемах в стандартизации смазочных материалов нашему корреспонденту рассказывает Мамыкин Сергей Михайлович – кандидат технических наук, технический директор компании инновационных смазочных материалов КУППЕР.



«История началась в 1993 году…»

– История началась в 1993 году, до этого я даже предположить не мог, что буду заниматься смазочными материалами. Специальность у меня по первому образованию «инженер-электромеханик», я конструктор электровозов. Но на железной дороге почти не работал, а делал военные самолёты МиГ-29 – самые современные на тот момент, да и на сегодняшний день. В начале 90-х началась перестройка, стало совершенно неинтересно работать, и я ушёл с завода, стал оказывать услуги для железной дороги. Услуги были связаны с трением и износом, мы упрочняли детали вагонов, которые стираются. В это время и произошло знакомство с Гаркуновым Дмитрием Николаевичем – доктором наук, автором двух открытий.

Первое открытие называется «Водородный износ металлов». На самом деле изнашивает поверхности механизмов не сила трения или абразив, изнашивает водород, который выделяется в зоне трения, абразив является катализатором данного процесса, поэтому он очень быстро проистекает. И именно водород изнашивает, разрушает кристаллическую решётку металлов.
А второе открытие называется «Избирательный перенос при трении (эффект безызносности)». Было обнаружено, что в парах трения сталь - бронза только медь переносилась на стальную хромированную поверхность, создавая защитную плёнку красного цвета.

Я стал учеником Гаркунова, мы с ним сдружились, стали изучать явления, непосредственно касающиеся железной дороги. Нам дали возможность поработать с износом рельс, попробовать защитить их от водородного износа. На тот момент в Институте физической химии Академии наук была установка, которая могла определить содержание водорода в стали. И был получен уникальный результат: в 100 граммах собранных нами чешуек с рельсов – около 500 кубиков водорода, это учитывая, что если при производстве стали в 100 граммах металла – 5 кубиков водорода, то эта плавка идёт в брак, потому что при остывании металл будет разрушаться, будут образовываться флокены и светлые пятна. А здесь мы получили результат в 100 раз больше, чем бракуют при плавке. Мы стали применять специальные смазки, которые подавляют водородный износ и получили великолепные результаты – мы снизили износ рельса в кривых в 5 раз.

«Мы пошли другим путём»

– Есть традиционная наука химмотология, которая развивается около 200 лет, она своими методами решает проблемы смазки трущихся поверхностей. Мы реализовали эффект безызносности и тем самым попали в противоречие с данной наукой. Мы пошли другим путём, взяли состав смазки, добавили соли меди, которые подавили водород, рельсы перестали шелушиться и изнашиваться. Тогда мы и столкнулись с тем, что отраслевые институты, в первую очередь НИИ, пользуясь ГОСТами и нормативными документами, которые есть у химмотологов, поставили нам препятствие на внедрение инноваций в виде такой смазки, которая подавляет водородный износ.

«Мы решали очень серьёзные задачи»
– Мы решали очень серьёзные задачи, потому что износ рельсов – это достаточно дорогостоящая проблема, занимались этим, несмотря на протесты НИИ. Мы начали свою работу в локомотивном депо в Рязани. Мы решили попробовать на тепловозах присадку, которая замечательно позволяет экономить топливо и снизить отказы.

Специалисты предложили очень хороший ход, чтобы понять, как работает присадка, они предложили сделать сравнительные испытания. Так как тепловозы проходили все ремонты и технические обслуживания одновременно, состояние дизелей было примерно одинаковое, и все данные по их работе были в депо. Эксперимент выглядел так: двухсекционный тепловоз и одна кабина машиниста, а дальше состав. В дизель одной секции тепловоза добавляют присадку, в другой – нет, и поехали. И вот они увидели, что в дизеле, в который добавили присадку, поменяли моторное масло гораздо быстрее, но потом не меняли целый год, а в том, который без присадки, меняли 3 раза, то есть 1,5 тоны масла сэкономили. Депо это понравилось, и очень быстро вышел приказ, 10 тепловозов, а потом и всё депо перевели на нашу присадку. У них получилась очень приличная экономия топлива. Про неё написали в журнале «Железные дороги мира», который попал на стол заместителю министра путей сообщения. И он дал задание своим помощникам провести Коломенскому ВНИКТИ эксплуатационное испытание этой присадки. В эксперименте было задействовано более 200 шт. тепловозов трех разных моделей. Итог: снижения отказов деталей цилиндро-поршневой группы от 3 до 21 раза, очень существенная экономия топлива и масла. По результатам испытаний Министерство путей сообщения предложило разработать масла, которые оно внедрит, но это так и осталось словами.

«Причина совершенно очевидна»

– Причина совершенно очевидна и понятна – есть люди, заинтересованные в том, чтобы техника ломалась, а запчасти закупались, чтобы покупалось топливо и моторное масло. К сожалению, в той парадигме, в которой мы развиваемся, побеждают те, кто сидит на ремонтах и закупках. Поэтому в те времена нам не удалось одержать победу, хотя были проведены огромные испытания.
В 2005 году нам удалось внедрить такие смазки, которые подавляют износ. Мы получили отличные результаты: за первый год применения на всем полигоне РЖД на 20% снизился износ рельсов, стрелочных переводов, колёсных пар локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. Было принято решение оформить допуск на эти смазки в установленном порядке. Но в 2008 году было принято решение закрыть филиал РЖД - Кусковский завод консистентных смазок, как непрофильный актив.

С 2012 года по сегодняшний день срок службы грузовых колёсных пар сократился в несколько раз. Сейчас огромная проблема нехватки колёсных пар, потому что не стало защиты от водородного износа. Но эта ситуация выгодна тем, кто эти колеса производит и ремонтирует. Невыгодна она народу, который платит железнодорожный тариф.

«Наши смазочные материалы – допинг для велосипеда»

– Кусковский завод выпускал смазку тысячами тонн, на этом фоне у нас появилась возможность заниматься исследованиями в части масел и всего прочего.
К 2008 году мы создали моторные масла, которые оказались гораздо эффективнее, чем традиционные. Наши масла начали применять в спорте, где никто не смотрит на стандарты, там главное – одержать победу. По лабораторным испытаниям наши масла снижают затраты энергии на работу узла трения на 15%. Это позволяет выигрывать, поэтому третий год сборная России по велоспорту едет на наших смазках.

Официальное достижение – это автомотоспорт. Мы уже 5 лет сотрудничаем с компанией «АртЛайн», она разрабатывает внутри страны и за рубежом гоночные автомобили, в Германии производит автомобили для Формулы-3, машины полностью сертифицированы. Результатом этого сотрудничества стало появление линейки смазочных материалов для картинга и автоспорта. В рамках работы с АртЛайн мы сотрудничаем с автодромом «Мячково», он сейчас сертифицирован по международным стандартам, там проходят и кольцевые гонки в рамках чемпионата России РСКГ. Целая линейка гоночных автомобилей едет полностью на наших маслах.

Следующее наше достижение – это сотрудничество с New Star Marine. Это очень известная российская водо-моторная команда, побеждавшая в «Формуле-2 H2O», «Руан 24» - а это длительные гонки, когда 24 часа гонка идёт непрерывно и надежность техники очень важна. Наша команда выиграла за счет того, что им не приходилось часто останавливаться на пит-стопах.
А самое большое наше спортивное достижение – это велоспорт. Мы уже второй год являемся их официальным поставщиком смазочных материалов сборной России по велоспорту. Когда счет идет на сотые доли секунды, наши смазки - это как некий «допинг» для велосипедов, который дает спортсменам преимущество.

«Западные стандарты являются барьером на стадии разработки»

– Мы создали уникальное моторное масло, но оно не соответствует существующим стандартам и нормативным документам. Сейчас на западе существует 3 крупнейшие американские фирмы, которые делают пакеты присадок к смазочным материалам. Для них ассоциация американских инженеров создала системы классификации, которые устанавливают требования к смазочным материалам. Все методики сертификации – западные, в России сегодня нет приборов под эти стандарты, а чтобы пройти сертификацию на Западе нужны огромные деньги, но даже если найти эти миллионы евро, масло не пройдет сертификацию в силу своих отличий от традиционных. Для наших масел западные стандарты стали барьером на стадии разработки и внедрения.
Фактический доступ к применению инноваций в российской промышленности перекрыт западными стандартами, для этого они и написаны.

– Самая большая беда в том, что наша наука фактически и не развивается, ведь как можно развивать, если нет даже приборов для попыток что-то сделать. Наши масла экологически чисты, в них нет фосфора, серы в выхлопах. Стандарты же требуют их наличия фосфора, серы, щёлочи.

– Наша промышленность сильно «сдала» в постперестроечный период. У нас нет полностью отечественного производства оборудования, всё равно какие-то комплектующие тракторов, станков или летательных аппаратов - импортные. Мы считаем, что этот вопрос нужно выносить на государственный уровень, ведь в России много «Кулибиных» и можно сделать что-то гораздо лучше Запада, но их стандарты не дают этой возможности, а внутри страны создают барьеры наши же научно-исследовательские институты.

Вот почему мы собираем круглый стол в МТПП и выносим этот вопрос на обсуждение в Комитет по правам промышленности и инноваций.

Image

В Кемерове подведены итоги юбилейного ХХ конкурса «Бренд Кузбасса»

В рамках празднования 300-летия Кузбасса в областной столице 24 февраля состоялся Фестиваль кузбасских брендов. Центральным мероприятием его программы стала церемония награждения победителей и лауреатов...

Image

Сотрудники ОНПП «Технология» из Калужской области стали лауреатами и победителями конкурса «Инженер года»

В XXI Всероссийском конкурсе «Инженер года-2020» и молодежном конкурсе «Надежда России» приняли участие десять сотрудников ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в...

Image

Комбинат «Свеза» в Петербурге подвел итоги работы за 2020 год

Петербургский комбинат «Свезы» в 2020 году вложил в ключевые инвестпроекты почти 700 млн рублей, вдвое увеличил отгрузки специализированных видов фанеры и нарастил объем налоговых выплат в федеральный бюджет на 3% - до 211...

Image

Bonava запустила рекламную кампанию на основе документальных съемок

Шведский девелопер Bonava запустил имиджевую рекламную кампанию «Живу в Bonava. Истории о доме» из пяти документальных короткометражных фильмов, текстовых интервью и фотографий, рассказывающих о жизни, доме и...

Image

Президенту Уральской торгово-промышленной палаты Андрею Беседину вручена высокая награда

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поздравил с 60-летием президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина и вручил ему знак отличия «За заслуги перед Свердловской...

Image

«Норникель» окажет беспрецедентную финансовую поддержку Норильску

Правительство России, власти Красноярского края, мэрия Норильска и руководство «Норникеля» подписали ряд стратегически важных соглашений о социально-экономическом развитии заполярного промышленного города. Прежде всего,...

Image

На пути к углеродной нейтральности

Какая компания называется нейтральной с точки зрения углеродсодержащих выбросов? Как добиться такого статуса и почему он играет важную роль для будущего нашей планеты? Ответы на эти вопросы и другая информация, например, как на пути к энергоэффективному...

Image

В Южно-Уральской ТПП чествовали лучшие семейные бизнесы Челябинской области

Представителям четырех компаний Южного Урала, которые вошли в топ-100 федерального проекта «100 семейных компаний под патронатом Президента ТПП РФ», вручили свидетельства победителей масштабной...

Image

Активистов ЮУТПП наградили золотыми Почетными знаками отличия

Высшей награды Южно-Уральской торгово-промышленной палаты удостоены руководители челябинских предприятий, представители общественных комитетов и сотрудники организации. Торжественную церемонию награждения провел президент...

Image

В компании Bonava подвели итоги прошедшего года

В 2020 году компания ввела в эксплуатацию 6 объектов общей площадью 79 808,2 кв. м в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Это 764 квартиры в проектах Skandi Klubb, Magnifika Lifestyle и Gröna Lund. Запроектировано около 142 460 кв. м...

Image

Второй день Форума в Казани «Эффективный автосервис» Слесарный ремонт.

Три острые проблемы авторемонтной отрасли : ‼️Отсутсвие притока молодых и компетентных кадров; ‼️Нелегальное предпринимательство ‼️Контрафакт автокомпонентов и...

Image

KLIMKOVA KIDS «45 метров под землей» Cпециально для недели Высокой моды «Milan Fashion Week»

14 февраля 2021 года в здании Музея «Бункер –42» для digital показа в рамках недели Высокой моды «Milan Fashion Week» состоялись кино - сьемки показа новой весенне-летней коллекции 2021...

Image

Представители ЮУТПП оценили возможности инновационной площадки «Малая Сосновка»

Экскурсию в первый на Южном Урале государственный парк индустриальных инноваций организовали министерство промышленности и министерство экономического развития Челябинской области. Экспертам деловых...

Image

Работники АЗС в России получили возможность получать безналичные чаевые без комиссий

Создатели платформы по оплате топлива онлайн Benzuber, разработали сервис «Чаевик», позволяющий персонально отправлять чаевые работникам автозаправочных станций без сборов и комиссий. Во всех...

Image

В Кузбасской ТПП прошло первое организационное заседание Комитета по развитию медиакоммуникаций

В первом организационном заседании, которое 16 февраля прошло в гибридном формате, приняли участие более 50-ти директоров, редакторов СМИ, информационных холдингов,...

Image

Владимир Потанин: «Мы подтверждаем наши обязательства по сокращению экологического воздействия на окружающую среду»

Президент «Норникеля» прокомментировал финансовые результаты компании за 2020 год. По его словам, ГМК в минувшем году показала хорошие финансовые результаты,...

Image

ТРЦ 4DAILY УСИЛИВАЕТ СВОЁ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НОВЫМИ БРЕНДАМИ: GLORIA JEANS, FAMILIA И SINSAY

Новые арендаторы займут площадь более 3 000 квадратных метров в ТРЦ 4DAILY на первом и третьем этажах.

Актуальные комментарии