Image

Сергей Мамыкин: «Мы можем обогнать Запад в сфере промышленности»

14 апреля 2020 года в Московской торгово-промышленной палате состоится круглый стол на тему «Влияние западных стандартов в сфере внедрения инноваций в промышленность России: особенности развития отечественного рынка». Об особенностях и проблемах в стандартизации смазочных материалов нашему корреспонденту рассказывает Мамыкин Сергей Михайлович – кандидат технических наук, технический директор компании инновационных смазочных материалов КУППЕР.



«История началась в 1993 году…»

– История началась в 1993 году, до этого я даже предположить не мог, что буду заниматься смазочными материалами. Специальность у меня по первому образованию «инженер-электромеханик», я конструктор электровозов. Но на железной дороге почти не работал, а делал военные самолёты МиГ-29 – самые современные на тот момент, да и на сегодняшний день. В начале 90-х началась перестройка, стало совершенно неинтересно работать, и я ушёл с завода, стал оказывать услуги для железной дороги. Услуги были связаны с трением и износом, мы упрочняли детали вагонов, которые стираются. В это время и произошло знакомство с Гаркуновым Дмитрием Николаевичем – доктором наук, автором двух открытий.

Первое открытие называется «Водородный износ металлов». На самом деле изнашивает поверхности механизмов не сила трения или абразив, изнашивает водород, который выделяется в зоне трения, абразив является катализатором данного процесса, поэтому он очень быстро проистекает. И именно водород изнашивает, разрушает кристаллическую решётку металлов.
А второе открытие называется «Избирательный перенос при трении (эффект безызносности)». Было обнаружено, что в парах трения сталь - бронза только медь переносилась на стальную хромированную поверхность, создавая защитную плёнку красного цвета.

Я стал учеником Гаркунова, мы с ним сдружились, стали изучать явления, непосредственно касающиеся железной дороги. Нам дали возможность поработать с износом рельс, попробовать защитить их от водородного износа. На тот момент в Институте физической химии Академии наук была установка, которая могла определить содержание водорода в стали. И был получен уникальный результат: в 100 граммах собранных нами чешуек с рельсов – около 500 кубиков водорода, это учитывая, что если при производстве стали в 100 граммах металла – 5 кубиков водорода, то эта плавка идёт в брак, потому что при остывании металл будет разрушаться, будут образовываться флокены и светлые пятна. А здесь мы получили результат в 100 раз больше, чем бракуют при плавке. Мы стали применять специальные смазки, которые подавляют водородный износ и получили великолепные результаты – мы снизили износ рельса в кривых в 5 раз.

«Мы пошли другим путём»

– Есть традиционная наука химмотология, которая развивается около 200 лет, она своими методами решает проблемы смазки трущихся поверхностей. Мы реализовали эффект безызносности и тем самым попали в противоречие с данной наукой. Мы пошли другим путём, взяли состав смазки, добавили соли меди, которые подавили водород, рельсы перестали шелушиться и изнашиваться. Тогда мы и столкнулись с тем, что отраслевые институты, в первую очередь НИИ, пользуясь ГОСТами и нормативными документами, которые есть у химмотологов, поставили нам препятствие на внедрение инноваций в виде такой смазки, которая подавляет водородный износ.

«Мы решали очень серьёзные задачи»
– Мы решали очень серьёзные задачи, потому что износ рельсов – это достаточно дорогостоящая проблема, занимались этим, несмотря на протесты НИИ. Мы начали свою работу в локомотивном депо в Рязани. Мы решили попробовать на тепловозах присадку, которая замечательно позволяет экономить топливо и снизить отказы.

Специалисты предложили очень хороший ход, чтобы понять, как работает присадка, они предложили сделать сравнительные испытания. Так как тепловозы проходили все ремонты и технические обслуживания одновременно, состояние дизелей было примерно одинаковое, и все данные по их работе были в депо. Эксперимент выглядел так: двухсекционный тепловоз и одна кабина машиниста, а дальше состав. В дизель одной секции тепловоза добавляют присадку, в другой – нет, и поехали. И вот они увидели, что в дизеле, в который добавили присадку, поменяли моторное масло гораздо быстрее, но потом не меняли целый год, а в том, который без присадки, меняли 3 раза, то есть 1,5 тоны масла сэкономили. Депо это понравилось, и очень быстро вышел приказ, 10 тепловозов, а потом и всё депо перевели на нашу присадку. У них получилась очень приличная экономия топлива. Про неё написали в журнале «Железные дороги мира», который попал на стол заместителю министра путей сообщения. И он дал задание своим помощникам провести Коломенскому ВНИКТИ эксплуатационное испытание этой присадки. В эксперименте было задействовано более 200 шт. тепловозов трех разных моделей. Итог: снижения отказов деталей цилиндро-поршневой группы от 3 до 21 раза, очень существенная экономия топлива и масла. По результатам испытаний Министерство путей сообщения предложило разработать масла, которые оно внедрит, но это так и осталось словами.

«Причина совершенно очевидна»

– Причина совершенно очевидна и понятна – есть люди, заинтересованные в том, чтобы техника ломалась, а запчасти закупались, чтобы покупалось топливо и моторное масло. К сожалению, в той парадигме, в которой мы развиваемся, побеждают те, кто сидит на ремонтах и закупках. Поэтому в те времена нам не удалось одержать победу, хотя были проведены огромные испытания.
В 2005 году нам удалось внедрить такие смазки, которые подавляют износ. Мы получили отличные результаты: за первый год применения на всем полигоне РЖД на 20% снизился износ рельсов, стрелочных переводов, колёсных пар локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. Было принято решение оформить допуск на эти смазки в установленном порядке. Но в 2008 году было принято решение закрыть филиал РЖД - Кусковский завод консистентных смазок, как непрофильный актив.

С 2012 года по сегодняшний день срок службы грузовых колёсных пар сократился в несколько раз. Сейчас огромная проблема нехватки колёсных пар, потому что не стало защиты от водородного износа. Но эта ситуация выгодна тем, кто эти колеса производит и ремонтирует. Невыгодна она народу, который платит железнодорожный тариф.

«Наши смазочные материалы – допинг для велосипеда»

– Кусковский завод выпускал смазку тысячами тонн, на этом фоне у нас появилась возможность заниматься исследованиями в части масел и всего прочего.
К 2008 году мы создали моторные масла, которые оказались гораздо эффективнее, чем традиционные. Наши масла начали применять в спорте, где никто не смотрит на стандарты, там главное – одержать победу. По лабораторным испытаниям наши масла снижают затраты энергии на работу узла трения на 15%. Это позволяет выигрывать, поэтому третий год сборная России по велоспорту едет на наших смазках.

Официальное достижение – это автомотоспорт. Мы уже 5 лет сотрудничаем с компанией «АртЛайн», она разрабатывает внутри страны и за рубежом гоночные автомобили, в Германии производит автомобили для Формулы-3, машины полностью сертифицированы. Результатом этого сотрудничества стало появление линейки смазочных материалов для картинга и автоспорта. В рамках работы с АртЛайн мы сотрудничаем с автодромом «Мячково», он сейчас сертифицирован по международным стандартам, там проходят и кольцевые гонки в рамках чемпионата России РСКГ. Целая линейка гоночных автомобилей едет полностью на наших маслах.

Следующее наше достижение – это сотрудничество с New Star Marine. Это очень известная российская водо-моторная команда, побеждавшая в «Формуле-2 H2O», «Руан 24» - а это длительные гонки, когда 24 часа гонка идёт непрерывно и надежность техники очень важна. Наша команда выиграла за счет того, что им не приходилось часто останавливаться на пит-стопах.
А самое большое наше спортивное достижение – это велоспорт. Мы уже второй год являемся их официальным поставщиком смазочных материалов сборной России по велоспорту. Когда счет идет на сотые доли секунды, наши смазки - это как некий «допинг» для велосипедов, который дает спортсменам преимущество.

«Западные стандарты являются барьером на стадии разработки»

– Мы создали уникальное моторное масло, но оно не соответствует существующим стандартам и нормативным документам. Сейчас на западе существует 3 крупнейшие американские фирмы, которые делают пакеты присадок к смазочным материалам. Для них ассоциация американских инженеров создала системы классификации, которые устанавливают требования к смазочным материалам. Все методики сертификации – западные, в России сегодня нет приборов под эти стандарты, а чтобы пройти сертификацию на Западе нужны огромные деньги, но даже если найти эти миллионы евро, масло не пройдет сертификацию в силу своих отличий от традиционных. Для наших масел западные стандарты стали барьером на стадии разработки и внедрения.
Фактический доступ к применению инноваций в российской промышленности перекрыт западными стандартами, для этого они и написаны.

– Самая большая беда в том, что наша наука фактически и не развивается, ведь как можно развивать, если нет даже приборов для попыток что-то сделать. Наши масла экологически чисты, в них нет фосфора, серы в выхлопах. Стандарты же требуют их наличия фосфора, серы, щёлочи.

– Наша промышленность сильно «сдала» в постперестроечный период. У нас нет полностью отечественного производства оборудования, всё равно какие-то комплектующие тракторов, станков или летательных аппаратов - импортные. Мы считаем, что этот вопрос нужно выносить на государственный уровень, ведь в России много «Кулибиных» и можно сделать что-то гораздо лучше Запада, но их стандарты не дают этой возможности, а внутри страны создают барьеры наши же научно-исследовательские институты.

Вот почему мы собираем круглый стол в МТПП и выносим этот вопрос на обсуждение в Комитет по правам промышленности и инноваций.

Image

Новое оборудование «ВестМедГрупп» в помощь пациентам с COVID-19

Компания «ВестМедГрупп» в кратчайшие сроки – всего за последние полгода обеспечила жизненно важным высокотехнологичным медицинским оборудованием свыше 150 объектов здравоохранения страны и установила в них более 30 тысяч...

Image

21 ноября День налоговых органов Российской Федерации

Уважаемые работники и ветераны налоговой службы! Примите самые искренние и теплые поздравления с профессиональным праздником - Днем работника налоговых органов Российской...

Image

Первый проект в городе-спутнике Южный получил гран-при международного архитектурного конкурса

Проект ИТМО Хайпарк и второго кампуса Университета ИТМО в городе-спутнике Южный стал лауреатом XVIII Международного архитектурного фестиваля «Зодчество». За работу над комплексным...

Image

Выгодный лизинг: время зарабатывать с IVECO Daily

Непредсказуемые изменения рынка в условиях пандемии COVID-19 побуждают перевозчиков искать наиболее эффективные решения для своего бизнеса. Одним из них осенью 2020 года выступают лизинговые программы IVECO Capital применительно к покупке...

Image

В Свердловской области стали больше выпускать импортозамещающей продукции

Количество импортозамещающих производств на территории Свердловской области за последние годы значительно выросло, сообщил журналистам президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин в Уральском...

Image

Идея пермяка о запуске электрошеринга, победившая на форуме «Сильные идеи для нового времени», будет реализована в Перми и других регионах России

В Перми проект запуска шеринга электротранспорта планируется запустить в 2021 году. Первый этап – шеринг электросамокатов –...

Image

20-летний юбилей отмечает калужский фронт-офис по работе с инвесторами

Агентство регионального развития Калужской области – один из первых в России институтов развития, взявший на себя задачу по привлечению, сопровождению и продвижению инвестиционных проектов на уровне региона. Также...

Image

Владельцы грузовых автопарков в России всё чаще выбирают газовые IVECO Stralis. Опыт компании «Борт №1».

Магистральные тягачи IVECO Stralis NP с двигателем, работающим на метане, набирают всё большую популярность в стране. Даже несмотря на то, что сеть газовых заправок в...

Image

Тольятти вошел в ТОП-10 моногородов России

17 ноября Фонд развития моногородов подвел итоги ежегодного рейтинга моногородов за 2019 год. В ТОП-10 лучших моногородов вошли: Набережные Челны, Тольятти, Первомайский, Губкин, Кумертау, Череповец, Костомукша, Невинномысск, Нижнекамск и...

Image

На петербургском комбинате «Cвезы» качество клейки фанеры будет контролировать машинное зрение

На петербургском комбинате «Свезы» продолжается автоматизация контроля качества. Для определения уровня и равномерности нанесения клея на производстве внедряется система машинного...

Image

Идея пилотного запуска электрошеринга в Краснодарском крае победила на форуме АСИ в номинации "Современная экономическая политика"

Об этом сообщил один из главных инициаторов проекта, председатель Правления Центра экономического роста Алексей Порошин в рамках сессии...

Image

Эффективность законодателей от Донского региона

Седьмой созыв Государственной думы отработал уже больше четырех лет. Исследовательская группа «Аргументы недели» провела анализ лоббистской эффективности законодателей за 2020 год, показала насколько избранные нами депутаты активны и...

Image

Компания «Рустрейдинг» – резидент ТОСЭР «Сосенский»

Компания «Рустрейдинг» официально на федеральном уровне получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданной в моногороде Сосенский Калужской области. ООО «Рустрейдинг» внесен в реестр...

Image

«Новатор +52» - проект в приоритете

Инвестиционный совет при губернаторе Вологодской области признал проект по производству фанеры комбината «Свеза» в Великоустюгском районе с инвестициями более 6 млрд рублей приоритетным. Проект на 8 лет получит льготы по налогу на...

Image

В России предложили увеличить до трёх лет срок гарантии на бытовую технику

Производители и продавцы зачастую искусственно сокращают срок службы так называемых товаров длительного пользования - это бытовая техника, смартфоны и прочее. Ломаются они сразу по истечении гарантии. Такого...

Image

Комбинат «Свеза» в Костроме станет логистическим хабом по отгрузке фанеры на экспорт

Логистический центр позволит потребителям получить более выгодные условия за счет снижения стоимости услуг на...

Image

«Челябинвестбанку» присвоено звание Почетного члена Торгово-промышленной палаты России

Решение было принято на октябрьском заседании Правления ТПП РФ. Почетного звания ПАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК» удостоено за значительный вклад в развитие экономики Челябинской области, достижение высоких...

Актуальные комментарии
  • Image

    Вера Зайцева, Вице-президент Холдинга Атлас Копко Россия и Центральная Азия: как стать бизнес лидером и в чем секрет успеха

    Сегодня все чаще мы задумываемся о том, какие компетенции способствуют реализации потенциала, как их совершенствовать, являются ли они врожденными качествами или их можно развивать в процессе карьеры. Наверняка у каждой истории есть свои секреты достижения высот и значительных результатов. Может это эмоциональный интеллект, или решительность и харизма, или аналитические способности. Одной из уникальных и отличительных особенностей компании Атлас Копко является поддержка культуры саморазвития и инициативности, убеждение, что каждый ответственен за своё собственное развитие. Мы ценим и приветствуем стремление реализовать свои идеи, смелость и инновационный подход к решению стандартных задач - все это безусловно не зависит от гендерной принадлежности. Потенциал есть у каждого, так почему же и в 21 веке сектор В2В, особенно это касается индустриальных компаний, все еще считается мужским бизнесом? Технические специальности по-прежнему выбирают представители сильного пола, девушки на курсе технических специальностей все еще в меньшинстве. В то же время Индустрия 4.0 диктует новые стандарты и подходы к работе, робототехника, цифровизация меняет восприятие промышленности в современном мире, уже совсем скоро мы встретим не только девушку торгового представителя вакуумных насосов, но и инженера по сервисному обслуживанию. Автоматизация повсеместно меняет и наше окружение, и среду, в которой нам предстоит работать, вот почему уже сегодня нам стоит задуматься над будущим кажущихся стандартными для нас профессий: инженера, специалиста техподдержки, торгового представителя и других. Так как же справиться со стереотипами и предубеждениями, сложно ли женщине в современном техническом бизнесе договариваться и совершать многомиллионные сделки, а также как стать бизнес лидером и в чем секрет успеха - об этом и не только мы поговорили с Верой Зайцевой, Вице-президентом Холдинга Атлас Копко в России и Центральной Азии, члена Совета директоров АО «Атлас Копко» и ТОО «Атлас Копко Эйрпауэр Центральная Азия».

  • Image

    «Систем такого масштаба, наверное, пока ещё мало…»

    С 1 июля маркировка лекарственных препаратов в нашей стране стала обязательной. С какими проблемами сталкиваются участники рынка? Как эти проблемы решаются? Об этом – в беседе председателя Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков Вадима ВИНОКУРОВА с руководителем направления «Фарма» Центра развития перспективных технологий Сергеем ХОЛКИНЫМ.

  • Image

    Юридический бизнес в России: проблемы и перспективы развития «Если существуют длинные периоды для обдумывания, то существуют исторические минуты для решения». Пётр Столыпин

    Одиннадцать зарубежных юридических фирм перешагнули рубеж в 2 млрд долларов по выручке за 2019 год, в то время как, по данным Росстата, весь ежегодный объём платных услуг населению по разделу «Услуги правового характера» в России едва ли достигает 1,4 млрд долларов (100 млрд рублей). Юридический бизнес в России находится пока на начальном этапе формирования. Однако его непродолжительная история не служит оправданием бездействию в вопросе реформирования национального юридического рынка. На протяжении почти 30-летней истории современной России рынок этот развивался стихийно и (парадоксально, но факт) вне правового поля. Принятый в самом начале 2000-х Закон об адвокатуре уже не соответствует современным потребностям рынка юридических услуг и концепции правового государства, интегрированного в мировую экономику. О том, каково сегодня положение дел в этой сфере и какие реальные пути её развития видятся, нам рассказали управляющий партнёр ООО «Консалтинговая группа «Альянс Лигал» Евгений Карноухов и управляющий партнёр Адвокатского бюро этой компании Николай Попов.

  • Image

    «Добровольность проверки квалификаций будет ограничиваться спросом со стороны рынка»

    Наличие диплома и даже его цвет далеко не всегда являются гарантией знаний, а главное, умения их применять; гарантией квалификации, компетенции специалиста, претендующего на какое-либо рабочее место. Экзамены сданы, впереди работа… Как сделать так, чтобы «официальная» квалификация того или иного специалиста, с одной стороны, не вводила работодателя в заблуждение о его истинных способностях, а с другой – позволяла соискателю рабочего места получать достойную его компетенции заработную плату? Об этом в беседе с генеральным директором Национального агентства развития квалификаций (НАРК), членом Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, председателем Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете по образованию и науке Государственной Думы, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) Александром ЛЕЙБОВИЧЕМ разговаривал Вадим ВИНОКУРОВ, председатель Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков.

  • Image

    НАРГИЗ БАБАЕВА-КЕРИМОВА РАЗРУШАЕТ СТЕРЕОТИПЫ

    Женщина-руководитель – это феномен. Потому что задач и ответственности у неё больше, чем у мужчины, притом для сохранения своего реноме приходится «воевать» по нескольким направлениям. И отвоёвывать. А если женщина руководит в стране с восточным менталитетом, то можно себе представить, сколько негласных законов она при этом нарушает. Итак, Наргиз Бабаева-Керимова – владелица ресторана и глава благотворительной организации. Она же разрушитель стереотипов, жена, мама и бабушка, заботливый руководитель и экспериментатор. Бизнес как творческая платформа, неафишируемая благотворительность – таково мировоззрение этой удивительной молодой женщины.

  • Image

    Изменение требований к медосмотру работников: ПК признали безвредными?

    Минздрав России и Минтруд России внесли долгожданные поправки в Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования). Вышел соответствующий приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения. Изменения коснулись пункта 3.2.2.4, устанавливающего в качестве вредного фактора электромагнитное поле широкополосного спектра частот: из нормы убрали упоминание работы за компьютером. Вопрос о том, является ли сама по себе работа с ПЭВМ в течение не менее 50% рабочего времени основанием для направления работника на медосмотр, долгое время вызывал споры. Многие специалисты полагали, что факторы, поименованные в Перечне, являются основанием для проведения медосмотров только тогда, когда воздействия отнесены по уровню к вредным и (или) опасным классам. При этом на рабочих местах, где работники заняты исключительно на ПК, неионизирующее излучение, в принципе, не идентифицируется как вредный фактор. А значит, и медосмотры таких работников проводить не нужно. В поддержку этой позиции высказывались Минздрав, Роспотребнадзор, ФМБА, Минэкономразвития. Однако Минтруд России последовательно настаивал на необходимости проведения медосмотров работников, проводящих за компьютером не менее 50% рабочего времени, независимо от прочих обстоятельств. В судах можно было встретить как одну, так и другую точки зрения. После вступления в силу данных поправок вопрос можно считать разрешенным. Но это скажется на повседневной профессиональной жизни огромного числа россиян, чья работа связана с многочасовым «общением» с компьютером? Прокомментировать ситуацию мы попросили Юнону Сизых, старшего консультанта Департамента юридической практики Alliance Legal CG.

  • Image

    Субсидиарная ответственность: закон и практика

    В свете существенных изменений в законодательстве о банкротстве и благодаря пристальному вниманию СМИ к этому вопросу многие думают, что субсидиарная ответственность – это только та ответственность, которую несут владельцы бизнеса по долгам их компании в случае банкротства. Между тем, это вид ответственности, который предполагает дополнительную ответственность одного лица по обязательствам другого (основного должника). Например, ответственность поручителя или участников полного товарищества по обязательствам компании. Сегодня субсидиарная ответственность при банкротстве компании стала единственным работающим инструментом, с помощью которого кредиторы могут удовлетворить свои требования в большем размере, чем могли бы взять с самой компании при банкротстве. Об этом говорит статистка, размещенная на федеральном ресурсе. Некоторые используют субсидиарную ответственность как инструмент запугивания владельцев бизнеса, что несет в себе и положительные последствия, и отрицательные. Отрицательные заключаются в том, что вести бизнес сейчас просто страшно: могут забрать все имущество «законным» способом, который часто, по сути, является рейдерским захватом, только с помощью процедуры банкротства. Положительные последствия заключаются в том, что участники российского рынка все реже прибегают к незаконным схемам ведения бизнеса, поскольку через субсидиарную ответственность можно добраться до любого, даже самого «спрятанного» реального владельца компании, при наличии хороших юристов, конечно. О некоторых аспектах применения субсидиарной ответственности в современной России мы расспросили Алину Манину, руководителя практики сопровождения банкротств Alliance legal CG.

  • Image

    Правонарушение – в космосе?

    В проект нового КоАП внесена статья, предусматривающая ответственность за совершение правонарушения в космическом пространстве и в Антарктике. За что же могут оштрафовать в столь экзотических обстоятельствах? И какие виды административного наказания могут применяться?Прокомментировать вопрос мы попросили Юнону Сизых, старшего консультанта Департамента юридической практики Alliance Legal CG.