Image

Сергей Мамыкин: «Мы можем обогнать Запад в сфере промышленности»

14 апреля 2020 года в Московской торгово-промышленной палате состоится круглый стол на тему «Влияние западных стандартов в сфере внедрения инноваций в промышленность России: особенности развития отечественного рынка». Об особенностях и проблемах в стандартизации смазочных материалов нашему корреспонденту рассказывает Мамыкин Сергей Михайлович – кандидат технических наук, технический директор компании инновационных смазочных материалов КУППЕР.



«История началась в 1993 году…»

– История началась в 1993 году, до этого я даже предположить не мог, что буду заниматься смазочными материалами. Специальность у меня по первому образованию «инженер-электромеханик», я конструктор электровозов. Но на железной дороге почти не работал, а делал военные самолёты МиГ-29 – самые современные на тот момент, да и на сегодняшний день. В начале 90-х началась перестройка, стало совершенно неинтересно работать, и я ушёл с завода, стал оказывать услуги для железной дороги. Услуги были связаны с трением и износом, мы упрочняли детали вагонов, которые стираются. В это время и произошло знакомство с Гаркуновым Дмитрием Николаевичем – доктором наук, автором двух открытий.

Первое открытие называется «Водородный износ металлов». На самом деле изнашивает поверхности механизмов не сила трения или абразив, изнашивает водород, который выделяется в зоне трения, абразив является катализатором данного процесса, поэтому он очень быстро проистекает. И именно водород изнашивает, разрушает кристаллическую решётку металлов.
А второе открытие называется «Избирательный перенос при трении (эффект безызносности)». Было обнаружено, что в парах трения сталь - бронза только медь переносилась на стальную хромированную поверхность, создавая защитную плёнку красного цвета.

Я стал учеником Гаркунова, мы с ним сдружились, стали изучать явления, непосредственно касающиеся железной дороги. Нам дали возможность поработать с износом рельс, попробовать защитить их от водородного износа. На тот момент в Институте физической химии Академии наук была установка, которая могла определить содержание водорода в стали. И был получен уникальный результат: в 100 граммах собранных нами чешуек с рельсов – около 500 кубиков водорода, это учитывая, что если при производстве стали в 100 граммах металла – 5 кубиков водорода, то эта плавка идёт в брак, потому что при остывании металл будет разрушаться, будут образовываться флокены и светлые пятна. А здесь мы получили результат в 100 раз больше, чем бракуют при плавке. Мы стали применять специальные смазки, которые подавляют водородный износ и получили великолепные результаты – мы снизили износ рельса в кривых в 5 раз.

«Мы пошли другим путём»

– Есть традиционная наука химмотология, которая развивается около 200 лет, она своими методами решает проблемы смазки трущихся поверхностей. Мы реализовали эффект безызносности и тем самым попали в противоречие с данной наукой. Мы пошли другим путём, взяли состав смазки, добавили соли меди, которые подавили водород, рельсы перестали шелушиться и изнашиваться. Тогда мы и столкнулись с тем, что отраслевые институты, в первую очередь НИИ, пользуясь ГОСТами и нормативными документами, которые есть у химмотологов, поставили нам препятствие на внедрение инноваций в виде такой смазки, которая подавляет водородный износ.

«Мы решали очень серьёзные задачи»
– Мы решали очень серьёзные задачи, потому что износ рельсов – это достаточно дорогостоящая проблема, занимались этим, несмотря на протесты НИИ. Мы начали свою работу в локомотивном депо в Рязани. Мы решили попробовать на тепловозах присадку, которая замечательно позволяет экономить топливо и снизить отказы.

Специалисты предложили очень хороший ход, чтобы понять, как работает присадка, они предложили сделать сравнительные испытания. Так как тепловозы проходили все ремонты и технические обслуживания одновременно, состояние дизелей было примерно одинаковое, и все данные по их работе были в депо. Эксперимент выглядел так: двухсекционный тепловоз и одна кабина машиниста, а дальше состав. В дизель одной секции тепловоза добавляют присадку, в другой – нет, и поехали. И вот они увидели, что в дизеле, в который добавили присадку, поменяли моторное масло гораздо быстрее, но потом не меняли целый год, а в том, который без присадки, меняли 3 раза, то есть 1,5 тоны масла сэкономили. Депо это понравилось, и очень быстро вышел приказ, 10 тепловозов, а потом и всё депо перевели на нашу присадку. У них получилась очень приличная экономия топлива. Про неё написали в журнале «Железные дороги мира», который попал на стол заместителю министра путей сообщения. И он дал задание своим помощникам провести Коломенскому ВНИКТИ эксплуатационное испытание этой присадки. В эксперименте было задействовано более 200 шт. тепловозов трех разных моделей. Итог: снижения отказов деталей цилиндро-поршневой группы от 3 до 21 раза, очень существенная экономия топлива и масла. По результатам испытаний Министерство путей сообщения предложило разработать масла, которые оно внедрит, но это так и осталось словами.

«Причина совершенно очевидна»

– Причина совершенно очевидна и понятна – есть люди, заинтересованные в том, чтобы техника ломалась, а запчасти закупались, чтобы покупалось топливо и моторное масло. К сожалению, в той парадигме, в которой мы развиваемся, побеждают те, кто сидит на ремонтах и закупках. Поэтому в те времена нам не удалось одержать победу, хотя были проведены огромные испытания.
В 2005 году нам удалось внедрить такие смазки, которые подавляют износ. Мы получили отличные результаты: за первый год применения на всем полигоне РЖД на 20% снизился износ рельсов, стрелочных переводов, колёсных пар локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. Было принято решение оформить допуск на эти смазки в установленном порядке. Но в 2008 году было принято решение закрыть филиал РЖД - Кусковский завод консистентных смазок, как непрофильный актив.

С 2012 года по сегодняшний день срок службы грузовых колёсных пар сократился в несколько раз. Сейчас огромная проблема нехватки колёсных пар, потому что не стало защиты от водородного износа. Но эта ситуация выгодна тем, кто эти колеса производит и ремонтирует. Невыгодна она народу, который платит железнодорожный тариф.

«Наши смазочные материалы – допинг для велосипеда»

– Кусковский завод выпускал смазку тысячами тонн, на этом фоне у нас появилась возможность заниматься исследованиями в части масел и всего прочего.
К 2008 году мы создали моторные масла, которые оказались гораздо эффективнее, чем традиционные. Наши масла начали применять в спорте, где никто не смотрит на стандарты, там главное – одержать победу. По лабораторным испытаниям наши масла снижают затраты энергии на работу узла трения на 15%. Это позволяет выигрывать, поэтому третий год сборная России по велоспорту едет на наших смазках.

Официальное достижение – это автомотоспорт. Мы уже 5 лет сотрудничаем с компанией «АртЛайн», она разрабатывает внутри страны и за рубежом гоночные автомобили, в Германии производит автомобили для Формулы-3, машины полностью сертифицированы. Результатом этого сотрудничества стало появление линейки смазочных материалов для картинга и автоспорта. В рамках работы с АртЛайн мы сотрудничаем с автодромом «Мячково», он сейчас сертифицирован по международным стандартам, там проходят и кольцевые гонки в рамках чемпионата России РСКГ. Целая линейка гоночных автомобилей едет полностью на наших маслах.

Следующее наше достижение – это сотрудничество с New Star Marine. Это очень известная российская водо-моторная команда, побеждавшая в «Формуле-2 H2O», «Руан 24» - а это длительные гонки, когда 24 часа гонка идёт непрерывно и надежность техники очень важна. Наша команда выиграла за счет того, что им не приходилось часто останавливаться на пит-стопах.
А самое большое наше спортивное достижение – это велоспорт. Мы уже второй год являемся их официальным поставщиком смазочных материалов сборной России по велоспорту. Когда счет идет на сотые доли секунды, наши смазки - это как некий «допинг» для велосипедов, который дает спортсменам преимущество.

«Западные стандарты являются барьером на стадии разработки»

– Мы создали уникальное моторное масло, но оно не соответствует существующим стандартам и нормативным документам. Сейчас на западе существует 3 крупнейшие американские фирмы, которые делают пакеты присадок к смазочным материалам. Для них ассоциация американских инженеров создала системы классификации, которые устанавливают требования к смазочным материалам. Все методики сертификации – западные, в России сегодня нет приборов под эти стандарты, а чтобы пройти сертификацию на Западе нужны огромные деньги, но даже если найти эти миллионы евро, масло не пройдет сертификацию в силу своих отличий от традиционных. Для наших масел западные стандарты стали барьером на стадии разработки и внедрения.
Фактический доступ к применению инноваций в российской промышленности перекрыт западными стандартами, для этого они и написаны.

– Самая большая беда в том, что наша наука фактически и не развивается, ведь как можно развивать, если нет даже приборов для попыток что-то сделать. Наши масла экологически чисты, в них нет фосфора, серы в выхлопах. Стандарты же требуют их наличия фосфора, серы, щёлочи.

– Наша промышленность сильно «сдала» в постперестроечный период. У нас нет полностью отечественного производства оборудования, всё равно какие-то комплектующие тракторов, станков или летательных аппаратов - импортные. Мы считаем, что этот вопрос нужно выносить на государственный уровень, ведь в России много «Кулибиных» и можно сделать что-то гораздо лучше Запада, но их стандарты не дают этой возможности, а внутри страны создают барьеры наши же научно-исследовательские институты.

Вот почему мы собираем круглый стол в МТПП и выносим этот вопрос на обсуждение в Комитет по правам промышленности и инноваций.

Image

ОНПП «Технология» готово к росту объемов производства изделий для МС-21

В рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона «Макс-2021» генеральный директор ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в Ростех) Андрей Силкин и председатель правления Новикомбанка...

Image

Владислав Шапша обсудил с руководителями дивизионов Росатома создание глобального центра ядерного образования в Обнинске

21 июля в Обнинске губернатор Владислав Шапша провел рабочую встречу с представителями Госкорпорации «Росатом» и генеральным директором АО «Институт...

Image

Генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина посетила промышленные предприятия и «грузовую деревню» Калужской области

20 июля генеральный директор АО «РЭЦ» (АО «Российский экспортный центр») Вероника Никишина посетила ряд предприятий Калужской и...

Image

Калужский «ПСМА Рус»: старт производства фургонов на новой платформе и создание экспортного хаба в страны Европы

20 июля на калужском предприятии «ПСМА Рус» состоялось торжественное мероприятие, посвященное запуску проектов концерна Stellantis: ...

Image

«Невский Центр» объявил конкурс на создание концепции архитектурно-художественной подсветки фасадов здания ТК

ТК «Невский Центр» и Союз Архитекторов Санкт-Петербурга объявляют о старте конкурса на создание концепции архитектурно-художественной подсветки фасадов здания торгового...

Image

Утверждена проектная документация для строительства научно-образовательного центра ИТМО Хайпарк

Проект планировки территории для размещения в Пушкинском районе научно-образовательного инновационного центра мирового уровня «ИТМО Хайпарк» в городе-спутнике Южный утвержден на рабочем...

Image

Проекту реконструкции систем водоснабжения в Мантурове дали «зеленый свет»

В Мантурове идет активная фаза подготовки к реконструкции городских водозаборных и водоочистных сооружений в рамках принятой Программы социально-экономического развития. В настоящее время определен подрядчик,...

Image

Ряды ЮУТПП пополнились новыми организациями

Статус членов Южно-Уральской торгово-промышленной палаты получили еще 8 предприятий и организаций Челябинской области. Среди них – промышленные предприятия и представители малого...

Image

Руководство ЮУТПП побывало на заводе тяжелой спецтехники

Представители палаты посетили миасский завод «ГИРД» - компанию по монтажу крано-манипуляторных установок, производству специализированной и аэродромной спецтехники. На предприятии побывали президент ЮУТПП Федор Дегтярев, начальник...

Image

Стартует Конкурс «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ»

15 июля открывается прием заявок на V Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ». Организаторы - Национальное агентство...

Image

Россельхозбанк и «Иннопрактика» подготовят специалистов в сфере органического сельского хозяйства

«02» июня 2021 г. Россельхозбанк и негосударственный институт развития «Иннопрактика» договорились о продолжении сотрудничества в целях поддержки отечественной аграрной...

Image

Россельхозбанк и Российский экологический оператор создадут инфраструктуру по переработке твердых коммунальных отходов в АПК

«03» июня 2021 г. Россельхозбанк и Российский экологический оператор подписали соглашение о совместной поддержке...

Image

Россельхозбанк повышает процентные ставки по опциональным вкладам

«23» июня 2021 г. С 21 июня 2021 года Россельхозбанк повысил ставки до 0,4 п.п. по всей линейке рублевых вкладов с возможностью совершения приходных и расходных операций....

Image

Россельхозбанк: за пять лет Россия удвоила экспорт икры

«22» июня 2021 г. Расширение географии поставок, в первую очередь, за счет стран Северной Америки и Европы, позволило России значительно увеличить объем продаж икры на...

Image

Россельхозбанк предоставит возможность приобретения залогового сельхозимущества на площадке Своё Фермерство

«18» июня 2021 г. Залоговое имущество стало доступно для покупки на площадке Своё Фермерство. В постоянно пополняющемся каталоге...

Image

Улучшение условий в продуктах линейки «Выбери здоровье»

15 июня 2021 г. РСХБ-Страхование жизни сообщает о расширении страхового покрытия по программам

Image

Первая выплата по полису «Урожайная пора» всего через месяц после его оформления

15 июня 2021 г. Стартовали продажи нового полиса накопительного страхования жизни «Урожайная пора».

Image

Россельхозбанк: правовое регулирование гостевых домов увеличит инфраструктуру для сельского туризма до 61 тыс. мест в перспективе 2-3 лет

«15» июня 2021 г. Легализация деятельности гостевых домов будет способствовать развитию туристической инфраструктуры...

Актуальные комментарии
  • Image

    Главные компетенции 2021: куда пойти учиться

    В ближайшее десятилетие эксперты прогнозируют значительный рост IT-сферы на рынке труда России. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова на заседании совета по стратегическому развитию и проектам отметила, что к 2030 году в IT ожидается более двух миллионов дополнительных рабочих мест. Одним из наиболее перспективных в карьерном плане и растущих направлений становится кибербезопасность.

  • Image

    В. Матвиенко обратилась к участницам Форума Шанхайской организации сотрудничества по образованию и снижению бедности среди женщин

    Мероприятие прошло в Пекине в рамках празднования 20-летия ШОС. Организатором форума выступила Всекитайская федерация женщин.

  • Image

    Алексей Якубовский: «За автоматикой будущее, ведь она уже является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни»

    Задача по автоматизации тех или иных производственных процессов рано или поздно встаёт перед многими предприятиями различных сфер деятельности. Ведь именно автоматизация помогает выполнить важную задачу: справиться с наибольшим объёмом работ за как можно более короткое время. Комплексная автоматизация – процесс, требующий особого внимания. Для того чтобы ускорить и отладить процесс производства, важно обратиться к квалифицированным специалистам, которые занимаются разработкой комплексной автоматизации не один год. О том, как в этом может помочь компания «ИПК «ИНДУСТРИЯ», нам рассказал генеральный директор предприятия Алексей Якубовский.

  • Image

    Виктор Богачёв: «Интеллектуальные транспортные системы предназначены для того, чтобы снизить нагрузку на человека и тем самым повысить безопасность, комфорт и экономичность дорожного движения»

    Повсеместная автоматизация коснулась и сферы дорожного движения: интеллектуальные транспортные системы, или ИТС, сегодня получают всё большее распространение. О том, какой путь прошла эта сфера в России, о современных решениях, а также о том, когда мы увидим на дорогах автомобили без водителей, нам рассказал генеральный директор АО «ТРАССКОМ» Виктор Богачёв.

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области

    Евгений Евгеньевич Васильев, директор Корпорации развития Ярославской области: «В Ярославской области за время пандемии коммуникация с потенциальными клиентами несколько снизилась, но не прекратилась. И мы для себя отметили, что они перешли на более качественный уровень. Обращения поступают более серьёзные, нежели когда пандемии не было. Некоторые инвесторы прощупывали почву, приходили, ещё не приняв решения. Сейчас нам повезло, мы работаем с инвесторами, которые осознанно идут в регион. Но такой очный форум нам в подспорье, так как мы со многими встретились лично. Те проекты, которые притормозились по объективным причинам, теперь набирают обороты. Работа в пандемию продолжалась благодаря средствам коммуникации. Общались, переписывались, обменивались документацией, готовили проектные решения, предложения. Уже сегодня-завтра эти наработки выходят в практическую плоскость, что является подписанием конкретного соглашения тех или иных проектов».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области, Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»

    Алексей Геннадьевич Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»: «Я очень хорошо оцениваю потенциал Тюменского региона, потому что в нашем проекте приняло участие уже 93 тыс. человек из Тюменской области. И почти 500 человек стали победителями в данных проектах. Это очень серьёзный результат. Отдельно я бы хотел сказать большое спасибо руководству Тюменской области и всем жителям за гостеприимство и отличную организацию очных мероприятий. Мы уверены, что нас ждёт впереди очень много хороших проектов. Благодаря цифровой платформе у губернатора и его команды появится возможность получить доступ к информации об участниках и о том, насколько активно молодёжь принимает участие в тех или иных проектах, каких результатов она добивается». Александр Викторович Моор, губернатор Тюменской области: «В нашей стране много талантливых и амбициозных ребят, которые стремятся реализовать свои возможности. Именно поэтому по поручению президента была создана АНО «Россия – страна возможностей», которая реализует проекты в самых разных сферах, а также предоставляет платформу для личного и социального роста. Многие из участников данных проектов сегодня сделали серьёзные карьерные шаги. Мы готовы дальше реализовывать подобные проекты, так как у нас есть большой опыт по проведению мероприятий. Поэтому я уверен, что это соглашение будет полезным и взаимовыгодным».

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Александр Деметьев, директор агентство развития Новгородской области

    "На сегодняшний день мы видим, что коммуникация между инвесторами строится более активно, чем ранее. И, правда, предприниматели хотят больше инвестировать, принимать активное участие в проектах. С одной стороны, пандемия стала сложным периодом для всех регионов, но все же, постпандемийное время стало намного эффективнее".

  • Image

    RBG-Дневник -ПМЭФ-21 Михаил Николаевич Торгашин, министр промышленности и инновационной политики Пензенской области

    "Наше участие в форуме - это одной из первых постпандемийных событий. Именно поэтому мы представлены здесь! У нас запланировано ряд встреч и подписание соглашений, которые ранее мы не могли не совершили в связи с пандемийными ограничениями".