Image

«Время – деньги»,

или как дороги, за проезд по которым надо платить, могут порадовать тех, кто привык ездить бесплатно

"У России две беды..." Какие - и говорить не надо, потому что фраза эта заезжена, наверное, не меньше, чем те самые дороги. Но раздражает она не столько своей банальностью, сколько тем, что остается актуальной. Итак, речь сегодня пойдёт о дорогах. Об одном из способов сделать их, с одной стороны, качественными, а с другой – свободными от пробок. Наш собеседник – генеральный директор ООО «Управляющая компания «Платная дорога» Вадим Коваленко.

– Вадим Владимирович, за двумя бедами погонишься – ни от одной не избавишься. Поговорим об одной из них, точнее о том, что ваша компания делает для того, чтобы перестали дороги быть бедой? На чем «Платная дорога» специализируется и какие цели перед собой ставит?

– У нас не одна компания, а группа компаний, которые занимаются анализом и отбором перспективных проектов, их финансированием и реализацией. В группу входит также Центральный научно-исследовательский и проектный институт «Платная дорога», который специализируется на изучении транспортной ситуации в российских регионах, транспортном моделировании и проведении проектно-изыскательских работ. Мы видим нашу миссию в создании в стране таких объектов инфраструктуры, которые позволят развивать транспортную систему, увеличивать пропускную способность дорог, улучшая тем самым транспортную обстановку за счет сокращения издержек при простое автомобилей в местах существующих заторов, в создании новых рабочих мест и повышении мобильности и качества жизни населения, в конечном счете, в социально-экономическом развитии регионов.

И самая, наверное, важная, в том числе и социальная задача – это снижение аварийности, повышение безопасности дорожного движения, например, при проезде через такие объекты, как железнодорожные переезды. Сейчас они являются серьёзным источником повышенной опасности и аварийности. В настоящее время в проектном портфеле нашей группы шесть концессионных соглашений, в результате реализации пяти из которых будут созданы путепроводы через железнодорожные пути.

– Судя по названию вашей группы компаний, эти переезды будут платными. Это – обязательно или всё-таки условия, на которых будут по этим объектам передвигаться автомобили, зависят от региона, от решения его руководства?

– На данном этапе все проекты, которые у нас есть и которые мы рассматриваем, действительно подразумевают платность. Существуют разные формы государственно-частного партнерства, но в транспортной сфере, в основном, используется концессионная модель, которая предусматривает возврат вложенных частных инвестиций и средств на содержание объекта за счет взимания платы за проезд.

– Страна у нас большая, законы в ней вроде бы одни, но в каждом регионе есть свои особенности. Поговорим о «географии» вашей деятельности, о том, чем отличаются условия работы в разных регионах. И, конечно же, хотелось бы услышать о примерах удачного сотрудничества.

– Мы готовы рассматривать объекты в любых регионах. У нас нет в этом плане ограничений. При этом мы начали с Центрального и с Северо-Западного федеральных округов – тех, которые территориально к нам ближе (прим. – к Москве).

– И, наверное, дороги в которых наиболее активно эксплуатируются...

– Здесь ещё вопрос администрирования: одно дело управлять проектами, осуществляемыми в Московской области или в Санкт-Петербурге, а другое – на Урале или на Дальнем Востоке. И хотя расстояния и разные часовые пояса нас не пугают, но пока всё-таки тот объем потенциальных объектов, который есть в ближайшей территориальной доступности, с лихвой покрывает наши задачи на среднесрочную перспективу.

Что касается регионов, с которыми мы значительно продвинулись вперед, то в первую очередь, конечно, это Московская область. Из шести концессионных соглашений по проектам, которые реализуются в Подмосковье, одно – муниципальное, где публичным партнером выступает администрация Наро-Фоминского городского округа, и пять подписаны напрямую с субъектом – с Московской областью. По нашему опыту Подмосковье с точки зрения внутренних регламентов, возможности и скорости согласований при осуществлении такого вида партнерства опережает другие регионы, где нами рассматриваются перспективные проекты. Здесь есть проработанная нормативная база и специальные ведомства, которые курируют взаимодействие с потенциальными инвесторами, что в значительной степени сокращает временные издержки на согласование и последующую реализацию инвестиционных проектов.

Что касается других регионов, то мы плотно сотрудничаем с Санкт-Петербургом: в июне прошлого года в рамках ПМЭФ-2017 мы подписали с городом соглашение о намерениях, согласно которому планируем осуществить строительство путепроводов с общим объемом инвестирования порядка восьми миллиардов рублей.

Санкт-Петербург также нужно отметить в качестве хорошо подготовленного для ГЧП-проектов публичного партнера. Поэтому там не нужно «заниматься ликбезом». Ведь зачастую основная сложность заключается в том, что приходится сталкиваться с непониманием механизмов государственно-частного партнерства, с отсутствием на местах каких-либо внутренних регламентов. Концессионное соглашение – это серьезный документ, который разрабатывается на десятки лет – на 20, на 30 лет, а с Наро-Фоминском у нас соглашение на 49 лет. И все риски нужно предусмотреть таким образом, чтобы на столь длительный промежуток времени их в максимальной степени минимизировать. Если у наших подмосковных партнёров это получается, то у некоторых администраций в регионах, где мы ведем диалог о сотрудничестве, такой пробел есть. Правда, нужно отметить, что они работают над исправлением ситуации.

– Что мешает больше: недостаток опыта или всё-таки отсутствие средств? Ведь вкладываться при государственно-частном партнерстве нужно не только частнику...

– Дело не столько в отсутствии средств. Наши текущие проекты финансируются только за счет частных инвестиций без использования бюджетных средств. Проблема комплексная. Во-первых, как вы правильно отметили, нет опыта. Не всегда, но часто не хватает квалифицированных кадров.

Во-вторых, важен ещё и кредитный рейтинг региона: в совсем депрессивный регион мы не пойдем. Не потому что мы такие плохие, просто нам нужна гарантия возврата инвестиций, наши проекты подразумевают обеспечение минимальной гарантированной доходности, а такие обязательства могут на себя брать только те субъекты, которые могут себе это позволить.

– Тогда не будем далеко уезжать, а остановимся на ваших проектах в Московской области: чем они важны для региона?

– Проекты по созданию автодорожных путепроводов в местах пересечения с железнодорожными
путями мы реализуем в пяти районах Московской области. Замена устаревших переездов современными двухуровневыми путепроводами очень важна для повышения не только скорости, но и безопасности движения. Помимо того, что сейчас водители теряют время, стоя перед закрытым шлагбаумом, с каждым годом растет количество аварий на таких переездах.

Проект в Наро-Фоминске заключается в строительстве участка автомобильной дороги в объезд центра города. Иногда в СМИ путают и пишут - «объезд города Наро-Фоминска». Это не так. Новая дорога должна будет разгрузить от пробок непосредственно центральные улицы города. Она станет новым удобным и быстрым маршрутом, в том числе, между федеральными трассами – Киевским и Минским шоссе. Помимо самой дороги будет построен мост через реку Нару и развязка с путепроводом через ул. Калинина. Сейчас наблюдается значительная разобщенность районов города, разделенных Нарой, а дорога позволит быстрее добираться до нового перинатального центра и других социальных объектов, расположенных на противоположном берегу.

– Немаловажный вопрос, сколько будет стоить проезд?

– Стоимость проезда по путепроводам для автомобилей первой группы определена по согласованию с Московской областью и согласно концессионным соглашениям не может превышать планку в 42 рубля в ценах 2018 года, это меньше стоимости одного литра бензина. В Наро-Фоминске тарифы будут определены непосредственно перед вводом объекта в эксплуатацию. Они будут рассчитываться исходя из покупательской способности населения и уровня автомобилизации, который сложится к этому времени. При этом сама структура проектов построена таким образом, чтобы они были социально ориентированными, и проезд – доступным для населения.

Как показывают расчеты, зачастую, в случае если водители едут по альтернативному пути, их косвенные издержки, например, на топливо, сжигаемое при перепробеге, составляют большую сумму, чем при проезде по платному путепроводу или дороге. К сожалению, люди не всегда эти косвенные расходы оценивают. Я недавно специально ездил на один из наших объектов – на железнодорожный переезд у платформы Акулово в Наро-Фоминском районе, чтобы своими глазами посмотреть на то, что там происходит. В одну сторону я простоял полтора часа, а в другую – два. Думаю, что не только я, но и все, кто стоял в этом заторе, готовы были бы заплатить не 42 рубля, а гораздо больше, лишь бы только не стоять...

Еще один немаловажный момент: повышение эффективности экстренных служб – автомобили скорой помощи имеют право бесплатного проезда. Эта норма установлена Федеральным законом N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В нём есть перечень транспортных средств, плата с которых не взимается: помимо машин скорой помощи в него входят автомобили полиции, МЧС, почты и общественный транспорт.

– От цены перейдём к качеству. По какому-то странному стечению обстоятельств, большинство дорог после ремонта довольно быстро возвращаются к доремонтному состоянию. Может, их «генетическая память» виновата, а может – недостаток ответственности. В чем, на ваш взгляд, состоят плюсы строительства и эксплуатации дорожных объектов частным инвестором?

– Говорить про объекты, которые к тебе непосредственно не относятся, дело неблагодарное, да и про «большинство дорог» я бы такое не сказал. Да, есть случаи, когда дороги действительно быстро приходят в упадок. Конечно, в причинах нужно разбираться. Их может быть много, но главная – помимо несоблюдения стандартов при строительстве – заключается, на мой взгляд, в том, что у таких дорог, как правило, нет грамотной управляющей компании. А отличие дорог местного подчинения от дорог платных и заключается в том, что за качество их создания и за последующее содержание отвечает инвестор. Вопрос здесь не только и не столько юридический, ведь формально обязанность по поддержанию дороги и на администрациях лежит. Просто инвестор должен создать качественный объект и поддерживать его на высоком уровне уже потому, что в противном случае никто через него не поедет. Поэтому мы с самого начала очень тщательно подходим к выбору и проектных решений, и самих материалов, и контролю качества строительных работ, и последующей эксплуатации. С той точки зрения, чтобы созданные нами объекты отвечали современным требованиям безопасности и качества.

– Дорожное строительство – одна из наиболее затратных статей для государственного бюджета. Как решает эту проблему концессионный механизм? Насколько он «освобождает» бюджет?

– В результате реализации наших проектов объекты будут созданы за счет средств инвестора. Это касается и последующей их эксплуатации в течение всего срока концессионных соглашений. Что это означает для бюджета? Что те средства, которые были бы на всё это потрачены, можно направить на решение других остростоящих социальных задач. Беседовал Алексей Сокольский.

Image

Оргкомитет Премии «Время инноваций – 2018» продолжает принимать заявки.

Продолжается прием заявок на соискание Восьмой Ежегодной Премии в области инноваций «Время инноваций - 2018» - независимой награды, вручаемой за лучшие проекты и практики по внедрению, разработке и развитию ...

Image

В Москве представят пьесу Макса Фриша «Биография»

Пьеса известного швейцарского писателя Макса Фриша «Биография» не частый гость на мировых сценических подмостках.

Image

8 млрд рублей составили инвестиции в молочную отрасль Московской области в 2018 году

Привлечение инвестиций в молочную отрасль — ключевая задача Международного агропромышленного молочного форума. ...

Image

В пятницу, 16 ноября, состоялась еженедельная видеоконференция между Федеральным и Территориальными фондами обязательного медицинского страхования

В пятницу, 16 ноября, состоялась еженедельная видеоконференция между Федеральным и Территориальными фондами обязательного ...

Image

ОЭЗ «Дубна» рассмотрит возможность членства в WFZO

16 ноября начальник отдела по взаимодействию с резидентами АО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» принял участие во встрече с представителями Всемирной организации свободных зон, организованной руководством АО ...

Image

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова примет участие в форуме «Территория развития»

Уже завтра 21 ноября в Смоленске в гостинице «Арена» стартует IV региональный социально-экономический форум «Территория развития». Первый день форума ...

Image

Конференция «Развитие инвестиционного и делового климата Смоленской области. Достижения. Вызовы. Планы»

21 ноября в Смоленске в гостиничном комплексе «Арена» стартует IV Смоленский региональный социально-экономический форум «Территория развития», организованный под эгидой ...

Image

XIII Международный форум по вопросам безопасности "INTERSECURITYFORUM - 2018"

12 – 13 ноября 2018 состоялась вторая часть XIII Международного форума вопросам безопасности «InterSecurityForum-2018».

Image

Международный пункт пропуска для иностранных граждан «Красная горка» может быть введен в эксплуатацию на территории Смоленской области

В ходе рабочей поездки в Москву Губернатор Алексей Островский обсудил с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием ...

Image

До планов не дотягиваем. В Екатеринбурге обсудили перспективы ОПК

Уральская ТПП, Администрация города Екатеринбурга и Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области в рамках общероссийского форума «Города России 2030: цифровое будущее» провели секцию, на которой ...

Image

Президент ТПП Ставропольского края выступил на VIII конференции крупнейших компаний СКФО «Драйверы новых стратегий»

Участники конференции обсудили вопросы выстраивания партнёрства вокруг новых инвестиционных проектов в СКФО в свете «майских указов» 2018 года, изменения ...

Image

Газпромбанк Лизинг провел третью лизинговую конференцию

15 ноября состоялась Третья Лизинговая Конференция «Лизинг и Sharing Economy: эпоха цифровой трансформации экономики».

Image

Осталось 2 дня до глобальной конференции CryptoEvent RIW

Уже на следующей неделе в Москве стартует первая глобальная конференция CryptoEvent RIW, которая объединит самую посещаемую криптовыставку в России, 70 выступлений спикеров, насыщенную программу, ICO-battle и криптовечеринку в ...

Image

Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года

Целью экспертного совета является подготовка рекомендаций для Оргкомитета ММЛФ-2019 по структуре деловой программы и оценка достижений номинантов премии «Логист ...

Image

Компания «Кролъ и к» инвестирует дополнительно в расширение производства 500 млн рублей

В ходе рабочей поездки в Москву Губернатор Алексей Островский обсудил с вице-премьером Алексеем Гордеевым вопросы развития агропромышленного комплекса Смоленской области. Комментируя итоги ...

Актуальные комментарии
  • Image

    Специалисты не верят в приход "цифры" в логистику

    Как развивается российский рынок логистики и его основные тренды в 2018 году. Об этом RBG рассказал председатель Совета Директоров " NAWINIA" Рустам Юлдашев.

  • Image

    Фармпроизводители начнут компенсировать затраты через потребителей

    СМИ сообщают о том, что обязанность фармацефтических компаний платить по 50 коп. за генерацию кода для маркировки лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не приведет к росту цен на них. Но насколько может возрасти цена на остальной ассортимент медицинских препаратов и ощутит ли ее обычный потребитель. Вопрос комментирует директор по развитию в RNC Pharma Николай Беспалов.

  • Image

    Россию покинуло около 80% иностранных инвестиций

    Как сообщают СМИ, в первом квартале текущего года сегмент прямых иностранных инвестиций (в отличие от портфельных) показал существенную просадку. Сколько иностранных инвесторов ушло из страны за последние три года? Своим мнением по этому вопросу поделился основатель компании "Второй паспорт" и "Русская Америка" Юрий Моша.

  • Image

    Регионы получили новый инструмент привлечения инвесторов

    В России уже несколько лет подряд идет активное формирование инвестиционного бренда регионов. Насколько напористо нужно формировать инвестиционные бренды регионов и нужно ли менять подходы к формированию инвестиционного бренда. Вопрос прокомментировал директор по стратегическому развитию и маркетингу "DATAFORUM LLC" Андрей Гусаков.

  • Image

    Страны-члены ЕАЭС начали менять законодательство в сфере медицинских изделий

    Какие изменения возникнут в регуляторике медицинских изделий в связи с гармонизацией законодательства в Евразийском экономическом сообществе. Вопрос комментирует заместитель генерального директора НП "ЛУСОМИ" Андрей Евгеньевич Волков.

  • Image

    Новая маркировка повысит цену всех видов лекарств

    Требование по обязательной маркировке лекарств, которая обходится в 50 коп. за упаковку, не приведет к подорожанию жизненно необходимых медикаментов, решила ФАС. Но цены на остальные лекарства вырастут, считают эксперты. Насколько велик риск удорожания всех лекарственных средств? Как может вырасти стоимость медикаментов? Своим мнением по этому вопросу поделилась доктор фармацевтических наук Ирина Гаммель.

  • Image

    Пенсионная реформа изменила ряд Федеральных Законов

    Насколько была необходима реформа, связанная с повышением пенсионного возраста россиян и будет ли она эффективна. Вопрос комментирует ведущий эксперт в области безопасности бизнеса и налогового планирования Владимир Туров.

  • Image

    В мире наступила эра "молчания"

    Сегодня инновационные технологии активно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Руководитель службы подбора персонала ГК "ЮФК" Татьяна Алешина поделилась мнением о том, как цифровизация отразится на рынке труда и на внутрикорпоративных взаимоотношениях сотрудников.