Image

РЖД предложили повысить цену «парковки» вагонов на путях

РЖД предложили поднять цену стоянки вагонов на путях, на некоторых станциях — в 10 раз. Простаивающие занимают пути и сбивают ритмичность перевозки, указывают в компании. Рост цен — способ расчистить пути, пояснил эксперт

РЖД предложили увеличить плату за «парковку» вагонов на отдельных станциях в условиях профицита парка на сети (сейчас он оценивается перевозчиком в 240 тыс. штук, всего в сети обращаются 1,3 млн вагонов) для обеспечения ее бесперебойного функционирования, в том числе выполнения государственных задач. Такая инициатива изложена в проекте изменений в соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта (РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием).

На некоторых станциях плата за простой может быть увеличена в десять раз, перечень таких станций пока не определен, но, в соответствии с предложением РЖД, к ним могут относиться пути, примыкающие к предприятиям непрерывного цикла.

Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования была установлена соответствующим приказом Федеральной службы по тарифам (сейчас — Федеральная антимонопольная служба) в 2015 году. Предусмотрена их ежегодная коррекция. В последний раз расценки повышались в 2024 году на 24,8% год к году в рамках общей индексации тарифов РЖД (была проведена 1 декабря 2024 года), всего за последние десять лет они выросли в 2,2 раза.

Среди аргументов в пользу повышения расценок — снижение нагрузки на пути общего (инфраструктура РЖД, по которой перемещаются пассажиры и грузы) и необщего пользования (например, железные дороги предприятий), сокращение количества временно задержанных поездов, потенциальный рост погрузки (она снижается в течение всего 2025 года, за восемь месяцев показатель упал на 7,1%, до 738,8 млн т под давлением конъюнктурных факторов) и минимизация рисков нарушения сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит повысить надежность доставки, мотивировать владельцев вагонов к размещению невостребованного парка на инфраструктуре необщего пользования и качественнее планировать управление собственными парками, говорится в пояснительной записке к акту.

В документе указано, что занятность путей простаивающими вагонами приводит к невозможности приема подвижного состава в том числе на станциях со значительным объемом грузовой работы (подача и уборка вагонов), к которым примыкают железные дороги предприятий оборонной промышленности и непрерывного производственного цикла, контейнерных терминалов и погранпереходов. В результате доставка грузов задерживается, и это влечет за собой риски срывов производственных циклов и нарушение стабильного функционирования предприятий, а в перспективе — невыполнение контрактов по поставке продукции, в частности для государственных нужд. Например, ритмичные отгрузки имеют критическое значение для металлургических заводов в силу их зависимости от сырья на складах, в противном случае возможна остановка доменных печей.

Необходимость экономического стимулирования владельцев вагонов от размещения невостребованного подвижного состава на инфраструктуре РЖД, в том числе на станциях примыкания к предприятиям непрерывного цикла, поддержали Минтранс и ФАС.

РБК направил запросы в эти ведомства, а также в аппарат вице-премьера Виталия Савельева.

Реакция операторов
Планы повысить плату за «парковку» не поддержали в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ; в него входят крупнейшие игроки рынка — Первая грузовая компания, Национальная транспортная компания, Новая перевозочная, «Трансойл» и другие), о чем в письме от 15 сентября сообщил заместителю министра транспорта Алексею Шило исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский (есть в распоряжении РБК).

По мнению Санковского, в проекте акта нет обоснования необходимости «именно десятикратного» увеличения платы и оценки его влияния на загруженность путей и оборот вагона (среднее время его производственного цикла — от погрузки до следующей погрузки), а также не предусмотрено повышение финансовой ответственности РЖД. «Отсутствует комплексный и сбалансированный подход к формированию системы взаимной финансовой ответственности участников перевозочного процесса, что имеет особую актуальность в условиях введенных РЖД ограничений на перевозку порожних вагонов и реализации инициатив, направленных на расширение механизма перемещения порожних вагонов», — заключили в СОЖТ.

В РЖД отказались от комментариев насчет повышения ставок на услугу отстоя вагонов, но пояснили, что, хотя пути перевозчика не предназначены для этого, размещение незадействованного парка рассматривается как временное решение, доступное на договорной основе там, где простой не оказывает существенного влияния на перевозки. «Компания не преследует цели получения сверхприбылей за оказание данной услуги. Собственник вагона вправе распорядиться своим вагоном иным образом, в том числе разместив его на путях необщего пользования, где действуют общерыночные принципы ценообразования», — сказал представитель компании. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в августе в зависимости от региона «парковка» вагона на путях необщего пользования стоила в среднем 600 руб. в сутки.

В СОЖТ указывают, что при нынешних расценках на «парковку» (в первые трое суток — 262,95 руб. за вагон в сутки, далее — 1314,73 руб. на станциях выгрузки и припортовых) прирост доходов РЖД в 2025 году составит 1,7 млрд руб., что на 35% превышает первоначальный план, а при повышении ставок в 10 раз эта статья становится «коммерчески интересной», что может привести к «дестимулирующему» эффекту для ритмичного перевозочного процесса.

Как вывод лишних вагонов влияет на перевозки
С осени 2024 года РЖД совместно с операторами принимают меры, чтобы сбалансировать количество вагонов по отношению к имеющейся грузовой базе (в том числе между перевозчиком и участниками рынка заключаются соглашения о взаимодействии при допуске и эксплуатации вагонов на инфраструктуре РЖД). Помимо исключения вагонов из движения, практикуется и их ускоренное списание. По оценкам ИПЕМ, в сентябре объем выбытия впервые за последние десять лет превысил поставки, в результате общий зарегистрированный парк сократился. Выбытие увеличилось в прошлом месяце на 1,6–1,7 тыс. штук главным образом за счет роста списания полувагонов и платформ. Это стало следствием сокращения спроса на вагоны из-за спада погрузки и существенного избытка парка, который привел к снижению ставок аренды и предоставления (на 45–70% по долгосрочным и спотовым контрактам с начала года) полувагонов и, как следствие, к доходности оперирования, а также дефициту мест для размещения порожних вагонов, не занятых длительное время на перевозках.

В итоге за десять месяцев из процесса грузоперевозок выведено 217 тыс. невостребованных вагонов — по оценке РЖД, это улучшило показатели работы железной дороги: например, в августе на двое суток ускорился оборот вагона, на 11% выросла производительность локомотивного парка, скорость доставки грузовых отправок повысилась на 157,2 км в сутки. Доля груженых отправок, доставленных в установленный срок, увеличилась с 94 до 99%.

По мнению Владимира Савчука, замгендиректора ИПЕМ, повышение стоимости отстоя вагонов для РЖД — это «не бизнес-история», так как компания не стремится заработать на этом, цель состоит в освобождении путей для выполнения технологических операций, связанных с перевозками, сортировкой вагонов и так далее, но директивно убрать подвижной состав невозможно, передислокация доступна лишь с ограниченного количества станций. «То есть основная мысль для РЖД заключается в том, что им надо освободить инфраструктуру с помощью экономического метода для выполнения перевозок», — рассуждает эксперт. Плюс низкие цены на «парковку» ограничивают инвестиции в инфраструктуру для отстоя. «Если же отстой будет стоить достаточно дорого, то появятся инвесторы, которые профинансируют строительство путей для отстоя. И, таким образом, рынок будет балансировать емкость, спрос и предложение», — резюмировал Савчук.

Источник: (Ссылка)

Image

Владимирский инвестиционный конгресс: укрепление деловых связей с Азербайджаном

11-12  декабря в Суздале на «Суздаль-Арене» прошел VI  Владимирский инвестиционный конгресс. При поддержке Почетного представительства ТПП РФ в Азербайджанской Республике главное ежегодное деловое...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили актуальные вопросы ремесленной деятельности

11 декабря в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Ремесленная деятельность: от законодательства до рынка сбыта», в котором в смешанном формате приняли участие более...

Image

ТПП Смоленской области на круглом столе Общественной палаты обсудила проблемы бизнеса с маркировкой «Честный знак»

Руководство Торгово-промышленной палаты Смоленской области приняло участие в заседании круглого стола Комиссии Общественной палаты региона по вопросам экономики,...

Image

ТПП РФ приглашает принять участие в конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2025 года

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...

Image

Объявлены победители призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций»

5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

В Московской области профессиональное образование для автомобильной отрасли выходит на новый уровень

9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...

Image

"Step by step" и Arneg.

7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....

Image

Кузбасская ТПП присоединилась к Антикоррупционному диктанту

9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...

Image

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Кузбасской ТПП и Министерством образования Кузбасса

9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....

Image

Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности

8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.