Image

Анна Букина-Кравец: «Проблема эмоционального выгорания в образовательной среде – это не просто модное слово, это серьёзный вызов современному обществу»

Педагогическая деятельность неизменно сопровождается значительной эмоциональной нагрузкой. По данным различных исследований, среди учителей распространённость эмоционального выгорания достигает 75%. В интервью нашему изданию Анна Букина-Кравец, топ-психолог, психосоматолог, коуч, арт-терапевт рассказала о причинах эмоционального выгорания, его последствиях и поделилась практическими советами по профилактике данного состояния.

– Анна, сегодня много говорят о проблеме профессионального выгорания, называя его болезнью XXI века. С точки зрения психологии, что же такое выгорание?

– Выгорание – это состояние эмоционального, физического и психического истощения. Это защитная реакция организма на хронический стресс и перенапряжение. По сути – это плата за предательство себя: вы годами игнорировали усталость, и тело включило аварийный режим.
Выгоранию предшествует накопленный стресс. Простыми словами стресс – это нарушение системы саморегуляции, адаптация организма для выживания, когда что-то не в норме. Адаптация как психики, так и нашего тела.

– Какие симптомы сигнализируют о выгорании?

– Обычно выгорание – это совокупность нескольких симптомов, касающихся тела, деятельности и наших чувств.
• Вы плохо спите.
• В вашей жизни присутствует тревога, в том числе фоновая и непонятная.
• Вам не хочется ничего делать, хотя вы занимаетесь любимой работой.
• Вас преследует постоянное чувство усталости, снижена работоспособность.
• У вас теряется концентрация внимания.
• Вы не можете заставить себя что-то делать.
• У вас наблюдаются провалы в памяти.
• У вас завал на работе, вы не знаете, за что хвататься, и не можете принять решение, что делать.
• Вы конфликтуете с коллегами и близкими по пустякам, не хотите и не можете общаться с людьми.
• Ваше настроение скачет от «мне ничего не интересно» до «меня все обижают» или «меня все раздражают».
• Вам часто хочется бросить всё и спрятаться в норку.
• Вас часто накрывают апатия и равнодушие к тому, что происходит в вашей жизни.
• Вас не радует то, что раньше обычно наполняло энергией, вам хочется лежать и ничего не делать.
• Вы недовольны собой и своими достижениями.
• Вас беспокоят головные боли и тошнота.
• Вас накрывает чувство безнадёжности и отчаяния.
• Вы не чувствуете опору внутри себя, не можете найти мотивацию для хорошего настроения.
• Вы часто болеете, особенно простудными заболеваниями.
• У вас скачет давление, наблюдается учащённое сердцебиение.
• У вас проблемы с аппетитом и весом.

– Каковы основные причины профессионального выгорания у преподавателей? И как оно может повлиять на отношения с учениками, с коллективом, с руководством?

– Выгорание у учителей можно описать фразой: «Надоело – на работу как на каторгу». Хочется всё бросить, но не можешь, – это обязанность и ответственность – нельзя подвести учеников, коллег, родителей. Раздражают дети (шумят, говорят, слишком активные, а хочется спокойствия).
Для того чтобы признать это, нужны честность перед собой и смелость. А когда они есть, найти решение не так уж трудно – об этом ещё поговорим.

И причины профессионального выгорания могут быть самые разные:
• постоянная необходимость эмпатии к ученикам/родителям;
• избыточная отчётность, заполнение журналов;
• оклад не соответствует эмоциональным затратам;
• обесценивание со стороны родителей;
• установка «служение = самоотречение».

Из-за эмоционального истощения у учителя усиливается тревога, развиваются формальное отношение к работе и эмоциональная глухота к ученикам, случаются срывы на «неудобных детях», саботаж распоряжений руководства, и в итоге человек уходит из педагогики.

– Кто сегодня наиболее подвержен профессиональному выгоранию: молодые учителя или опытные педагоги? Почему выгорают даже те преподаватели, которые недавно пришли в профессию?
– Наиболее уязвимы молодые педагоги с опытом до 3 лет работы, и этому есть ряд причин. Вот основные: старые «сжирают новенького», вседозволенность учеников и родителей, крах ожиданий: «я хотел изменить мир».

Даже в хорошо оплачиваемых гимназиях наблюдается отток молодого персонала – деньги компенсируют многое, но не всё и не всегда.

Помимо тех причин, о которых я уже сказала, есть ещё сложности. Молодёжи не оказывают поддержку и помощь, а работа пока – тёмный лес:
– нужно найти подход к ученикам;
– знать материал – как подать его, преподнести;
– вписаться в коллектив, выстроить отношения;
– старшее поколение проверяет: «А можешь ли ты? А я посмотрю, как ты справишься»;
– нужно учиться просить помощь и принимать её.

И вот тут очень важна работа руководителей, администрации школы: завуча, директора – вовремя подойти, поинтересоваться, послушать и услышать!

А также выгорают учителя с приличным стажем, которые проживают свои кризисы – кризис смысла, самореализации, возрастной. Они разочаровываются в жизни в целом.

–Можно ли справиться с выгоранием самостоятельно?

– Да, если обратить внимание на своё состояние на ранних стадиях.

– Какие техники можно использовать для профилактики выгорания?

Я бы предложила разделить этот процесс на три этапа.
1. Первый этап – это восстановление жизненных сил. Первично уделяем внимание всему, что позволит сохранить и собрать энергию. Это работа с телом, медитации, налаживание режима питания и сна, тайм-менеджмент, физические упражнения и просто прогулки.
2. Второй этап — эмоциональная поддержка. Акцентируйтесь на том, что поддержит нас эмоционально: новые впечатления, встречи с друзьями, интересные книги и фильмы, дневники успеха. Встречи с людьми, которые вдохновляют. И даже поход к психологу, который поддержит, напитает, даст опору в трудное время.
3. И третий этап – то, что позволит сделать шаги в развитие, из режима выгорания к режиму созидания. Новые цели, мечты и желания, новые хобби.

Учитывая специфику профессии, я бы посоветовала обратить внимание на следующие способы:
1. Делать то, что нравится. Что является вашим топливом? Ради чего вы ходите на работу? От чего у вас горят глаза?
2. Работать не на показатели, а через душу. Найдите интерес в предмете – есть ли возможность учить с интересом?
3. Внеклассные мероприятия (да, не оплачиваются, но это сплачивает, добавляет уважения и зажигает глаза).
4. Найдите возможность обсудить свою работу с единомышленниками. Не косточки перемыть, а именно обсудить процессы.
5. Работа с одарёнными детьми питает больше! Найдите возможность дать им время и внимание – благодарность учеников – лучшее топливо против стресса. Красивые, счастливые глаза – ради этого стоило идти в школу!
6. Творчество и эксперименты, обучение. Это развитие, а любое развитие даёт энергию.
7. Самовыражение. У вас должна быть сфера-отдушина. Если это не школа – может, поискать другой вариант? Из школы – в воспитатели, в частную школу, в тренерство и пр. Преподавать можно не только школе.
8. Ещё вариант: если хотите яркости – идите в соцсети, создавайте контент – там можно очень ярко проявляться. Или в киноактёрские секции для взрослых.
Если говорить о конкретных техниках от психолога, самая простая техника – это заземление через дыхание. Если вы чувствуете усталость, тревогу, стресс перед уроками, используйте её.
Техника заземления

«Встаньте, вдохните, представьте корни от ступней. На выдохе отправьте в землю страх оценки. Повторите 3 раза перед уроком».

Ещё одно упражнение, которое моментально повысит уровень вашей энергии. Когда его можно применять? Даже во время урока. Фокус на себя, любимую-любимого. Это то, что поднимет вашу самооценку и не даст скатиться в негатив. Вам понадобятся лишь ручка и листок бумаги.

Солнышко собственной замечательности

Нарисуйте круг, внутри которого напишите своё имя. От него проведите лучики и напишите внутри: умная, красивая, хороший организатор, прекрасно делаю свою работу…
И это всё – я!

Ещё одна простая и быстрая техники самопомощи и профилактики.

Контейнер для тревоги

Представьте железный сундук, мысленно складывайте туда рабочие проблемы перед сном.

– А если момент профилактики упущен, как можно бороться с уже наступившим состоянием?

– Конечно, обратиться к психологу. Возможно, придётся походить по врачам. Если будет наблюдаться общая обессиленность, придётся сдать анализы и сделать чекап организма. Тело не справилось, телу понадобится помощь.

– Когда самопомощь уже неэффективна и пора обращаться к специалисту?

– Когда бессонница длится больше 2 недель, запускаются панические атаки, отмечаются тремор рук, постоянная фоновая тревога. Наблюдается апатия, упадок сил, ничего не радует.
В действиях это выражается так – вы не можете прочитать 2 абзаца текста, теряете нить мысли, подвисаете в разговоре. А ещё периодически накатывают мысли: «Зачем это всё? Зачем я живу? Не хочу просыпаться…»

Проведите простой тест. Ответьте себе ЧЕСТНО на следующие вопросы:
1. Что я чувствую в теле при мысли о работе?» (Комок в горле? Дрожь?)
2. Какой процент дня я думаю о задачах даже вне работы?
3. Когда я последний раз смеялся(ась) не из вежливости?
Если 2/3 ответа негативны, вам нужна внешняя поддержка.

– Сегодня широко заговорили не только о выгорании учителей, но и учеников и их родителей. Насколько актуальна эта проблема?

– К сожалению, в сложившейся системе образовательного процесса выгоранию подвержены все.
Учителя – из-за давления со стороны государства (руководства) и невозможности влиять на потерявших границы и уважение к старшим учеников.

Ученики испытывают хронический стресс от академической нагрузки, информационного перегруза, физиологического бунта в подростковом возрасте, давления социума и родителей, из-за отсутствия свободного времени…

Родители – для общества они должны быть хорошими родителями, а это фонящее чувство вины, зарабатывать на жизнь, заниматься бытом, учить вместе с ребёнком уроки. А ведь они – не педагоги!
Это замкнутый круг. Уставший и выгоревший учитель менее способен к эмпатии и индивидуальному подходу, что усугубляет стресс у учеников. Выгоревший ученик приносит это напряжение домой, влияя на родителей. Выгоревшие родители, в свою очередь, могут транслировать свои тревоги и ожидания детям, усиливая их давление.

– Какими вам видятся эффективные пути решения проблемы выгорания для всех участников образовательного процесса?

– С точки зрения психологии, проблема эмоционального выгорания в образовательной среде – это не просто модное слово, это серьёзный вызов современному обществу, который требует комплексного подхода. Необходимы переосмысление образовательных систем, поощрение здорового баланса между учёбой/работой и отдыхом, развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, создание поддерживающей среды в семье и школе, а также доступность психологической помощи.

Image

В Кузбасской ТПП обсудили актуальные вопросы ремесленной деятельности

11 декабря в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Ремесленная деятельность: от законодательства до рынка сбыта», в котором в смешанном формате приняли участие более...

Image

ТПП Смоленской области на круглом столе Общественной палаты обсудила проблемы бизнеса с маркировкой «Честный знак»

Руководство Торгово-промышленной палаты Смоленской области приняло участие в заседании круглого стола Комиссии Общественной палаты региона по вопросам экономики,...

Image

ТПП РФ приглашает принять участие в конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2025 года

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...

Image

Объявлены победители призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций»

5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

В Московской области профессиональное образование для автомобильной отрасли выходит на новый уровень

9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...

Image

"Step by step" и Arneg.

7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....

Image

Кузбасская ТПП присоединилась к Антикоррупционному диктанту

9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...

Image

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Кузбасской ТПП и Министерством образования Кузбасса

9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....

Image

Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности

8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.