Image

Цены на ремонт грузовых вагонов достигли трехлетнего максимума

Цены на плановый ремонт грузовых вагонов в январе 2025 года достигли трехлетнего максимума. Особо заметное подорожание — в сегменте полувагонов на фоне ужесточения требований к их капремонту

Цены на плановый ремонт грузовых вагонов без учета замены запчастей, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выросли на 17% к декабрю 2024 года, до 120 тыс. руб. за вагон, капитальный — на 16%, до 175,9 тыс. руб. Это самые высокие расценки за последние три года.

Как уточнил Владимир Савчук, замгендиректора ИПЕМ, в последний раз существенные скачки цен в месячном выражении были зафиксированы в январе прошлого года, когда стоимость на деповский ремонт возросла на 11,9% к декабрю 2023-го, до 95,1 тыс. руб., и на капитальный — на 10,2%, до 146,2 тыс. руб.

В Rollingstock Agency (RSA) приводят аналогичные расценки в первый месяц 2025 года (деповский ремонт — в диапазоне 125–130 тыс. при 105 тыс. руб. месяцем ранее, капитальный — порядка 180 тыс. руб. при 150–160 тыс. руб. в декабре), однако при этом капитальный ремонт полувагонов (используются для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля. — РБК) может обходиться их собственникам в рекордные 400 тыс. руб. и выше на фоне усиления контроля за такими работами со стороны РЖД с начала января.

Рост цен в январе был ожидаемым, он обусловлен «естественным состоянием рынка» — за 2024 год существенно увеличились издержки ремонтных компаний, которые необходимо компенсировать, сказал Савчук. Ужесточение выполнения требований к отремонтированным вагонам, по его словам, тоже оказало влияние на цены: «Если раньше можно было что-то не ремонтировать или заменять в полном объеме, теперь это надо выполнять, добавились технологические операции в ремонте. Не нормативы изменились, изменился контроль за тем, насколько восстановлены геометрические параметры вагонов, ресурс и прочее в результате ремонта». С учетом этого, а также с необходимостью компенсировать издержки, в том числе рост зарплат сотрудников ремонтных предприятий, увеличение стоимости ремонтов в целом обоснованно, считает он.

Как на рост цен реагирует бизнес
В Информационном центре операторов (ИЦО) подтверждают приведенный уровень цен — около 125–130 тыс. руб. без стоимости запчастей для деповских ремонтов и 180–190 тыс. руб. — для капитальных. Расценки на деповский ремонт планомерно росли в течение всего 2024 года, увеличившись за год на 20%, при этом для капитальных ремонтов основное подорожание пришлось на четвертый квартал, в итоге оно составило примерно 30%.

В общей сложности за 2024 год объем планового ремонта составил 448,7 тыс. вагонов, на 8,3% больше, чем годом ранее, следует из статистики RSA. В основном собственники парка отдавали вагоны в деповский ремонт — всего 349,6 тыс. единиц (+10,9), капитальные работы затронули только 99,2 тыс. единиц (-0,1%). Большая часть ремонтов, 26%, была выполнена на предприятиях Новой вагоноремонтной компании. На втором месте (19,5%) — Вагонная ремонтная компания-1, на третьем (15,6%) — «ОМК Стальной путь».

За последние полтора месяца на инфраструктуру после капремонта допущены 73 полувагона, рассказали РБК в пресс-службе РЖД. «Это значительно меньше, чем в 2024 году, но и сам объем полувагонов, требующих прохождения капитального ремонта, снизился примерно в два раза», — пояснил представитель холдинга. Сейчас капитальный ремонт требуется еще порядка 3,7 тыс. полувагонов.

Участники рынка, опрошенные РБК в январе в связи с ужесточением требований к капитальному ремонту грузовых вагонов со стороны РЖД, ожидали роста издержек на обслуживание парка. Кроме того, они расценивали эти ограничения как очередную меру, направленную на сокращение парка на сети (сейчас, по данным РЖД, на сети находится рекордное количество вагонов — более 1,3 млн единиц, профицит оценивается в 400 тыс. — РБК). По словам источника РБК среди операторов, усиление контроля РЖД за вагонами после капитального ремонта «кратно» увеличило его стоимость. «По сути, новые требования перевозчика — это выход после капремонта почти нового вагона. Если раньше разница в стоимости деповского и капитального ремонтов составляла около 100 тыс. руб., то сейчас она доходит до миллиона», — сетует собеседник РБК. По его словам, только замена всех люков на полувагонах обходится операторам примерно в 400 тыс. руб. «Еще немного, и проще будет купить новый вагон, чем капитально отремонтировать старый», — резюмирует источник.

Кроме того, по данным Михаила Бурмистрова, гендиректора «INFOLine-Аналитики», некоторые собственники и операторы вагонов требуют от вагоноремонтных предприятий снижать стоимость ремонта — например, за счет ограничений по замене деталей на новые, что негативно влияет на надежность ремонта.

Какие прогнозы
По информации Савчука, сейчас некоторые компании «пытаются отремонтироваться» в большем объеме. «Например, есть годовой объем ремонта, и некоторые компании планируют его сделать за первые полгода, потому что понимают, что дальше ремонт и запчасти будут дорожать», — говорит он. С этим соглашается Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов RSA: «По деповским ремонтам в январе отмечается рост», — констатирует эксперт.

Он также отмечает рекордный, превышающий прогнозы, объем капитальных ремонтов в 2024 году — на уровне 99 тыс. единиц. «Это произошло из-за отложенных ремонтов в объеме примерно 25 тыс. вагонов. Если бы не это условие, то ни о каких 100 тыс. не шло бы и речи, отремонтировали бы около 75 тыс.», — поясняет Слободяник. Это говорит о том, что в последующие годы, даже если бы рост цен не был столь существенным, объем ремонта все равно сокращался бы в силу нормативов, регулирующих необходимую периодичность обновления подвижного состава. Под влиянием этих факторов объем планового ремонта грузовых вагонов снизится по итогам 2025 года после возросшего спроса на такие работы в январе—феврале.

В условиях «повышенной неопределенности» и постоянно меняющихся правил на железной дороге нельзя исключать образование «спекулятивных цен», в том числе на ремонтные работы, считают в ИЦО. «Однако в связи с проводимой РЖД работой по сокращению парка на сети и переводу части вагонов в отстой общий тренд в области вагоноремонта будет идти в направлении снижения спроса, а следовательно, сокращения стоимости работ», — заключает представитель ИЦО.

РБК направил запросы в пресс-службы крупнейших операторских компаний, а также в Союз вагоноремонтных предприятий.

Источник: (Ссылка)

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.