Наталья Муравьёва, «Нежный бизнес»: «Стремление сделать мир добрее, красивее, лучше для женщины врождённо. Только иногда Ей в этом только нужно немного помочь!»
«“Нежный бизнес” – это про осознанное предпринимательство и гармонию…»
«“Нежный бизнес” – это про осознанное предпринимательство и гармонию…»
Женщины в России, веками бывшие хранительницами очага, сегодня массово идут в бизнес и, бывает, встают у руля бизнес-империй. Экономику страны в значительной степени строят средний и малый бизнес, который во многом держится на женских плечах. В 2019 году у таких предпринимательниц появилось своё общественное объединение «Нежный бизнес». Мы поговорили с его руководителем по Московской области Натальей Муравьёвой о том, за счёт чего Подмосковье остаётся флагманом сообщества и можно ли гармонично совмещать бизнес и семью.
– Наталья, «Нежный бизнес» – крупнейшее сообщество женщин-предпринимателей. И Подмосковье в нём в лидерах?
– Да, Подмосковье – наш безусловный флагман. Если смотреть на карту России, примерно из 70 отделений 50 находятся именно в Московской области. Сообщество зародилось и окрепло здесь благодаря поддержке Министерства инвестиций, промышленности и науки региона. Здесь нам обеспечены реальная поддержка и партнёрство: это и центры «Мой бизнес», ставшие надёжными точками опоры, и различные организации, превратившиеся в добрых друзей. Подмосковье для нас – и дом, и полигон для испытания новых форматов, и источник вдохновения.
– А лично вы в «Нежном бизнесе» с самого начала?
– Я в сообществе с самых истоков. Начинала как локальный лидер в Люберцах, поэтому изучила все ступени роста «от корней» – от организации местного нетворкинга до федеральных проектов. Этот путь дал мне бесценный опыт по управлению командой, организации мероприятий, тонкостям коммуникации. Должность местного лидера, наверное, самая творческая – ты ближе всего к людям, чувствуешь их потребности, видишь их успехи и помогаешь решать проблемы. Вся эта «лестница» позволяет глубоко понимать процессы и эффективно вести организацию, важную для тысяч женщин.
– Расскажите о деятельности сообщества, очень разнообразной.
– Наша деятельность действительно многогранна, это выстроенная экосистема поддержки. Мы гордимся дружбой с предприятиями народных промыслов – Жостово, Федоскино, Гжелью. Это партнёрство взаимовыгодно: НХП получают доступ к новой аудитории, а наши участницы – возможность интегрировать в свой бизнес уникальные продукты, учиться у мастеров и перенимать многовековые традиции качества.
Но главный фокус – создание живой среды для доверительного общения. Мы сознательно создаём условия для глубокого, осмысленного нетворкинга. Часто бизнес, работающий в одном округе, не знает о соседях и возможностях коллаборации. Когда такие предпринимательницы знакомятся на нашем мероприятии и намечают совместные проекты, это и есть та самая магия сообщества, которую невозможно заменить ни одной онлайн-платформой.
Сейчас мы активно развиваем и формализуем образовательные проекты. Уже несколько лет успешно работает наша Академия предпринимательства и личностного роста, а вскоре, отвечая на запросы, мы запустим новый очный, интенсивный учебный курс для начинающих. Мы будем давать им не абстрактные знания, а конкретные, в духе «бери и делай», инструменты для масштабирования. И, конечно, социальная составляющая: второй год работает наш благотворительный проект для семей участников СВО.
– Что даёт сообщество своим членам?
– Если обобщить – возможности и поддержку. За годы работы мы сформировали обширную партнёрскую сеть. С банками-партнёрами, такими как Сбербанк и Альфа-Банк, для наших членов действуют специальные бонусы и преференции. Мы активно помогаем с информационной поддержкой, рассказывая о бизнесах наших участниц в СМИ и в соцсетях. А ещё мы помогаем воплощать смелые идеи: если у участницы есть желание провести нестандартное мероприятие, запустить социальный проект, мы всегда подключаемся, помогаем советами, связями, организацией. Мы целенаправленно формируем сильное, профессиональное и вдохновляющее окружение, потому что знаем: в поддерживающей среде люди растут намного быстрее.
– «Нежный бизнес» – это ведь не только для женщин?
– Наша организация не является закрытым клубом. Мы исходим из простой и глубокой истины: природа женщины – созидание, а бизнес – это тоже акт творения. Но для рождения чего-то нового необходимо партнёрство. Невозможно создать по-настоящему сильную и устойчивую организацию без мужской поддержки, без взвешенного наставничества, без иного, зачастую более структурного и стратегического образа мысли мужчин.
Мужчины приходят в наш союз по разным, но всегда осмысленным причинам. Кого-то привлекает именно лидерское сообщество и возможность решать свои бизнес-задачи в кругу сильных, мотивированных предпринимателей. Для кого-то мы представляем интерес как качественная, лояльная аудитория. Они приходят потому, что им искренне нравится та атмосфера, которую мы создаём, они чувствуют свою сопричастность к чему-то важному.
– Многие уверены, что бизнес не может быть «нежным» – иначе не выживет. А женщина-руководитель должна быть «железной леди». Можно ли найти гармонию?
– Я не просто убеждена, что это возможно, – я вижу это на примере сотен наших участниц и на собственном опыте. Более того, я считаю, что это залог долгосрочного успеха и психологического здоровья предпринимательницы. Мы ищем не столько баланс, который легко потерять одним неверным движением, сколько именно гармонию, слаженное звучание всех инструментов жизни. Это не утопия, а вопрос осознанного выбора и глубокого самосознания.
Путь через надлом себя, через маску «железной леди», через жёсткие, сугубо мужские методы управления часто приводит к выгоранию, к проблемам в семье и потере себя. Да, в бизнесе нужны твёрдость и решительность. Но именно органичное сочетание этой уверенности с традиционно женскими качествами: мягкостью, эмпатией, интуицией, гибкостью и умением слышать – даёт ту самую устойчивость и конкурентное преимущество, которые позволяют не просто выживать, а процветать.
Самые успешные бизнес-проекты наших участниц часто рождаются из глубокой личной потребности, из любви, из желания сделать мир вокруг лучше. Не нравятся условия в детсаду – она изучает вопрос и открывает свой детский центр с уникальной методикой. Чувствует нехватку креативных украшений – осваивает ремесло и создаёт ювелирный бренд. Так что да, бизнес может и должен быть нежным в самом глубоком смысле этого слова – осознанным, человечным, созидательным.
– Расскажите о «Нежном Фесте».
– «Нежный Фест» – наш флагманский проект, который мы проводим второй год, но он уже вырос в масштабное межрегиональное событие. Для нас это очень значимое, выстраданное и любимое социальное событие, в котором воплотилась сама философия нашего сообщества. В этом году в Пироговском лесопарке нас посетили более 600 гостей из 22 городов Подмосковья и других областей.
Центральным, символическим событием стал благотворительный забег на нескольких дистанциях. Это не просто спорт, это спорт с осмысленной социальной нагрузкой. Средства от регистрационных взносов мы целенаправленно направили на приобретение специализированного оборудования для реабилитационного центра в Мытищах. Таким образом, мы совмещаем очевидную пользу для здоровья с важным добрым делом.
Помимо забега, прошли творческие мастер-классы и благотворительная ярмарка. Предприниматели жертвовали для неё свои лучшие изделия: душистый мёд, изящные украшения, предметы интерьера. Все вырученные средства были направлены на помощь жителям Курской области и зоны СВО. Это был акт настоящего, деятельного милосердия. А конкурс яблочного пирога стал одной из самых тёплых и запоминающихся локаций праздника.
– Каковы планы «Нежного бизнеса» на будущее?
– В приоритете – успешный запуск и отладка нового очного практико-ориентированного курса для предпринимателей, о котором я говорила. Это наш ответ на запросы рынка в качественном, прикладном образовании. В ноябре мы традиционно проведём финал нашего внутреннего конкурса «Нежный грант». Мы будем планомерно укреплять наши проектные команды, фокусируясь на качестве, усиливая те форматы мероприятий, которые уже доказали свою эффективность.
Что касается географического расширения, здесь мы сознательно отказались от гонки за цифрами. Мы открываем отделение исключительно по запросу снизу: когда в каком-то городе или районе созревает инициативная группа, появляются лидеры, готовые взять на себя ответственность и нести знамя «Нежного бизнеса» в своём регионе.
Но самое важное, самое вдохновляющее и ценное для нас – это видимые, живые успехи и личностный рост наших участниц. Видеть, как женщина преодолевает неуверенность, находит новых клиентов, расширяет штат, переходит на новые ступени – это то самое вознаграждение, ради которого мы все работаем. И я искренне надеюсь, что в следующем году у нашего союза наконец-то появится собственный офис, свой физический дом, где сможет биться сердце нашего сообщества.
Мы будем продолжать в том же духе – развивать осознанное предпринимательство, поддерживать женщин, укреплять семьи и делать бизнес в России более человечным, гармоничным и, конечно, нежным. Ведь стремление сделать мир добрее, красивее, лучше для женщины врождённо и естественно. Ей в этом только нужно немного помочь!
Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...
28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....
Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...
Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...
Сейчас в Санкт-Петербурге российская вода «Ветлуга» выходит на международный...
20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...
25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...
XI Юридический турнир SERVUS LEGIS был организован Адвокатским бюро «Юрлов и Партнёры» совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ и...
25 ноября (вторник) | 15:00–18:00 Арт-станция «НАТАЛЬЦОВО» г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 36, подъезд 2
Центр «Мой бизнес» Московской области приглашает предпринимателей – рестораторов, владельцев кафе и всех, кто любит готовить и собирается основать свой бизнес, – стать участниками уникального спецкурса...
Центр Мой бизнес Московской области приглашает начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем принять участие в спецкурсе «Мода и дизайн». Спецкурс будет интересен предпринимателям, связавшим свое дело с модой и пошивом стильной...
«Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о вступлении в активное сотрудничество с Национальным советом по...
С 24 по 27 ноября 2025 г. в МВЦ «Крокус Экспо» (65–66 км МКАД, станция метро «Мякинино»), павильон 3, залы 13, 14, 15, 18, состоится крупнейшее событие мебельного рынка* – выставка «Мебель-2025», организованная АО...
Он был основан год назад журналисткой, литератором и художницей, а вдобавок мамой четверых детей Еленой Александровой в дачном посёлке Загорянском, в Щелковском районе Подмосковья....
В ТПП Смоленской области состоялся круглый стол, посвящённый практическому применению Постановления Правительства РФ № 719 «О подтверждении...
Информационное агентство AK&M и Компания «Горизонт КФ» 21 ноября 2025 года проведут пятую Всероссийскую конференцию «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» в...
Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025»...
Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, по итогам 2025 года в очередной раз признана одним из лучших работодателей страны, войдя в III группу рейтинга...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.