Image

Алексей Праздничных: «Нет слабых сторон, есть новые возможности»

Есть ли в России предприятия, следующие принципам устойчивого развития, насколько отечественные компании готовы меняться, какое будущее у «нового капитализма» – обо всём этом мы беседуем с Алексеем Праздничных, признанным экспертом в сфере ESG-трансформации, партнёром консалтинговой компании Strategy Partners, исполнительным директором Евразийского института конкурентоспособности.

– «Устойчивое развитие»–словосочетание, которое сейчас у многих на слуху. Но, как показывает практика, люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Что имеете в виду вы, когда обсуждаете эту тему?

– Я бы отметил тут в первую очередь в качестве основного постулата сбалансированность. Экономический рост, социальное благосостояние и отсутствие негативного влияния на окружающую среду формируют собой некую «трилемму». Когда все эти факторы гармонизированы, можно говорить об устойчивом развитии.

Если говорить об устойчивом развитии в преломлении к бизнесу, то ещё сравнительно недавно господствовала парадигма М. Фридмана, где основной целью для компании считались получение прибыли и ценность для акционеров. Позже появилась концепция социально ответственного бизнеса, выделяющая важность других аспектов «корпоративного гражданства». А теперь активно обсуждается новая волна капитализма, или так называемый «капитализм ключевых групп интересов», когда роль компаний состоит не только в достижении экономических результатов для акционеров, но и в представлении ценности для других групп интересов, включая потребителей, сотрудников, партнёров, сообщества и общественные группы и др. Вот все эти изменения в роли бизнеса, по сути, и привели к большому росту интереса к корпоративной повестке устойчивого развития–ESG.

– Понятно, что в новой парадигме компании должны серьёзно измениться. Насколько эти изменения будут сложны, не проще ли в таком случае начать с нуля, чем перестраивать то, что есть?

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Очень сильны различия в разных странах, в разных отраслях экономики. Но, по большом счёту, всё зависит от двух основных моментов – от внешних стимулов, т.е. влияния этих самых групп интересов, и от готовности руководства компании формировать и воплощать новое стратегическое видение.

Как пример, давайте рассмотрим бельгийскую компанию Ecover – производителя бытовой химии. Казалось бы, довольно традиционное производство. Но ещё несколько десятилетий назад, задолго до появления современной ESG-повестки, компания построила свою бизнес-модель, опираясь на принципы устойчивого развития, включая продукцию на базе растительного сырья, упаковку из переработанных материалов и производственный процесс, соответствующий самым требовательным экологическим стандартам.

Да, продукция этой компании стоит дороже обычных конкурентов, но она нашла своих потребителей и рыночную нишу, и бизнес растёт. Можно сказать, что компания реализовала комплексную ESG-трансформацию, включая бизнес-модель и операционную модель.

– Кому проще перестроиться – крупным или, наоборот, небольшим компаниям?

– Компании в разных отраслях и разного размера могут использовать новые возможности ESG-трансформации. Ecover – относительно небольшая компания по меркам химической промышленности. Возьмём другой пример из этой отрасли. «СИБУР», крупнейшая российская компания, активно работает над внедрением принципов устойчивого развития в бизнес-модель компании, включая развитие «циркулярной экономики», когда в конечной продукции активно используются переработанные полимеры. Или другой пример, когда ведущая розничная компания X5 активно способствует внедрению «устойчивой» упаковки, работая с поставщиками, производителями самой упаковки и, по сути, стимулируя ESG-трансформацию всей цепочки поставок и отрасли в целом.

Конечно, у крупных компаний больше ресурсов и компетенций, но любая компания должна задуматься, как устойчивое развитие изменит поведение потребителей, рынок и конкуренцию и как нужно изменить или построить с нуля новую бизнес-модель для успеха бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. – На какие из 17 глобальных целей устойчивого развития, сформулированных ООН, России надо обратить особое внимание? – Надо понимать, что у России, как и у любой другой страны, есть свои сильные и слабые стороны с точки зрения текущего уровня и динамики в достижении этих целей. Так, например, у нас сильные позиции по целям, связанным с ликвидацией бедности (№ 1), доступностью образования (№ 4), рабочими местами и экономическими возможностями (№ 8). Что касается слабых сторон или новых возможностей, то можно выделить цели и показатели, касающиеся снижения социального неравенства (№ 10), а также устойчивого потребления и производства (№ 12). Есть также «пограничные» темы, где Россия занимает средние позиции на фоне других стран. Например, по цели, связанной с отраслевым развитием, инновациями и инфраструктурой (№ 9), Россия имеет относительно хорошие показатели по развитию «базовой» инфраструктуры, включая цифровую инфраструктуру. Но при этом есть разрыв в конкурентоспособности отраслей на международных рынках, особенно в новых высокотехнологичных отраслях, а также в развитии инновационной инфраструктуры и продвинутых технологий Четвёртой промышленной революции.

Важно отметить, что для России особую актуальность приобретают региональная повестка устойчивого развития и достижение целей устойчивого развития на региональном и даже городском уровнях. В любом случае в плане государственной политики не стоит выбирать и работать только по некоторым отдельным приоритетным целям и направлениям, важен сбалансированный подход. Необходимо искать возможности по улучшению ситуации по всем 17 «векторам», развивать сильные стороны и сокращать отставание по слабым сторонам. В этом и состоит одна из ключевых идей устойчивого развития.

Image

Более 500 сотрудников «Свезы» получили награды ко Дню работника леса

Крупнейший производитель березовой фанеры в мире группа «Свеза» отмечает профессиональный праздник — День работников леса. В преддверии него более 500 сотрудников компании были отмечены различными наградами, а часть...

Image

«Свеза» предложила дополнить стратегию ЛПК краткосрочными мерами поддержки

Руководители подразделений компании «Свеза» приняли участие в VIII международной конференции, посвященной рынку лесосырья и продукции деревообработки. Спикеры рассказали об изменениях, которые пережила...

Image

Художники НКО Ассоциация «Ника» провели мастер класс по живописи «Пейзажи Камчатки».

Художники НКО Ассоциация «Ника» Николаева Наталья и Сапунова Надежда в рамках Дней Камчатского края в Государственном центральном музее современной истории России провели мастер класс по живописи...

Image

Агентство по страхованию вкладов и Российское общество «Знание» подписали соглашение о сотрудничестве

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) и Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»...

Image

Новые игроки рынка деловых игр могут попробовать свои силы в федеральном проекте

В 2024 году тренинги предпринимательских компетенций пройдут 100 000 студентов, обучающихся в российских вузах.

Image

В ТК «Невский Центр» открылся флагманский магазин бренда Gloria Jeans

В ТК «Невский Центр» открылся крупнейший на Северо-Западе магазин федеральной сети Gloria Jeans. Особенностью флагманского магазина стала студия кастомизации GJ Factory, позволяющая добавить уникальные элементы на...

Image

Социальное проектирование «Свезы» помогает развивать регионы

Директор по корпоративным коммуникациям и устойчивому развитию компании «Свеза» Валентина Лихачева рассказала участникам VIII Петербургской конференции «Корпоративное волонтерство» о социальном проектировании, которое служит...

Image

Онлайн-курс для предпринимателей от «Лагеря креативных лидеров»: навыки креативного лидерства и формирование авторского подхода в управлении

«Научить лидерству нельзя, научиться можно!» – уверены авторы образовательной программы. Видеокурс поможет креативным...

Image

Искусство фотографии для начинающих фотографов

Любителей фотографии ждет встреча с профессиональным фотографом, преподавателем.

Image

В Казани завершился первый в истории российско–китайский форум «РОСТКИ»

Первый крупнейший международный форум РОСТКИ - «Россия-Китай: взаимовыгодное сотрудничество» прошел 7–8 сентября 2023 года в столице Республики Татарстан городе...

Image

В жилом районе «А101 Всеволожск» появится гастрономическое пространство PROеду

В первой очереди жилого района «А101 Всеволожск» будет создано общественное гастрономическое пространство PROеду. Оно разместится на основном променаде жилого района. Первые этажи жилых домов займет...

Image

Александр Новак обозначит на TNF стратегию развития нефтегазовой отрасли

До старта Промышленно-энергетического форума остается меньше недели. С 18 по 21 сентября в Тюмени будут работать делегации нефтегазовых компаний, поставщики оборудования и технологий, руководители федеральных...

Image

ФОРУМ МОЙ БИЗНЕС. ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ

Форум «Мой бизнес. Время возможностей для самозанятых» 22 сентября 2023 года с 13.00 до 18.00 в Российско-китайском бизнес-центре Greenwood, 5 этаж, зал «Изумрудный» (адрес: Московская область, Красногорский район, п/о Путилково, 72...

Image

ГК «А101» завершает работы нулевого цикла в жилом районе «А101 Всеволожск»

В ЖК «А101 Всеволожск» подходят к финалу работы нулевого цикла в корпусах 3.2 и 3.3 дома №3, в трех корпусах дома №1 завершились испытания...

Image

Современный выставочный комплекс «ВОЛИН-ЭКСПО» становится площадкой для уникальных мероприятий

Вот и на этот раз здесь прошла презентация проектов, которые представили предприниматели

Актуальные комментарии