Image

«При выходе на китайский рынок есть ряд особенностей, которым необходимо уделить особое внимание»

Торгово-экономические отношения России и Китая развиваются самыми активными темпами. В каких сферах, на каких условиях – об этом рассказывает Торговый представитель Российской Федерации в Китайской Народной Республике Сергей Викторович Инюшин.

− Российско-китайская торговля в 2018 г. показала темп роста в 27,1% и достигла рекордного показателя в 107 млрд долл., из них 59 млрд долл. – экспорт из России. При этом второй результат, который хотелось бы отметить, это рост поставок в Китай российской сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, который составил 51,4%. Что касается важнейших событий, то, например, в конце декабря 2018 г. была введена в эксплуатацию вторая очередь (третий и четвертый блоки) Тяньваньской АЭС. Более 150 предприятий занимались проектированием, поставкой оборудования и материалов, монтажными работами и вводом станции в эксплуатацию, а также обучением китайских сотрудников. Во всех энергоблоках станции стоят российские реакторы. Тяньваньская АЭС – один из крупнейших проектов российско-китайского сотрудничества.
В первой половине 2019 г. тоже было уже немало событий. Через полтора месяца после успешного запуска второй очереди Тяньваньской АЭС, в начале февраля, был подписан контракт уже на сооружение 7-го и 8-го блоков с российскими реакторами нового поколения VVER-1200/V491. В конце весны – начале лета произошло три важных события в сфере поставок сельхозтоваров. Во-первых, на китайский рынок поступили первые партии замороженного мяса курицы из России – первопроходцами стали компания «Мираторг» и группа агропредприятий «Ресурс». Во-вторых, на китайский рынок вышла первая партия российского молока – от удмуртской компании «Милком» (бренд «Село зеленое»). Первым результатам по этим двум пунктам предшествовал длительный процесс согласования списков предприятий-экспортеров, между сторонами, в котором, кроме Торгпредства, участвовали Россельхознадзор, Главное таможенное управление (ГТУ) КНР и другие ведомства. В-третьих, Китай разрешил поставки сои из всех регионов России любым видом транспорта.
Но при всей успешности развития делового партнерства можно слышать от российских коммерсантов и жалобы на сложности ведения бизнеса в Китае...
Потенциальным экспортерам важно понимать, что на этом огромном растущем рынке не всё так легко. При выходе на китайский рынок есть ряд особенностей, которым необходимо уделить внимание в первую очередь. Это регистрация в Китае товарного знака и обязательное сопровождение вашего выхода работающим в КНР квалифицированным юристом, а также кропотливая работа над повышением узнаваемости бренда. Китай является высококонкурентным рынком, во многих регионах местный потребитель не знаком с российской продукцией. Как показывает практика, выход на этот рынок влечет существенные материальные затраты – маркетинговые исследования, сертификацию, логистику, рекламу, участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, организацию презентаций. Кроме того, для сопровождения сделок с китайскими партнерами необходимо наличие в компании специалиста с хорошим уровнем китайского языка. Необходимо иметь в виду, что английского языка, не говоря уже о русском, недостаточно для ведения бизнеса в Китае.
Важен также вопрос финансовых расчетов. При выходе на китайский рынок стоит сначала потренироваться на небольших партиях товара, не раз осуществить поставки, наладить цепочку оплаты, чтобы избежать ситуаций, когда большие суммы за товар невозможно перевести в Россию и при этом невозможно распоряжаться ими со счета компании.
Кроме того, ряду экспортеров нужно по мере возможности уходить от ориентации исключительно на приграничную торговлю. Российским компаниям важно выбирать себе в Китае партнеров, чья репутация служила бы защитой от недобросовестного поведения – крупные компании, торговые сети, ассоциации китайских импортеров, заинтересованные в том, чтобы продукт был качественным и подлинным. И выбирать их можно не только в северных регионах, а по всему Китаю. Более перспективной в нынешней ситуации видится переориентация на центральные и южные регионы Китая, у которых огромный экономический потенциал, где наши товары пока малоизвестны. ВРП одной только южной провинции Гуандун по итогам 2018 года достиг около 1,44 трлн долл. Это составляет более 10% от общенационального показателя и сопоставимо с ВВП России. При этом товарооборот с зарубежными странами одной этой провинции составил около 23,5% от общего размера внешней торговли Китая. В качестве одного из наиболее эффективных методов продвижения продукции на рынок КНР видится проведение целевых деловых миссий производителей в различные регионы Китая.
В апреле Торгпредство организовало бизнес-миссию российских предприятий пищевой отрасли в Гуанчжоу и Шэньчжэнь провинции Гуандун. Там состоялись встречи руководства российских компаний с представителями торговых сетей, импортеров и дистрибьюторов. Вскоре после них пятью из 16 участников деловой миссии были заключены внешнеторговые контракты с китайской стороной. Сейчас на конец сентября у нас запланированы мероприятия такого же формата в крупнейший китайский город Чунцин (численность населения агломерация – более 30 млн человек) и в Чэнду.
Мария Башкирова

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.