Image

По-китайски… торговать! Или тренды Ритейла

Учиться можно и нужно не только на чужих ошибках, но и на чужом положительном опыте. Особенно если опыт этот не уводит в сторону, а просто позволяет из наезженной колеи выехать на широкую современную магистраль, ведущую только вперёд… Знакомьтесь, наш сегодняшний собеседник – Елена Милай. До конца прошлого года в качестве вице-президента одной из компаний, владеющей несколькими торгово-развлекательными центрами (ТРЦ) в разных регионах, она занималась приобретением локаций и активов под строительство и последующим коммерческим управлением коммерческой недвижимостью, площадь которой достигала миллиона квадратных метров! В интересах компании Елена изучала Азиатско-Тихоокеанский регион, потенциальных партнёров и тренды рынка в Китае. Сегодня Елена Милай является партнёром компании Gamina Ltd, которая уже много лет осуществляет на российском рынке проекты в сфере энергетики, переработки, в нефтехимической и сельскохозяйственной промышленности. Основанная в 2004 году компания уже реализовала на территории Российской Федерации ряд крупных партнерских проектов и в настоящий момент приступает к реализации девелоперских проектов в сегменте многофункциональной торгово-офисной недвижимости

«Пациент скорее жив, чем мёртв»

– Елена, если говорить о сфере ритейла, более известной непрофессионалам как «розничная торговля», то наша не позволяющая своим гражданам скучать страна переживала в своей истории разные моменты. Было время, когда деньги у людей были, а потратить их было практически не на что: товары не покупали, а «доставали», не расставляли по полкам магазинов, а «выбрасывали» на мгновенно очищаемые прилавки. Потом наступило «безвременье», когда прилавки заполнились, а кошельки граждан, наоборот, опустели. Помнят люди и время «стабильности», когда большинство граждан «могло себе позволить» не только выбирать из целого ряда схожих по качеству товаров, но и пробовать доселе невиданное-неслыханное. Как бы вы оценили нынешнее положение дел? И чего ждать в ближайшем будущем?

– Год 2018-й на фоне общего снижения розничных продаж и снижения фактических доходов населения до уровня 2012 года неожиданно показал неплохую динамику. Оживление потребительского спроса сказалось и на объемах ритейлеров. При сохранении такой динамики в течение следующей пары лет у отрасли есть все шансы достичь показателей докризисного уровня.
В настоящий момент на состояние рынка оказывают влияние как внешнеэкономические факторы, такие как ослабление рубля, санкционное давление и, как следствие, ослабление импорта, так и факторы внутренние, среди которых – высокая закредитованность населения и падение доходов.

Вместе с тем отечественный рынок, как крупнейший в Европе, продолжает оставаться привлекательным для международных партнеров.

При этом к основным факторам, сдерживающим развитие сетевой розничной торговли, традиционно относят недостаток качественных арендных площадей, высокие арендные ставки и жёсткий уровень конкурентного ценообразования. В таких условиях неизбежно сокращение неэффективных точек, оптимизация ритейл-форматов и применение максимально гибкого подхода к посетителям. Всё это в конечном итоге способствует модернизации всей отрасли.

«Не шопингом единым…»

– И всё-таки не создается ли впечатление, что в некоторых крупных торговых центрах продавцов едва ли не больше, чем покупателей?Во многом потому, что самих этих центров стало настолько много, что они уже зачастую не способны удивить… Что делать?

– Простое фокусирование на шопинге и стимулирование продаж «в лоб» уже действительно малоэффективно. То, что происходит сейчас в розничной торговле России, те тренды, которые набирают обороты,–всё это очень сильно перекликается с частью трендов китайского ритейла: сети активно идут в регионы и небольшие города, бурно развивается онлайн- и электронная коммерция. Однако в Китае эти процессы происходят значительно быстрее. Поэтому ритейлеры со всего мира начинают изучать этот китайский опыт розничной торговли– с его динамикой быстрого роста и непрерывного внедрения новых технологий.

Любой крупный торгово-развлекательный центр в Китае имеет стандартный набор международных брендов. Но одновременно с этим целые этажи, лучшие локации отданы национальным дизайнерам и местным операторам. Интенсивность и степень взаимодействия с покупателями способна поразить любого неподготовленного иностранного посетителя. Упор на атмосферу, полноценное проведение досуга, эмоции.

«И в ТРЦ гулять водил…»

– Получается, что в китайские торговые центры можно ходить не только за покупками, но и – «на прогулку»?

– Колесо обозрения на крыше…Целые этажи творческих мастерских, в которых можно самостоятельно изготовить сумку или аксессуары, индивидуально «забрендировать» купленную вещь. Гончарный круг, живопись, икебана, кулинарные мастер-классы – вы просто не сможете оперативно «ретироваться» из этого уютного мирка.

Edutainment–приобретение каких-то знаний, навыков, опыта в процессе игры: это свежее ещё для нас направление уже давно и прочно обосновалось на верхних этажах любого китайского ТРЦ. Совместные бесплатные занятия йогой, проведение досуга с семьёй или друзьями, изучение английского языка, различные секции или даже отделения местных образовательных учреждений.

Зоны для отдыха для посетителей – повсеместно. Неожиданно разбросанные в разных уголках комплекса диванчики, мягкие уголки, кресла… Для детей – площадки с аниматорами. Во всех – даже в не очень крупных магазинах. И еда… В большом количестве и разнообразная. До 40% от всех торговых площадей.

Ритейл не устаёт удивлять посетителей: раритетные авто или мотобайки, колоритно размещаемые в торговых залах, ландшафтные элементы озеленения, фонтаны и современный колоритный дизайн – всё это создаёт потрясающую атмосферу, придаёт уникальность каждому объекту.

К чему такие «ухищрения»? На этот вопрос в Китае вам ответит любой ритейлер: лишние 15 минут, проведённые в ТРЦ,– это две дополнительные покупки. Откуда такая точность? Секрет прост – практически каждый китайский магазин подключён к системе электронной оплаты. Самая распространённая –WeChatPay. Через неё, не выходя из социальных сетей и различных мессенджеров, предпочитает совершать покупки подавляющее число потребителей.Это позволяет оперативно определить все изменения предпочтений посетителей, истории их запросов и посещений.

Вы активный покупатель? – Значит, вас «оцифровали»!

– Выходит, что хотя интернет в Китае и «локальный» (если, конечно, можно это слово использовать в отношении государства с самым большим по численности населением), но тенденции – как во всём мире?

– Информационные технологии и уровень «оцифровки потребительского поведения», изучения логики принимаемых рядовыми посетителями решений в этой стране, без ложной скромности, один из самых высоких в мире.

Вдумайтесь: одна из самых используемых и популярных национальных китайских социальных сетей WeChat (аналог FB) имеет более 1 миллиарда (!!!)пользователей. Эти и социальная сеть, и платёжная платформа, и множество облачных сервисов– от покупок и оплаты ЖКХ, билетов в кино до полного спектра сервисов, аналогичных российским «Госуслугам». Плюс почта, новостные сервисы, анонсы мероприятий, маркетинговые акции и скидки…

Логика принимаемых решений, уровень достатка, предпочитаемые к посещению места, поведенческие привычки – все это позволяет формировать достоверные профили потребителей, предлагать индивидуальные программы лояльности, делать оптимальные предложения, эффективно продвигать товары и услуги.

Ритм современной жизни определяет стремление комфортно и быстро совершать покупки, и это выразилось, в том числе, в бурном развитии магазинов шаговой доступности во всех мегаполисах. В особенности широкое распространение получили полностью автоматизированные магазины и супермаркеты, где все покупки совершаются без участия персонала. Выбрав товар, каждый посетитель оплачивает его на автоматических кассах с помощью технологии распознавания лиц. Это секундная операция, не требующая использования ни банковских карт, ни телефонов.

Благодаря слиянию с онлайн-платформами, активной интернет-торговле, крупный китайский ритейл проник в самые отдаленные городки и деревни. По данным СМИ Китая онлайн-продажи за 2017 г. уже превысили 1 трлн долларов, а по данным отчета Deloitte ожидается, что к 2019 году доля китайского онлайн-рынка превысит 50% от общемирового.

Так что шоппинг сам по себе уже давно не является в Поднебесной целью посещения ТРЦ или супермаркетов. Покупки –всего лишь естественное продолжение твоего досуга, дополнение к твоим интересам в общих комьюнити-пространствах.

Думаю, что нам стоит всмотреться в такую модель потребительского поведения. Будущее российского ритейла также неразрывно связано с интернет технологиями и цифровизацией всех процессов. Традиционная, но «перегретая» неизбежно возрастающей искушённостью и избирательностью потребителей розничная торговля будет замедлять свою динамику роста и перенаправляться в области более удобных и совершенных форматов взаимодействия с клиентами, в том числе в е-коммерцию, облачные сервисы, т.е. в пользу быстроты и доступности, комфорта и индивидуализации обслуживания запросов клиентов.

Image

Челябинская область официально приглашена на Российско-Китайское ЭКСПО

Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...

Image

Юристы-третьекурсники побывали на экскурсии в ЮУТПП

Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...

Image

Южно-Уральская ТПП провела проектную сессию РЖД

Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...

Image

Представители Южно-Уральской ТПП побывали в Государственном ракетном центре

Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...

Image

В Ташкенте прошло совместное заседание деловых советов России и Узбекистана

9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...

Image

Студенты получают шанс стать бизнес-представителями России на мировых рынках

На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....

Image

Почти две тысячи человек пожелали стать волонтерами KazanForum 2024

1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...

Image

15 мая в Казани откроется крупнейшая в стране выставка Russia Halal Expo

Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...

Image

Сотрудничество предприятий агропромышленного комплекса РФ с Азербайджаном

22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Актуальные комментарии