Image

По-китайски… торговать! Или тренды ритейла.

Тренды в розничной торговле России сильно перекликаются с частью трендов китайского ритейла: сети активно идут в регионы и небольшие города, бурно развивается онлайн- и электронная коммерция. Однако в Китае эти процессы происходят значительно быстрее. Беседа с Еленой Милай.

Учиться можно и нужно не только на чужих ошибках, но и на чужом положительном опыте. Особенно если опыт этот не уводит в сторону, а просто позволяет из наезженной колеи выехать на широкую современную магистраль, ведущую только вперёд…

Знакомьтесь, наш сегодняшний собеседник – Елена Милай.
До конца прошлого года в качестве вице-президента одной из компаний, владеющей несколькими торгово-развлекательными центрами (ТРЦ) в разных регионах, она занималась приобретением локаций и активов под строительство и последующим коммерческим управлением коммерческой недвижимостью, площадь которой достигала миллиона квадратных метров!

В интересах компании Елена изучала Азиатско-Тихоокеанский регион, потенциальных партнёров и тренды рынка в Китае. Сегодня Елена Милай является партнёром компании Gamina Ltd, которая уже много лет осуществляет на российском рынке проекты в сфере энергетики, переработки, в нефтехимической и сельскохозяйственной промышленности. Основанная в 2004 году компания уже реализовала на территории Российской Федерации ряд крупных партнерских проектов и в настоящий момент приступает к реализации девелоперских проектов в сегменте многофункциональной торгово-офисной недвижимости.

«ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЁРТВ»
– Елена, если говорить о сфере ритейла, более известной непрофессионалам как «розничная торговля», то наша страна переживала в своей истории разные моменты. Было время, когда деньги у людей были, а потратить их было практически не на что: товары не покупали, а «доставали», не расставляли по полкам магазинов, а «выбрасывали» на мгновенно очищаемые прилавки. Потом наступило «безвременье», когда прилавки заполнились, а кошельки граждан, наоборот, опустели. Помнят люди и время «стабильности», когда большинство «могло себе позволить» не только выбирать из целого ряда схожих по качеству товаров, но и пробовать доселе невиданное-неслыханное. Как бы вы оценили нынешнее положение дел? И чего ждать в ближайшем будущем?

– Год 2018-й на фоне общего снижения розничных продаж и снижения фактических доходов населения до уровня 2012 года неожиданно показал неплохую динамику. Оживление потребительского спроса сказалось и на объемах ритейлеров. При сохранении такой динамики в течение следующей пары лет у отрасли есть все шансы достичь показателей докризисного уровня. В настоящий момент на состояние рынка оказывают влияние как внешнеэкономические факторы, такие как ослабление рубля, санкционное давление и, как следствие, ослабление импорта, так и факторы внутренние, среди которых – высокая закредитованность населения и падение доходов. Вместе с тем отечественный рынок, как крупнейший в Европе, продолжает оставаться привлекательным для международных партнеров. При этом к основным факторам, сдерживающим развитие сетевой розничной торговли, традиционно относят недостаток качественных арендных площадей, высокие арендные ставки и жёсткий уровень конкурентного ценообразования. В таких условиях неизбежно сокращение неэффективных точек, оптимизация ритейл-форматов и применение максимально гибкого подхода к посетителям. Всё это в конечном итоге способствует модернизации всей отрасли. «НЕ ШОПИНГОМ ЕДИНЫМ…»

– И всё-таки не создается ли впечатление, что в некоторых крупных торговых центрах продавцов едва ли не больше, чем покупателей? Во многом потому, что самих этих центров стало настолько много, что они уже зачастую не способны удивить… Что делать?

– Простое фокусирование на шопинге и стимулирование продаж «в лоб» уже действительно малоэффективно. То, что происходит сейчас в розничной торговле России, те тренды, которые набирают обороты, – всё это очень сильно перекликается с частью трендов китайского ритейла: сети активно идут в регионы и небольшие города, бурно развивается онлайн- и электронная коммерция. Однако в Китае эти процессы происходят значительно быстрее. Поэтому ритейлеры со всего мира начинают изучать этот китайский опыт розничной торговли – с его динамикой быстрого роста и непрерывного внедрения новых технологий. Любой крупный торгово-развлекательный центр в Китае имеет стандартный набор международных брендов. Но одновременно с этим целые этажи, лучшие локации отданы национальным дизайнерам и местным операторам. Интенсивность и степень взаимодействия с покупателями способна поразить любого неподготовленного иностранного посетителя. Упор на атмосферу, полноценное проведение досуга, эмоции.

«И В ТРЦ ГУЛЯТЬ ВОДИЛ…»
– Получается, что в китайские торговые центры можно ходить не только за покупками, но и – «на прогулку»?

– Колесо обозрения на крыше… Целые этажи творческих мастерских, в которых можно самостоятельно изготовить сумку или аксессуары, индивидуально «забрендировать» купленную вещь. Гончарный круг, живопись, икебана, кулинарные мастер-классы – вы просто не сможете оперативно «ретироваться» из этого уютного мирка. Edutainment – приобретение каких-то знаний, навыков, опыта в процессе игры: это свежее ещё для нас направление уже давно и прочно обосновалось на верхних этажах любого китайского ТРЦ. Совместные бесплатные занятия йогой, проведение досуга с семьёй или друзьями, изучение английского языка, различные секции или даже отделения местных образовательных учреждений. Зоны для отдыха для посетителей – повсеместно. Неожиданно разбросанные в разных уголках комплекса диванчики, мягкие уголки, кресла… Для детей – площадки с аниматорами. Во всех – даже в не очень крупных магазинах. И еда… В большом количестве и разнообразная. До 40% от всех торговых площадей. Ритейл не устаёт удивлять посетителей: раритетные авто или мотобайки, колоритно размещаемые в торговых залах, ландшафтные элементы озеленения, фонтаны и современный колоритный дизайн – всё это создаёт потрясающую атмосферу, придаёт уникальность каждому объекту. К чему такие «ухищрения»? На этот вопрос в Китае вам ответит любой ритейлер: лишние 15 минут, проведённые в ТРЦ, – это две дополнительные покупки. Откуда такая точность? Секрет прост – практически каждый китайский магазин подключён к системе электронной оплаты. Самая распространённая – WeChat Pay. Через неё, не выходя из социальных сетей и различных мессенджеров, предпочитает совершать покупки подавляющее число потребителей. Это позволяет оперативно определить все изменения предпочтений посетителей, истории их запросов и посещений.

ВЫ АКТИВНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ? – ЗНАЧИТ, ВАС «ОЦИФРОВАЛИ»!

– Выходит, что хотя интернет в Китае и «локальный» (если, конечно, можно это слово использовать в отношении государства с самым большим по численности населением), но тенденции – как во всём мире?

– Информационные технологии и уровень «оцифровки потребительского поведения», изучения логики принимаемых рядовыми посетителями решений в этой стране, без ложной скромности, один из самых высоких в мире. Вдумайтесь: одна из самых используемых и популярных национальных китайских социальных сетей WeChat (аналог FB) имеет более 1 миллиарда (!!!) пользователей. Эти и социальная сеть, и платёжная платформа, и множество облачных сервисов – от покупок и оплаты ЖКХ, билетов в кино до полного спектра сервисов, аналогичных российским «Госуслугам». Плюс почта, новостные сервисы, анонсы мероприятий, маркетинговые акции и скидки… Логика принимаемых решений, уровень достатка, предпочитаемые к посещению места, поведенческие привычки – все это позволяет формировать достоверные профили потребителей, предлагать индивидуальные программы лояльности, делать оптимальные предложения, эффективно продвигать товары и услуги. Ритм современной жизни определяет стремление комфортно и быстро совершать покупки, и это выразилось, в том числе, в бурном развитии магазинов шаговой доступности во всех мегаполисах. В особенности широкое распространение получили полностью автоматизированные магазины и супермаркеты, где все покупки совершаются без участия персонала. Выбрав товар, каждый посетитель оплачивает его на автоматических кассах с помощью технологии распознавания лиц. Это секундная операция, не требующая использования ни банковских карт, ни телефонов. Благодаря слиянию с онлайн-платформами, активной интернет-торговле, крупный китайский ритейл проник в самые отдаленные городки и деревни. По данным СМИ Китая, онлайн-продажи за 2017 г. уже превысили 1 трлн долларов, а по данным отчета Deloitte, ожидается, что к 2019 году доля китайского онлайн-рынка превысит 50% от общемирового. Так что шоппинг сам по себе уже давно не является в Поднебесной целью посещения ТРЦ или супермаркетов. Покупки – всего лишь естественное продолжение твоего досуга, дополнение к твоим интересам в общих комьюнити-пространствах. Думаю, что нам стоит всмотреться в такую модель потребительского поведения. Будущее российского ритейла также неразрывно связано с интернет-технологиями и цифровизацией всех процессов. Традиционная, но «перегретая» неизбежно возрастающей искушённостью и избирательностью потребителей розничная торговля будет замедлять свою динамику роста и перенаправляться в области более удобных и совершенных форматов взаимодействия с клиентами, в том числе в е-коммерцию, облачные сервисы, т.е. в пользу быстроты и доступности, комфорта и индивидуализации обслуживания запросов клиентов.

Беседовал Алексей Сокольский

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Актуальные комментарии