Image

В России недооценивают экспортный потенциал молочной продукции

27-28 ноября 2018 года в Доме правительства Московской области состоится V Международный агропромышленный молочный форум. Организатором мероприятия выступает правительство Московской области при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Исполнительный директор Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Артем Белов, который выступит с докладом на сессии “Цифровая повестка молочной отрасли”, рассказал нашему журналу о том, что происходит сегодня в отрасли, и какие вызовы стоят перед сектором.

Какая сейчас ситуация в отрасли? Насколько удалось сократить дефицит на рынке?

– Мы наконец-то зафиксировали устойчивый рост производства сырого молока, что позволило стабилизировать выпуск отечественных продуктов в рамках стратегии импортозамещения. Производство сырого товарного молока растет на 2-3% в год, что для такой сложной отрасли, как молочная можно считать большим успехом. Конечно, дефицит еще сохраняется, но мы идем к тому, что он ежегодно будет сокращаться. Постоянно ведутся работы по модернизации производства и сливочного масла, сухого молока, сухой сыворотки. За последний год в нашей стране были запущены девять новых инвестиционных проектов по модернизации и строительству производства сухого молока и сухой сыворотки. Мы уже видим наличие избыточных объемов этого продукта для собственных потребностей.

– В этом году фермеры жаловались на падение цен. Какова ситуация сегодня?

– Иногда цены на сырое молоко оказываются завышенными, следовательно, страдают переработчики, иногда – заниженными, и в проигрыше остаются производители. Для формирования долгосрочных и стабильных взаимоотношений между ними необходимо, во-первых, найти универсальный способ нивелировать перепады цен, во-вторых, выработать совместно с органами власти сценарии разумного регулирования этого направления.

«Союзмолоко» разработал специальный индекс себестоимости производства сырого молока – RMCI, который обновляется на ежемесячной основе. Он служит своего рода индикатором расчета стоимости готовой продукции. Сегодня он уже используется крупными компаниями в долгосрочных договорах, чтобы нивелировать скачки.

В целом, чтобы рынок развивался, прибыль должны получать все участники процесса. Обязательным элементом являются интересы и возможности потребителя, который не готов покупать товары, стоимость которых не вписывается в его бюджет.

– Как изменился потребитель за последние годы?

– Сегодня происходят кардинальные изменения потребительских предпочтений: происходит рост востребованности доставки продуктов на дом, популярности готовой продукции и полуфабрикатов, экологически чистой продукции, идет тенденция стремления к здоровому питанию и пр.

Производителю сегодня необходимо отслеживать все эти тренды и своевременно корректировать свои бизнес-процессы и ассортиментную политику. Для этого, кстати, весь цвет молочной отрасли и встречается на Международном агропромышленном молочном форуме, который является авторитетной площадкой в сфере молочной отрасли, где специалисты могут эти тенденции обсудить.

– Много разговоров о качестве молочной продукции, которое оставляет желать лучшего, о массовой фальсификации. Что нужно делать с этой проблемой?

– В последнее время в медиапространстве появляется великое множество «сенсационных» заявлений, авторами которых выступают различные общественные организации, представители СМИ, по которым 60-70% молочных продуктов либо являются фальсификатами, либо произведены с нарушениями. Нам необходимо в корне переломить ситуацию с необъективным и необоснованным отношением к качеству и безопасности готовой продукции. Эти данные не имеют под собой никакой фактической базы. Уровень продовольственного мошенничества далеко не столь высок, как декларируется
в этих заявлениях. Тем не менее, крайне важно сделать наказание за такую деятельность неотвратимым и существенным - повысить штрафы кратно. Я считаю, что нужно также создать полноценную систему информирования граждан об отечественных продуктах, их потребительских свойствах, полезности и пр. Нужно добиться того, чтобы люди шли в магазин именно за российской продукцией, будучи уверенными в ее свежести и качестве.

В сентябре текущего года Роспотребнадзор и «Союзмолоко» в рамках Восточного экономического форума подписали соглашение о сотрудничестве в целях совместной борьбы с фальсификатом молочной продукции. Недавно мы провели контрольную закупку молочной продукции в Москве. Была произведена закупка сортов твёрдого сыра стоимостью до 500 рублей за килограмм и питьевого молока жирностью 3,2%. Закупка производилась в крупных сетевых магазинах.

Вся закупленная продукция будет обезличена, опечатана и в сумках-холодильниках отправлена в лабораторию, затем результаты мы представим публично, а Роспотребнадзор примет меры в случае нарушений.

– Насколько критично обстоит дело с потреблением молочной продукции?

– По прогнозу «Союзмолоко», в этом году потребление молока останется практически на уровне 2017 года. Падать потребление не будет в этом году однозначно, возможно, произойдет его небольшой рост. Среднедушевое потребление молочной продукции мы оцениваем в 185 кг на душу населения в год - это небольшой показатель. Для сравнения, в советское время он составлял более 300 кг на душу населения в год, а рекомендованная норма ВОЗ составляет 330 кг на душу населения в год. А значит, потенциал роста спроса на молочные продукты достаточно серьезный. Доходы населения – фактор, непосредственно влияющий на спрос: когда они растут, растет и потребление молочной продукции, когда падают, спрос на нее, соответственно, снижается.

– Сегодня все чаще говорят об экспорте. Есть ли потенциал у молочной продукции?

– За последние годы ситуация в стране и в мире кардинальным образом изменилась. В начале 90-х годов мы жили в условиях полного развала старой советской продовольственной системы и тотальной зависимости от импорта. Когда появился нацпроект по поддержке сельского хозяйства, стояли задачи эту зависимость побороть. Сейчас мы в силах обеспечивать население продовольствием, но при этом есть возможности производить еще больше, имеет смысл более серьезно заняться экспортом. Появятся новые рабочие места, дополнительные доходы для бюджета, средства на развитие бизнеса. В итоге компании-производители получат возможность выйти на международный уровень.

У российской продукции есть очень серьезный экспортный потенциал, который до сих пор недооценен. Экспортируется у нас в основном сырье – зерно, непереработанное мясо и пр., продуктов же с высокой добавленной стоимостью в этом перечне нет. Между тем, на мой взгляд, российская продукция будет востребована на рынках Китая, Африки, Ближнего Востока.

– Беларусь сегодня активно занимается экспортом в Россию. Сможем ли мы вытеснить их с нашего рынка в ближайшие годы?

– Сомневаюсь, что в ближайшие годы это возможно. В перспективе же нам необходимо, наконец, выработать понятные и взаимовыгодные правила игры с белорусскими производителями и окончательно разобраться с проблемой перекосов цен и поставок. Нужно сбалансировать объемы производимой в России и закупаемой в Беларуси продукции.

Анжелика Грицак

Image

Услышать и помочь предпринимателям, желающим развиваться в Архангельске

Президент ТПП Архангельской области Василий Сидоровский принял участие в работе Совета по предпринимательству и инвестициям при главе муниципального образования «Город ...

Image

В Дубне открыта новая автодорога

20 февраля на левом берегу наукограда Дубны состоялось торжественное открытие очередного объекта уличной дорожной сети Российского центра программирования ОЭЗ «Дубна». Северо-западная дорога, получившая имя проспекта Конструктора Селезнева, соединила два ...

Image

Принят областной закон о Кузбасской торгово-промышленной палате

20 февраля на 11-ой очередной сессии Совета народных депутатов Кемеровской области во втором (окончательном) чтении принят закон «О Кузбасской торгово-промышленной ...

Image

В Москве пройдет 2-й Международный форум «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес»

Второй Международный научно-экспертный форум «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес» пройдет с 27 февраля по 1 марта 2019 года в московском выставочном центре «Крокус ...

Image

20 февраля свой День рождения отмечает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин!

Уважаемый Андрей Адольфович! Примите наши искренние поздравления! Пусть практический опыт, накопленная энергия будут и впредь способствовать успешной работе! Желаем удачи, ...

Image

Экс-руководитель Amazon выступит на форуме для интернет-маркетологов в Москве

25-26 марта в Crocus City Hall пройдет Synergy Digital Forum, ежегодное событие для интернет-маркетологов, хедлайнером которого станет Брайан Макбрайд, ex-CEO популярного интернет-сервиса Amazon в ...

Image

Стартовал Конкурс журналистов по теме «Государственные, муниципальные, корпоративные закупки»

Центр правовой поддержки журналистов ОНФ и дирекция Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» объявляют о начале приема заявок с 1 февраля по 1 марта 2019 года на VI Конкурс журналистов (возрастная ...

Image

«Зеленая» инициатива ГК «ССТ» спасла от загрязнения 5 футбольных полей

За первые полгода сотрудничества с сервисом «Бокси», проектом «Мегаполисресурса», сотрудники Группы компаний «Специальные системы и технологии» собрали и передали на утилизацию на завод в Челябинске 38 килограммов ...

Image

21 января открылся прием заявок на Конкурс «Лучший поставщик 2018 года»

В преддверии XV Юбилейного Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет с 3 по 5 апреля, начинается прием заявок на Конкурс «Лучший поставщик 2018 ...

Image

ОЭЗ «Дубна» и экономическая зона Суэцкого канала заключили меморандум о сотрудничестве

В ОЭЗ «Дубна» побывала представительная делегация из Арабской Республики Египет, которую возглавил вице-адмирал, глава Управления Суэцкого канала Мухаб Мамиш. Значимость визита подчеркнуло ...

Image

Президент ТПП СК обсудил с туркменскими партнерами перспективы экономического сотрудничества

15 февраля 2019 года в Торгово-промышленной палате Ставропольского края состоялась встреча Президента ТПП СК Бориса Оболенца с представителями организационного комитета Первого Каспийского ...

Image

Член ТПП СК – компания «АКВА-ВАЙТ» стала победителем выставки «Продэкспо»

Компания «АКВА-ВАЙТ» приняла участие в крупнейшей в России продовольственной выставке продуктов питания и напитков «Продэкспо-2019», проходившая с 10 по 14 февраля в ...

Image

ТПП СК в составе официальной делегации посетила УФСИН России по Ставропольскому краю

18 февраля 2019 года делегация во главе с Членом Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергей Фабричный посетила УФСИН России по Ставропольскому ...

Image

Ставропольские предприниматели предложили чаще проводить расширенные встречи с силовыми структурами

18 февраля 2019 года в ТПП Ставропольского края прошло заседание Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного и ...

Image

ТПП СК рассказала предпринимателям Железноводска о мерах поддержки в области ВЭД

19 февраля 2019 г. в Железноводске прошло заседание круглого стола на тему «Бизнес и власть: пути преодоления барьеров. Меры государственной и частной поддержки субъектов ...

Image

ГК «ССТ» обогревает тренинг-центр авиакомпании S7

Инжиниринговая компания «ССТэнергомонтаж», входящая в Группу компаний «Специальные системы и технологии», приняла участие в обустройстве вертолетной площадки учебного центра авиакомпании «Сибирь» — S7 Training в Домодедовском районе ...

Image

В Москве состоялась вторая встреча дискуссионного клуба «ИТ в финансовых организациях»

Вторая встреча дискуссионного клуба «ИТ в финансовых организациях», организованная группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru, состоится 26 февраля 2019 ...

Актуальные комментарии