Image

«Арктика» не имеет аналогов на мировом рынке

Россия издавна удивляла иностранцев своими размерами, нетребовательностью населения к условиям жизни и его выносливостью в любых ситуациях. Под стать жителям были и транспортные средства – на заре технической эры – лошади местных пород, затем им на смену пришли машины повышенной проходимости, самолеты, которые могли садиться и взлетать прямо в полях, а в 60-е годы стала вырисовываться своеобразная ветвь транспортной эволюции - специализированные вездеходы, рассчитанные на эксплуатацию в экстремальных условиях.

Учитывая, что хозяйственную деятельность человек ведет в любых климатических зонах и географических поясах, а арктические территории в России занимают площадь более 3 миллионов квадратных километров (это ни много ни мало 13,4% территории всей страны), такие средства передвижения остаются крайне востребованными и по сию пору. Одна из ведущих компаний России, занимающихся их разработкой, – акционерное общество «Торгово-промышленный центр «СибВПКнефтегаз» - является лидером рынка не только в нашей стране, но и за рубежом. Вездеходам-амфибиям серии «Арктика», которые производит фирма, нет аналогов в мире. Чем они так хороши, рассказывает Вячеслав Тимофеев, генеральный директор «СибВПКнефтегаз».

- Вячеслав Александрович, давайте начнем с информации о компании и ее деятельности.

- Наше предприятие уже более 15 лет строит амфибийные суда – вездеходы и грузовые платформы (далее СВП) проекта «Арктика». Также мы являемся сервисным центром по их ремонту и обслуживанию. Суда амфибийного типа предназначены для перевозки людей и грузов в труднодоступных регионах России по рекам, озерам и прибрежной полосе арктических и восточных морей, по болотам и тундре в течение всего года, независимо от погодных условий. Наша техника может использоваться как для обычной перевозки пассажиров, доставки бригад и оборудования к месту работы, так и для спасательных операций, переброски ГСМ и продовольствия в труднодоступные местности, где невозможно применение другого транспорта, кроме, разве что, вертолетов.

Есть ли у транспортных средств «Арктика» конкуренты в России и за рубежом? Почему выбирают именно их?

- Анализ эксплуатации отечественных и зарубежных СВП показал, что наш проект «Арктика» не имеет аналогов на российском и мировом рынке судостроения. Это связано с тем, что «Арктика» создавалась в отличие от всех конкурентных машин не только и не столько для передвижения по воде, а в первую очередь для движения по заснеженным просторам суши, по льду замерзших рек и озер, по тундре.

Не буду объяснять все технические и конструкторские особенности судна, потому что простому читателю и непрофессионалу будет сложно разобраться в специфической терминологии. Попробую рассказать в двух словах: принципиальное и основополагающее отличие наших судов - это разработанная нашим КБ конструкция гибкого ограждения воздушной подушки. Она не имеет надувных частей: ресиверов, мешков, скегов, съемных элементов, продольных и поперечных баллонов устойчивости, крайне уязвимых и ненадежными в экстремальных условиях Севера. При их повреждении суда сразу выходят из строя, и произвести ремонт в полевых условиях не представляется возможным. А вы, думаю, понимаете, что значит парализовать работу судна где-нибудь в тундре или на болоте.

Наши суда сохраняют работоспособность в температурном диапазоне от +40 до –55 °С. Повреждения, порезы гибкого ограждения неизбежны, но существенно они не влияют на работу судна и, что важно, легко устранимы в процессе эксплуатации. Конструкция и материалы, используемые при изготовлении
гибкого ограждения, позволяют проходить на наших вездеходах до 50 тысяч километров в сложных условиях. При замене сменных (ремонтных) элементов этот показатель удваивается. Кроме того, конструкция нашего судна позволяет осуществлять связь с опорной поверхностью в случаях необходимого торможения или во избежание заноса на поворотах, а также при движении по косогорам. Это делается при помощи убирающихся титановых тормозных щитков с направляющими
ножами.

- Насколько востребована ваша продукция в России?

- О востребованности наших судов можете судить сами: выпуск амфибийных судов/ вездеходов по проекту «Арктика» был начат в 2003 г. В настоящее время они работают практически во всех северных и восточных регионах России: в Республике Коми, Ямало-Ненецком АО, Красноярском крае, Иркутской области, Забайкалье, Якутии, Амурской области, Хабаровском крае, на Камчатке, а также в Китае и Казахстане. В течение всего года они перевозят людей и грузы. Только в одном Ямало-Ненецком АО работает более 15 единиц этих универсальных вездеходных машин. Срок службы многих из них уже перевалил за 15 лет, а пробег – за миллион километров. Общий пробег СВП «Арктика» только в России за 15 лет составил около 40 миллионов километров.

К нам постоянно поступают запросы на готовое изделие, особенно в осенний период, когда обстановка с перевозками обостряется, но мы имеем возможность изготовить СВП только под заказ. Срок исполнения заказа от 6 месяцев. В связи с этим спрос на перевозки остается неудовлетворенным.

- Каковы слагаемые успеха организации?

- Слагаемые успеха компании - это высокий профессионализм наших кадров и преданность своему делу. Разработчиком проекта «Арктика» является наш главный конструкторт Василий Георгиевич Мамонтов. За долголетний безупречный труд он награжден медалью «Ветеран труда» (1989 г.), юбилейными медалями. На конкурсе «100 лучших товаров России» его разработка «Амфибийный вездеход «Арктика» получила серебряную медаль. Василий Георгиевич имеет около 60 охранных документов на разработки, в том числе 7 патентов на вездеходы и грузовые платформы на воздушной подушке.

Костяк КБ составляют опытные инженеры-проектировщики, но мы привлекаем и молодежь к разработке этой сложной техники, таких как Шамиль Тагиров и Ирлан Дюсембинов. Тагиров Шамиль начал свою трудовую деятельность в нашем коллективе, учась в ОмГТУ, проявил себя как грамотный специалист и был назначен заместителем главного конструктора. Ирлан Дюсембинов - подающий надежды, перспективный специалист.

Техническую политику компании осуществляет наш главный инженер Алексей Васильевич Горбунов. Человек неординарный. Профессионально подходит к решению любых вопросов, независимо от степени их сложности, не признает дилетантства. Высококвалифицированный специалист, обладает обширными знаниями в таких областях, как машиностроение, металловедение, проектирование судов и пр. Является руководителем проектов по строительству судов под надзором РМРС и РРР.

На основном производстве задействованы специалисты – мастера своего дела, имеющие приличный стаж работы в данной отрасли, – Анатолий Павлович Кормин, Александр Владимирович Мишин, Эдуард Васильевич Сухомлин и др. во главе с опытным руководителем, начальником производства Сергеем Анатольевичем Назаровым.

Большое внимание уделяется молодым кадрам, у нас есть все условия для профессионального и карьерного роста. Наш молодой специалист Александр Михайлович Мамонтов начинал свою трудовую карьеру учеником слесаря, а сейчас возглавляет отдел эксплуатации судов СВП. Имеет большой опыт по вождению СВП и вносит большой вклад в улучшение потребительских качеств нашей техники. Кроме того, мы привлекаем студентов профессиональных колледжей, которые проходят у нас практику.

Коллектив у нас небольшой, но сплоченный и эффективный. Сплав опыта и молодости помогает нам достигать успеха в строительстве судов.

- С 60-х годов, когда «Арктику» начали разрабатывать, прошло много времени. Удалось ли ее усовершенствовать под требования сегодняшнего дня?

- На данный момент мы разработали и создали единственный в своем классе инновационный продукт СВП «Арктика» морского исполнения. Два судна мы построили по заказу Республики Казахстан. Они будут патрулировать прибрежные зоны в бассейне Каспийского моря. Совсем недавно эти суда проходили испытания на акватории Каспия. В этих же испытаниях принимала участие СВП британской компании Griffon Hoverwork. Там же, но много раньше, показывала свои силы и способности СВП петербургской компании «Нептун». Наши суда превосходят все указанные модели по основным параметрам - скоростным и маневренным.

Наши СВП постоянно модифицируются - от заказа к заказу, с учетом опыта эксплуатации и пожеланий заказчиков. Например, мы делали под заказ грузопассажирский вариант и вездеход с VIP-отделкой салона и т.д.

Особое внимание уделяем надежности изделия, так как СВП эксплуатируется в условиях, в которых и вертолет с большим трудом может оказать помощь. Нами разработаны и серийно строятся СВП грузоподъемностью 1, 2 и 3 тонны, с пассажировместимостью соответственно 8, 15 и 28 человек. Сейчас ведем разработку 50-местной машины, а также платформ грузоподъемностью от 10 до 250 тонн. Помогает опыт работы с зарубежными заказчиками. Как я упоминал, мы строили судно для китайской компании. Сейчас строим третье судно морского класса по заказу Республики Казахстан. Работа с ними дает новые идеи.

- Кто является основным покупателем техники? Есть ли среди заказчиков частные лица?

- Есть и частные лица, и частные компании, а также государственные организации и муниципалитеты.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?

- В настоящее время в России, как и во всем мире, разработка, строительство и эксплуатация транспортных средств на воздушной подушке происходит под эгидой Речного либо Морского Регистров, и все требования привязаны к движению по воде – остойчивость, непотопляемость, высота волны, удаление от берега и т.д. Правила постройки и плавания по северным морям существуют для водоизмещающих судов, имеющих определенный ледовый класс. Действующие правила обоих Регистров фактически не позволяют построить СВП для эксплуатации в прибрежной зоне северных морей и устьях северных рек.

В условиях российского Севера, когда зимний период длится 7-8 месяцев в году, наши суда–вездеходы могут обеспечить транспортировку людей и грузов по маршрутам, проложенным по замерзшим руслам рек, замерзшей прибрежной полосе морей, по тундре.

Однако законодательной базы, регламентирующей и обеспечивающей безопасность таких перевозок, а также позволяющей выполнять перевозки на законной основе, на данный момент в России нет. Поэтому несмотря на имеющиеся запросы от транспортных компаний Ямала, которым необходимы круглогодичные перевозки по маршрутам п. Сабетта – Харасавейское ГКМ, Бованенковское НГКМ – Харасавейское ГКМ и другим, нам сложно удовлетворить их потребность.

Решение вопросов, связанных с созданием документов, регламентирующих перевозки на СВП/вездеходах на ВП в условиях Крайнего Севера, является государственной задачей. Это решение позволит развиваться этой транспортной отрасли, находящейся на стыке водного, автомобильного и авиационного транспорта в России, и обеспечит лидерство нашей страны на данном направлении в мире. Технические возможности наших судов позволяют наилучшим образом решить транспортные задачи по освоению Арктики.

С 2015 года в России действует государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны на период до 2020 года» (в новой редакции продлена до 2025 года) и одна из первых задач этой программы - развитие транспортной инфраструктуры.

Мы готовы оказать содействие в разработке необходимых документов, учитывая наш многолетний опыт работы на российском рынке, и открыты к деловому сотрудничеству.

- Можете обрисовать главные цели и задачи компании на данный момент?

- Основной задачей, как и для любого предприятия, является формирования портфеля заказов. Приоритетным направлением деятельности предприятия на сегодняшний день является создание транспортно-сервисной компании при поддержке и с участием заинтересованных сторон, таких как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Роснефть», частных лиц, администрации районов в регионах со сложной транспортной инфраструктурой. Привлечение таких серьезных компаний к данному проекту позволило бы аккумулировать средства для решения сложнейшей транспортной задачи и при этом снизить финансовую нагрузку на каждую компанию в отдельности. Вместо строительства обычных дорог, экономически необоснованных и неэффективных, можно было бы использовать СВП с прокладкой утвержденных маршрутов как по несудоходным рекам, тундре, так и по прибрежным акваториям крупных рек, морей и заливов.

Если взглянуть на этот вопрос по-государственному, то необходимо создать инфраструктуру перевозок на СВП, потому что во многих случаях доставка грузов и персонала в труднодоступных арктических условиях на СВП является самой безопасной и экономически обоснованной. В ближайшей перспективе наша компания, в качестве резидента технопарка «Русский» при Дальневосточном федеральном университете, планирует организовать сеть центров по досборке и сервисному обслуживанию судов проекта «Арктика» на территории Приморского края как основного в Дальневосточном федеральном округе, что повысит доступность этой техники и увеличит срок ее эксплуатации.

Ульяна Кухтина

Image

Национальная система квалификации: задачи на 2019 год

Об итогах работы по развитию Национальной системы квалификаций в 2018 году и задачах, которые предстоит решить в 2019 году, участникам IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» рассказала заместитель Министра ...

Image

Объявлены финалисты Event TALENTS 2019: впервые в истории конкурса финал пройдет в расширенном формате

Подведены итоги заочного отборочного тура Международного отраслевого конкурса молодых специалистов индустрии встреч Event TALENTS 2019. ...

Image

В Москве в ИЦ «Сколково» состоялась третья ежегодная конференция «Эффективное производство 4.0»

28-29 ноября 2018 года в Москве в ИЦ «Сколково» состоялась третья ежегодная конференция «Эффективное производство 4.0» в рамках одноименного Промышленного марафона, организатором ...

Image

27 героев цифровизации российских заводов получили награды премии OEE Award

Медали Первой промышленной премии OEE Award за успешные проекты по цифровизации промышленных предприятий вручена представителям 10 российских заводов. ...

Image

13 декабря в 19:00 в Конференц-зале РГБ пройдут публичные чтения проекта «17 страница»

Актёр театра и кино Евгений Цыганов прочитает отрывок из дебютного романа Григория Служителя «Дни ...

Image

Вероника Скворцова поддержит проведение Форума «Здоровое общество. На пути к цели 80+»

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова примет участие в Форуме «Здоровое общество. На пути к цели 80+», который пройдет 13 февраля 2019 года в Сочи. ...

Image

10 российских заводов получили награды премии OEE Award за проекты по цифровизации

Медали Первой промышленной премии OEE Award * за успешные проекты по цифровизации промышленных предприятий были вручены представителям 10 российских заводов. ...

Image

В Кузбасской ТПП состоялись переговоры с Вице-консулом Посольства Кубы в РФ

С ознакомительным визитом Кузбасс посетили Вице-консул Посольства Республики Куба в РФ Рикардо Карбахо Перес, третий секретарь посольства Гретель Родригес Крус. ...

Image

Эксперты форума АРХ ЕВРАЗИЯ обсудили проблемы расселения на Евразийском пространстве

Форум архитектуры, градостроительства и дизайна АРХ ЕВРАЗИЯ 2018 завершился. В первый день, 5 декабря, состоялось сразу несколько важных мероприятий, которые собрали несколько сотен слушателей. ...

Image

Президент Тамбовской областной ТПП рассказала о результатах работы по ОРВ в регионе

5 декабря на базе АО «Биохим» (г.Рассказово) состоялось выездное заседание Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей. В мероприятии приняли участие первый заместитель главы ...

Image

Каким должен быть уровень инфляции в регионе, обсудили на площадке Тамбовской областной ТПП

Вчера в конференц-зале Тамбовской областной ТПП состоялся круглый стол на тему: «Денежно-кредитная политика», организатором которого стало Отделение по Тамбовской области Главного ...

Image

6 тыс. зрителей посмотрели прямую трансляцию программы «Поговорим об ОЭЗ ТВТ «Дубна»

5 декабря ОЭЗ «Дубна» открыла цикл программ «Инвестиции в Россию» на MediaMetrix, в котором будут представлены инновационные, инфраструктурные возможности Подмосковья. Инициатор идеи – Корпорация ...

Image

К Хартии в сфере оборота древесины присоединяются предприятия-члены Торгово-промышленной палаты Архангельской области

Руководители предприятий, поставившие свои подписи под соглашением о присоединении к Хартии, таким образом подтвердили, что их компании являются ...

Image

Рославльский «Монолит» в 2019 году увеличит производственные мощности в два раза

Об этом стало известно в ходе посещения рославльского промышленного предприятия заместителем Губернатора Смоленской области Ростиславом Ровбелем. ...

Image

Итоги первого всероссийского конкурса по внедрению профессиональных стандартов

Завтра в рамках 4-го Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» состоится церемония награждения победителей Конкурса по внедрению профессиональных стандартов, организованного ...

Image

Предприниматели Дубны смогут встретиться с главой города

Торгово-промышленная палата города Дубны и Администрация города Дубны приглашают руководителей организаций и предпринимателей на встречу с Главой города Дубны Максимом Николаевичем ...

Image

Лекторий «Золотые имена высшей школы»

В концертном зале нотно-музыкального отдела Дома Пашкова в декабре пройдут лекции победителей конкурса «Золотые имена высшей школы». Ведущие преподаватели вузов России расскажут о своих исследованиях и о ...

Image

Федеральный фонд ОМС обсудил эффективность сервиса «Моё здоровье»

В четверг, 6 декабря, состоялась видеоконференция с участием представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной налоговой службы и Территориальных фондов обязательного медицинского ...

Актуальные комментарии