Image

Цифровая маркировка сигарет: что дает и сколько стоит

Пилотный проект по маркировке сигарет идет в России уже более полугода, и участники эксперимента уже подводят некоторые его предварительные итоги. Опрошенные компании в целом довольны ходом "пилота": система работает вполне успешно, маркировка не отразилась на производственных процессах, а ее внедрение не только помогает снизить нелегальный рынок, но и развивает новые технологии

Источник: © РИА Новости https://ria.ru/economy/20180809/1526208104.html

В России 15 января стартовал эксперимент по маркировке табачной продукции, он будет проходить до 31 декабря 2018 года. С января в тестировании системы маркировки участвуют отдельные производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля предусмотрена возможность участия импортеров табачной продукции.

Предполагается, что пилотный проект позволит проверить эффективность механизма маркировки для обеспечения подлинности табачной продукции, а также для противодействия ввозу в РФ контрафакта. Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), Минпромторг обеспечивает координацию и мониторинг работы участников пилотного проекта.

В ходе эксперимента пачки сигарет маркируются двухмерным кодом в формате Data Matrix. Штрих-код содержит информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дата, место и время производства пачки. Покупатели могут отсканировать штрих-код и получить информацию о пачке при помощи мобильного приложения.

Система работает, производство не страдает

В конце июля Минпромторг РФ направил в правительство доклад по итогам первого этапа эксперимента по маркировке табачной продукции. "В целом участники эксперимента положительно оценивают первый этап эксперимента, а также подтвердили готовность дальнейшего участия в эксперименте и реализации заявленных целей", — говорится в документе.

По оценке Минпромторга, в ходе проведения первого этапа эксперимента средствами идентификации было маркировано 570 тысяч пачек табачной продукции. ЦРПТ в своем пресс-релизе указывает, что в эксперименте участвуют табачные производители, занимающие более 95% рынка в России — Philip Morris International (PMI), Japan Tobacco International (JTI), British American Tobacco (BAT) и Imperial Tobacco.

"Результаты позволяют говорить о готовности отрасли к массовому выпуску продукции с цифровыми кодами. Планируется, что объем промаркированного табака до конца года вырастет в 175 раз по сравнению с результатами первого этапа — до 100 миллионов пачек", — приводятся в релизе ЦРПТ слова статс-секретаря, замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова.

"Все задачи, которые были поставлены перед экспериментом как правительством и бизнесом, так и нами самими как оператором, выполнены с опережением срока. По итогам первого этапа пилота можно говорить о том, что цифровая система доказала работоспособность и применимость для рынка", — сообщил в свою очередь представитель центра.

Директор по связям с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и защите торговых марок PMI в России Александр Мироненко отметил, что первые шесть месяцев пилотного проекта не выявили существенных технических проблем, связанных с переоборудованием фабрики "Филип Моррис Ижора", которая участвует в эксперименте, или особенностями производственного процесса.

"Участие в эксперименте не потребовало от компании кардинальной перестройки производственных линий, а выбранный формат маркировки двухмерным Data Matrix кодом показал, что является оптимальным решением с учетом условий и скоростей сигаретного производства", — добавил он. "Эксперимент никак не сказался на стабильности производства", — подтвердил вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.

Представитель ЦРПТ отмечает, что основной эффект от внедрения маркировки — увеличение доли рынка и объемов производства у легальных производителей. Однако он отмечает и ряд других преимуществ: так, полная прослеживаемость товара позволит оптимизировать логистические процессы компаний благодаря автоматизации и переходу на электронный документооборот.

"Уже сейчас ясно, что маркировка табачной продукции кодом Data Matrix обеспечит прослеживаемость ее движения от производства до момента погашения кода на кассе в розничной точке. Это является барьером к проникновению в розницу незаконной табачной продукции, что в интересах как государства, так и легальных отечественных производителей", — комментирует вице-президент JTI в России Головко.

По словам представителя PMI в РФ, использование технологии в создании государственной системы контроля оборота табачной продукции и внедрение системы цифровой маркировки в ЕАЭС позволит реализовать полноценное свободное движение легально произведенной продукции в границах союза и создать условия для комплексного решения проблемы нелегального рынка.

"Это приведет к увеличению доходов государственного бюджета России", — отмечает Мироненко. "Для табачной отрасли цифровая маркировка — это возможность подтвердить подлинность и проследить движение легальных сигарет. Она может стать хорошим подспорьем в борьбе с распространением подделок", — согласен руководитель "БАТ Россия" (российская структура BAT) по противодействию нелегальному обороту табачной продукции Максим Курганский.

Впрочем директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Георгий Соустин указывает: "серый импорт" остается "серым" на всем пути товара до конечного покупателя, и точно так же минует маркировку, как и уплату акцизов.

"Учитывая, что основная масса нелегальной табачной продукции — это контрабанда из стран ЕАЭС, которая поступает в Россию без уплаты каких-либо налогов, не совсем понятно, каким образом маркировка легально произведенной или ввезенной продукции будет способствовать сокращению нелегального рынка", — поясняет Соустин.

Цифровизацию прибавляем

Немаловажно, что система маркировки вносит свой вклад в развитие технологий и цифровой экономики. "Технологические компании, например, производители программного обеспечения, кассового оборудования, операторы фискальных данных, включились в проект и вывели на рынок новые IT-решения, которые помогли адаптировать систему и сделать ее удобнее для всех участников пилота", — отмечает ЦРПТ.

Эти решения, добавляет представитель центра, будут использованы и для других товарных групп. В свою очередь Курганский из "БАТ Россия" отметил, что система маркировки и прослеживаемости, которая была разработана в России в ходе пилотного проекта, не имеет прямых аналогов в мире.

"Система призвана обеспечить прозрачность потребительского рынка в России за счет интеграции с фискальными и розничными IT-системами. Ее создавали в самые короткие сроки с привлечением всех возможных сторон: государственных органов, производителей продукции, розничных сетей, разработчиков ПО и систем электронного документооборота", — напоминает он.

Вопрос цены

Когда обсуждается запуск маркировки какой-либо продукции, всегда возникает вопрос: а вырастет ли в результате цена этого товара для потребителя? Комментируя влияние цифровой маркировки на стоимость пачки сигарет, участники эксперимента несколько разошлись в оценках.

"Цифровая маркировка в выбранном формате реализована с максимальным использованием уже имеющегося на фабриках оборудования. Фактором роста цен на сигареты она не является", — считает вице-президент JTI в России. Головко отмечает, что выбор в пользу кода Data Matrix не потребовал кардинальной реконструкции производственных линий и не повлиял на стоимость выпускаемых сигарет.

"По нашему мнению, использование выбранного решения — двухмерного штрихового кода, в качестве средства идентификации в системе маркировки — не должно привести к существенному росту конечной стоимости продукта и перебоям в поставках продукции на российский рынок при условии, что в дальнейшем не будут вносится изменения в технические параметры кода — его формат и размер", — указывает Мироненко из PMI.

Однако представитель "БАТ Россия" обращает внимание: дополнительные расходы на маркировку могут увеличить себестоимость продукции и, следовательно, сделать ее дороже. "Предполагается, что стоимость генерации кода для маркировки одной пачки составит 50 копеек — в десять раз больше, чем платят за коды производители сигарет в Европе. При такой цене кода ежегодные расходы табачной отрасли превысят 6 миллиардов рублей", — говорит Курганский.

"Кроме того, инвестиции российских фабрик в установку нового оборудования, по нашим предварительным оценкам, составят около 3 миллиардов рублей. К этому нужно прибавить дополнительные затраты на каждом этапе сканирования. Есть риск, что для небольших магазинов дополнительные расходы на маркировку окажутся слишком высокими, но задача пилота и состоит в нахождении решений с наименьшими затратами для отрасли", — добавляет он.

Image

В Дубне прошло открытое совещание совета МТК Московской области

На совещании совета МТК Московской области, членами которого являются 12 компаний-резидентов ОЭЗ «Дубна», подвели итоги деятельности за год и наметили планы на 2019 год. ...

Image

В Калуге открылся детский технопарк «Кванториум»

13 декабря в Калуге состоялось торжественное открытие детского технопарка «Кванториум» - современного учреждения дополнительного образования, работа которого направлена на возрождение престижа инженерных и научных профессий, подготовку ...

Image

В индустриальном парке «Ворсино» введена на полную мощность подстанция 220 кВ «Созвездие» мощностью 500 МВт

14 декабря состоялся официальный ввод в эксплуатацию на полную мощность подстанции 220/110/10 кВ «Созвездие». В торжественном мероприятии приняли участие: губернатор ...

Image

Резиденты ОЭЗ «Дубна» приняли участие во встрече главы наукограда с бизнесом

Представители малого и среднего бизнеса городского округа Дубна, руководители компаний-резидентов ОЭЗ, градообразующих предприятий стали участниками живого диалога на традиционной встрече с главой наукограда ...

Image

Калужская область и «Нестле Россия» подписали первый региональный СПИК и меморандум о создании в регионе пищевого кластера

18 декабря в Москве состоялось подписание меморандума о намерениях между Правительством Калужской области, ООО «Нестле Россия» и АО «Агентство ...

Image

Социальное предпринимательство объединило региональные торгово-промышленные палаты

Комитет по социальным проектам при Уральской ТПП и Комитет по корпоративной социальной ответственности при Московской ТПП заключили соглашение о сотрудничестве. Стороны намерены объединить усилия для ...

Image

Подведены итоги деловых переговоров в рамках IV Российско-Китайского делового форума

В Южно-Уральской торгово-промышленной палате подведены итоги переговоров предпринимателей в рамках IV Российско-Китайского делового форума, прошедшего 4 декабря в ...

Image

В 2018 году комитеты ЮУТПП направили в органы власти свыше 60 бизнес-инициатив

17 декабря состоялось заседание совета по координации работы общественных формирований Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, на котором были подведены итоги деятельности комитетов ЮУТПП в 2018 году и ...

Image

В ЮУТПП будет создан комитет по правовой поддержке предпринимательства

Правлением Южно-Уральской торгово-промышленной палаты принято решение о создании комитета по правовой поддержке предпринимательства. Новое общественное формирование ЮУТПП, 17-е по счету, возглавит председатель ...

Image

ЮУТПП и Международная Ассоциация Исламского Бизнеса наметили перспективы сотрудничества

Первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты (ЮУТПП) Игорь Аристов провел рабочую встречу с полномочным представителем Международной Ассоциации Исламского Бизнеса (МАИБ) в ...

Image

Уральская ТПП поздравляет победителей конкурса «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ»

Торгово-промышленная палата России подвела итоги ежегодной акции «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ», цель которой – поддержка деятельности лучших предприятий в регионах ...

Image

Эксперты обсудили создание специальной Комиссии по правовому обеспечению Цифровой экономики в Московском отделении Ассоциации юристов России

13 декабря 2018 года в здании юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол по теме: «Основные вызовы ...

Image

Президент ТПП Ставропольского края принял участие в заседании комиссии при Губернаторе по противодействию коррупции

13 декабря 2018 г. в Правительстве региона прошло заседание комиссии при губернаторе Ставропольского края по координации работы по противодействию ...

Image

ПМЭФ – линия доверия между Москвой и Дохой

В Москве состоялась встреча советника Президента Российской Федерации Антона Кобякова и Чрезвычайного и Полномочного Посла Государства Катар в Российской Федерации Фахада бен Мухаммеда ...

Image

В рамках «Цифровой недели» прошла игра «Умный город»

В Доме правительства Московской области с 10 по 14 декабря проходили «Цифровая неделя Подмосковья 2018». В рамках мероприятия проходили пленарные заседания, деловые встречи и другие ...

Image

Москвичи и гости столицы могут посетить выставку фотографий про современную жизнь в Польше

Специальный гость – всемирно известный писатель Януш Леон Вишневский.

Image

Дан старт конкурсу «Экономическое возрождение России»

Торгово-промышленная палата РФ и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации принять участие во Всероссийском конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» по ...

Актуальные комментарии