Image

Власти сохранят надбавку к тарифу РЖД на перевозку порожних вагонов

Надбавки к тарифу РЖД в виде индексации порожнего пробега вагонов и перевозок контейнеров будут сохранены в 2026 году. Эта мера повысила эффективность перевозочного процесса без допнагрузки на конечных клиентов, объясняют в РЖД

Индексация тарифа РЖД на порожние рейсы универсальных вагонов (в частности, полувагонов, используемых для транспортировки широкой номенклатуры насыпных грузов, например угля и металлургической продукции) в размере 10%, в прошлом году вводимая как временная мера, будет проведена и в следующем году. Это следует из опубликованного проекта приказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Тарифы на контейнерные перевозки также будут проиндексированы на 5%.

Как указано в пояснительной записке к проекту, «эффекты от реализации предлагаемых тарифных решений выступают необходимым фактором достижения сбалансированности финансовой модели компании и играют ключевую роль в формировании источников финансирования масштабной инвестиционной программы, что в конечном итоге будет способствовать развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, обеспечению безопасности и бесперебойности перевозочного процесса и удовлетворению в полном объеме растущих потребностей в вывозе продукции, ограничений по привлечению заимствований и снижения выручки в условиях падения грузооборота».

Ранее о принятом решении о продлении индексации рассказывали источники РБК на транспортном рынке. По их данным, правительство предложило сохранить и зафиксировать на постоянной основе коэффициент к тарифу на порожний пробег универсальных вагонов (помимо полувагонов, это также крытые вагоны и платформы). Эту идею, в частности, поддержал вице-премьер Виталий Савельев, указали собеседники РБК.

В аппарате Савельева отказались от комментариев. В РЖД, в свою очередь, отметили, что текущий тариф покрывает лишь около 60% затрат на организацию перевозок порожних вагонов. По оценкам компании, убыток в этом сегменте в прошлом году составил 209,7 млрд руб., но благодаря индексации удалось повысить экономическую эффективность перевозочного процесса без дополнительной нагрузки на конечного клиента. Кроме того, эта мера послужила операторам вагонов стимулом к формированию эффективной логистики. «РЖД не имеют возможности регулировать работу парка в соответствии с актуальными потребностями, а оператор подвижного состава законодательно не вписан в технологию организации перевозок», — пояснил представитель РЖД.

Надбавки к общей индексации грузовых тарифов РЖД в виде повышения стоимости порожних рейсов были утверждены ФАС, базовая индексация при этом составила 13,8%. Изначально, напоминает источник РБК на транспортном рынке, дополнительная индексация была заявлена как временная мера в целях улучшения эксплуатационных показателей сети, а именно снижения коэффициента порожнего пробега. Об этом же ранее в письме в адрес министра промышленности Антона Алиханова сообщала ассоциация «Русская сталь» (РБК ознакомился с документом), указывая, что за год уровень порожнего пробега увеличился с 39 до 41%.

Финансы РЖД
Чистая прибыль РЖД по МСФО упала в 2024 году в 3,4 раза, до 50,7 млрд руб., суммарные доходы выросли на 9,2%, до 3,3 трлн руб. В первом полугодии текущего года спад чистой прибыли продолжился — она составила 4,4 млрд руб., что в 26 раз меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, доходы выросли на 11%, почти до 1,7 трлн руб.

Почему бизнес против надбавки
Против десятипроцентной индексации тарифов на порожний пробег ранее выступали в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших игроков рынка: Первую грузовую компанию, «Трансойл», Национальную транспортную компанию и других). И в СОЖТ, и в «Русской стали» апеллировали к риску усиления оттока грузов, прежде всего металлургических, с железной дороги на автотранспорт. По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за восемь месяцев текущего года около 5 млн т металлопродукции переключилось с железнодорожного на альтернативные виды транспорта. СОЖТ тогда адресовал свою позицию Савельеву (обращение есть в распоряжении РБК).

Последнее повышение тарифов при высокой ключевой ставке, отмечали в СОЖТ, усилило ценовое давление на рынок и, как следствие, усугубило тренд падения погрузки и объемов перевозок на сети РЖД (за девять месяцев показатель сократился на 6,7%, в сентябре темпы спада несколько замедлились за счет восстановления перевозок зерна). Собственники вагонов при этом «не просто проявляли максимальную ценовую гибкость», но также гарантировали вывоз предъявляемых объемов продукции в срок.

Операторы были вынуждены принимать «беспрецедентные меры», борясь за сохранение каждой вывозимой тонны груза на железной дороге, в том числе снижением цен на предоставление вагонов (по оценке Информационного центра операторов, в августе ставки аренды типовых полувагонов достигли десятилетнего минимума, упав до 600–900 руб. за вагон в сутки), что в 2025 году позволило частично компенсировать грузоотправителям указанный рост тарифов РЖД.

Контейнерные операторы, в свою очередь, просили о заморозке тарифов. Об этом в ходе Восточного экономического форума заявлял исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП, объединяет крупнейших операторов сегмента) Сергей Авсейков, упомянув о планах РЖД повысить на 5% стоимость транспортировки контейнеров и дополнительной 15-процентной индексации на отдельных направлениях. При этом, указывал он, общая контейнерная ставка на 30% ниже железнодорожного тарифа, а любое повышение тарифов ускорит переориентацию грузов на автотранспорт. По данным ЕСП, отправка грузов в контейнерах по железной дороге за первое полугодие снизилась на 5%, а автомобильные перевозки выросли на 11%.

На предложение о фиксации тарифов Авсейкову ответила замгендиректора РЖД Ирина Магнушевская: поскольку компания существенно инвестирует в развитие инфраструктуры, заморозка тарифов будет нецелесообразной. «Мы стараемся комплексно подходить к решению всех вопросов и, конечно, к вопросам тарифов, и это первое. Второе — мы как монополия, нас все контролируют, все тарифы будут обсуждаться, и по тарифам будет приниматься общее решение», — сказала она.

Как индексация скажется на перевозках
Как указывает источник РБК на транспортном рынке, сейчас повышение тарифа не окажет влияния на участников перевозочного процесса. «Все изменения, которые могли быть произведены, они были произведены еще в начале 2025 года, когда дополнительно проиндексировали порожняк. Поскольку сейчас ничего по отношению к 1 января не меняется, это не даст ни лучшего, ни худшего эффекта», — заключил он. Ставка предоставления подвижного состава определяется прежде всего наличием грузовой базы и количеством парка, поэтому ожидать подорожания аренды вагонов не приходится, скорее она продолжит снижаться — предельный уровень каждая компания определяет самостоятельно в зависимости от, например, степени закредитованности и ряда других расходов.

Факторами переключения грузов на другие виды транспорта в течение этого года выступают проблемы с организацией перевозок на железной дороге, согласованиями перспективных объемов (по данным Института экономики и развития транспорта, входящего в РЖД, в сентябре грузоотправители не предъявили к перевозке 2,5 млн т угля по ранее согласованным заявкам; в апреле компания охарактеризовала эту ситуацию как новый вызов, назвав такое поведение поставщиков «читерством»), обеспеченностью порожними вагонами; привлекательные ценовые и другие условия со стороны автоперевозчиков, говорит Владимир Савчук, замгендиректора ИПЕМ.

Наибольшее давление индексация порожнего пробега и ее включение на постоянной основе окажут на грузоотправителей с большим порожним пробегом — например, на сырьевые компании, в том числе в части завоза сырья на меткомбинаты. В то же время для перевозок металлопродукции, которая, как правило, грузится в полувагоны после выгрузки сырья на меткомбинатах, влияние будет минимальным. «Конкуренты железнодорожного транспорта ведут сбалансированную тарифную политику, в том числе снижая стоимость своих услуг. Дополнительная индексация может создать дополнительные стимулы для переключения грузов третьего и частично второго тарифного класса (к ним относится сырье дешевле готовой продукции из первого класса. — РБК)», — полагает Савчук.

Источник: (Ссылка)

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Image

НЕЖНЫЙ ГРАНТ – 2025

МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ТРЕНДАМ В БИЗНЕСЕ. МЫ ИХ СОЗДАЁМ!

Image

Спецкурс «Народные художественные промыслы и ремесла» ждет предпринимателей подмосковного региона

Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...

Image

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает услуги по оценке и экспертизе в сфере ЖКХ

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...

Image

«Миссия женщин-предпринимателей. Ценности в бизнесе и семье». Названы победительницы премии «BUSINESS WOMEN. LIFE. FAMILY»

28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....

Image

Бизнес-семинар "Уголовно-правовые риски бизнеса в сфере госзаказа и гособоронзаказа. Виды и способы защиты от них"

Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...

Image

Бизнес-семинар «Субсидиарная ответственность по долгам компании»

Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...

Image

Кузбасская ТПП проводит «Марафон креативных идей»: студенты СПО разрабатывают бизнес-идеи

20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...

Image

В Кузбассе проводятся семинары по ВЭД с участием спикеров из Санкт-Петербурга

25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...

Image

22 ноября 2025 года Мария Сергеевна Суворовская приняла участие в составе аппеляционной комиссии в XI Юридическом турнире SERVUS LEGIS

XI Юридический турнир SERVUS LEGIS был организован Адвокатским бюро «Юрлов и Партнёры» совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ и...

Image

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ВЫЗОВЫ 2026 ГОДА Конференция Одинцовского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

25 ноября (вторник) | 15:00–18:00 Арт-станция «НАТАЛЬЦОВО» г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 36, подъезд  2

Image

Спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Центр «Мой бизнес» Московской области приглашает предпринимателей – рестораторов, владельцев кафе и всех, кто любит готовить и собирается основать свой бизнес, – стать участниками уникального спецкурса...

Image

Курс «Мода и дизайн» для предпринимателей Подмосковья

Центр Мой бизнес Московской области приглашает начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем принять участие в спецкурсе «Мода и дизайн». Спецкурс будет интересен предпринимателям, связавшим свое дело с модой и пошивом стильной...

Image

Компания «Электрорешения» (бренд EKF) подписала соглашение о сотрудничестве с Национальным советом по корпоративному волонтерству

«Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о вступлении в активное сотрудничество с Национальным советом по...

Image

«Мебель-2025» – главное событие года для мебельного рынка России

С 24 по 27 ноября 2025 г. в МВЦ «Крокус Экспо» (65–66 км МКАД, станция метро «Мякинино»), павильон 3, залы 13, 14, 15, 18, состоится крупнейшее событие мебельного рынка* – выставка «Мебель-2025», организованная АО...

Image

14 ноября ЗАГОРЯНСКИЙ МУЗЕЙ «МИР СОБАКИ» отпраздновал свой самый первый юбилей

Он был основан год назад журналисткой, литератором и художницей, а вдобавок мамой четверых детей Еленой Александровой в дачном посёлке Загорянском, в Щелковском районе Подмосковья....

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.