Image

Объем перевозки сырья в акватории Арктики снизится после 2035-го на 40%

Госсовет увидел риск сокращения перевозок минерального сырья по основной части Трансарктического транспортного коридора — в арктической акватории. После 2035 года, за 15 лет, они могут снизиться на 40%

Объем перевозок минерального сырья по арктической акватории Трансарктического транспортного коридора (ТТК) рискует сократиться на 40% в период с 2035 по 2050 год. К такому выводу пришли в комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика», возглавляемой губернатором Мурманской области Андреем Чибисом.

Согласно его презентации, представленной на конференции RAO/CIS Offshore 2025, по итогам нынешнего года грузопоток минерального сырья по арктической части ТТК составит 47 млн т, а в 2035 году — 123 млн т, из которых 111 млн т придется на сектор Северного морского пути (СМП, центральная и базовая часть ТТК), 9 млн т — на Поморский сектор и еще 2,5 млн т — на Камчатский. Таким образом, общий показатель может вырасти в 2,6 раза. Однако по итогам 2050 года ожидается падение на 40% к уровню 2035 года — до 74 млн т.

Как пояснил в своем выступлении вице-президент Российской академии наук (РАН, члены его советов принимали участие в подготовке прогноза) Сергей Чернышев, в выводах комиссии Госсовета учтены все действующие и строящиеся проекты с морским вывозом минерального сырья, расположенные на побережье Печорского моря, акватории Севморпути и Берингова моря. Главная причина такой динамики — снижение объемов отгрузки углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, что, в свою очередь, связано с естественным истощением месторождений. Вместе с тем, по словам академика, минеральное сырье, в частности продукция нефтегазового комплекса, является определяющим для грузопотока ТТК и его центральной части — Северного морского пути, подчеркнул академик. Так, в 2024 году на углеводороды пришлось 83% грузопотока СМП.

В презентации Чибиса отмечается, что в этой связи необходимо расширить геологоразведочные работы и лицензирование новых месторождений в Арктике. При этом важно учесть, что время, которое требуется на подготовку месторождений к вводу в освоение, может занимать более 10 лет. «Но нам сегодня в качестве одного из ключевых приоритетов необходимо наращивать инвестиции в развитие тех региональных ресурсов, которые обеспечивают загрузку Трансарктического транспортного коридора после 2035 года. А вторая задача — это, конечно, население», — заявил глава Мурманской области.

Чернышев, в свою очередь, заметил, что «российская парадигма геологоразведки, ориентированная на традиционные месторождения, начинает давать сбой», поэтому требуется «развитие новых научных подходов и месторождений полезных ископаемых, в том числе глубоко залегающих нетрадиционных типов».

Что такое Трансарктический транспортный коридор
Проект Трансарктического транспортного коридора широко начали обсуждать с марта 2025 года. В сентябре президент России Владимир Путин затронул эту тему, выступая на Восточном экономическом форуме. «Мы все время говорим про Северный морской путь, но, если вы обратили внимание, я сказал и говорю про Трансарктический коридор, потому что мы пришли к выводу, что нужно оперировать соображениями большего масштаба», — сказал он. Путин пояснил, что маршрут пролегает от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь во Владивосток. При этом он представляет собой комплексную систему, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта, а также позволит использовать потенциал таких рек, как Обь, Енисей и Лена. Путин заметил, что интерес к ТТК растет как со стороны российских компаний, работающих в Арктике, так и со стороны иностранных перевозчиков.

По словам Чернышева, Трансарктический транспортный коридор обеспечивает внутренние и внешнеторговые перевозки, в частности внешнеторговый оборот России со странами глобального Юга, а целевым рынком ТТК можно назвать Восточную Азию. Замглавы Минтранса Константин Пашков, в свою очередь, заметил, что конкретные точки входа в Трансарктический транспортный коридор еще предстоит определить. «Очевидно, что главная — это Санкт-Петербург, морская столица, а где он будет заканчиваться — вопрос риторический, потому что для моряков горизонт — это весь мир. Минтранс в своей части сосредоточен на реализации поручения президента, который поставил задачу развития Трансарктического транспортного коридора. Уже ведется развитие мультимодальных логистических центров, как на базе действующих портов, так и строительстве новых. В настоящее время работаем с Якутией, Иркутской областью, ведутся переговоры по развитию перегрузочных комплексов в Красноярском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе, где определяются те речные порты, которые имеют хороший доступ к железнодорожным путям и автомобильным дорогам», — сообщил замминистра.

Как отметил Чибис, для эффективного развития маршрута необходим президентский долгосрочный проект «Арктика и Трансарктический транспортный коридор». Он станет инструментом реализации новой стратегии развития Арктики до 2050 года, считает губернатор.

Источник: (Ссылка)

Image

Компания «Электрорешения» (бренд EKF) подписала соглашение о сотрудничестве с Национальным советом по корпоративному волонтерству

«Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о вступлении в активное сотрудничество с Национальным советом по...

Image

«Мебель-2025» – главное событие года для мебельного рынка России

С 24 по 27 ноября 2025 г. в МВЦ «Крокус Экспо» (65–66 км МКАД, станция метро «Мякинино»), павильон 3, залы 13, 14, 15, 18, состоится крупнейшее событие мебельного рынка* – выставка «Мебель-2025», организованная АО...

Image

14 ноября ЗАГОРЯНСКИЙ МУЗЕЙ «МИР СОБАКИ» отпраздновал свой самый первый юбилей

Он был основан год назад журналисткой, литератором и художницей, а вдобавок мамой четверых детей Еленой Александровой в дачном посёлке Загорянском, в Щелковском районе Подмосковья....

Image

В Торгово-промышленной палате Смоленской области обсудили, как промышленным предприятиям подтвердить статус российского производителя

В ТПП Смоленской области состоялся круглый стол, посвящённый практическому применению Постановления Правительства РФ № 719 «О подтверждении...

Image

Регистрация на V Всероссийскую конференцию «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» закроется 17 ноября

Информационное агентство AK&M и Компания «Горизонт КФ» 21 ноября 2025 года проведут пятую Всероссийскую конференцию «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» в...

Image

Компания «Электрорешения» снова вошла в рейтинг лучших российских работодателей по версии РБК

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, по итогам 2025 года в очередной раз признана одним из лучших работодателей страны, войдя в III группу рейтинга...

Image

В Международном Муниципальном Форуме БРИКС приняли участие более 600 мэров городов из 75 стран мира

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 ноября. В Международном Муниципальном Форуме БРИКС, который состоялся 29-31 октября 2025 года в Санкт-Петербурге приняли участие представители 75-ти стран мира....

Image

В Москве успешно прошёл трёхсторонний форум «Россия–Турция–Азербайджан: Сотрудничество в строительной отрасли и инвестиционный диалог»

7 ноября 2025 г. в отеле «Radisson Collection Hotel» в Москве состоялся деловой форум «Россия–Турция–Азербайджан: Сотрудничество в...

Image

В России появится стандарт сервиса в отелях для деловых путешественников

Объем рынка бизнес-путешествий в денежном выражении превышает 1 трлн рублей, однако соответствующие объекты размещения мало стандартизированы. В России сформируют унифицированные стандарты сервиса для деловых...

Image

Правовые аспекты управления системой охраны труда: защита компании и руководителя

Семинар для руководителей компаний, осуществляющих складскую и производственную деятельность.

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.