Image

«Росморпорт» заново выберет верфь под выпуск паромов для Калининграда

Почему и куда могут перенести строительство

«Росморпорт» заново выберет верфь для строительства паромов для Калининградской области на сумму от 30 млрд руб. Суда не вошли в программу льготного лизинга, они станут частью разрабатываемого сейчас инфраструктурного проекта

ФГУП «Росморпорт» (подведомственно Росморречфлоту Минтранса) проведет новый тендер, чтобы выбрать завод для строительства двух паромов для Калининградской области, рассказал РБК представитель ФГУП.

Про какие паромы идет речь
Калининградская область испытывает нехватку провозных мощностей с 2022 года. До начала боевых действий на Украине и введения санкций странами Европы большая часть грузов ввозилась в регион по территории Белоруссии и Литвы. В 2022 году Литва ввела для России ограничения на транзит грузов по своей территории, исходя из среднего количества товаров, перевезенных по железной дороге за предыдущие три года. Под ограничения попали строительные материалы, уголь, древесина и высокотехнологичная продукция. В первый год действия ограничений квота составила 3,1 млн т, а перевезено было 1,8 млн т. На 2023 год Литва снизила квоту до 2,89 млн т. На 2024 год она была урезана еще на 20%. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в конце 2023 года, когда занимал должность губернатора Калининградской области, говорил, что морской транспорт обеспечивает 40–45% грузопотока региона. Он заявил, что в будущем региону нужна полная транспортная независимость, с чем и связаны планы расширить грузовой флот.

В феврале 2024 года Алиханов заявил, что по итогам визита президента Владимира Путина в область было принято окончательное решение профинансировать строительство двух паромов на верфи «Звезда», подконтрольной «Роснефти», в Большом Камне. Он также отметил, что в 2026 году будет проработан вопрос выпуска трех таких судов. В августе 2024 года Путин во время встречи с губернатором Калининградской области (тогда врио) Алексеем Беспрозванных пообещал, что «Звезда» сдаст головное судно проекта в конце 2028 года, второе — в 2029 году.

Паромы проекта 135 создаются на базе серии CNF19M (спроектирована Морским инженерным бюро) — в ее рамках построены суда «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». «Росморпорт» заключил контракты с Невским судостроительно-судоремонтным заводом (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), но большую часть работ выполнила турецкая верфь Kuzey Star. «Росморпорт» заплатил за строительство 12,55 млрд руб.

Железнодорожные паромы CNF19M длиной 200 м и шириной 27,4 м оснащены двухтопливными двигателями, работающими на сжиженном газе или дизтопливе с низким содержанием серы. Обслуживают линии между Ленобластью и Калининградской областью.

Почему нужен новый тендер
Финансировать строительство паромов планировалось за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), о чем «Росморпорт» сообщил весной 2024 года. Предполагалось, что строительство будет вестись в рамках программы льготного лизинга, запущенной распоряжением правительства № 337-р от февраля 2023 года. По этой программе заказчиком судов выступает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая направляет на строительство средства из бюджета и ФНБ. В сентябре 2024 года «Росморпорт», ГТЛК и «Звезда» подписали трехсторонний договор, по которому лизинговая компания должна была профинансировать строительство судов и передать их ФГУП.

В «Росморпорте» пояснили, что правительство приняло решение разработать отдельную программу (инфраструктурный проект), в рамках которой будут построены паромы. Они не были включены в утвержденный правительством перечень судов «Программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта», поэтому средства ФНБ на строительство паромов до заказчика (ФГУП «Росморпорт». — РБК) не доведены.

Контракт, заключенный в 2024 году, прекратил действие, отметили в «Росморпорте». «Новый контракт в настоящее время не заключен. Таким образом, отсутствуют основания для доведения средств до ССК «Звезда», — следует из ответа ФГУП. Новая процедура по выбору верфи будет проведена после утверждения этого инфраструктурного проекта, тогда же будет определена стоимость серии.

В июле РБК рассказывал, что в Минпромторге прорабатывают предложения о сокращении программы льготного лизинга на 69 судов, в том числе на 61 грузовое, чтобы высвободить средства в том числе на строительство калининградских паромов. В итоге паромы в программу льготного лизинга не вошли, следует из ответа «Росморпорта».

В ГТЛК не ответили на вопросы корреспондента. РБК также направил запрос в «Роснефть». В Минпромторге переадресовали вопросы в Минтранс.

Кто может претендовать на контракт
По подписанному контракту финансирование не было доведено, ССК «Звезда» по-прежнему готова построить серию паромов, если получит контракт и финансирование, утверждает источник РБК в судостроительной индустрии. В ОСК отказались от комментариев.

Два источника РБК в судостроительной и судоходной отраслях рассказали, что на новый контракт претендует судостроительный холдинг «Ак Барс» (Татарстан), который рассчитывает разместить паромы в АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» в Керчи. Собеседники РБК пояснили, что крымское предприятие недозагружено и испытывает финансовые проблемы, но обладает мощностями для строительства крупнотоннажных судов, к которым относятся паромы проекта 135. Бенефициары завода скрыты. По данным СПАРК, заводу по состоянию на 22 сентября принадлежит 1% в казанском ООО «Ак Барс Экспорт», остальными 99% которого владеет холдинговая компания «Ак Барс». Финансовые результаты завода не раскрываются с 2020 года, когда он получил 38 млн руб. убытка при 22 млн руб. выручки.

РБК направил запрос в холдинг «Ак Барс».

Источники РБК в судостроительной отрасли отметили, что паромы такого размера могут построить несколько верфей в России. Кроме дальневосточной «Звезды» и крымского завода, их можно разместить на «Производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (входит в ОСК) в Северодвинске. Но этот завод традиционно специализируется на атомных подводных лодках и в последние годы не берет гражданские заказы.

Еще одна проблема — двухтопливный двигатель, который не производят в России. Их можно ввезти в страну, но такие двигатели — штучный товар, обычно их перемещение отслеживается производителем, говорят собеседники РБК в отрасли. По их мнению, суда легче будет сделать дизельными.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что «Ак Барс» сегодня активно конкурирует за строительство всех крупных судов, «рассматривая использование потенциала завода им. Бутомы в Керчи». «Потребуется серьезное перепроектирование паромов. Сегодня нет однозначной уверенности, что двухтопливную систему удастся создать в условиях санкций. Это зависит в первую очередь от возможностей российской промышленности», — отмечает эксперт. Он считает, что головной паром в текущих условиях может стоить 18–20 млрд руб., серийный — 16–17 млрд руб. Однако головной паром проекта 135 будет сдан не ранее 2030 года, считает аналитик.

Источник: (Ссылка)

Image

Катырин: в России планируется расширение сети отделений Морской арбитражной комиссии

В России обсуждается создание новых отделений Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в том числе в Новороссийске. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили потенциал гастрономии как сферы бизнеса креативных индустрий в регионе

23 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Гастрономия Кузбасса: от местных традиций к креативной индустрии будущего», в...

Image

Россия устойчивого будущего: ESG-трансформация регионов и бизнеса

16 сентября в Москве на площадке Цифрового делового пространства в рамках «Форума устойчивого развития городов» эксперты обсудили национальную ESG-повестку, трансформацию корпоративных стратегий, региональное развитие и...

Image

Первая «Евразийская премия «Ассамблеи автомобилистов»

18 ноября 2025 года в самом центре Петербурга, в концертном зале «Аврора», пройдёт торжественная церемония награждения лауреатов и победителей первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Её учредили: главная радиопередача...

Image

25-26 сентября 2025 года в техцентре ВОЛИН состоится пятый Фестиваль рабочих профессий

ВОЛИН ФЕСТ 2025 превратится в центр международного притяжения для всех, кто интересуется востребованными профессиями в автотехобслуживании и современными достижениями в автомобилестроении....

Image

Вопросы нечестной конкуренции и демпинга рассмотрены на заседании Комитета по безопасности предпринимательской деятельности

18 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Угрозы и демпинг со стороны...

Image

Инвест-навигатор ОЭЗ стран БРИКС представлен в Нижнем Новгороде

На III Международном форуме особых экономических зон, проходящем в Нижнем Новгороде 18 сентября, состоялась презентация цифрового Инвест-навигатора ОЭЗ стран БРИКС https://bricssez.com/. Разработка велась Ассоциацией...

Image

Корпорация развития Нижегородской области и СЭЗ «Минск» подписали соглашение о сотрудничестве

Заместитель генерального директора Корпорации развития Нижегородской области Антон Гаранин и глава администрации свободной экономической зоны (СЭЗ) «Минск» Анатолий Калинин подписали...

Image

23 сентября 2025 года в 10:00 в Торгово-промышленной палате РФ пройдёт конференция «Возможности для российского бизнеса в Дубае

Презентация Dubai CommerCity» с участием делегации DCC – ведущей свободной зоны Дубая, специализирующейся на e-commerce, IT и высоких...

Image

Нижегородская ОЭЗ «Кулибин» вошла в топ-3 рейтинга устойчивого развития ОЭЗ России

Результаты третьего рейтинга устойчивого развития (ESG) особых экономических зон России представлены на III Международном форуме ОЭЗ-2025, проходящем в Нижнем Новгороде 18 сентября. Рейтинг...

Image

Гала-ужин Синтезиса 2025: неформальное продолжение деловой программы

Первый день Конгресса по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025 завершится гала-ужином. Такая традиция отраслевых встреч позволяет сменить рабочую обстановку, восстановить силы после насыщенных дискуссий и...

Image

Новые инициативы Национального агентства представлены в Сочи

16 сентября Национальное агентство развития квалификаций в рамках деловой программы Всероссийской недели охраны труда — 2025 провело Всероссийскую конференцию «Партнерство бизнеса и образования — ответ на вызовы современного...

Image

Закрытый бизнес-форум о предпринимателях нового времени при поддержке Forbes Russia — «Нефорбсы Conf. Новые деньги»

25 сентября, Barvikha Luxury Village https://neforbsyconf.ru [ВАША ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ССЫЛКА] Всего 300 участников — предприниматели, инвесторы, известные...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.