Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в ₽258 млрд
Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в 258 млрд руб.
Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в 258 млрд руб.
Выполнение международных обязательств по сокращению выбросов CO2 может обойтись российской авиаотрасли в 258 млрд руб. до 2035 года. Снизить нагрузку в будущем позволит индустрия производства устойчивого топлива, считают эксперты
Российские авиакомпании в 2027–2035 годах направят от 61 млрд до 258 млрд руб. на компенсацию выбросов парниковых газов при международных перелетах, чтобы выполнить свои обязательства в рамках схемы CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation). К такому выводу пришли эксперты российского подразделения международной компании Earthood, работающей в сфере климатических проектов и устойчивого развития (РБК изучил их исследование).
Схема CORSIA была утверждена в 2016 году Международной организацией гражданской авиации (ICAO, ИКАО). Это свод глобальных рыночных мер, направленных на сокращение выбросов СО2, основными из которых являются: покупка углеродных единиц (УЕ) для покрытия выбросов сверх базового уровня (85% от уровня общей эмиссии мировой авиации в 2019 году); использование топлива, отвечающего критериям устойчивости CORSIA (CORSIA Eligible Fuels — CEF).
К таким видам топлива относят SAF (Sustainable Aviation Fuel), которое получают из растительных и животных жиров, а также других материалов, не связанных с ископаемым топливом. Биокомпонент смешивают с традиционным авиакеросином в пропорции 50 на 50%. Также допускается использование топлива LCAF (Lower Carbon Aviation Fuels), которое по сути является традиционным авиакеросином со сниженным на всем жизненном цикле углеродным следом — от добычи нефти до сжигания топлива в полете. Но из-за негативного отношения Запада к нему данных о сертификации такого топлива, отвечающей требованиям CORSIA, нет.
С 2021 года применение схемы CORSIA является добровольным, но Россия и некоторые другие крупные страны (например, Индия и Китай) пока в инициативе не участвуют. Тем не менее с 2027 года требования ICAO станут обязательными для всех ее членов, включая Россию. Таким образом, охват составит более 90% международной авиационной индустрии. С этого момента перевозчики, выполняющие зарубежные перелеты без использования устойчивого топлива или компенсации выбросов за счет УЕ, будут подвергнуты штрафным санкциям. Формат и размер последних, однако, пока не определены.
В зависимости от сценария, опирающегося на темпы роста эмиссии мировой авиации (низкий — 2% ежегодно с 2025 года, средний — 3%, высокий — 5%), необходимый к компенсации объем выбросов парниковых газов для России в 2035 году может составить 1,1–3,6 млн т СО2-эквивалента против 0,5–1,3 млн т СО2-эквивалента в 2027 году, подсчитывают в Earthood Russia. Для покупки углеродных единиц на этот объем в 2027–2035 годах авиаперевозчики из России могут потратить от 21 млрд до 140 млрд руб. при цене УЕ от $18 до $64 за тонну СО2-эквивалента. Однако возможности по покупке УЕ в ближайшем будущем могут быть исчерпаны из-за ожидающегося дефицита климатических проектов, соответствующих требованиям CORSIA.
Полная компенсация всех обязательств только за счет SAF также невозможна в связи с недостаточными объемами производства. «В связи с этим реалистичный сценарий использования топлива SAF для компенсации выбросов парниковых газов в рамках CORSIA — не менее 1,5% от всей эмиссии российской авиации до 2027 года, 4,5% — до 2030-го и около 15% в 2035 году», — полагают эксперты. На оплату этого объема потребуется от 41 млрд до 127 млрд руб. к 2035 году. А оставшаяся часть должна быть покрыта за счет УЕ, приобретение которых обойдется российским авиакомпаниям в 20–132 млрд руб. за весь период.
В то же время в России сегодня отсутствует промышленное производство топлива SAF, тогда как к 2035 году необходимо будет от 146 до 446 тыс. т. Сама стоимость его производства выше традиционного авиакеросина примерно в два—девять раз, также высок CAPEX строительства соответствующих предприятий — $1 млрд для мощностей в 1 млн т в год. Кроме того, нет реального спроса у авиаперевозчиков, которые пока полагаются лишь на меры по повышению энергоэффективности. Наконец, отсутствуют стимулы для разворота биотопливной индустрии и соответствующая нормативная база и стандарты, определяющие требования к производству, испытаниям, сертификации и использованию SAF.
Решение этих проблем позволит в будущем снизить финансовую нагрузку на авиаотрасль в виде штрафных санкций ICAO, ограничить рост цен для пассажиров и сохранить конкурентоспособность России на рынке международных авиаперевозок. «Кроме того, собственные мощности для производства SAF и сертификация традиционного керосина в качестве LCAF в условиях грядущего глобального дефицита УЕ, отвечающих жестким требованиям CORSIA, могут сделать РФ лидером мирового рынка зеленого авиатоплива», — заключает генеральный директор Earthood Russia Андрей Комендант.
Источник: (Ссылка)
11-12 декабря в Суздале на «Суздаль-Арене» прошел VI Владимирский инвестиционный конгресс. При поддержке Почетного представительства ТПП РФ в Азербайджанской Республике главное ежегодное деловое...
11 декабря в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Ремесленная деятельность: от законодательства до рынка сбыта», в котором в смешанном формате приняли участие более...
Руководство Торгово-промышленной палаты Смоленской области приняло участие в заседании круглого стола Комиссии Общественной палаты региона по вопросам экономики,...
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...
5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...
9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...
7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....
9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...
9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....
8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...
4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...
4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...
5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...
На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...
Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...
Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...
С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...
В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.