Image

Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в ₽258 млрд

Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в 258 млрд руб.

Выполнение международных обязательств по сокращению выбросов CO2 может обойтись российской авиаотрасли в 258 млрд руб. до 2035 года. Снизить нагрузку в будущем позволит индустрия производства устойчивого топлива, считают эксперты

Российские авиакомпании в 2027–2035 годах направят от 61 млрд до 258 млрд руб. на компенсацию выбросов парниковых газов при международных перелетах, чтобы выполнить свои обязательства в рамках схемы CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation). К такому выводу пришли эксперты российского подразделения международной компании Earthood, работающей в сфере климатических проектов и устойчивого развития (РБК изучил их исследование).

Схема CORSIA была утверждена в 2016 году Международной организацией гражданской авиации (ICAO, ИКАО). Это свод глобальных рыночных мер, направленных на сокращение выбросов СО2, основными из которых являются: покупка углеродных единиц (УЕ) для покрытия выбросов сверх базового уровня (85% от уровня общей эмиссии мировой авиации в 2019 году); использование топлива, отвечающего критериям устойчивости CORSIA (CORSIA Eligible Fuels — CEF).

К таким видам топлива относят SAF (Sustainable Aviation Fuel), которое получают из растительных и животных жиров, а также других материалов, не связанных с ископаемым топливом. Биокомпонент смешивают с традиционным авиакеросином в пропорции 50 на 50%. Также допускается использование топлива LCAF (Lower Carbon Aviation Fuels), которое по сути является традиционным авиакеросином со сниженным на всем жизненном цикле углеродным следом — от добычи нефти до сжигания топлива в полете. Но из-за негативного отношения Запада к нему данных о сертификации такого топлива, отвечающей требованиям CORSIA, нет.

С 2021 года применение схемы CORSIA является добровольным, но Россия и некоторые другие крупные страны (например, Индия и Китай) пока в инициативе не участвуют. Тем не менее с 2027 года требования ICAO станут обязательными для всех ее членов, включая Россию. Таким образом, охват составит более 90% международной авиационной индустрии. С этого момента перевозчики, выполняющие зарубежные перелеты без использования устойчивого топлива или компенсации выбросов за счет УЕ, будут подвергнуты штрафным санкциям. Формат и размер последних, однако, пока не определены.

В зависимости от сценария, опирающегося на темпы роста эмиссии мировой авиации (низкий — 2% ежегодно с 2025 года, средний — 3%, высокий — 5%), необходимый к компенсации объем выбросов парниковых газов для России в 2035 году может составить 1,1–3,6 млн т СО2-эквивалента против 0,5–1,3 млн т СО2-эквивалента в 2027 году, подсчитывают в Earthood Russia. Для покупки углеродных единиц на этот объем в 2027–2035 годах авиаперевозчики из России могут потратить от 21 млрд до 140 млрд руб. при цене УЕ от $18 до $64 за тонну СО2-эквивалента. Однако возможности по покупке УЕ в ближайшем будущем могут быть исчерпаны из-за ожидающегося дефицита климатических проектов, соответствующих требованиям CORSIA.

Полная компенсация всех обязательств только за счет SAF также невозможна в связи с недостаточными объемами производства. «В связи с этим реалистичный сценарий использования топлива SAF для компенсации выбросов парниковых газов в рамках CORSIA — не менее 1,5% от всей эмиссии российской авиации до 2027 года, 4,5% — до 2030-го и около 15% в 2035 году», — полагают эксперты. На оплату этого объема потребуется от 41 млрд до 127 млрд руб. к 2035 году. А оставшаяся часть должна быть покрыта за счет УЕ, приобретение которых обойдется российским авиакомпаниям в 20–132 млрд руб. за весь период.

В то же время в России сегодня отсутствует промышленное производство топлива SAF, тогда как к 2035 году необходимо будет от 146 до 446 тыс. т. Сама стоимость его производства выше традиционного авиакеросина примерно в два—девять раз, также высок CAPEX строительства соответствующих предприятий — $1 млрд для мощностей в 1 млн т в год. Кроме того, нет реального спроса у авиаперевозчиков, которые пока полагаются лишь на меры по повышению энергоэффективности. Наконец, отсутствуют стимулы для разворота биотопливной индустрии и соответствующая нормативная база и стандарты, определяющие требования к производству, испытаниям, сертификации и использованию SAF.

Решение этих проблем позволит в будущем снизить финансовую нагрузку на авиаотрасль в виде штрафных санкций ICAO, ограничить рост цен для пассажиров и сохранить конкурентоспособность России на рынке международных авиаперевозок. «Кроме того, собственные мощности для производства SAF и сертификация традиционного керосина в качестве LCAF в условиях грядущего глобального дефицита УЕ, отвечающих жестким требованиям CORSIA, могут сделать РФ лидером мирового рынка зеленого авиатоплива», — заключает генеральный директор Earthood Russia Андрей Комендант.

Источник: (Ссылка)

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.