Алексей Рябов Бизнес в России: какой должна быть процедура выдачи разрешений
В России с помощью нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» малый и средний бизнес может получить финансовую и нефинансовую поддержку от государства.
В России с помощью нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» малый и средний бизнес может получить финансовую и нефинансовую поддержку от государства.
Параллельно этому в стране проводится масштабная работа по системному упрощению процесса получения разрешений и других документов для открытия своего бизнеса.
За это время было переведено в цифровой формат и выведено на портал «Госуслуги» более 400 видов различных видов разрешений. Это яркий пример цифровой трансформации государственного управления.
Оптимизация разрешительной деятельности на первом этапе проходила по нескольким направлениям. Так, портал «Госуслуги» стал «одним окном» для взаимодействия с государством в рамках разрешительной деятельности: от подачи заявления на получение разрешения до обжалования решения об отказе в его предоставлении. Сократилось количество документов, запрашиваемых у предпринимателя при подаче заявления, — этого добились за счет улучшения межведомственного взаимодействия. Перестали запрашивать те документы, которые уже есть в распоряжении у государства.
rbc.group
Кроме того, стали короче сроки рассмотрения заявления на получение разрешения за счет оцифровки всех этапов прохождения документов.
По сути, сформировалась новая цифровая повестка в данной сфере. Оформление более чем 400 видов разрешительных документов доступно теперь на «Госуслугах». Срок их получения занимает в среднем 19 дней вместо прежних 43. Количество необходимых документов сократилось вдвое — с восьми до четырех.
В отдельных случаях процедуры стали еще быстрее. Например, лицензирование образовательной деятельности стало оперативнее в девять раз (с 45 до пяти рабочих дней), количество запрашиваемых документов сократилось почти в семь раз (с 13 до двух документов).
Однако по мере совершенствования контрольно-разрешительной системы возникает необходимость современных, концептуально иных подходов.
Сегодня предпринимателю, когда он решает открыть бизнес, нужно получить несколько разных разрешений. И для каждого разрешения — отдельное заявление, свои сроки и проверки. Получается, деятельность — одна, а ходатайств — множество. На нынешнем этапе такая процедурная бюрократия уже кажется избыточной.
Еще в январе 2025 года на совещании с президентом вице-премьер — глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко сообщил, что государство готово выдавать предпринимателям разрешения комплексно.
И летом 2025 года это намерение реализовалось. Теперь на «Госуслугах» предпринимателю достаточно подать всего один запрос (заявление), чтобы получить комплекс разрешений. Информацию из одного обращения система сама распределит по соответствующим ведомствам.
Правда, такой «апгрейд» пока доступен только тем предпринимателям, кто хочет открыть аптеку.
Выбор правительства в пользу аптек понятен. Несмотря на их обилие, по частоте открытия новых точек аптечный сегмент нередко конкурирует с пунктами выдачи заказов маркетплейсов. Это социально значимый и востребованный бизнес.
Теперь для открытия аптеки, вместо того чтобы подать три заявления и самостоятельно отслеживать статус по каждому из них (поскольку в данном случае разрешительные документы выдаются последовательно), достаточно подать всего одно заявление. По словам вице-премьера Дмитрия Григоенко сообщил, что государство готово выдавать предпринимателям разрешения комплексно.
И летом 2025 года это намерение реализовалось. Теперь на «Госуслугах» предпринимателю достаточно подать всего один запрос (заявление), чтобы получить комплекс разрешений. Информацию из одного обращения система сама распределит по соответствующим ведомствам.
Правда, такой «апгрейд» пока доступен только тем предпринимателям, кто хочет открыть аптеку.
Выбор правительства в пользу аптек понятен. Несмотря на их обилие, по частоте открытия новых точек аптечный сегмент нередко конкурирует с пунктами выдачи заказов маркетплейсов. Это социально значимый и востребованный бизнес.
Теперь для открытия аптеки, вместо того чтобы подать три заявления и самостоятельно отслеживать статус по каждому из них (поскольку в данном случае разрешительные документы выдаются последовательно), достаточно подать всего одно заявление. По словам вице-премьера Дмитрия Григоренко, курирующего данное направление, заполнение заявления в среднем займет не более десяти минут.
До конца года могут появиться и другие сценарии для комплексной выдачи разрешений. В ряде сценариев запланирована возможность автоматического продления документов, если срок их действия заканчивается. Например, проактивный режим станет доступен для промышленных рыболовов. Сразу после распределения квот им будет автоматически приходить уведомление с предложением продлить разрешение на добычу. Большинство данных в заявлении будет предзаполнено на основе имеющейся информации Росрыболовства и других ведомств.
Безусловно, такой подход будет поддержан предпринимательским сообществом, для которого время — деньги.
Однако важно и сохранить функции разрешительной деятельности, которая по своей специфике может оказывать влияние на жизнь, здоровье и благополучие людей.
В связи с этим возникает ряд вопросов: когда несколько услуг предоставляются по одному запросу параллельно и когда они реализуются последовательно — в обоих этих случаях необходимо понимать зоны ответственности каждого ведомства.
В любом процессе должен быть главный участник, ответственный за результат. Иначе получится ситуация, когда отдельные этапы реализованы, но в общий пазл они не собираются — и в чем тогда смысл комплекса? Определять ответственное за итоговый результат ведомство, видимо, необходимо в зависимости от специфики комплексного заявления. Им может стать структура, которая предоставляет «базовое» разрешение, без которого в целом невозможно осуществление такой деятельности. А может, например, стать ведомство, которое стоит в начале или в конце пути получения комплекса разрешений.
Скорее всего, универсального решения нет, и правительству придется в каждой сфере определять такое ведомство в зависимости от вида комплекса.
Кроме того, переход на комплексные заявления потребует развития существующей системы мониторинга госуслуг. Сейчас каждое ведомство самостоятельно отслеживает выполнение отдельных этапов их оказания. Все эти действия фиксируются в ведомственных информационных системах специальными статусами, которые затем передаются на единый портал госуслуг и в информационно-аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ).
При работе с комплексными заявлениями понадобится создать единую статусную модель, которая позволит отслеживать выполнение всех взаимосвязанных услуг в рамках одного запроса. Это принципиально новый уровень контроля качества, соответствующий современным цифровым стандартам.
В свою очередь, новой философией работы становится проактивный формат оказания госуслуг: государство само адресно предлагает услугу, не дожидаясь запроса от заявителя. Граждане и бизнес таким образом избавляются от необходимости разбираться в сложных регламентах и собирать многочисленные документы. Однако и у такого подхода есть уязвимые места, связанные с верификацией. Поэтому критическое значение будет иметь качество исходных данных в государственных реестрах.
И конечно, несмотря на задачу реализовать проактивный адресный подход, необходимо каждый раз запрашивать подтверждение реальной потребности в получении разрешения. Это же не социальная выплата, например. Поэтому в данной конструкции речь должна идти именно о предзаполнении черновика заявления, на котором предпринимателю останется просто поставить галочку-согласие.
В случае решения всех этих вопросов запуск системы комплексных запросов и проактивных госуслуг станет новой вехой в развитии цифровых госуслуг в России, отражающей клиентоориентированный подход к взаимодействию граждан и бизнеса с государством.
Источник: (Ссылка)
Семинар для руководителей компаний, осуществляющих складскую и производственную деятельность.
30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...
29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...
28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...
29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...
Уважаемая Ирина Вячеславовна ! Наша команда от всей души поздравляет...
24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...
23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....
23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...
22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...
Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....
В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...
Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...
Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...
Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...
Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...
30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.
Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.