Image

Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов

Минпромторг ищет подрядчика на выполнение научно-исследовательской работы по созданию перспективных магистральных и региональных самолетов. Задача — улучшение характеристик существующих судов и стимулирование появления новых

В конце апреля Минпромторг объявил тендер на выбор исполнителя научно-исследовательской работы (НИР) «Интеграл», касающейся перспективных магистральных и региональных самолетов (их название в документах закупки не приведено. — РБК), а также авиационного оборудования, следует из опубликованных материалов закупки.

Текущая указанная цена контракта — 13,44 млрд руб. Из общей суммы на расходные материалы приходится 12,59 млрд руб., на фонд оплаты труда — 286,6 млн руб., исходя из «стоимости рабочего времени специалистов» от 87,3 тыс. руб. до 94,4 тыс. руб. в месяц. Если цена закупки не будет снижена, организация — победитель тендера получит 40 млн руб. прибыли по итогам исполнения контракта. Подвести итоги тендера планируется 16 мая.

Что известно про проект
rbc.group
«Интеграл» — комплексное продолжение научно-исследовательских работ «Интеграл-МС», «Интеграл-РС» и «Интеграл-Т», проводившихся по заказу Минпрома в 2022–2024 годах, говорится в документах закупки. На «Интеграл-МС» министерство выделило 2,6 млрд руб., на «Интеграл-РС» — 3,5 млрд руб., на «Интеграл-Т» — 2,9 млрд руб., следует из тендеров, размещенных ведомством на ЕИС «Закупки» в 2022 году. Все три тендера тогда выиграло ФГБУ «Научно-исследовательский центр «Институт имени Жуковского».

В июле 2023 года Андрей Дутов, гендиректор «Института имени Жуковского», на пленарном заседании Евразийского аэрокосмического конгресса рассказывал о перспективных проектах организации. В частности, он представил широкофюзеляжный самолет под рабочим названием «Магистраль-интеграл». В презентации Дутова говорилось, что лайнер с большими внутренними объемами будет оснащен перспективными двигателями ПД-24, сможет развивать крейсерскую скорость до 870 км/ч, перевозить до 260 пассажиров, дальность полета составит 10 000 км.

Другой проект, представленный тогда Дутовым, — региональный самолет под рабочим названием «Регион-интеграл» на 40 пассажиров с максимальной взлетной массой 15 т, крейсерской скоростью 700 км/ч, максимальной дальностью полета 2500 км. Предполагалось, что он будет оснащен гибридной силовой установкой из двигателя ВК-2500 и распределенной электрической силовой установкой на водородных топливных элементах, на крыльях будут стоять шесть электрических импеллерных двигателей, которые будут обдувать крылья для увеличения подъемной силы.

РБК направил запросы в Минпромторг и Институт имени Жуковского.

В описании объекта закупки говорится, что по итогам работы над «Интеграл-МС» сформирован облик перспективного магистрального самолета, разработан вариант его аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы, изготовлены макетные образцы и стенд прочности для испытаний демонстратора интегральной конструкции. Предполагается, что у перспективного самолета будет овальный фюзеляж, среднерасположенное крыло с «интегральным наплывом» (как пояснил источник РБК в авиапроме, такое крыло делается из композитного материала с элементами титана, дюралюминия и других материалов), благодаря чему будет снижен расход топлива. В этом воздушном судне планируется использовать бионические, прокомпозитные и металлокомпозитные конструкции.

В рамках НИР «Интеграл-РС» разработаны облики перспективных региональных самолетов с энергетическим управлением обтеканием и распределенной силовой установкой, что должно позволить снизить расход топлива и снизить вредные выбросы. Также созданы демонстраторы технологий, проведены их экспериментальные исследования.

НИР «Интеграл-Т» позволила провести исследования в части повышения безопасности полетов через снижение нагрузки на пилота и развитие интеллектуальных функций перспективного комплекса бортового оборудования.

Новая НИР «Интеграл» призвана сформировать научно-технический задел для улучшения характеристик существующих российских магистральных воздушных судов и создания перспективного магистрального самолета с повышенной пассажировместимостью и дальностью полета. Другое направление — снижение массогабаритных характеристик региональных самолетов, сокращение необходимой для взлета и посадки длины взлетно-посадочной полосы, эмиссии CO2 и эксплуатационных расходов. Еще одно направление работ — развитие технологий самолетных систем электроснабжения нового поколения, а также электрических и гибридных силовых установок, в том числе гибридных газотурбинных двигателей и применения водородных топливных элементов.

По итогам работы должен быть сформирован «опережающий научно-технический задел по широкому спектру технологических направлений», который послужит основой для дальнейшего развития линейки российских магистральных и региональных самолетов, говорится в описании объекта закупки. «Обеспечение возможности создания в России нового поколения конкурентоспособной гражданской авиационной техники и достижения национальной цели «Технологическое лидерство» в части решения задачи по обеспечению технологической независимости и формированию новых рынков транспортной мобильности требует продолжения поиска инновационных консолидированных подходов к разработке магистральных и региональных самолетов, их силовых установок и комплекса бортового оборудования», — говорится в документе.

Что такое «Технологическое лидерство»
«Технологическое лидерство» — национальная цель по обретению технологической независимости от иностранных производителей. В нее входят нацпроекты:

Новые материалы и химия;
Средства производства и автоматизации;
Новые атомные и энергетические технологии;
Промышленное обеспечение транспортной мобильности;
Беспилотные авиационные системы;
Технологическое обеспечение продовольственной безопасности;
Новые технологии сбережения здоровья;
Развитие многоспутниковой орбитальной группировки.
Победитель тендера в 2027 году должен будет сдать заказчику демонстратор перспективной конструкции отсека овального фюзеляжа, демонстраторы комплекса технологий магистрального и регионального самолетов, два двигателя-демонстратора ТРДД-200М и демонстраторы различных систем воздушных судов.

Какие перспективы у разработки
В «Ростехе» (контролирует Объединенную авиастроительную корпорацию, единственного в России производителя магистральных самолетов, и Объединенную двигателестроительную корпорацию, специализирующуюся на авиадвигателях) сказали РБК, что НИР «Интеграл» — это работа на дальнюю перспективу, ее тематика относится к профильным научным институтам. «Безусловно, по окончании работ будем смотреть, какие выводы коллег из науки мы сможем использовать в промышленности для будущих авиационных проектов», — добавил представитель госкорпорации.

Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что перспективные разработки необходимо финансировать, несмотря на то что они могут не дать сиюминутного результата. «От идеи до серийного производства может пройти 10–15 лет, но какие-то разработки могут применены гораздо раньше», — отмечает эксперт. Он отметил, что первый полет на криогенном топливе был совершен в СССР — в 1988 году такой перелет совершил Ту-155, оснащенный силовой установкой на жидком водороде. «Технически такой двигатель можно сделать, он очень экологичен, так как выделяет не CO2, а водяной пар. Но он дорог и сложен в эксплуатации», — добавил Борисов.

Источник: (Ссылка)

Image

Неделю промышленности Ярославской области посетили более 25.000 человек

Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...

Image

В Кузбасской ТПП избрали делегатов на очередной IX съезд ТПП России

7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...

Image

15 компаний региона присоединились к Союзу «Кузбасская ТПП»

7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....

Image

В Кузбасской ТПП обсудили Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года

7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...

Image

Россия и Глобальный Юг формируют общее технологическое будущее

В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

25 сентября 2025 года прошел Инвест-Форум "Технологии и Возможности"

25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...

Image

Новый вектор областной программы наставничества – еще больше конкретики и реального бизнес-опыта

8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....

Image

IV международная педагогическая конференция школы «НИКА»

«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»

Image

Компания «Электрорешения» (бренд EKF) победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025

Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025 в номинации «Инфлюенс-маркетинг» с...

Image

Россия и Африка движутся к созданию безбарьерной торговой среды

Россия и Африка работают над созданием безбарьерной среды и расширением экономического взаимодействия. Об этом заявил директор Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Павел Калмычек на...

Image

Хотите вывести свою команду на новый уровень?

Приглашаем вас на самое значимое ежегодное событие в сфере командного коучинга в русскоязычном пространстве! С 2019 года мы собираем лучших экспертов и практиков, чтобы поделиться с вами передовым опытом и эффективными...

Image

Синтезис 2025: ключевые итоги Конгресса по нефтепереработке и нефтехимии в Нижнем Новгороде

29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025.

Image

Как прошёл Бизнес-завтрак 01.10.25 Novotel Moscow City

1 октября в Москве состоялось деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет...

Image

4 октября отмечает свой День Рожденья Анна Могутнова, руководитель «Наро-Фоминского Агентства Недвижимости»

Дорогая Анна Владимировна! Издательско-коммуникационная группа "Бизнес-Диалог Медиа" от всей души поздравляет Вас с Днем...

Image

Форум лидеров: вместе определяем будущее промышленного развития!

С 29 по 31 октября 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоится XXIХ Международный форум-выставка «Российский промышленник», который является федеральной площадкой, объединяющей руководителей...

Image

Круглый стол о парковках на дорогах общего пользования прошел в новокузнецком представительстве Кузбасской ТПП

2 октября в представительстве Кузбасской ТПП в Новокузнецке состоялся круглый стол на тему: «Создание и использование парковок (парковочных мест), расположенных на...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.