Image

Cпроси меня как: что случилось с глобальной пищевой сектой Herbalife

В США завершилась пятилетняя война инвесторов за одну из крупнейших сетевых компаний мира Herbalife. Авторитетный финансист Билл Экман пообещал стереть Herbalife с лица Земли и развернул мощную кампанию, стремясь обрушить акции этой фирмы. К травле подключились регулирующие органы и даже звезды футбола. Но Федеральная комиссия по торговле США отказалась официально признать Herbalife финансовой пирамидой, и Экман потерял миллиард долларов. О том, как возникла и развивалась сетевая империя, почему она была так популярна в России и что происходит с ней сейчас.

Источник: © РИА Новости https://ria.ru/economy/20180311/1515991666.html
Фото: © AP Photo / Damian Dovarganes, File

С чего все началось

Herbalife основал в 1980 году американец Марк Хьюз. В 19 лет он лишился матери, которая многие годы экспериментировала с различными диетами и препаратами и умерла от передозировки таблеток для похудения.

У него возникла идея: нужно создать безвредные для здоровья растительные препараты и разработать диетическую программу на их основе.

Некоторый опыт в этой области имелся — в середине 1970-х Хьюз продавал диетическую продукцию компаний Seylforth Laboratories и Golden Youth. И на рынке сложились благоприятные условия для такого бизнеса: набирали популярность разнообразные диеты, тщательный уход за собой и оздоровительный спорт. Процветали производители спортивных товаров вроде Nike.

Хьюз посвятил в свои планы Ричарда Маркони, работавшего на Seylforth Laboratories. Маркони его поддержал — идейно и финансово. Вскоре был готов оригинальный комплекс для похудения Herbalife ("Травы жизни").

Пробную партию Хьюз распродал с грузовика, объезжая окрестные районы. Но предприниматель понимал: чтобы добиться успеха, нужна более эффективная маркетинговая стратегия.

Надо сказать, что Хьюз был не только хорошим продавцом, но и грамотным психологом. Общаться с людьми он научился в реабилитационном центре для наркозависимых. И он сделал ставку на прямые продажи с минимальными затратами на рекламу. Теперь Хьюз каждому клиенту предлагал стать дистрибьютором. Подключил и бывших коллег из сферы диетического питания. Желающих присоединиться к уже действующему бизнесу было много. В первый же год оборот компании достиг 2,5 миллиона долларов.

Потребителям объясняли, что эффект будет, если употреблять комплекс добавок на протяжении длительного периода времени. Это обходилось недешево. Например, программа по снижению веса стоила около 30 долларов в месяц. Но компания была готова вернуть деньги в случае неудачи.

Как и полагается в сетевом маркетинге, доход дистрибьюторов напрямую зависел от количества привлеченных в структуру новых "партнеров", рейтинга самого агента, объемов реализованной продукции и от того, насколько успешно справлялись с продажами новички.

"Семья" Herbalife

Хьюз обеспечил своим сотрудникам мощную мотивационную подпитку. Чтобы они чувствовали себя частью сплоченной семьи, он проводил различные семинары и тренинги, где выдающиеся продавцы рассказывали о том, как компания изменила их, открыв путь к правильному питанию и здоровому образу жизни.

Herbalife заполонила эфир американских кабельных телеканалов, выпускала свой журнал, где благодарные клиенты делились историями чудесного исцеления. Дистрибьюторы были обязаны всегда носить значки с фирменным слоганом: "Хочешь похудеть? Спроси меня как".

Все это напоминало не семью, а настоящую секту, которая поглощала все больше людей с непостоянными заработками, неутомимых борцов с лишним весом и умиравших от скуки и безделья домохозяек.

В распространители записывались в основном эмигранты и безработные. Они рассматривали это как социальный лифт, отмечают авторы книги "Гербалайф" и компания: панацея или новая болезнь XX века?".

Сомнения в безопасности продукции

Herbalife стремительно расширялась, арендуя все новые площади в США. В 1982-м компания пришла в Канаду, спустя три года — в Австралию и Великобританию. На нее работали около 700 тысяч дистрибьюторов, а годовой оборот перевалил за полмиллиарда.
В самый разгар триумфальной экспансии Herbalife привлекла к себе внимание регуляторов. Клиенты жаловались на головную боль, тошноту, изжогу, симптомы отравления, хотя компания уверяла, что ее продукты абсолютно натуральны и безопасны.

Масла в огонь подлил и выпуск нового продукта "Формула 2", который компания позиционировала как лекарство от всех болезней, в том числе и от онкологии.

Недовольные клиенты завалили Herbalife исками, а главный телеканал страны показал обличающий сюжет о лаборатории компании, где ничто не указывало на какие-либо научные исследования. Ситуацию усугубила смерть нескольких активных потребителей "травы жизни".

К тому же журналисты выяснили, что у основателя-миллиардера всего лишь среднее образование и нет никаких познаний ни в биологии, ни в медицине.

В 1986-м Хьюз с трудом урегулировал конфликт с властями США. Это обошлось ему в миллион долларов, и на компанию были наложены жесткие ограничения. В том же году Herbalife умудрилась провести IPO, но репутация была изрядно подпорчена, и продажи в США падали.

Экспансия и приход в Россию

Хьюз переориентировался на внешние рынки, вложив в экспансию огромные средства. К концу 1980-х компания потратила порядка 10 миллиардов долларов, чтобы обрести клиентов в Японии, Мексике, Испании, Израиле, Новой Зеландии.

В 1991 году Herbalife отчиталась о 40-миллионных убытках в США, но за границей дела шли в гору. В том числе в России. Обстановка в стране для сетевика тогда была более чем подходящая: разруха, безработица, нищета. Присоединиться к иностранному бизнесу было очень заманчиво. Именно Herbalife выступила пионером российского рынка прямых продаж.


Компания действовала по отработанной схеме: семинары, тренинги… Суть консультаций сводилась к одному — как правильно "впарить" товар клиентам.

"Сидели там, будто зомбированные, — вспоминает одна из участниц тренингов Herbalife в 1990-х. — Знакомая спустила все семейные сбережения, другая планировала заложить квартиру, чтобы вложиться в Herbalife".

Запреты и обвинения

Основная претензия к Herbalife всегда была в том, что во время приема препаратов пациенты худели и удерживали нужный вес, а после отмены курса вновь толстели.

Все больше клинических исследований в разных странах указывали на то, что препараты компании не только бесполезны, но и небезопасны.

Дурную славу, в том числе и в России, снискали полчища безграмотных консультантов, представлявших БАДы для похудения как лекарства, которые лечат все — вплоть до рака.

Первой Herbalife запретила Франция — когда были подтверждены осложнения от препарата: ноcовые кровотечения, головные боли, расстройства желудка. Потом распространять Herbalife запретили в Швейцарии, Австралии и Норвегии. А Бельгия официально признала Herbalife финансовой пирамидой.

Компания неизменно отвергала обвинения в мошенничестве, отмечая, что MLM-маркетинг используют и другие: Oriflame, Avon, Amway, Mary Kay, Kirby.

Тем не менее бельгийский суд признал: компания ведет бизнес таким образом, что заработки дистрибьюторов зависят прежде всего от числа привлеченных клиентов, а объем продаж потребителям, не занимающимся распространением, ничтожен.

Что дальше

В 2003 году Herbalife возглавил Майкл Джонсон, проработавший до этого 17 лет в компании Walt Disney. Он сократил издержки, сделал упор на результаты тестирования продукции, увеличил вложения в научные исследования.

Джонсон изменил и рыночное позиционирование: с диет компания переключилась на здоровое питание, заключив рекламные контракты с известными спортсменами. Herbalife наращивает число клиентов, а не распространителей, уверял Джонсон.

Однако по-прежнему звучали обвинения в мошенничестве и организации финансовой пирамиды. В декабре 2013 года финансист Билл Экман пошел в наступление на Herbalife, заявив, что сотрет компанию с лица земли. В течение года он изучал ее бизнес и пришел к выводу, что это "самая эффективная пирамида в истории".

От властей США требуют признать Herbalife финансовой пирамидой и запретить ее деятельность, что послужит сигналом и для других рынков.

Но пока сетевой гигант (теперь он называется Herbalife Nutrition) работает в 90 странах. Годовой оборот — 4,5 миллиарда долларов. Недавно открылся большой офис в центре Москвы.








Image

Школа станет практичнее.

6 февраля в Дмитрове прошел Круглый стол на тему «Психолого-педагогические основы учебной и профессиональной деятельности». В Дмитровском институте непрерывного образования Университета «Дубна» за «Круглым столом» собрались учителя, педагоги-психологи, заместители ...

Image

Экспертиз в Уральской ТПП стало больше.

Управление экспертизы и сертификации Уральской торгово-промышленной палаты http://uralcci.com/services/34/ в 2018 году оказало услуг бизнесу на четверть больше, чем в 2017-м. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что рынок стал оживать, ...

Image

На 30% повысит объем производства вакуумных пробирок UNIVAC резидент ОЭЗ «Дубна»

На завод резидента ОЭЗ «Дубна» компании «Эйлитон» поступила новая итальянская линия по производству вакуумных пробирок для взятия венозной крови UNIVAC. С ее помощью объем производства данной медицинской ...

Image

12 февраля представители Дмитровского бизнеса приняли участие в работе III Форума экспортеров Московской области.

К 2024 году правительство Подмосковья планирует увеличить объем экспорта до 13 миллиардов долларов. Чтобы добиться таких высоких результатов, нужно вовлекать как ...

Image

Торговый центр «Леруа Мерлен» будет построен в Смоленской области

В рамках работы Российского инвестиционного форума, который проходит в эти дни в Сочи, Губернатор Алексей Островский и генеральный директор компании «Монолитстрой-Плюс» Сергей Елизаров подписали Соглашение о ...

Image

Первая особая экономическая зона промышленно-производственного типа появится в Смоленской области

На площадке Российского инвестиционного форума в Сочи состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Смоленской области и ООО «Альфа Транс Альянс». ...

Image

14 февраля Комитет по развитию молодежного предпринимательства при Дмитровской ТПП провел совещание.

В День всех влюбленных Комитет собрал своих активистов, чтобы поговорить о серьезном, бизнес не знает праздников и выходных. Тем более, что на заседание были приглашены ...

Image

Итоги работы Российского инвестиционного форума – 2019

Более 8000 ведущих экономистов и предпринимателей, экспертов и консультантов, журналистов и экспонентов, руководителей крупных отечественных и зарубежных компаний, представителей федеральных и региональных органов власти приняли ...

Image

В Москве прошла церемония награждения конкурса «Клиника года-2018»

7 февраля 2019 года в Крокус Сити Холле в зале «Backstage» состоялась церемония награждения победителей конкурса «Клиника года – 2018», организатором которой является радиостанция «Комсомольская ...

Image

ЗАО «Сбербанк-АСТ» заключило соглашение с Правительством Калужской области

Стороны будут сотрудничать в сфере государственных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц и других ...

Image

Открывается подача заявок на Всероссийскую премию «Экспортёр года»

15 февраля на Форуме в Сочи Российский экспортный центр объявляет о старте подачи заявок на Всероссийскую премию «Экспортер года». ...

Image

Фонд Росконгресс и правительство Орловской области подписали соглашение о сотрудничестве

Соглашение о сотрудничестве в сфере повышения инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала Орловской области было подписано 14 февраля 2019 г. на Российском инвестиционном форуме в ...

Image

Итоги работы стартового дня Российского инвестиционного форума 2019

13 февраля 2019 года, в стартовый день площадку Российского инвестиционного форума посетило около 3500 участников, гостей и представителей СМИ. ...

Image

Фонд Росконгресс окажет содействие в привлечении инвесторов для проектов под управлением АСВ

14 февраля на Российском инвестиционном форуме было подписано соглашение между Фондом Росконгресс и Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), направленное на ...

Image

Трансмашхолдинг подписал с ФПК контракт на поставку до 2025 года 3730 пассажирских вагонов

ОАО «Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ, входит в Трансмашхолдинг) и АО «Федеральная пассажирская компания» подписали договор на поставку в 2019 – 2025 гг. 3730 пассажирских вагонов ...

Image

Фонд Росконгресс и АО «НЭО Центр» подписали соглашение о сотрудничестве

Фонд Росконгресс и акционерное общество «НЭО Центр» заключили на Российском инвестиционном форуме соглашение о сотрудничестве в области стратегического и управленческого консультирования, финансового ...

Image

Конкурентоспособность регионов через рост производительности труда: как вовлечь, управлять, мотивировать?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ. Пилотный проект по повышению производительности труда приносит ощутимый экономический ...

Image

В Сочи объявлены лауреаты Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» по итогам 2018 года

14 февраля в Сочи на площадке Российского инвестиционного форума, организатором которого выступает Фонд Росконгресс, Национальный Центр ГЧП провел церемонию вручения Национальной ...

Актуальные комментарии