ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»: приближаясь к столетию
Будущий год для ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» станет юбилейным: организация отметит столетие!
Будущий год для ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» станет юбилейным: организация отметит столетие!
За век своей деятельности учреждение пережило несколько этапов развития, не только расширяя водные границы, но и внедряя в работу структуры инновационные инженерные решения. За столь длительный период работы организация стала невольным свидетелем и участником многих переломных событий, таких как Великая Отечественная война.
Волжские путейцы героически защищали родину, ограждая советские суда от вражеских мин. Их подвиг и труд навсегда остались в памяти людей и на страницах истории. Подробнее о хронике минувших лет, становлении и вехах работы учреждения, а также о его сегодняшних целях и задачах мы узнали у руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», почётного работника транспорта Дмитрия Бессмертного.
СТО ЛЕТ НАЗАД…
Управление внутренних водных путей Волжского бассейна было организовано весной 1923 года и подчинялось Комиссариату путей сообщения РСФСР. В январе 1930 года Волжский бассейн вошёл в состав Управления Волжского государственного речного пароходства как отдел пути и строительства. В нём числились все водные пути рек Волги, Камы и Оки с их притоками. В составе учреждения были технические участки, проводившие путевые работы, а также заготовительные организации и судоремонтные заводы с затонами для зимовки технического флота. В составе управления находилось 554 единицы техники, из них – 54 земснаряда, 157 паро- и теплоходов, 343 нефтяных судна.
ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ
Сразу после создания организации перед её работниками стояла задача – увеличить объём грузоперевозок и обеспечить судам безопасную и успешную навигацию. Для достижения этих целей требовались серьёзные перемены по развитию водных путей. Но обо всём по порядку. В 1925 году на Волге были организованы изыскательские партии по изучению рабочих процессов, выполняемых земснарядами. Годом позже было открыто судоходство в Новинской воложке, начаты работы для улучшения подхода к городам Куйбышев и Саратов. Уже в 1927 году Управлением Волжского бассейна были восстановлены дореволюционные габариты пути ниже Нижнего Новгорода.
С увеличением объёма перевозок в бассейне ужесточились требования к габаритам пути и безопасности. По предложению известного учёного, инженера В. Е. Тимонова было внедрено организованное проведение землечерпательных работ. В связи с этим в феврале 1937-го постановлением Совета народных комиссаров СССР образовалось Волжское бассейновое управление пути. В годы Великой Отечественной войны путейцы Волги героически встали на защиту отечества. Сталинградский технический участок пути поддерживал необходимые навигационные ограждения для судового хода и габаритов пути от Камышина до Астрахани, а также ограждал плавучими знаками места закладки вражеских мин и затопленных судов. В этот период не прекращалась работа землечерпательного флота по углублению перекатов. Активное участие в обороне Сталинграда приняли коллективы обстановочных постов, которые проводили транспортные и военные суда через затруднительные участки Волги, участвовали в прокладке трасс для воинских переправ с левого берега на правый.
В послевоенные, 1950-е годы развернулись работы по созданию Единой глубоководной транспортной системы европейской части РСФСР. Строительство гидроузлов позволило увеличить глубины по всей Волге и пропускать суда с осадкой до четырёх метров. Каждый гидроузел представлял собой уникальное по своей конструкции сооружение, над которым трудились десятки высококвалифицированных специалистов-гидротехников, механиков, электриков. В начале 1950-х годов были начаты планомерное внедрение электрического и газового освещения навигационных знаков, автоматизация сигнального оборудования и моторизация обстановочных постов, а к концу десятилетия начался переход на буевую обстановку.
В 1980-е годы перед речниками была поставлена задача – обеспечить работу транспортного флота в условиях продлённой навигации. Для этого на Куйбышевском водохранилище начали строить русловые маяки-ориентиры.
В 1985 году на всех водохранилищах бассейна действовало 46 маяков. В это же время была создана информационно-диспетчерская группа для информирования судоводителей об изменениях условий плавания. Волжское БУП принимало участие в согласовании проектов строительства гидроузлов, приёмке готовых сооружений, строительстве береговых и плавучих знаков обстановки на водохранилищах.
С 1989 года и на протяжении нескольких лет учреждение много раз переименовывалось, но с 12 марта 2013 года оно носит имя федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», действующего и сегодня. НА ВОЛГЕ ШИРОКОЙ… На сегодняшний день в 12 филиалах организации работают более 2 тыс. человек, свыше 170 единиц технического и обслуживающего флота. Главная цель их работы – обеспечение устойчивой и безаварийной работы внутреннего водного транспорта в Волжском бассейне: от Ярославской до Астраханской области. Деятельность
Администрации Волжского бассейна осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах 15 субъектов Российской Федерации. На учёте в Администрации Волжского бассейна состоят 3814 различных судов.
В 2021 году в Волжском бассейне было совершено 4685 рейсов. За прошлую навигацию перевезено свыше 41,5 млн тонн грузов и более 1 234 638 пассажиров в транзитных перевозках. Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне представлена нефтепродуктами, металлом, строительными, зерновыми, навалочными и генеральными грузами. В среднем более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, ввозится порядка 10 млн тонн грузов, столько же следует на выход из бассейна. Протяжённость внутренних водных путей в границах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» составляет 9251,3 км. Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2022 года введено в эксплуатацию 13 земснарядов. Водные пути Волжского бассейна обслуживают коллективы шести филиалов: Нижегородского, Казанского, Самарского, Саратовского, Волгоградского, Вятского районов водных путей и судоходства. Тральные работы проводятся силами обстановочных бригад и специализированными тральными бригадами. Общий объём выполненных работ в этом году составляет порядка 586,5 кв. км. В рамках выполнения программы модернизации путевого хозяйства с 2015 года продолжается обновление плавзнаков. На смену устаревшим буям приходят современные, выполненные из полимерных материалов. За транзитным судовым ходом бассейна следят коллективы восьми русловых партий. На их вооружении – современное оборудование, системы спутникового позиционирования. На основании полученных ими данных на проблемные для судоходства участки выходят земснаряды. В одной связке с ними работают самоходные шаланды, мотозавозни. Проведение комплекса путевых работ положительно сказывается на улучшении условий работы судоводителей.
ВЫПОЛНЯЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
В последние годы перевод участков в категорию с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой – улучшение качественных показателей внутренних водных путей. По государственной программе для обеспечения безопасного судоходства введены в эксплуатацию несколько комплексов ККС (контрольно-коррекционные станции), а также другие инновационные технологии. В начале июля 2022 года команда нижегородского земснаряда «Профессор Лукин» приступила к выполнению дноуглубительных работ на Волго-Каспийском судоходном канале, чему предшествовала недавняя подготовительная работа по дооборудованию земкаравана для его эксплуатации в морских условиях. Волгарям предстоит принять участие в выполнении масштабной программы по обеспечению прохода всех судов по самым проблемным участкам Волго-Каспийского морского судоходного канала в Астраханской области. Углубление канала является одним из поручений Президента РФ Владимира Путина.
ВКСК – важный стратегический объект региона. Его общая протяжённость – 188 км. Погодные условия создают высокую заносимость канала, что нередко является причиной посадок теплоходов на мель. Стоит отметить, что, в связи со складывающейся геополитической ситуацией, поручение президента приобретает ещё большую актуальность, так как многие компании рассматривают альтернативные пути доставки товаров и обращают внимание на Волго-Каспийский канал. В конце первой декады июля 2022 года команды, работающие в составе земкаравана «Волжский-516» (Казанский район водных путей и судоходства), выйдут на реку Казанку, где им предстоит намыть площадку по созданию искусственного земельного участка на правом берегу реки Казанки города Казани.
Планируемый здесь «Парк семьи» – важный социальный объект, реализация которого позволит появиться новой локации на туристической карте Татарстана. ВОЛГА: КАСКАД ВОДОХРАНИЛИЩ В составе ФБУ «Администрация Волжского бассейна» пять районов гидротехнических сооружений и судоходства: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.
В 2021 году, согласно плану, межнавигационный ремонт СГТС (судоходные гидротехнические сооружения) был выполнен на 100%, все пусковые нитки судоходных шлюзов подготовлены в установленные Росморречфлотом сроки. Крупные ремонтные работы по железобетонным элементам шлюзов и металлоконструкциям сооружений выполнялись в основном силами подрядных организаций.
В этом году работы по реконструкции гидротехнических сооружений шлюза № 25-26 Балаковского РГСиС продолжаются. Для обеспечения динамичного и бесперебойного шлюзования флота в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выполняются работы по реконструкции объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Шлюзы № 21-24 Самарского гидроузла. Нижние двустворчатые ворота (НДВ). Реконструкция». В рамках этой реконструкции предусмотрены работы по замене нижних двустворчатых ворот, системы управления и электрооборудования обогрева закладных и створок НДВ. Срок выполнения работ – 2024 год. Проект ответственный, но опыт, квалификация и компетенция коллективов гидроузлов в полном объёме соответствуют стоящим перед ними задачам.
Ещё в Волжском бассейне продолжается работа по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от города Городец до города Нижний Новгород». В соответствии с государственным контрактом в период 2022-2024 годов планируется выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов Городецкого гидроузла (в зоне строительства), осуществить строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла дополнительной камеры в единой конструкции с камерой шлюза № 15, провести капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 до 895,0 км судового хода (по Атласу ЕГС европейской части РФ).
В настоящее время для комплексного изучения инженерно-геологических условий участка строительства ведутся буровые работы, опытно-фильтрационные, лабораторные исследования грунтов, камеральная обработка материалов. Планов у ФБУ «Администрация Волжского бассейна» на 2022-2024 годы много, но нет сомнения, что организация со столетним опытом осуществит их в назначенный срок и продемонстрирует результаты самого высокого качества. А часть этих достижений коллектив наверняка преподнесёт себе весной 2023 года на 100-летний юбилей!
Подготовила Дарья Бакарина
4 сентября в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященной итогам Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в 2025...
Главное экономическое событие года – «Неделя промышленности Ярославской области» – пройдет в Ярославле с 29 сентября по 3 октября в КЗЦ...
Кузбасская ТПП стала победителем в номинации «Лидер по участию в судебных экспертизах» общероссийского конкурса общественного признания Русского общества оценщиков...
Во Всероссийском семейном совете, который прошел в Иркутске с 24 по 29 августа, Кузбасс представляли шесть семейных компаний, которые работают в различных отраслях...
Запуск новой волны Программы наставничества состоится 8 сентября в Доме Правительства Московской области в 15.30. Мероприятие объединит начинающих предпринимателей и опытных наставников, готовых поделиться своим успешным опытом ведения...
10 сентября 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» проводит круглый стол на тему: «Юридическое сопровождение бизнеса:...
15 августа подмосковный Орехово-Зуево стал центром притяжения предпринимателей, стартаперов, творцов и любителей местной культуры. Здесь прошел форум-фестиваль...
26 августа состоялась рабочая встреча руководства Кузбасской ТПП с представителями региональной машиностроительной отрасли, в ходе которой было подписано Соглашение...
26 августа в Кемерове, в городском Центре социальной помощи семье и детям «Семейный центр», в рамках акции «Помоги собраться в школу» состоялось вручение ранцев со школьными принадлежностями детям из...
27 августа в Кузбасской ТПП состоялось очередное заседание недавно созданного Комитета по развитию креативных индустрий с темой: «Ремесленная...
Главная автомобильная радиопередача страны «Ассамблея автомобилистов» (ВГТРК, радио «Маяк»), «Аргументы и факты Петербург» и агентство «Евразийский стратегический альянс» объявляют о проведении первой евразийской премии «Ассамблеи...
III Международный форум особых экономических зон («ОЭЗ-2025») пройдет 18 сентября в Нижнем Новгороде.
В Москве завершил работу II Всемирный форум «Новая эпоха – новые пути». Главная тема – цивилизационная инициатива Владимира Путина – Большое...
16 августа 2025 года в Пироговском лесопарке (г. Мытищи) состоялся благотворительный межрегиональный фестиваль творчества и...
Это проект Государственного Русского музея, подготовленный ко дню рождения столицы в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и...
21 августа в рамках деятельности Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству состоялся мастер-класс «Моя Родословная», посвящённый созданию родословного древа и изучению истории...
Издательско-коммуникационная группа «Бизнес-Диалог Медиа» искренне поздравляет своих коллег и партнеров – всю команду компании «Драфт» – с...
13 августа 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» провёл круглый стол «Развитие сотрудничества в сфере франчайзинга. Как создать партнёрство?...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.