Image

АВТОТОР – ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР «РУССКОГО ЗАПАДА»

25 лет назад, в мае 1997 года, с конвейера предприятия в Калининграде сошёл KIA Clarus – «первенец» автомобильного завода АВТОТОР, ставшего пионером в производстве автомобилей иностранных брендов в России. В первый год работы завод выпустил 1679 автомобилей, а сегодня их число превысило 2,5 млн единиц. Как изменилось предприятие за четверть века и как бизнесу, в который не верил никто, кроме его создателей, удалось стать одним из самых сильных промышленных брендов Калининградской области – читайте в нашем материале.

АПОЛОГЕТЫ АВТОПРОМА

На фоне индустриальной агонии 1990-х годов идея создания в Калининградской области предприятия по производству автомобилей лучших иностранных брендов казалась настоящей утопией. Создателя АВТОТОР, бывшего первого заместителя председателя правительства СССР Владимира Щербакова в те годы называли «кремлёвским мечтателем», а его бизнес-идею – «Нью-Васюки». Но колоссальный профессиональный опыт в автопроме и желание воплотить в жизнь столь красивый и столь же авантюрный проект сделали своё дело, и АВТОТОР суждено было состояться. Ещё студентом Владимир Щербаков начал работать на строительстве ВАЗа, а затем на приёмке и наладке его оборудования. Получив диплом инженера-технолога по металлообработке и машиностроению, поступил в аспирантуру и защитил диссертацию, получив и степень кандидата экономических наук.

В 28 лет он стал начальником планово-экономического управления Волжского автозавода, в тридцать с небольшим принял руководство всей экономической дирекцией КамАЗа. Параллельно защитив докторскую по управлению крупными промышленными комплексами, в правительство Щербаков пришёл сформировавшимся топ-менеджером с богатым опытом практической работы.

В проекте АВТОТОР как нельзя более удачно соединились его профессионализм автомобилестроителя, управленческий опыт и, разумеется, знание людей. Так была сформирована команда настоящих фанатов своего дела, людей «с бензином в крови», которые жили автомобильным производством и знали о нём всё до последнего винтика. Именно этой команде предстояло превратить Калининград из города моряков и рыбаков в западную автомобильную столицу страны.

В середине 90-х гг. Калининградская область представляла собой депрессивную территорию: непомерный рост цен, остановка большинства предприятий, огромные долги по зарплатам и пенсиям. На фоне тотального кризиса появление в регионе инвесторов, готовых развивать здесь современные производства, выпускать иностранные автомобили, казалось несбыточной мечтой.

В 1996 году АВТОТОР подписывает соглашение с корпорацией KIA Group и приступает к строительству завода: реконструирует несколько старых корпусов предприятия «Янтарь», подъездные железнодорожные пути, закупает и монтирует оборудование, строит новую котельную и всю необходимую для автомобильного производства инфраструктуру. Завод был построен всего за четыре месяца.

А 16 мая 1997 года состоялось торжественное открытие предприятия – с конвейера АВТОТОР сошёл первый автомобиль.

«Не каждый день в России открываются новые заводы, да ещё такие… Я у вас отвлёкся от всех проблем», – публично признался Виктор Степанович Черномырдин, тогдашний Председатель Правительства РФ, который специально приехал с визитом в Калининград, чтобы принять участие в церемонии запуска завода АВТОТОР.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Не успев крепко встать на ноги, в первый же год своей работы АВТОТОР оказался на грани банкротства. 17 августа 1998 года в стране наступил дефолт, произошла моментальная неуправляемая девальвация рубля, который обесценился в три раза.

Для АВТОТОР прямым следствием кризиса было резкое, мгновенное подорожание валютных контрактов: товарные кредиты на закупку комплектующих заключались, когда доллар стоил 6 рублей, а погашать долг нужно было теперь по ставке 20 рублей. Позже руководству компании удалось договориться реструктурировать долги, и АВТОТОР с каждым новым автомобилем рассчитывался с корейским партнёром за 1998 год в течение семи лет.

В 1999 году АВТОТОР открыл новую страницу своей истории, подписав контракт на организацию производства в Калининграде автомобилей BMW. Представители баварского концерна по достоинству оценили отлично обученный и дисциплинированный персонал АВТОТОР, профессиональную команду российских руководителей и специалистов.

В октябре 1999 года на калининградском заводе началось производство автомобилей BMW 5-й и 7-й серий. «Как раз на период больших испытаний пришлось начало сотрудничества АВТОТОР с BMW – событие, которое с любой точки зрения трудно переоценить, – вспоминает Владимир Щербаков. – Мы познакомились с баварцами на одной из автомобильных выставок. Те с удивлением узнали, что в России, оказывается, существует производство иностранных автомобилей. Нас пригласили в Германию, где мы презентовали свой завод уже на высоком уровне. Идея совместного производства машин BMW на наших мощностях немцам понравилась. В июне 1998 года был парафирован контракт, торжественное подписание которого должно было состояться на августовском Московском автосалоне. Но вмешались российский дефолт и разразившийся после него кризис.

Проект пришлось отложить, но не свернуть – проработка деталей продолжалась, уже весной следующего, 1999 года был подписан контракт на организацию производства автомобилей BMW в России. Все вопросы решались с беспрецедентной быстротой: через четыре месяца, чего в истории немецкого концерна доселе не случалось, с заводского конвейера стали сходить первые машины». Производственная площадка была оборудована с соблюдением всех технических требований, действующих на заводе BMW в Мюнхене. В рекордные сроки строятся собственный трек, склад готовой продукции, новые железнодорожные пути, оборудуется цех логистики с причальными терминалами.

В 2000 году общий объём производства АВТОТОР составляет уже более 10 тыс. автомобилей. Тогда же при производстве автомобилей марки KIA предприятие осваивает производство по полному циклу и вводит в эксплуатацию линии сварки и окраски кузовов моделей Sportage и Sportage Grand общей производственной мощностью 25 000 кузовов в год. Благодаря постоянному развитию и инвестициям в производство АВТОТОР расширяет международное сотрудничество и становится привлекательным для крупнейшей мировой автокорпорации General Motors. В 2003 году с GM подписывается соглашение об организации производства автомобилей. Под это создаются и новые мощности для выпуска до 6 тыс. в год автомобилей GM класса премиум. Сначала это Hummer, TrailBlazer и Tahoe, а позже к ним присоединяется Cadillac.

В 2006 году АВТОТОР подписывает соглашение о промышленном производстве по полному циклу (со сваркой и окраской кузова) автомобилей Chevrolet Lacetti до 50 000 шт. в год. А ещё через год общий объём произведённых в АВТОТОР автомобилей превысил 100 000-ную отметку. За последующие шесть лет АВТОТОР подошёл к максимальным показателям по загрузке производственных мощностей. Предприятие выпускало более 250 тыс. автомобилей в год.

В 2012 году к известным мировым автомобилестроительным компаниям, сотрудничающим с АВТОТОР, присоединился Hyundai – на новом заводе началось производство коммерческих автомобилей корейского бренда. Через год стартовал совместный проект предприятия АВТОТОР и Hyundai Motor Company по производству легковых автомобилей. В конце 2012 года общее количество произведённых в Калининграде автомобилей превысило 1 000 000 шт.

За 25 лет развития АВТОТОР освоил производство более 220 моделей автомобилей различных брендов, обеспечил инвестиции в модернизацию и оснащение производства в размере более 650 млн евро. Объём произведённых на сегодняшний день автомобилей составляет более 2,5 млн шт. Каждый 10-й автомобиль, продаваемый на российском рынке, произведён на калининградском предприятии.

АВТОТОР в экономике Калининградской области:
• 49% в объёме товарной продукции обрабатывающих производств;
• 70% морских контейнерных перевозок;
• 42% железнодорожных контейнерных перевозок;
• 53% налогов и сборов, уплачиваемых на территории Калининградской области.
ТРАДИЦИЯ ПОМОГАТЬ

Круг социальных вопросов и проектов, которые находятся в поле зрения и находят поддержку в лице предприятия АВТОТОР и акционеров компании, огромен. И с каждым годом только расширяется. Дому-интернату для престарелых «Сосновая усадьба», что в городском микрорайоне Александра Космодемьянского, компания оказывает поддержку практически с года своего рождения, закупая мебель, технику и т. д.

Представители автозавода часто наведываются к ветеранам, приглашают их на праздничные мероприятия и концерты, возят на экскурсии. Многолетние шефские связи существуют у предприятия с советом ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов Октябрьского района Калининграда, местным отделением Всероссийского общества инвалидов. Без малого два десятка лет АВТОТОР участвует в благотворительной акции «Книжки в подарок», обеспечивая калининградских детей с нарушениями зрения всевозможными пособиями и обучающими материалами, необходимыми для их полноценного развития. На постоянной основе АВТОТОР и лично Владимир Щербаков оказывают всестороннюю поддержку Калининградской епархии Русской православной церкви в её благотворительной деятельности и социальных программах, исполнении функции общественного призрения и попечительства.

В 2017 году Владимир Щербаков учредил семейный, по сути, Балтийский православный благотворительный фонд, который ежегодно оказывает финансовую поддержку в реализации самых масштабных проектов по строительству храмов, сохранению духовного наследия и т. д. Кроме того, налажено постоянное взаимодействие с православной гимназией Калининградской епархии, в которой учится более 300 детей. Этот проект патронируется АВТОТОР и фондом с особой любовью.

Оборудование классов, оснащение спортивного и многофункционального киноконцертного залов, покупка компьютеров и комплектов для обучения детей по современной технологии виртуальной и дополненной реальности – далеко не полный перечень вложений благотворителей в этот проект. Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим: «Часто бывает, когда что-то построят, отдадут и говорят: а теперь дальше сами, что хотите, то и делайте. Есть вторая категория: сделали, потом зажали в объятиях своих – и делайте так, как мы вам говорим; это другая крайность.

А вот золотую серединку нашёл Владимир Иванович Щербаков: трудитесь, работайте, служите, но мы всегда рядом с вами. Это самый, в принципе, надёжный, самый правильный путь».

На протяжении многих лет АВТОТОР спонсирует Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева и фестиваль «Орган плюс». Можно сказать, что именно благодаря компании Калининград теперь знают не только как автопроизводителя, но и как мировой центр органной музыки. Арт-директор фестиваля Вера Таривердиева обратилась к Владимиру Щербакову с просьбой поддержать проект почти 20 лет назад. После проведения первого конкурса родилась традиция: финалисты и победители дают специальный закрытый концерт для работников АВТОТОР прямо на заводе.

Вера Таривердиева: «Вспоминаю сейчас, что для проведения первого концерта в цехе АВТОТОР мы арендовали рояль. Вскоре руководство предприятия приняло решение о покупке собственного инструмента. Музыканты выступают здесь с большим удовольствием, во время концертов звучат произведения Чайковского, Моцарта, Листа, Таривердиева и других современных композиторов. И эти встречи для нас всегда особые, незабываемые. Мы дружим, мы одна семья, и я восхищаюсь этим предприятием. АВТОТОР уже 17 лет является генеральным партнёром конкурса, который проводится раз в два года. Их поддержка – это не просто выделение средств и понимание того, что мы делаем. Скажу больше: это особая философия людей и особое отношение руководства к своим сотрудникам. На заводе замечательный человеческий мир. Кому бы я ни рассказывала, что во время наших концертов завод останавливает конвейер, все очень удивляются. А для нас это незабываемо, когда замирает работа, а все люди собираются в цеху и слушают музыку».

Издательское дело, просвещение составляют отдельное направление благотворительности компании. В числе прочего она спонсирует издательские проекты, посвящённые патриотическому воспитанию и нравственному просвещению молодёжи, сохранению культурного наследия России. Не меньшее внимание в АВТОТОР уделяют программам, способствующим развитию детского творчества. Компания на протяжении нескольких лет выступает спонсором всероссийского детского музыкального фестиваля «Белый пароход», патронируемого Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым.

Более ста детей с ограниченными возможностями и из неполных многодетных семей со всей страны, в том числе и из Калининграда, получило возможность учиться вокалу, постигать секреты сценического искусства у лауреатов престижных международных конкурсов, звёзд оперной сцены. В число получателей адресной благотворительной помощи АВТОТОР входит калининградский Музей Мирового океана, в дар которому в 2018 году была передана уникальная коллекция украшений, масок, кукол, музыкальных инструментов и оружия из Индии и Юго-Восточной Азии (более 1000 предметов), в экспозиции получившая название «Люди моря». Ежегодно выставку посещает свыше ста тысяч человек.

«Рада, что у нас есть такой замечательный партнёр, – говорит директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова. – Если бы можно было назвать имя мецената десятилетия в России, то я бы выбрала АВТОТОР и лично Владимира Ивановича Щербакова. Потому что ничего подобного в нашей стране никто не делает».

Конечно, в первую очередь АВТОТОР оказывает поддержку тем, кто в ней больше всего нуждается: представителям социально незащищённых слоёв населения, детям из неполных семей и особенно с ограниченными возможностями, ветеранам, инвалидам, а также различным спортивным организациям и творческим коллективам. На постоянной основе автопроизводитель реализует более ста социальных проектов – судя по всему, рекордное количество для предприятий Калининградской области.

Каждый год компания выделяет более полумиллиарда рублей на реализацию благотворительных и социальных проектов. Примечательно, что объёмы финансовой поддержки не снижались даже в кризисные годы, когда объём производства завода существенно снизился из-за резкого падения рынка, вызванного пандемией.

Более того, в это непростое время АВТОТОР оказал существенную финансовую поддержку правительству региона на приобретение необходимого дополнительного медоборудования и реализацию противоэпидемических мер, десяткам некоммерческих организаций и социальных учреждений на территории области, оказавшихся в наиболее уязвимом положении в сложившейся тяжёлой экономической ситуации.

Кроме того, по решению акционеров выделили дополнительную материальную помощь коллективу завода на общую сумму свыше 260 млн рублей, начислены выплаты в связи со снижением уровня доходов персонала в периоды действия режима неполного рабочего времени. Дополнительно семьи заводчан с детьми получили по 10 тыс. рублей на каждого ребёнка плюсом к аналогичным выплатам согласно указу Президента РФ.

Всё это, поясняет руководство АВТОТОР, было сделано, чтобы нивелировать ту дополнительную материальную нагрузку, которая легла на плечи сотрудников и семей с детьми в период коронакризиса. ОСОЗНАННАЯ МИССИЯ Являясь предприятием, выпускающим автомобили, АВТОТОР представляет собой экономический центр региона, генерирующий инвестиционный рост и обеспечивающий заказами более 300 малых и средних предприятий в различных отраслях. Таким образом, благодаря работе автозавода обеспечено работой порядка 30 тыс. жителей Калининградской области в смежных отраслях. Это уже не просто автозавод, а целая экосистема, которая не только составляет финансово-экономическую основу пополнения бюджета региона, но и стимулирует развитие новых отраслей и направлений в экономике региона. Региональные производители поставляют для автозавода мультимедийные системы, климатические системы, электропроводку, бамперы, сиденья, системы отвода выхлопных газов, пластиковые элементы, надстройки для коммерческих автомобилей.

По итогам 2021 года объём закупок у местных производителей составил более 74% от общего объёма закупок локализованной продукции – около 2,16 млрд рублей. Но влияние АВТОТОР на программу импортозамещения не ограничивается лишь Калининградской областью: автоконцерн сотрудничает с 22 регионами РФ. Это касается производства аккумуляторных батарей, колёсных дисков, стёкол, шин, противоподкатных устройств, систем шумоизоляции, а также различных технических жидкостей и лакокрасочных материалов.

В 2019 году АВТОТОР подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом России и правительством региона, взяв на себя на ближайшие 10 лет масштабные обязательства при соблюдении гарантий неухудшения условий для инвесторов в течение указанного периода со стороны государства. Условиями специнвестконтракта предусмотрено фактически полное перевооружение производства, в первую очередь за счёт развития мощностей по сварке и окраске кузовов, увеличение уровня локализации, создание новых высококвалифицированных рабочих мест. Компания сразу начала выполнять обязательства по СПИК со значительным опережением установленного графика. В рамках периода действия контракта фактически завод должен запускать в производство со сваркой и окраской кузовов по одной модели ежегодно. Только в первый год действия контракта осуществлена постановка производства по полному циклу сразу (сварка, окраска, сборка) двух моделей автомобилей, подготовлена технологическая база для запуска полнопрофильного производства ещё двух моделей автомобилей.

Для реализации стратегических задач, закреплённых в десятилетнем контракте, в структуре АВТОТОР были образованы инжиниринговый центр, центр локализации и IT-центр. За счёт этих подразделений систематизирована работа по таким направлениям, как инженерно-исследовательские работы по обеспечению организации новых производств, развитие системы инженерной поддержки и модернизации действующего производства, управления качеством, обеспечение лабораторных исследований поставляемых материалов и компонентов, совершенствование IT-инфраструктуры, построение информационной среды (включая внедрение и развитие новых программных продуктов), обеспечение взаимодействия с внешними сервисными системами и т. д.

По условиям СПИК предусмотрен внушительный объём инвестиций – не менее 12 млрд руб. В декабре 2021 года было подписано дополнительное соглашение к СПИК, в рамках которого АВТОТОР взял на себя дополнительные обязательства. Таким образом, общий объём инвестиций на реализацию заявленных планов составит не менее 32 млрд рублей.

В 2021 году уже начато строительство шести заводов, предусматривающих механообработку, цветное литьё, производство систем вентиляции, отопления и кондиционирования, изготовление бамперов, сидений, систем выпуска отработанных газов, тяговых электродвигателей, тяговых батарей, инверторов, подрамников, жгутов проводов, систем помощи водителю и других автокомпонентов. Компания сознательно взяла на себя дополнительные обязательства по созданию, по сути, новой отрасли в регионе, который, с учётом географической оторванности, имеет меньше возможностей для эффективной логистики автокомпонентов с предприятий, расположенных в других регионах страны. В рамках допсоглашения автопроизводитель также планирует создать производство электромобилей с началом выпуска продукции в 2023 году и электромобилей для лиц с ограниченными возможностями в 2024 году.

ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИЙ

«Мы в своей работе отводим особую роль созданию комфортной среды для людей, – отметил в одном из своих интервью главный акционер АВТОТОР Сергей Щербаков. – И масштабы проектов, которые ещё предстоит реализовать в этой сфере, по-настоящему впечатляют. Это можно назвать благотворительностью, социальной ответственностью или инвестициями в человеческий капитал – не суть важно. Главное, мы смотрим в будущее и мотивируем наших сотрудников работать на перспективу, предлагая им новое качество жизни». Речь идёт о проекте цифровизированной инновационной и индустриальной территории в Калининградской области, включающей научно-технологический центр, индустриальный кластер и «умный город» – «Калининград Z».

Проект разработан совместно с правительством Калининградской области. Планируемые инвестиции – порядка 40 млрд рублей. Углубление технологии производства и новые проекты по выпуску новых видов продукции предполагают создание высококвалифицированных рабочих мест. Таких специалистов нужно не только найти, обучить, но и удержать, то есть создать им привлекательные условия для долгосрочной эффективной работы на предприятии. Системная работа по привлечению и мотивации кадров в географически оторванном от остальной территории России Калининграде – это вдвойне сложная задача.

Помимо возведения необходимой инфраструктуры, жилья, проект «Калининград Z» предполагает создание медицинского центра – большой многофункциональной клиники на основе передовых мировых практик. А пока проект по созданию цифровизированной инновационной и индустриальной территории проходит процедуры согласования проектных документов, АВТОТОР уже успел реализовать другой масштабный проект по созданию уникального объекта социальной инфраструктуры, который стал предметом особой гордости компании и новой достопримечательностью Калининграда.

Физкульт урно-оздоровительный комплекс «АВТОТОР-Арена» площадью 42 тыс. кв. м был открыт год назад, но уже стал настоящим центром притяжения для калининградцев всех возрастов. Объект был возведён по инициативе и целиком за счёт собственных средств предприятия. Общий объём инвестиций превысил внушительную цифру в 2,6 млрд рублей. «

АВТОТОР-Арена» стала крупнейшим в стране ФОК, где сегодня работают крытый футбольный манеж с искусственным покрытием, сертифицированный FIFA (единственное крытое футбольное поле в России), 50-метровый бассейн олимпийского класса, универсальный игровой зал, фитнес-зал, спа-центр и сконструированный по олимпийским стандартам 17-метровый скалодром (единственный в Европе). На прилегающей территории в 5 га оборудован спортивный парк с освещёнными дорожками и десятками площадок для активного отдыха и занятий спортом на свежем воздухе.

Приоритеты устойчивого развития АВТОТОР предпочитает не провозглашать с высоких трибун, а реализовывать на практике в своей ежедневной работе, строго соблюдая требования международных стандартов экологического менеджмента на производстве, наращивая систему льгот и гарантий для персонала, реализуя масштабные социальные проекты, направленные на новое качество жизни людей. ОЛЮДЯХ И АВТОМОБИЛЯХ Ещё в 90-е годы на заводе сложилось правило – интересы коллектива на первом месте.

За свою 25-летнюю историю АВТОТОР переживал немало взлётов и падений, вместе со всей страной преодолевал многочисленные кризисы, и даже в самое суровое время неизменным приоритетом были сохранение и поддержка коллектива. Некоторые специалисты работают на предприятии с начала его создания, и им по сей день выплачивают особую «кризисную премию» в благодарность за то, что не бросили завод в сложные для него времена.

Средняя заработная плата на заводе стабильно на 25-30% превышает общий показатель в обрабатывающем секторе региона. Социальный пакет «автоторовцев» насчитывает более 30 видов различных льгот и гарантий, включая 83%-ную компенсацию на оплату питания, бесплатный транспорт для работников, проживающих в отдалённых районах, выплату субсидии на детей ко Дню знаний, санаторно-курортное лечение работников пенсионного и предпенсионного возраста и пр. В условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции особое внимание предприятие уделяет организации медицинского обслуживания работников и проведению противоэпидемических мероприятий.

В течение 2021 года обеспечено непрерывное медицинское сопровождение. Дополнительное оборудование здравпункта позволило организовать и про вести масштабную кампанию по вакцинации коллектива завода, что помогло избежать вспышек заболеваемости на предприятии.

В 2020 году АВТОТОР приступил к выполнению социальной программы по корпоративной жилищной поддержке. Ведутся работы по строительству многоквартирного жилого дома в микрорайоне имени А. Космодемьянского. Нынешнее давление и экономические санкции, которые испытывает российская экономика, по масштабам своих последствий беспрецедентны. Из-за приостановки проекта по производству BMW более 400 заводчан лишилось своих рабочих мест – часть сотрудников ушла в плановые отпуска, другие заняты на инвентаризации и обеспечении производства.

И сегодня руководство АВТОТОР пытается задействовать все рычаги, чтобы по максимуму сохранить персонал, дать людям возможность заработка. Сегодня, как отмечает руководство компании, крайне важно сохранить квалифицированных сотрудников. Особенно с учётом масштабных планов и обязательств по реализации стратегических проектов, рассчитанных на долгосрочную перспективу.

РАЗВИТИЕ ЗЕЛЁНОГО ТРАНСПОРТА

В марте 2022 года между АВТОТОР, Росатомом, правительством Калининградской области и Минпромторгом РФ было подписано соглашение о производстве электротранспорта, а также строительстве завода по производству отечественных тяговых и аккумуляторных батарей, модулей и ячеек.

Правительство Калининградской области в рамках соглашения планирует оказывать содействие в создании зарядной инфраструктуры, увеличении доли электрического пассажирского транспорта и улучшении инвестиционного климата.

В планах региональной администрации – повысить до 50% количество приобретаемых в регионе электромобилей и других транспортных средств с низкоуглеродным следом. Росатом в лице компании-интегратора «РЭНЕРА» планирует построить в городе Немане Калининградской области завод по производству литийионных ячеек и аккумуляторных батарей общей мощностью выпускаемых устройств около 4 ГВт*ч/год, что позволит обеспечить потребность российских автопроизводителей в тяговых батареях. Доступность применения локализованной аккумуляторной батареи является одним из решающих факторов для развития производства электромобилей в рамках инвестиционного проекта АВТОТОР и ускоренного внедрения электромобилей в России, отмечают в руководстве компании.

В рамках реализации проекта создаётся конструкторско-внедренческий центр. План работы по ключевым направлениям исследовательской и испытательной деятельности намечен в том числе в рамках сотрудничества с Московским политехническим университетом. На базе Московского политеха будут созданы лаборатории для исследования и проведения испытаний (в том числе сертификационных) электрических, гибридных (на основе газомоторного топлива) и водородных силовых установок, приводов, тяговых аккумуляторных батарей, систем защитной автоматики и телемеханики для электромобилей на базе современного отечественного испытательного оборудования.

Сотрудничество предполагает также образовательную деятельность, включая целевую подготовку, повышение квалификации, переподготовку специалистов и научную деятельность, в т. ч. разработку предложений по развитию инновационных и энергоэффективных технологий для новых видов высокотехнологичной продукции. Комплексные программы обучения разрабатываются в сотрудничестве с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта.

В рамках действующих соглашений между предприятием и университетом предусмотрено создание научно-образовательного консорциума. Его целью является совместная деятельность по обеспечению нового уровня инженерно-конструкторского и технологического развития компании, развитию цифровизации управления производством и подготовке высококвалифицированных кадров.

Уже в 2023 году АВТОТОР планирует начать выпуск двух моделей электромобилей. Кроме того, будут выпускаться автомобили и для людей с ограниченными возможностями. Во второй половине 2024 года должно стартовать серийное производство новых видов продукции. Также АВТОТОР ведёт разработку перспективных проектов по созданию производства автомобилей на водородном топливе и с использованием природного газа.

Все эти проекты в конечном счёте направлены на создание высоколокализованной конкурентоспособной продукции российского производства и ускоренное внедрение транспорта на альтернативных видах топлива, в том числе с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. А для Калининградской области это ещё и новые точки роста экономики региона и инвестиционной активности, необходимой для ускоренного импортозамещения.

В одном из своих интервью основатель АВТОТОР Владимир Щербаков провёл аналогию между законом джунглей и правилами, действующими в бизнесе: «В джунглях нет дорог, и поэтому все ждут, когда пройдёт слон. Иными словами, подходя к terra incognita, к неизвестности, очень важно, чтобы кто-то большой проторил дорогу. АВТОТОР начинал с выпуска KIA. Но тогда эта компания не послужила примером для кого-то другого. Но вот BMW, когда мы запустили его производство, стала тем самым «слоном», проложившим дорогу к нашей компании, заставившим обратить на нас внимание. Сегодня уже сам АВТОТОР является таким же «слоном» для Калининграда».

Сегодня, несмотря на тяжёлое положение в отрасли, руководство компании сосредоточено на поиске решений для продолжения масштабных долгосрочных проектов и исполнения обязательств в рамках специнвестконтракта.

В нынешней ситуации остаётся только пожелать АВТОТОР остаться тем самым «слоном», который, несмотря ни на что, продолжает идти вперёд, прокладывая дорогу не только себе, но и новым бизнес-инициативам на благо развития промышленного потенциала региона и страны в целом.


Image

Круглый стол для резидентов ОЭЗ «Дубна» провели Уполномоченный по защите прав предпринимателей и заместитель прокурора региона

29 июня Уполномоченный по защите прав предпринимателей Московской области Владимир Головнёв и заместитель прокурора региона Александр Благородов...

Image

«Енисейский объединенный банк» стал победителем конкурса «Лучшая банковская программа для МСП-2022»

20 июня в Москве прошёл финал седьмого ежегодного конкурса «Лучшая банковская программа для МСП-2022», организованный Торгово-промышленной палатой...

Image

На Саммите «Сильная Россия» обсудят приоритеты развития российской экономики

12 июля на ежегодном Саммите деловых кругов «Сильная Россия»-2022 обсудят возможности трансформации российской экономики: стратегические национальные приоритеты при участии представителей власти, бизнеса,...

Image

Компания Центрально-Сибирской ТПП «СибАвтоДорСнаб» стала лауреатом бизнес-премии «Золотой Меркурий»!

Компания «СибАвтоДорСнаб» — член Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» — стала лауреатом конкурса «Золотой Меркурий» в номинации «Лучшее малое предприятие в...

Image

В городе Сургуте завершился ежегодный городской конкурс «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ГОДА»

В городе Сургуте завершился ежегодный городской конкурс «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ГОДА» по итогам 2021 года церемонией награждения победителей и чествования участников...

Image

Getmobit представит импортоопережающие разработки на выставке «Иннопром»

Резидент ОЭЗ «Дубна» компания Getmobit приглашает посетить выставку «Иннопром», на которой российский вендор представит новое поколение рабочих станций и систем управления тонкими клиентами....

Image

30 июня. Бесплатные консультации для бизнеса в ЦС ТПП

В Центрально-Сибирской ТПП проходят бесплатные консультации по бизнесу, направленные на разработку программ страхования, обеспечивающих сохранение и поддержание имущественных и иных интересов членов Палаты....

Image

Делегеция г. о. Химки посетила Международный Форум культурно-экономического сотрудничества "Наш мир" в доме Правительства Москвы

21 июня делегеция г. о. Химки в составе депутата Совета депутатов г. о. Химки Каримова Артура Маратовича и директора Центра довузовского...

Image

Челябинские предприниматели рассказали о первых эффектах от моратория на плановые проверки бизнеса

Предприятия Челябинской области после отмены плановых проверок сэкономили сотни тысяч рублей, время и ресурсы, направив их на развитие. Результатами введённого в этом году моратория...

Image

«Господдержка производителей: инструкция по применению-2022»

На прошедшей в Миассе конференции руководителям производственных предприятий Челябинской области рассказали о новых федеральных и региональных программах господдержки. Среди спикеров мероприятия – вице-президент Южно-Уральской...

Image

Президент ЮУТПП поделился опытом участия в проекте по внедрению РИС

Аспекты работы бизнес-объединения над реализацией важнейшего инвестпроекта Челябинской области – Регионального инвестиционного стандарта – Федор Дегтярев представил в Москве, на заседании Совета руководителей...

Image

28 июня. Прямой эфир «Нюансы формирования заявки в Фонд развития промышленности»

28 июня 11.00 в сообществе ЦС ТПП «ВКонтакте» (https://vk.com/cstpp) состоится прямой эфир на тему «Нюансы формирования заявки в Фонд развития промышленности»....

Image

Рафаэль Шагеев озвучил предложения для Правительства РФ, касающиеся импортозамещения в высокотехнологичных производствах

22 июня президент Центрально-Сибирской ТПП Рафаэль Шагеев выступил с докладом «Импортозамещение в высокотехнологичных производствах....

Image

Центрально-Сибирская ТПП и московская IT-компания создадут совместный программный продукт

Соглашение о намерениях сотрудничества президент ЦС ТПП Рафаэль Шагеев и Генеральный директор ООО «МСТ СИСТЕМА» Станислав Исаев подписали 20 июня в...

Image

Центрально-Сибирская ТПП поздравила с 65-летием АО «Солгон»

17 июня состоялось праздничное мероприятие, посвящённое 65-летиию акционерного общества «Солгон».

Image

Деловая женщина Наталья Краснобаева

Наталья Краснобаева, генеральный директор компании-резидента ОЭЗ «Дубна» Hopper IT, стала победителем конкурса «Деловые женщины-2022». Торжественная церемония награждения состоялась в здании Музея русского импрессионизма в...

Актуальные комментарии