Image

Техника с национальным колоритом и экспортным потенциалом

«Русская механика» - предприятие с историей, точнее, с традициями, специализирующееся на производстве снегоходов и квадроциклов. Кто из нас не слышал о снегоходе «Буран» - покорителе таежных лесов, верном друге народов Севера? За 46 лет он прошел несколько модификаций, следуя веяниям времени, но главное, что в нем осталось неизменным, это качество и надежность. Предприятию удалось без особых потерь пережить экономический спад, вызванный санкциями. Здесь до сих пор актуальны стенгазеты про производственные успехи работников, отличающихся чувством товарищества и взаимовыручки. Сегодня “Русская механика” создает новые модели техники, ориентированные на экспорт. В феврале стартовало серийное производство нового снегохода на платформе из алюминиевых сплавов RM Vector 551i, при этом и снегоход «Буран» по-прежнему остается популярным. Генеральный директор АО «Русская механика» Леонид Можейко – о деятельности предприятия

- Леонид Чеславович, название вашей компании громко говорит само за себя. Какие ассоциации оно вызывает у потребителей вашей продукции?

- Нам повезло с названием, потому что «Русская механика», на мой взгляд, несет в себе гораздо больший смысл, нежели названия-аббревиатуры. Сущность нашего бренда – это русский характер, закаленный суровыми зимами, и, конечно, его противоречивость, потому что, с одной стороны, мы крайне трудолюбивый народ. Но с другой – любим рисковать, в какой-то мере являясь фаталистами. Это значит, что русский человек хорошо приспособлен к меняющимся условиям и обладает способностью адаптироваться в суровых условиях. «Русская механика» сразу относит нас к известным – лучшим – традициям русского народа, к изобретениям и достижениям тульского Левши, нижегородского Ивана Кулибина. Надежность, простота, если хотите – суровость или приспособленность к суровым условиям – эти те ценности, которые разделяет наша компания, и мы стремимся к тому, чтобы эти ценности через наш продукт передавались потребителям.

- Снегоходы торговой марки «Буран» воплотили в себе все эти качества?

- Мы обладатели бренда «Буран», который вот уже почти полвека успешно присутствует на рынке спецтехники и по-прежнему пользуются повышенным спросом, несмотря на то, что на российском рынке появляются подобные предложения и других компаний. Наш снегоход «Буран» представлен несколькими моделями. Это снегоход, построенный на двухгусеничной платформе, его несущая конструкция предполагает одну лыжу и гусеницы, что придает изделию особые характеристики и высоко ценится жителями Крайнего Севера, Дальнего Востока – там, где нужна простота, надежность. Таежные охотники считают наши «Бураны» лучшими среди снегоходов, благодаря их повышенной проходимости, маневренности в условиях таежного леса.

- Верность традициям – это одна сторона медали. Но ведь крайне важно развиваться, осваивать новые горизонты…

- Вы правы. Именно поэтому мы не только традициям верны, но и уделяем особое внимание новациям. Много сил, внимания знаний и средств мы тратим на развитие нашей технологической базы, на развитие компетенций в области конструирования, проектирования, эффективного производства. Сегодня основная наша клиентская база – жители наших северных регионов, много снегоходов используют в Верхнем Поволжье. Есть корпоративные клиенты крупных энергетических компаний, в сфере газо- и нефтетранспортировки. Мы являемся единственным государственным поставщиком для Минобороны, МЧС. Поэтому мы работаем над совершенствованием техники с учетом опыта эксплуатации у таких серьезных потребителей.

- Не могу не вспомнить расхожее выражение «что русскому хорошо, то иностранцу смерть»… Как удачно вам удается выдерживать натиск конкуренции?

- Мы предпринимали определенные действия, направленные на покорение скандинавского рынка спецтехники. И вы знаете, не остались незамеченными. Если можно так выразиться –заставили поволноваться конкурентов, пытаясь работать на тех рынках, которые традиционно считались рынками других производителей. Да, мы не такие крупные по масштабам производства, как BRP или Polaris, или Yamaha, однако с нашей продукцией знакомы не только в России, но и далеко за ее пределами. И мы намерены развивать наше присутствие за рубежом, готовы и открыты к сотрудничеству, к расширению широких кооперационных связей. Дело в том, что снегоходы – достаточно дорогой продукт, а артнерские отношения с нашими потенциальными конкурентами, на мой взгляд, будут способствовать снижению себестоимости. От этого выиграют все – и потребитель, и производитель.

- После того, как на нас были наложены экономические санкции, страна взяла курс на импортозамещение. Вы прорабатывали стратегию развития, исходя из этих реалий?

- Безусловно. Стремительное падение рубля по отношению к иностранным валютам сказалось на нашем производстве достаточно серьезно, поскольку мы определенные агрегаты закупали за рубежом. Но одновременно с желанием удержаться на плаву пришло понимание, что трудные экономические условия потребуют от нас конкретных действий, чтобы нивелировать возникшие риски. В частности, мы очень жестко подошли к собственной ценовой политике. Понимая, что реальные доходы у населения снижались, соответственно, покупательская способность падала, мы провозгласили принцип: все инфляционные процессы оставить внутри компании и продавать продукцию по фиксированным ценам, которые были установлены в начале 2016 года. Во второй половине 2016 года ситуация стабилизировалась, градус беспокойства снизился. А мы, благодаря устойчивой ценовой политике, не только сдержали падение объемов продаж, но и смогли их увеличить в 2016 году на 13%. Та же динамика сохранилась и в 2017 году. За счет режима внутренней экономии удалось сократить так называемую группу постоянных расходов и повысить производительность труда. В результате возросла рентабельность. В прошлом году рентабельность собственного капитала составила 27% - это очень высокий показатель для машиностроительных предприятий, дающий нам возможность думать о дальнейшем развитии.

Вторая наша стратегия – изменение географии продаж. Мы вдруг осознали, что Скандинавия географически гораздо ближе к нам, чем Дальний Восток, и при правильно выстроенной маркетинговой политике есть все шансы заполнить второй по емкости рынок продукцией нашего предприятия.

- А как отреагировал коллектив на принятые меры? Отразились ли они на людях?

- В то время как вокруг царило настроение уныния, в нашем коллективе удалось сохранить оптимизм. Люди – это наш основной ресурс. Не станки и не технологические тренды позволяют добиться успеха, а именно люди, работающие на производстве. Мы очень не любим расставаться с людьми, потому что каждый проработавший у нас человек уносит с собой часть нашей культуры, истории. И эти потери всегда заметны. Поэтому, следуя нашей кадровой политике, мы выполняем главные обязанности работодателя и следим за соответствием условий работы трудовому договору, своевременно проводим индексацию заработной платы и имеем работающую систему поощрений сотрудников, исходя из квалификаций и трудовых результатов. Это сложная трудоемкая система оценки персонала, большая кропотливая работа, но на нее не стоит жалеть сил, потому то она дает свои результаты. В результате мы имеем слаженный коллектив высокопрофессиональных специалистов. Специфика же нашего производства требует дисциплины, стабильности и стандартизованных процедур.

- А как выглядит структура вашего предприятия?

- У нас есть заготовительный цех, который перерабатывает первичные материалы, листовую сталь или алюминиевые профили различной конфигурации. Очень серьезный цех мехобработки, где производятся детали для сборки двухтактных двигателей. Не менее серьезное технологическое направление – роботизированная сварка. Далее – большой прессово-штамповочный цех с огромным количеством оснастки. У нас есть участок термопластавтоматов для изготовления пластмассовых деталей. Особая гордость – опытно-испытательный участок, оборудованный большим количеством различных стендов, в том числе моторными. Опытная команда испытателей ежедневно испытывают новую технику. В целом у нас около 800 человек персонала, из них более 400 человек – производственный персонал, около 100 человек – инженерно-технический персонал, остальные – это различные службы, включая маркетинг, экономические службы. Например, в службе директора по качеству работает в общей сложности 60 человек, из них 45 конструкторов и испытателей.

- Вы смогли на 2,5 месяца раньше исполнить госконтракт с Минобороны, с начала 2018 года уже защитили сертификат соответствия. Работать на опережение – ваш принцип?

- С одной стороны – принцип. С другой – стратегия. С третьей – абсолютная необходимость. У нас просто нет выбора: только работа на опережение позволяет добиваться успеха.

Image

Круглый стол о парковках на дорогах общего пользования прошел в новокузнецком представительстве Кузбасской ТПП

2 октября в представительстве Кузбасской ТПП в Новокузнецке состоялся круглый стол на тему: «Создание и использование парковок (парковочных мест), расположенных на...

Image

Синтезис 2025: ключевые итоги Конгресса по нефтепереработке и нефтехимии в Нижнем Новгороде

29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025....

Image

В Кузбасской ТПП состоялась встреча представителей бизнеса с генеральным директором Шанхайской компании Manya

1 октября в Кузбасской ТПП состоялась деловая встреча представителей компаний региона с госпожой Майей Мань, генеральным директором компании SHANGHAI MANYA INDUSTRY...

Image

ГТК «Русмарин» проведёт эксклюзивный бизнес-завтрак по импорту из Китая

1 октября в Москве состоится деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет Европу». Об уникальной программе события и его...

Image

Новый выпуск облигаций компании «Электрорешения»

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о начале сбора заявок на выпуск 2-летних облигаций серии 001Р02 объемом 1 млрд рублей. Сбор заявок стартует 2 октября 2025 года с 11 до 16 часов (мск)....

Image

В РСПП обсудили возможности развития кадрового потенциала в России и зарубежом

Состоялось заседание Подкомитета по развитию международного кадрового потенциала в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что стало значимым шагом в разработке государственной...

Image

Подводим первые итоги Пятого фестиваля рабочих профессий в автомобилестроении ВОЛИН ФЕСТ 2025!

Несколько месяцев тщательной подготовки команды профессионалов и вот он – результат совместной работы – Фестиваль ВОЛИН ФЕСТ...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы маркировки товаров групп автоиндустрии

25 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, на обсуждение которого были вынесены вопросы обязательной маркировки смазочных...

Image

InRussia 2025: Международная платформа для развития промышленного партнерства

Ключевые представители российского и зарубежного бизнеса вновь соберутся на Международном форуме-выставке «InRussia 2025», ключевой платформе для знакомства мирового сообщества с потенциалом...

Image

Руководители компании «Электрорешения» (бренд EKF) вошли в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров 2025»

Москва, 23 сентября 2025 — Руководители ООО «Электрорешения», официального представителя бренда EKF в России, успешно вошли в престижный рейтинг «ТОП-1000 российских...

Image

Катырин: в России планируется расширение сети отделений Морской арбитражной комиссии

В России обсуждается создание новых отделений Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в том числе в Новороссийске. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили потенциал гастрономии как сферы бизнеса креативных индустрий в регионе

23 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Гастрономия Кузбасса: от местных традиций к креативной индустрии будущего», в...

Image

Россия устойчивого будущего: ESG-трансформация регионов и бизнеса

16 сентября в Москве на площадке Цифрового делового пространства в рамках «Форума устойчивого развития городов» эксперты обсудили национальную ESG-повестку, трансформацию корпоративных стратегий, региональное развитие и...

Image

Первая «Евразийская премия «Ассамблеи автомобилистов»

18 ноября 2025 года в самом центре Петербурга, в концертном зале «Аврора», пройдёт торжественная церемония награждения лауреатов и победителей первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Её учредили: главная радиопередача...

Image

Более 1 300 человек собрал Международный форум ОЭЗ-2025 в Нижнем Новгороде

Более 1 300 человек собрал III Международный форум ОЭЗ-2025 в Нижнем Новгороде, который состоялся 18 сентября.

Image

25-26 сентября 2025 года в техцентре ВОЛИН состоится пятый Фестиваль рабочих профессий

ВОЛИН ФЕСТ 2025 превратится в центр международного притяжения для всех, кто интересуется востребованными профессиями в автотехобслуживании и современными достижениями в автомобилестроении....

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.